специальные технические средства для обучения детей с овз

Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В учреждении используются средства обучения и воспитания:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);

— таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;

— карты по истории и географии;

— картины по русскому языку, литературе;

— портреты по всем учебным предметам;

— натуральные объекты по биологии;

— модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;

— лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.

Источник

«Методы и средства обучения детей с ОВЗ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Методы и средства обучения детей с ОВЗ»

Вводная часть. К специальным средствам организации обучения детей с ОВЗ относятся ментальные карты, интеллект-карты, мнемотаблицы, визуальное расписание, визуальная технологическая карта деятельности. Данные средства построены на принципе визуализации, иллюстрирования содержания учебной информации. Такие средства помогают детям понять и запомнить нужную информацию, организуют воспроизведение информации или деятельности ребенка. Примеры визуальных средств вы можете посмотреть в презентации (слайды 231-236, 245-249)

Задание. Разработайте визуальное средство по любой теме программы. Заполните презентационную карточку визуального средства

\ направление внеурочной деятельности

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях

Назначение средства (какую проблему, задачу решает данное средство)

Ментальная карта представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов в виде ментальных карт повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, обучающиеся готовятся к воспроизведению материала дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование ментальных карт позволяет развивать и творческие способности учащихся и формирует у них основы критического мышления.

Благодаря им учитель может объяснить такие сложные для их восприятия термины, как «Безопасность жизнедеятельности», «Гражданские организации гражданской обороны», «Источник природной чрезвычайной ситуации» и др, познакомить с основными правилами в чрезвычайных ситуациях, «Правила поведения при пожаре», «Правила поведения в лесу в пожароопасный период», «Правила поведения в быту» и др.

Ребенку с интеллектуальными нарушениями трудно запомнить большой текст. Из-за однообразия и монотонности теряется острота восприятия и снижается объем необходимой информации. Появляется неуверенность в себе, теряется интерес к учебе. На конспектирование учебного материала тратится много нужного времени, оно используется и на поиск необходимой информации при прочтении конспекта. При традиционных способах записи нет места творчеству, что удручающе сказывается на учебных процессах обучающихся с ОВЗ.

Источник

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ на территорию МБДОУ. Распашные двери ДОО позволяют обеспечить доступ инвалидной коляски в здание.

Организация образовательной деятельности для данной категории воспитанников возможна в групповых помещениях первого этажа здания.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 91» функционирует с 1962 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Создание отдельного меню не осуществляется. МБДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется МБУЗ Детская городская поликлиника № 1.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297, которым утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, на основании письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 03.05.2017 г. № 02-01-81/3732 «О подтверждении участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 года» в 2017 году» МАДОУ ДС № 48 приняло решение об участии в данной программе и подготовило пакет документов в рамках данной программы на представление консолидированной субсидиции из Федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностчми здоровья качественного образования для приобретения технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей»

— логопедический тренажер «Дэльфа-142»

— стерилизатор гласперленовый (шариковый)

— программно-аппаратный интерактивный комплекс «Колибри» (интерактивная панель)

— малогабаритный мягкий детский диван

— круглый детский стол

— подушка с гранулами

— стол для рисования песком

— двухсторонняя магнитно-маркерная доска

— игрушки-сюрпризы (с включением света, звука)

— музыкальные инструменты, шумовые наборы

— многопрофильный набор психолога

— тактильные комплекты (ящик «Рукава», тактильные ячейки, кистевой и настольный тренажер)

— специальные световые приборы и оборудование для комнаты релаксации (полусфера, мягкое покрытие, колесо спецэффектов, световая пушка, проектор и т.д.)

Российская Федерация, 624286, Свердловская область, пгт Малышева, улица Осипенко, дом 10-А.

Источник

Материально-технические условия для реализации ФГОС ОВЗ

МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» для реализации ФГОС ОВЗ

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

организации временного режима обучения;

специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.

На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и условий «безбарьерной» образовательной среды в ОО проведены следующие мероприятия:

1. Школьные помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами СанПиН, правилами противопожарного режима РФ и элетробезопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению. Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.

Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ОВЗ является о беспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

2. Для проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистам имеются отдельные специально оборудованные кабинеты.

3. Имеется помещение для питания обучающихся.

4. Оборудована лаборатория в начальной школе, в которой имеются демонстрационные и раздаточные материалы необходимые для реализации АООП.

Организация временного режима

Временной режим образования обучающихся устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами гимназии.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май по 4 урока по 40 минут каждый), один раз в неделю 5 уроков за счёт урока физкультуры. Продолжительность учебной недели – 5 дней в 1-4 классах, 5-9 классы – 5 дней. Обучение проходит в две смены.

Технические средства обучения

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Для создания качественного информационного ресурса используются возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам.

В МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» реализуются АООП варианты:2.1; 5.1; 6.1; 7.1 и 8.2., и поэтому нет необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, используются рабочие тетради на печатной основе, включая прописи.

Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Осваивая содержание области « Математика и информатика » специалисты используют разнообразный дидактический материал: предметы различной формы, величины, цвета, счетный материал; таблицы на печатной основе; калькуляторы; измерительные инструменты и приспособления (размеченные и не размеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрические фигуры и тела; настольные развивающие игры.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус создания специальных условий.

Статус ОВЗ в школьном возрасте дает:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. Право на бесплатное питание в школе;

4. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;

5. Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

6. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа вздания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, организуется образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей(законных представителей).

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.

1. Наличие оборудованных учебных помещений

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.

Лица с ОВЗ, и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

2. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» панельное здание, год постройки – 1975. В здании нет пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:

4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ:

Разработан и утверждён план совместных мероприятий МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» и городской клинической поликлиникой № 22:

— организуются профилактические осмотры;

— постановка и учет туберкулиновых проб;

— проведение санитарно-просветительской работы;

— организация противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия, соблюдение температурного режима в течение дня.

6. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Хостинг сайта поддерживает платформа Е-Паблиш

Антивирусная защита сайта обеспечивается

Эти средства обеспечивают:

— защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней,

а также иных неправомерных действий в отношении нее;

— копирование информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

регулярное резервное копирование сайта

также производится администрацией на локальный внешний носитель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *