спасу нет что значит
Без Христа спасенья нет
Иисус Христос… есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения.
Воскресение Христово. Византийская миниатюра |
К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.
Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:
«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…
Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…
Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.
Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.
Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.
За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:
Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.
Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.
Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.
Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).
Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).
И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.
Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.
Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.
Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.
Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).
Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.
О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!
Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.
Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:
«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…
Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.
Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).
С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.
Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.
И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).
И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.
Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.
Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.
«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.
Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).
И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?
Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.
Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).
Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:
Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.
Кто сказал, что Спасу нет?
Даты Спасов в 2021 году:
Медовый спас 2021 – 14 августа;
Яблочный спас 2021 – 19 августа;
Ореховый спас 2021 – 29 августа.
«Они тебя вспросют, – ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь!»…
Иван Шмелев «Лето Господне»
Итак, начнем с определений, как учил нас Владимир Ильич. Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) именуют приходящиеся на август три православных праздника, посвященных Спасителю, – Происхождение честных древ Креста Господня, Преображение Господне и Нерукотворный Образ. Казалось бы, никакой гастрономической нотки в этих духовных праздниках изначально заложено не было. Однако мудрый народ сумел привязать эти дни к своим мирским обычаям, связал их со своей природой (август на Руси – урожайный месяц, конец лета) и был поддержан не менее мудрой православной церковью (в былые времена не начинали есть никакой сезонной пищи без ее благословения).
Так появились вторые, уже народные названия этих праздников: Спас медовый, Спас яблочный и Спас ореховый – по названию лакомств, которые разрешалось с этого дня отведывать. Что вполне разумно не только с религиозной, но и с диетологической точки зрения. Впрочем, давайте по порядку, тем более что Спасы по порядку и справляют – как в известных строках Вячеслава Иванова:
Едва медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий – с вечери успенской
Иванов день: всему свой час.
Спасовка – лакомка…
«Первый Спас… – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается. уж пошабашила»…Медовый Спас
Этот праздник справляют 14 августа (1 августа по старому стилю), и его основное и полное название Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (народ говорил «Происхожденьев день») связано с крестным ходом – вынесением креста на дороги и улицы для отвращения болезней и эпидемий (здесь вполне уместнее было бы вместо «происхождение» поставить «вынесение», но такова уж традиция перевода с греческого). По крайней мере, именно так делали когда-то в Константинополе – из-за летней августовской жары город страдал от распространения различных болезней. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился в Православных церквях всего мира.Святая София
Реликвию храма святой Софии носили по городу две недели, вплоть до праздника Успения Богородицы. Именно поэтому с 14 августа начинается Успенский (осенний) пост, который также продолжается две недели (по 27 августа) и соблюдается не меньше, чем Великий. В понедельник, среду, пятницу – сухоядение; во вторник и четверг – горячая пища без масла; в субботу и воскресенье допускается растительное масло; в день Преображения Господня (19 августа) и в Успенье, если оно придется на среду или пятницу, можно включить в меню и рыбу.
Страшное слово «сухоядение» означает самый строгий пост и на деле предусматривает всего-навсего отказ от кофе, чая, компотов, мяса, масла (в том числе и растительного), молока, вина, самогона, виски, пива и вареной (приготовленной) пищи – супов, например, бефстроганов или омаров на гриле, зато можно вволю лакомиться хлебом с солью, сырыми овощами и фруктами, сухофруктами и медом, запивая это все водой и соками. Согласитесь, не так уж и плохо – недаром в народе говорили: «Успенский пост мужика досыта кормит»; «Спасовка – лакомка, а Петровка (Петровский пост) – голодовка»…
По преданию, именно в этот день в 988 году крестилась Русь при Владимире Святом («Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1»), поэтому праздник в народе получил еще одно название – Спас на воде, или Мокрый Спас. Во всех городах и селах тянулись крестные ходы к рекам, озерам, прудам, около которых совершались молебны и освящалась вода, обязательно освящали и «мирские» колодцы, а после водосвятия купались в надежде защититься от лихорадки и сглаза, избавиться от грехов: «На Спаса в Иордане купаться – незамоленные грехи простятся». Крещение Руси
«Иордань» устраивалась даже на Москве-реке, и в купании принимал участие сам царь, который накануне праздника, вечером 31 июля, выезжал в Симонов монастырь на вечерню, а утром, в сам праздник, стоял заутреню. Духовенство освященной («иорданскою») водой окропляло войска и знамена, всем желающим разливалась святая вода, а две доверху наполненные серебряные чаши отправлялись в царский дворец. В этот день старались крестить младенцев, купались сами, а крестьяне еще купали и скотину, чтобы «падежу не было».Симонов м онастырь находится в современном Даниловском районе Москвы, и являлся одним из самых крупных и богатых монастырей столицы современной России. Собственно, Симонова монастыря в Москве нет с января 1930 года. Его взорвали, чтобы построить цеха заводов «Динамо» и ЗИЛ. От самого богатого, крупного монастыря Москвы остались три мощные башни XVII века, фрагмент монастырской стены, храм Тихвинской иконы Божией Матери и хозяйственные постройки XVI и XVII веков.
Еще одно народное название этого праздника «медовый» наталкивает нас на мысль о мёде, разрешенном во время Успенского поста. И правильно наталкивает, так как в этот день, помимо воды, освящается и мед нового сбора – 14 августа принято «ломать» первый мед на пчельниках, поскольку пчелы перестают его приносить. Пчеловоды с утра выбирали на пасеке самый медоносный улей, «выламывали» из него соты, клали в деревянную посуду и несли в церковь, где после обедни священник благословлял весенние и летние труды «божьей работницы» пчелы. Часть освященного меда (попову долю) дьячок собирал в заранее приготовленные корытца, часть – раздавалась нищим («На первый Спас и нищий медку попробует!») и детворе («ребячья доля»).Трудно не любить это чудо природы во всех его ипостасях: светло-желтый цветочный; янтарный липовый; прозрачные, как вода, жидкий ясеневый, акациевый и клеверный; наконец, коричневый самых разных оттенков вересковый и гречишный, «щекочущий горло». Простейшая проверка качества меда производилась так. В кадушку опускали тонкую палочку и вынимали – настоящий мед тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать и капать вниз с брызгами. Наконец, хранить мед (лучше не больше года) можно только в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической или деревянной посуде – никакого металла (ладно, в эмалированной или никелированной можно).
Вернувшись из церкви, пчеловоды и сами разговлялись освященным медом (до этого дня мед ели только прошлогодний), пирогами с пшенной кашей на меду, подавали к нему свежие огурчики, обмакивали в него и с аппетитом хрустели. Мед добавляли ко многим постным кушаньям: каше, горошнице, киселю, смешивали с толченым конопляным семенем, свежими и мочеными ягодами, с ним варили варенье. На первом меду выпекали большой хлеб-пряник из ржаной муки нового урожая, готовили «медвяные» квасы и сбитни (мёд растворить в воде, добавить гвоздику, корицу, кардамон, имбирь, кипятить 10-15 минут, снимая пену, дать настояться полчасика, процедить, подогреть и можно пить) и вовсю потчевали гостей. Правда, особенно широко гулять в этот праздник было некогда – у крестьянина в августе работы всегда хватало (во многих губерниях в этот день начинали сев озимых), и строгий пост, запрещавший «винопитие», был установлен Церковью весьма разумно. «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». И правильно – утром забор надо поправить или репу тащить всей семьёй, благо уродилась большая-пребольшая…Маковый Спас
Маковый Спас
Пришел Спас – яблочко припас!
«Второй Спас… – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда»…Яблочный Спас
Второй Спас – Преображение Господне. Так называется самый главный из всех Спасов праздник 19 августа (6 августа по старому стилю), посвященный событиям, описанным евангелистами. Когда Иисус за сорок дней до распятия взошел на гору Фавор с тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – и начал молиться, лицо его внезапно просияло, как солнце, и одежды стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось облако, из него вышли два великих пророка – Моисей и Илия, и раздался глас божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Именно поэтому Преображение Господне называли в народе Спасом на горе. Согласно Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы он не попадал на Великий пост.
Но еще чаще второй Спас именуют Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки, груши, сливы и т.п. – съесть недозрелый плод до 19 августа считается грехом. Впрочем, этот запрет распространялся на все плоды, кроме огурцов. Зато в этот день начинается настоящий яблочный праздник – спелые плоды приносят в церковь на освящение, а затем дарят яблоки друг другу и обязательно угощают неимущих: «На второй Спас и нищий яблочко съест». С точки зрения диетологии совершенно правильно – зачем же есть неспелые фрукты?
Сегодня Спас, Преображенье,
Дней десять, может, до Успенья
Тепло в деревне постоит.
Крестьянин яблоки святить
Несёт в лукошке в Божий храм…
Ещё чуть-чуть, и можно дома
Осенним вечером с лучиной,
Ведя рассказ о днях старинных,
От хлопот летних отдохнуть,
Наливки ягодной хлебнуть,
На печку тёплую залезть
Детей учить, как лапти плесть.
Варвара Болондаева
«Яблоки по всему лабазу, на соломе…. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, – «если глядеть на солнышко, как фонарик!» – вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка»…
«Зима. Крещенские морозы. За окном сугробы снега. И в эту пору хорошо вспоминать о прошедшем лете с бокалом благородного напитка, сохранившего аромат августовских садов и тончайший яблочный вкус». Так в 1887 году писал о русском сидре один из его первых российских производителей швейцарец Пьер Дюсиметъер, который быстро оценил уникальные свойства яблок, выросших в нашем довольно суровом климате, и всего через год получил за свое творение высшую награду качества – медаль Министерства государственного имущества. Сначала яблочное вино проникло в великосветские петербургские салоны, а вскоре и остальное дворянство было покорено этим веселящим напитком. Яблочно-грушевый сидр
Упоминание о крещенских морозах совсем не случайно – оказалось, что сидр из плодов, собранных на Яблочный Спас, в российских условиях созревал как раз на Крещение, воскрешая приятные воспоминания прошедшего лета. Напиток заметили врачи и начали активно назначать его при мочекаменной болезни, «сахарной болезни» (диабете), подагре и даже «бледной немочи» – так именовали модную нынче «депрессию». Сегодня в продаже настоящий сидр найти трудно – чистый яблочный сок заменил концентрат с консервантами, утеряна методика смешивания определенных сортов, которая придавала сидру неповторимый букет. Неплохо бы нам попробовать равняться на испанцев и французов – в Астурии, Стране Басков, Бретани и Нормандии сидр в большом почете, считается элитным напитком и вполне заслуженно.На Руси к Яблочному Спасу распахивали землю под озимые («досевки»), которая тоже освящалась, а после этого дня обычно сеяли: «Со второго Спаса засевай озими». Второй Спас также называют Гороховым – в некоторых областях, например, в Архангельской и Вологодской губерниях справляли «Горохов день»: шли на гороховое поле и всем миром собирали первый урожай (в Первый Спас горох только защипывали), причем, не обращая внимания, где чья полоса. Эти гороховые разговины особенно любили ребятишки, они наедались до отвала и под конец еле-еле переползали с полосы на полосу. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, – считалось, что оно после Яблочного Спаса постепенно начинает сменяться осенью. С Преображения начиналась и жатва ярового хлеба. А у нас на подходе третий Спас – ореховый…
Орехи поспели после Успенья…
«Третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной – для розговин»…Ореховый Спас
Третий Спас – Нерукотворный образ – приходится на 29 августа (16 августа по старому стилю) и совпадает с первым днем Успения. Связан этот праздник с перенесением в Константинополь в 944 году образа Иисуса Христа. Иногда этот Спас называют Холщовым или Спасом на полотне, поскольку Нерукотворный образ Спасителя – это кусок ткани (полотенца), на котором, по преданию, отпечатался лик Иисуса Христа. На Руси Нерукотворный Образ всегда особо почитался, его вышивали на знаменах. В деревенском же быту этот праздник отмечался полотняными торгами: «Третий Спас – на зеленых горах холсты продают»…В этот день начинали собирать урожай орехов, и третий Спас называли Ореховым или Орешным, поскольку только сейчас разрешалось есть созревшие орехи (существуют и исключения – в Грузии из незрелых грецких орехов варят вкусное и полезное варенье). В сибирской и приморской тайге начинался активный сбор кедровых орешков, в южных областях собирали лесные орехи (фундук, лещину) и грецкие (валахские, волошские, греческие). Кстати, во Франции – свои правила: народная поговорка гласит: «На Мадлен (22 июля) грецкие орехи появляются, на Святого Лорана (10 августа) им смотрят внутрь». Фундук в Европе созревает ко дню Святого Фильберта (22 августа), отсюда и английское название этого ореха filbert. По осени в Москве орехи продавали в рыночных рядах Замоскворечья, куда за ними специально ездили запасаться на весь год (например, фундук спокойно хранится до полутора лет). В Петербурге орехи покупали на Щукином и Апраксином дворах. Орехи калили в русской печи, засахаривали, окуная в сладкий сироп и, высушивая в той же печи, настаивали на меду. Кстати, орехи в церкви не святили.
Хлебный Спас
Кроме того, третий Спас называли еще и Хлебным, поскольку накануне отмечалось Успение, с которым связывалось окончание жатвы хлебов (даже самым неторопливым хозяевам полагалось дожать последний сноп) и продолжение «досевок» – высевали озимую рожь. Даже сам август называли «жнивень» или «серпень» (от «серп»). В русской традиции было принято отмечать Хлебный спас в конце уборочных работ, благодарить землю-матушку за нынешний урожай и просить о будущих. В этот день непременно пекли хлеб и пироги из «новой» муки: «Третий Спас – хлеба припас», «Хорош третий Спас – зимой будет квас», «Третий Спас – именинный сноп встречают». В этот день каждый хозяин нес в церковь освящать свежеиспеченный каравай, поэтому домочадцы с утра ничего не ели – разговляться полагалось кусочком освященного хлеба.
Дальше – проще! Успенский пост заканчивался и начиналось разговенье, а оно на Руси всегда было щедрым, изобильным на овощи и фрукты. Вот, когда вам могут пригодиться рецепты – теперь можете есть все, что пожелаете… После третьего Спаса улетают последние ласточки и журавли. В большинстве мест России этот день не праздновали слишком широко – в деревнях начиналась подготовка к завершению летних работ до прихода дождей.
Вот, собственно и все. Остается в последний раз открыть нашего гида Ивана Шмелева и прочитать (можно вслух):
«Ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай. в училищу и впустят».
Собственно, цель достигнута – если вы дочитали статью до конце можете смело готовиться, если не к поступлению «в училищу», то уж ко всем Спасам наверняка. Запасайтесь медом, яблоками, орехами и – вперед!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов