спбгу коронавирус дистанционное обучение
В СПбГУ опровергли перевод студентов на дистанционный формат обучения из-за распространения коронавируса
Подписаться:
Поделиться:
Санкт-Петербургский государственный университет пока не будет переводить студентов на дистанционный формат обучения из-за роста числа заражений коронавирусом. Информацию, появившуюся в университетской газете, опровергли в пресс-службе СПбГУ, заявив, что подобные решения не принимались.
Anton Veselov / Shutterstock.com
По сообщению университетской газеты iUni, перевод на онлайн-режим обучения приняли на совещании руководителей факультетов и институтов с проректорами Мариной Лавриковой и Еленой Черновой. Из-за роста числа заражений коронавирусом студенты должны были уйти на «удаленку» с 12 октября по 1 ноября.
Информацию об этом опровергли в пресс-службе СПбГУ. Как пишет «Бумага», решение о переходе с 12 октября 2020 года на дистанционную форму обучения не принималось. Несмотря на это, как рассказала газете студентка вечернего отделения одного из факультетов вуза, большинство занятий и до сегодняшнего дня проходили дистанционно с одной очной парой в неделю.
Напомним, ранее всех студентов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» также перевели на дистанционный формат обучения из-за распространения коронавируса.
В конце сентября студентов одного из общежитий СПбГУ в Петергофе закрыли на карантин по коронавирусу. Вирус был обнаружен у членов семьи одного из преподавателей вуза, поэтому его, как и контактирующих с ним обучающихся, направили на самоизоляцию. Закрытые в общежитии студенты жаловались на нехватку еды — решать проблему администрация университета предложила с помощью волонтеров.
Материалы ректорского совещания
Организация работы СПбГУ в связи с внесением изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт‑Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
23 октября губернатор Санкт-Петербурга подписал постановление № 795 «О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121».
Постановлением предписывается осуществить перевод 70 процентов работников организаций Санкт-Петербурга на дистанционный режим работы с 30.10.2021 по 07.11.2021. В СПбГУ на дистанционный режим работы переведено 74 % сотрудников.
Также согласно постановлению с 30.10.2021 по 07.11.2021 в Санкт-Петербурге приостановили работу торгово-развлекательные предприятия, за исключением точек продажи продовольственных товаров и товаров первой необходимости. Документом приостановлен допуск посетителей в библиотеки, фитнес-центры, аквапарки, бассейны и иные организации, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта. Кроме того, запрещено проведение спортивных и физкультурных мероприятий, а также предоставление услуг по организации отдыха детей и молодежи на территории Санкт-Петербурга. В Университете приостановлен допуск посетителей в библиотеку, бассейн, приостановлено проведение спортивных и физкультурных мероприятий.
Первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова на совещании сообщила, что в постановлении имеется и еще ряд положений, напрямую касающихся жизни Университета. Среди них — перевод образовательной деятельности с 30.10.2021 по 07.11.2021 исключительно в дистанционную форму для образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, а также дополнительных общеобразовательных программ. Дистанционный формат обучения рекомендован и для образовательных программ высшего образования.
Также первый проректор напомнила, что Университет в организации работы в период с 30.10.2021 по 07.11.2021 руководствуется и указом президента Российской Федерации от 20.10.21 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре — ноябре 2021 года».
В связи с положениями указанных документов в СПбГУ изданы следующие локальные нормативные акты:
Е. Г. Чернова добавила, что на прошлой неделе губернатор подписал еще один документ, которым будет регламентироваться порядок организации работы на предприятиях региона с 08.11.2021: постановление губернатора Санкт-Петербурга от 28.10.2021 № 820 «О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121». Согласно этому постановлению:
Все эти решения будут неуклонно исполняться в СПбГУ.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 21 обращение от студентов и преподавателей (в том числе 11 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). Еще 19 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе: о возможности перевода в СПбГУ, возможности посещения занятий, возможности получения справки о подлинности диплома СПбГУ, возможности получения дополнительного образования в СПбГУ, занятиях по физической культуре и спорту, условиях обучения в СПбГУ иностранных студентов после получения гражданства РФ, сроках проведения зимней промежуточной аттестации, действиях преподавателя СПбГУ, самоизоляции и дистанционном формате обучения, об учете внеучебной деятельности, о выдаче справок, порядке выбора научного руководителя, обучении иностранного обучающегося. По всем поставленным запросам проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
Среди поступивших в Виртуальную приемную обращений — вопрос аспиранта об отдельных онлайн-курсах, включенных в учебный план, и их связи с результатами освоения образовательной программы. В обоснование своей позиции обучающийся ссылается на требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), тогда как СПбГУ реализует программы высшего образования, в том числе программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС), которые могут быть выше требований федеральных стандартов.
Марина Юрьевна напомнила, что СУОС СПбГУ утвержден приказом от 09.08.2018 № 7828/1 «Об утверждении образовательного стандарта высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета» (с последующими изменениями и дополнениями) и размещен на официальном сайте Университета (https://spbu.ru/sveden/eduStandarts).
Согласно СУОС СПбГУ совокупность компетенций, закрепленных в каждой образовательной программе, включает в себя универсальные компетенции, установленные образовательным стандартом Университета. Универсальные компетенции, установленные СУОС СПбГУ, — неотъемлемая часть всех основных программ высшего образования, в том числе программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Компетенции формируются общеуниверситетскими дисциплинами, которые, в частности, реализуются в формате онлайн-курсов. С СУОС СПбГУ, а также учебно-методической документацией каждой образовательной программы абитуриенты могут ознакомиться при поступлении в СПбГУ.
Таким образом, для получения диплома СПбГУ обучающийся должен освоить и подтвердить сформированность всех компетенций, предусмотренных СУОС СПбГУ. Исключение каких-либо обязательных дисциплин, формирующих обязательные для конкретной программы компетенции, противоречит действующему законодательству об образовании и СУОС СПбГУ. При формировании в том числе универсальных компетенций обучающиеся имеют право освоить онлайн-курсы ведущих зарубежных и российских вузов. Результаты аттестации по онлайн-курсам могут быть перезачтены как результаты освоения определенных дисциплин учебного плана.
М. Ю. Лаврикова добавила, что, по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия на прошлой неделе проходили по расписанию.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако в большинстве учебно-научных подразделений такие встречи прошли.
Так, руководители Института философии, Института истории, Института наук о Земле, факультета искусств, факультета свободных искусств и наук, экономического факультета, факультета международных отношений, факультета социологии, биологического факультета, филологического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, математико-механического факультета рассказали студенческим советам о формате обучения с 30.10.2021 по 07.11.2021. Согласно приказу от 25.10.2021 № 10197/1 «Об организации учебного процесса в период с 30.10.2021 по 07.11.2021» учебные занятия в этот период проходят с применением информационно-коммуникационных технологий.
Как рассказала М. Ю. Лаврикова, первый заместитель декана факультета искусств на встрече с представителями студенческого совета поручил им провести среди студентов разъяснительную работу о важности вакцинации от коронавирусной инфекции и соблюдении противоэпидемических мер.
На совещании директора Института истории с председателем студенческого совета и старостами учебных групп разъяснялась необходимость еженедельно направлять в адрес директора института информацию о проблемах в организации учебного процесса.
Первого заместителя декана экономического факультета студенты спросили о порядке принятия решений по переводу на вакантные бюджетные места при возникновении конкурсной ситуации. Замдекана напомнил, что при освобождении бюджетное место остается вакантным до следующего планового заседания Центральной комиссии по переводам и восстановлениям. На вакантные места могут в равной степени претендовать лица, подавшие заявления на восстановление в вузе, на изменение основы обучения, на перевод из другой образовательной организации. При необходимости также может быть проведено дополнительное аттестационное испытание. Подробная информация о порядке перевода и восстановления доступна на ресурсах СПбГУ.
И. о. декана медицинского факультета на встрече с членами студенческого совета рассказал обучающимся о порядке доступа в симуляционный центр (Центр медицинских аккредитаций) СПбГУ, а также о продолжении сбора сведений, необходимых для утверждения плана подготовки студентов к олимпиадам на базе этого центра. Кроме того, студенты задали вопрос о дальнейшем формате практических занятий по общей хирургии, которые ранее у студентов одной из групп проходили на клинической базе городской многопрофильной больницы № 2 (эту больницу недавно перевели на оказание помощи больным коронавирусной инфекцией). Вопрос решается. Внесение изменений в расписание практических занятий по общей хирургии находится под контролем и. о. декана факультета.
И. о. декана факультета свободных искусств и наук и первый заместитель декана биологического факультета на прошлой неделе обсудили со студентами вопросы избрания нового состава студенческого совета.
По результатам обсуждения вопроса на ректорском совещании в связи с текущей обстановкой руководителям учебно-научных подразделений поручено ежедневно до 19:00 представлять первому проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой информацию обо всех проблемах, возникающих в ходе организации учебного процесса. Ректор подчеркнул: такую информацию необходимо направлять максимально оперативно. Он напомнил, что весной 2020 года во время экстренного перехода на дистанционный формат обучения такая мера позволила решить многие важнейшие вопросы.
С информацией в рамках рассмотрения вопроса об организации учебного процесса выступил и начальник Управления-службы информационных технологий Сергей Юрьевич Севрюков. Он рассказал, что до конца семестра в Университете будет открыто 35 гибридных аудиторий (Материалы ректорского совещаниz от 20.09.2021). Такие аудитории позволяют вывести на новый уровень обучение с применением информационно-коммуникационных технологий: гибридные аудитории объединяют участников учебного процесса в здании Университета с теми, кто находится за его пределами. Оборудование помогает в двустороннем режиме подключить к работе на равных условиях всех участников учебного процесса и позволяет студентам в интерактивном режиме взаимодействовать с преподавателем.
Аудитории, которые оборудуются для обучения в гибридном формате, сотрудники УСИТ выбирали совместно с директорами институтов и деканами факультетов. Основные принципы отбора — наличие акустической и световой возможности для создания эффективного мультимедийного аудиовидеовзаимодействия, а также достаточная вместимость.
К отбору аудиторий для переоборудования приступили в начале года. К концу октября специалисты УСИТ уже завершили проектирование, формирование конкурсной документации, закупочные процедуры — начались поставка и монтаж оборудования. Как отметил С. Ю. Севрюков, несмотря на сбои в поставках оборудования, вызванные коронавирусными ограничениями, к настоящему моменту все необходимое оборудование уже получено Университетом, идет его монтаж в аудиториях. На предстоящей неделе, несмотря на нерабочие и праздничные дни, добавил начальник УСИТ, работы будут продолжены.
Директорам и деканам поручено представить предложения по оборудованию под гибридный формат занятий и других аудиторий в зданиях СПбГУ, где ведется учебный процесс.
Об отчислении обучающихся в связи с нарушением законодательства РФ и локальных актов СПбГУ
В ночь с 18 на 19 сентября на территории комплекса общежитий в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга группа студентов продолжительное время нарушала требования законодательства Российской Федерации, правил внутреннего распорядка СПбГУ, в том числе нормы о соблюдении тишины в ночное время, запрет на потребление алкогольной продукции на территории образовательной организации, а также действующие противоэпидемические требования.
Как напомнил проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, этот инцидент обсуждался на ректорском совещании 20 сентября. Тогда было отмечено, что к обучающимся, которые будут признаны виновными в нарушении законодательства и локальных актов Университета, применят меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из СПбГУ.
На ректорском совещании 1 ноября А. В. Бабич доложил, что в отношении обучающихся, допустивших нарушение действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета, были составлены акты о соответствующих нарушениях. На основании этих актов студентов привлекли к дисциплинарной ответственности в соответствии с предусмотренной процедурой.
В соответствии с действующим законодательством, уточнил А. В. Бабич, при выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние.
Александр Вячеславович пояснил, что обучающиеся были задержаны сотрудниками правоохранительных органов и привлечены к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных КОАП РФ, а именно: потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (статья 20.20), появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21), мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (статья 20.1), неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3).
В ходе совещания было отмечено, что студенты не стали оспаривать в законном порядке решение правоохранительных органов: таких сведений не поступило ни от самих студентов, ни от представителей полиции. А. В. Бабич также подчеркнул, что студентов о неправомерности таких поступков предупреждали не только уполномоченные должностные лица Университета, но и Совет обучающихся СПбГУ (Официальная группа Совета VK).
По совокупности всех вышеизложенных обстоятельств к шести обучающимся применена мера дисциплинарной ответственности в виде отчисления, к одному обучающемуся — выговор (Сколько же студентов отчислено из СПбГУ за нарушения общественного порядка?; Наказали ли студентов, которые нарушали общественный порядок?).
Участники совещания в ходе обсуждения вопроса подчеркнули, что в ночь с 18 на 19 сентября на территории комплекса общежитий нарушали общественный порядок несколько сотен обучающихся. При этом, как пишут студенты в социальных сетях, на их взгляд, задержаны не самые активные нарушители общественного порядка и что самые активные спрятались и молчат — никто из них по доброй воле не пришел и не признался в содеянном.
Решение комиссии по этике СПбГУ в отношении аспиранта А. В. Пачина
На ректорском совещании было доложено о принятом комиссией по этике СПбГУ решении, вынесенном в связи с действиями аспиранта второго года обучения по направлению «Экономика» А. В. Пачина (Материалы ректорского совещания от 04.10.2021). Комиссия по этике СПбГУ среди прочего постановила: «Считать, что действия Пачина Алексея Владимировича не соответствуют высокому статусу обучающегося Санкт-Петербургского государственного университета». Полный текст решения комиссии опубликован на сайте Университета.
О работе информационной системы Pure
Для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности необходимо, чтобы все участники научно-исследовательского процесса (научно-педагогические работники, молодые ученые, обучающиеся, административный персонал) могли своевременно получать и направлять актуальную информацию на каждом этапе жизненного цикла исследования (от подачи заявки на конкурс до предоставления отчетности по проекту). Инструментом обмена информацией и управления научными исследованиями в СПбГУ является Pure — система, предоставляющая единый источник всех данных о научном процессе в организации. Система Pure объединяет публикации, научные проекты, данные об ученых, о факультетах, о коллаборациях, гранты, отчеты и многое другое.
Как отметила заместитель проректора по научной работе Анастасия Сергеевна Ярмош, создание, наполнение и содержание подобной централизованной системы управления и мониторинга требует слаженной работы как со стороны научно-педагогических работников, так и со стороны административных подразделений (УНИ, Центра экспертиз, Научного парка, Научной библиотеки и других). От качества и полноты внесенных данных напрямую зависит качество принимаемых решений: например, меры стимулирования по результатам данных о публикационной активности и привлеченном финансировании.
А. С. Ярмош напомнила, что сейчас в Pure СПбГУ импортируются необходимые для анализа научной деятельности сведения о персонале из систем SAP и «Обучение»: в том числе ФИО работника, должность, информация об ученой степени, ученом звании, срок действия трудовых отношений с организацией для штатных работников, ФИО обучающегося, наименование образовательной программы и другое. Сведения о поданных на конкурсы заявках, публикациях, участии в мероприятиях (конференциях, симпозиумах и прочих), полученных наградах в Pure должны своевременно и самостоятельно вносить работники и обучающиеся. Анастасия Сергеевна добавила, что в Pure возможно импортирование публикаций из внешних по отношению к СПбГУ онлайн-источников (подробное пошаговое описание действий размещено здесь). Верификация данных о публикациях, загруженных в Pure научно-педагогическими работниками, выполняется работниками библиотеки. Сведения о полученных грантах и договорах вносят работники УНИ, Научного парка, Центра экспертиз в соответствии с инструкциями и на основании данных о результатах конкурсов, переговоров.
Система Pure СПбГУ — аналитический инструмент, позволяющий анализировать информацию по следующим основным блокам.
По этому блоку имеется возможность выгружать и анализировать качественные и количественные показатели публикационной активности работников и обучающихся СПбГУ, в том числе по годам, квартилям журналов (по данным Scopus), различным метрикам (SJR, JSR и прочим). Возможно формирование рейтингов кафедр/факультетов/институтов с использованием данных об НПР (возрастные группы, должности, индекс Хирша и другие), формирование аналитических срезов как по общему количеству публикаций, так и с учетом отдельных индикаторов.
По этому блоку имеется возможность анализировать количественные показатели конкурсной активности работников и обучающихся как по конкретным конкурсам, так и в целом (в том числе по возрастным группам, подразделениям, должностям). Например, на основе выгрузок данных Pure возможно формирование рейтинга кафедр/факультетов/институтов по количеству поданных заявок на конкурс РНФ для молодых ученых.
По этому блоку имеется возможность анализировать количественные и финансовые показатели результативности конкурсной деятельности сотрудников и обучающихся как по конкретным конкурсам, так и в целом (по возрастным группам, подразделениям, должностям, объемам привлеченных средств и другим показателям).
По этому блоку имеется возможность анализировать количественные и финансовые показатели привлеченного финансирования (по возрастным группам, подразделениям, должностям, объемам привлеченных средств, по заказчикам и другим).
Информация об иных видах научной деятельности работников и обучающихся СПбГУ
По этому блоку имеется возможность анализа информации, относящейся к научной деятельности: сведения о полученных наградах и премиях, участие в научных мероприятиях — конференциях, симпозиумах и других.
Возможность использования данных первого, второго и пятого блоков для анализа зависит от полноты, своевременности и достоверности внесенных сведений работниками и обучающимися СПбГУ и напрямую связана с мерами стимулирования и определения приоритетности в выделении ресурсов.
А. С. Ярмош сообщила: был проведен сравнительный анализ данных базы Scopus и сведений ИС Pure по публикациям 2020 года работников учебно-научных подразделений. Всего отражено в системе Pure — 3338 публикаций. При этом в результате сопоставительного анализа было обнаружено, что научно-педагогическими работниками не внесены в ИС Pure сведения о 571 публикации 2020 года, зарегистрированной в Scopus.
публикаций 2020 года, зарегистрированных в базе Scopus,
публикаций 2020 года, зарегистрированных в базе Scopus,
не внесенных
Количество авторов (НПР) подразделения, не внесших в ИС Pure сведения о всех публикациях 2020 года, зарегистрированных в Scopus
Крупный петербургский вуз перешел на дистанционное обучение
С понедельника, 25 октября, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге объявила о временном переходе на дистанционное обучение. Соответствующий приказ подписала директор вуза Анна Тышецкая.
В документе говорится, что петербургский филиал ВШЭ переходит на дистанционный формат минимум до конца 2021 года «в связи с профилактическими мерами по предупреждению угрозы распространения коронавирусной инфекции». До 6 ноября студенты будут учиться самостоятельно, используя ресурсы LMS (Learning Management System — сервис, учебные материалы. Платформа позволяет управлять процессом обучения и оценивать его результаты). После завершения официальных нерабочих дней очные занятия вернут только по тем предметам, которые невозможно провести с использованием дистанционной формы обучения. При этом на занятии смогут одновременно присутствовать не более 15 человек. Зимняя сессия также пройдет в онлайн-режиме.
Остальные вузы Петербурга определятся с форматом обучения в ближайшее время. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого готовится к локдауну с 30 октября по 7 ноября — соответствующий документ еще не прошел стадию подготовки. В нем будет определен и формат обучения на этот период.
В СЗИУ РАНХиГС сообщили РБК Петербург, что с 30 октября по 7 ноября все занятия переводятся в дистанционный формат. При этом программы дополнительного профессионального образования, если их невозможно реализовать дистанционно, перенесут на более поздний период. Начальник учебно-методического управления СЗИУ РАНХиГС Анна Шматко сообщила, что после 7 ноября очное обучение в вузе продолжится в случае снятия ограничительных мер. Правда, и в этом случае лекции будут проходить дистанционно, в оффлайн останутся только практические и семинарские занятия. «Также продолжится практика вывода на полный дистант на период карантина (14 дней) групп, где были обнаружены случаи заболевания COVID-19», — отметила Анна Шматко. В вузе уверены, что продление карантинных мер не скажется на качестве предоставления образовательных услуг, к тому же процедуры проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации в дистанционном формате уже отработаны.
Помимо организации дистанционного формата обучения вузам постановлением главного санитарного врача по г. Санкт-Петербургу предписано до 15 декабря обеспечить полную вакцинацию против COVID-19 не менее 80% от общей численности работников. Пока этого показателя достичь не удалось. Например, в СПбГУ на сегодняшний день вакцинировано только 50% персонала и 3,5 тысячи студентов из 25 тысяч обучающихся. Как было сказано на ректорском совещании 18 октября, число заболевших сотрудников университета за две недели выросло в 10 раз.