спасский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Спасо-Преображенский собор — уникальный архитектурный памятник начала 11 в., который является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на несколько лет, а Новгородская София — на два десятилетия.

Содержание

История [ править ]

Заложен около 1031-1036 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Описание [ править ]

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII-XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Украина, г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Где остановиться [ править ]

При Успенском Елецком монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее)

Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1

Источник

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Содержание

История

Заложен около 1030-34 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Внешний вид

Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Интерьер

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Принадлежность

Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI века. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове
Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрезПродольный разрез по южному нефу
спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове
Чернигов. Спасо-преображенский собор. планЧернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Источник

Спасо-Преображенський собор (Чернігів)

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

Святині

Краткая историческая справка
о Спасо-Преображенском соборе
г.Чернигова

Спасо-Преображенский собор г.Чернигова является древнейшим каменным храмом на территории всей Украины, который сохранился до наших дней.

Храм заложен князем Черниговским и Тмутараканским Мстиславом после 1024 г. (вероятнее, в 1030-1032 гг.) по случаю победы над князем Ярославом Мудрым под Малым Лиственом. Именно с этого периода территория Черниговского княжества выросла до внушительных размеров: от Тмутаракани на юге до Стародубщины на севере, от Днепра на западе до …Москвы (!) на востоке.

Известно, что на момент смерти князя Мстислава в 1036 г. в основной части собор был построен на высоту около 4 метров (сколько может достать всадник рукой, стоя на коне). НО! Следуя элементарной логике, князя (по сути – правителя значительной части Руси и целого города, в частности) не могли похоронить в недостроенном храме посреди строительного мусора. Вероятнее всего, на тот момент один из пределов (ныне не сохранившихся) на момент смерти князя был уже готов и функционировал, как часовня. До недавнего времени считалось, что пределы были возведены в ХII веке, но в ходе последних археологических исследований в 2008 – 2013 гг. выяснилось, что пределы возводились одновременно с собором. Учитывая, что северный предел в домонгольскую эпоху использовался в качестве усыпальницы, есть все основания считать, что именно он к 1036 году уже был готов. Так что, учитывая тот факт, что именно первое богослужение является отправной точкой функционирования храма, констатируем, что в 1036 году Спасский собор уже был действующим.

Стоит напомнить, что собор св. Софии в Киеве в этот год еще только закладывался; как бы ни пытались столичные исследователи показать его древнее Спасского, эта информация действительности не соответствует. К тому моменту в Киеве функционировали Успенский собор (Десятинный) и церковь Спаса на Берестове (обе до наших дней не сохранились и были отстроены заново в более поздние периоды).

Примечательным еще можем назвать тот факт, что во время татаро-монгольского нашествия и сопровождающих его разграблений и разрушений Спасский собор не только выстоял, но и даже не был разрушен или сожжен! Те изменения, которые коснулись его облика, являются незначительными, а в основной части собор сохранил свой первозданный облик, который радовал глаз древнерусских людей и князей, горожан времен литовского владычества и польского засилья, мещан и паломников казацкой эпохи, ХIХ – ХХ веков, а также современных его прихожан и посетителей. Можем констатировать, что молитва в нем творится, за исключением перерывов во времена засилия униатства (1596 – 1650) и богоборческой советской власти (1920 – 1941; 1964 – 1990), со времен Руси: 983 года (2019 г.)!

За почти тысячелетнюю историю храма в его стенах молились выдающиеся святые земли русской и исторические личности. Также, сонм святых телесно покоится в самом храме и на его погосте.

Выдающимся для собора стал 1896 год, когда в его стенах происходила первая за почти двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви канонизация святителя Феодосия Черниговского и именно в Спасском соборе его мощи покоились до начала гонений на Церковь. Собор стал свидетелем чудес, происходивших от мощей святого Черниговского архипастыря, что в последствии и нашло свое отображение в акафисте святителю Феодосию.

Хранимый Богом Спасо-Преображенский собор выстоял и годину лихолетия, когда с 1941 по 1943 год Чернигов находился под оккупацией немецко-фашистских войск. В сентябре 1943 года во время боев за город он не пострадал (!): в то время, как Коллегиум и Успенский собор Елецкого монастыря были сожжены, а Борисоглебский собор, Вознесенская и Пятницкая церкви полностью разрушены, на Спасский собор не упала ни одна бомба!

К сожалению, до наших дней не сохранились древнерусские фресковые росписи собора (за исключением некоторых фрагментов и изображения святой Феклы), но в 1824 – 1825 годах собор был расписан замечательными картинами из Ветхого и Нового Заветов, а также был установлен новый иконостас, покрытый золотом и серебром. Примечательно, что, в свою очередь, купола собора были покрыты сусальным золотом только во второй половине ХХ века, ведь древнерусская традиция не предусматривала золочения куполов.

В наш непростой ХХI век собор продолжает функционировать, как православный храм, в котором вот уже почти тысячу лет ежедневно совершается важнейшее богослужение Православной Церкви – Божественная Литургия – на которой возносятся молитвы за нашу страну и народ, наш город и его жителей, а также за всех в вере почивших православных христиан.

Святые, в разное время похороненные в соборе или мощи чьих хранились / сохраняются в соборе:

Святые, в разное время посещавшие собор или служившие в нем, видные деятели культуры и исторические личности, чьи имена связаны с собором:

Составитель – иерей Сергий Малышко, священник Спасо-Преображенского собора, кандидат исторических наук, заместитель директора по учебной работе Черниговского филиала Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, доцент ЧФ НАРККиИ

Источник

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

спасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в черниговеспасский собор в чернигове. Смотреть фото спасский собор в чернигове. Смотреть картинку спасский собор в чернигове. Картинка про спасский собор в чернигове. Фото спасский собор в чернигове

С 1046 года в черниговском храме находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – икона Божьей Матери «Одигитрия». Эту икону в начале ХII века перевез в Смоленск Владимир Мономах. С того времени она получила название «Одигитрия» Смоленская. Считается, что благодаря этому чудотворному образу хану Батыю не удалось захватить Смоленск в 13 веке.

За свою почти тысячелетнюю историю Спасский собор пережил несколько разрушений. В 1239 году хан Батый с войском подошел к Чернигову. Руководивший обороной князь Мстислав Глебович потерпел неудачу. Город пал. Жена князя, которая во время осады скрывалась в Спасо-Преображенский соборе, чтобы не попасть в руки врага, выбросилась из окна. А сам храм был разграблен и частично разрушен. Кафедру перенесли из Чернигова в Брянск. И только в конце 17 века, при архиепископе Лазаре Барановиче, в Спасском соборе провели восстановительные работы.

Еще одним серьезным испытанием для святыни оказался великий черниговский пожар 1750 года. Тогда в огне были уничтожены практически все древнерусские фрески храма. Но, как показывает история, не меньший вред облику церкви причинила сама реставрация. В ходе работ сломали крещальню, а вместо нее в углу построили высокую круглую башню, симметрично левой древней башне. Наверху установили два огромных шпиля, которые служили солнечными часами. А в довершение, перед порталами сделали тамбуры. Храм заново расписали, установили резной иконостас. После того, как в конце 19 века позолотили верхушки куполов, храм приобрел современный вид.

В 1926 году собор закрыли. Сначала здесь сделали продуктовый склад, а затем храм отдали местному историческому музею. В 1942 богослужения возобновились, но ненадолго. Через 20 лет здание вновь вернули музею. Ныне Спасский собор входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и одновременно является действующим храмом.

Давным-давно Спасо-Преображенский собор находился на территории Детинца, то есть внутри городской крепости. Сегодня от Детинца остались несколько чугунных пушек и холм, а местность носит название Центрального парка культуры и отдыха имени Коцюбинского.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *