спасский пальцевский женский монастырь
Рассказы о моих предках.
Рассказы о моих предках священноцерковнослужителях, написанные по
мотивам их дел.
Киев
Сообщений: 1356
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3833
—
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Модератор форума
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами
Нижний Новгород
Сообщений: 21643
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 5817
—
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
Киев
Сообщений: 1356
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3833
Дом Шавровых и сын Саша-семинарист на каникулах
Путешествие в Пальцево.
За 10 лет я посетила немало мест, связанных с жизнью моих предков. Одним из важных и интересных путешествий была поездка июле 2008 года в Пальцево. В тот год мы втроем я и мои двоюродные брат и сестра решили поехать в Рамешковский район Тверской области, чтобы увидеть Пальцевский монастырь, и побывать на кладбище, где лежит наш прадедушка.
Этот рассказ о нашем путешествии написан шесть лет назад по свежим следам.
Летний солнечный день помню буквально по минутам.
[ Изображение на стороннем сайте: 6785bf75cb01t.jpg ]
Две монашки из Пальцевского монастыря.
В 30 годы всех монашек вывезли и расстреляли. Когда их увозили, они читали молитвы, а вокруг стоял стон от плачущих прихожан.
Хотя в Интернете было написали про две церкви, но сохранилась, очевидно, только одна.
К речке не подходили, но видели отдыхающих, идущих купаться. Мимо церкви девушки проходили в одних купальниках, а один мужчина шел с удочкой в трусах.
Но вернемся к судьбе монастыря. Ограду после войны всю разобрали для построек, только в одном месте осталась часть стены, и к ней достроили какой-то домик-сторожку.
Помещение церкви использовали для разных нужд, В основном, как склад. А потом использовали как мусоросборник.
Совсем недавно, в 2005 году внутри церкви были набросаны испорченные старые холодильники, разные предметы из ржавого железа, дырявые ведра, корыта¸ кастрюли, кроватные сетки, какие-то бревна, и много мусора. Внутри было несколько гор хлама метра 3-4 м высотой каждый.
Эти подвижницы сами начали все вытаскивать и увозить в предназначенные для мусора места. Иногда им помогали жители деревни.
Когда летом организовали молодежный оздоровительный лагерь на территории монастыря, для его устройства прислали студентов 2 и 3 курса из Тверского пединститута. Они сами подошли к Лидии и Марии и спросили, чем помочь. Наши подвижницы попросили вынести железо и все тяжести из церкви.
В общем, за три года они сделали так, что теперь в церкви в определенные дни проходят службы, а в выходные проводит литургию священник, который, обслуживает несколько далеких деревень.
В колокольне проводят службы в зимнее время, там топят и тепло.
На вопрос, на какие средства они живут, и даже какой-то ремонт делают, ответили, что Бог помогает. Вот пол настилал какой-то житель села. Сам пришел и предложил, некоторые дают деньги.
—
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Киев
Сообщений: 1356
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 3833
Воспоминания Виктора Степановича Шаврова.
«Родился в г.Калязине в 1891 году 8 февраля. Сын дьякона, а впоследствии священника. С детства рос слабым. Перенес много разных болезней, вплоть до воспаления легких, а самая серьезная болезнь была, когда исполнилось 12 лет – это суставный ревматизм. Болел 3 месяца.
Еще очень маленьким любил петь и регентствовать (регент в церковном пении – дирижер хора, музыкальный руководитель). Для меня даже заказывали деревянный камертон, но
так почему-то его и не сделали. С 9 лет свезли меня в Кашин в приготовительный класс
[ Изображение на стороннем сайте: 99fb153bd1fet.jpg ]
Александр Васильевич Александров в 1906-1908 регент архиерейского хора Спасо-Преображенского собора. Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации, многих песен, в том числе известной песни «Священная война».
Был у него и на спевках, а когда мы организовали хор в Калязине, я у него брал много нот. Когда учился в IY классе, я пел за плату в хоре Владимирской церкви.
Единственная любовь.
К этому же времени относится мое первое знакомство с П.Ф.Куровой.»
Работа и увлечения.
После Февральской революции был освобожден как учитель и стал работать в Погореловской начальной школе. За время работы там, в школе, мы с Мамой (П.Ф.Куровой) неплохо поставили пение с учениками. На пение мы подвозили пианино, и Мама садилась за него, а я подыгрывал на скрипке. Кроме этого я организовал церковный хор в с.Дудино (7-8 км от Погорелова). Там был небольшой хорик, но очень спевшийся. Особенно были хороши дисканты и альты. Там хор просуществовал около года. Светский хор (а капелла) я организовал в Тургинове при избе-читальне.
[ Изображение на стороннем сайте: 17b201975856t.jpg ]
Тургиново в начале ХХ века.
Хор из 30 человек состоял, главным образом, из молодежи. Сравнительно скоро его удалось хорошо отработать, и мы в Тургинове давали концерты. Исполняли классические произведения, советских авторов и русские песни. Один раз даже пели свадьбу участнику нашего хора в церкви. Хор этот просуществовал около двух лет. Последний раз пением (хором) я занялся, когда работал в детдоме в Кувшинове. Там пели под баян. Участвовали воспитанники, воспитательницы, а из знакомых вам А.В.Шаврова, (Агнесса Викторовна) в то время ученица 9-10 классов школы.
В 1932 году мы все переехали в г.Калинин. Я был назначен зав.нач школы №9, а Мама- учительницей этой же школы. Одновременно я заведовал еще школой подростков.
В 1938 году нас перевели в среднюю школу №7, а в 1941 году меня призвали в рабочий батальон. Освободили меня по возрасту в феврале 1942 г.
Работал инспектором ОБЛоно, инспектором школы ФЗО и рем.училищ, а потом мы с Несой (Агнесса) уехали в Калязин, где я стал работать старшим мастером школы ФЗО.
В 1944 году мы переехали в г.Кимры, назначен был директором детского дома, а в 1945 г. назначен был завучем Кувшиновского детдома.
[ Изображение на стороннем сайте: 98f358378ab1t.jpg ]
1946 год Кувшиново (Каменка). Деревянный дом промышленников
Кувшиновых, в котором был детский дом. В прошлом веке его сожгли хулиганы.
Таким дедушку вспоминает его младшая дочь – Агнесса Викторовна.
«Мой любимый папа! Как он был для меня дорог! Меня с папой связывали несколько лет жизни (годы войны), когда мы жили вдвоем. Когда папа поехал работать в г. Калязин, я училась в 7 классе, и мы жили вдвоем в одной комнате в общежитии школы ФЗО. Папа работал старшим мастером, это, как завуч школы. Мне так с ним было легко. Мы никогда не ссорились. Он обо мне заботился, многому учил: и стирать, и кушать готовить, и как вести себя. И все это было как-то ненавязчиво. Много рассказывал о своей жизни, о своих родных. Просвещал меня по музыке. Особенно классической. Благодаря его рассказам я, ни разу не слушая оперу в театре, знала содержание и музыку опер «Князь Игорь», «Кармен», «Пиковая дама» и др Папу уважали и любили многие чужие люди».
Жизнь в Борихино.
Из Видикипедии: Бори́хино — деревня в черте города Тверь. Находится в юго-западной части города на территории Пролетарского района, недалеко от шоссе Москва—Санкт-Петербург. Деревня Борихино включена в черту города Калинина в 1977 году».
А в 1947 году, когда сюда переехали Шавров В.С. с женой, это была маленькая деревня в 5-6 км от Калинина.
В Калинин мы, дети и внуки, ходили такой дорогой. Сначала через поле, затем через сосновый бор, выходили на окраину города с пятиэтажными «хрущевками». Там была конечная станция трамвая, который вез нас в центр Калинина.
В Борихино они жили в деревянном доме, где большая комната была классом. Сюда приходила детвора на уроки. Смежная комната с классом была жилым помещением для учителей. Со временем их переселили в другой дом. За домом был огромный луг и огороды, где дедушка выращивал клубнику «Виктория» и огурцы. Сюда же в 1962 году на Золотую свадьбу дедушки и бабушки приехало 4 дочери, сын и внуки.
[ Изображение на стороннем сайте: 951f67e4b07ct.jpg ]
Фото 1912год июль. Свадьба Виктора и Полины. Здесь Виктор Степанович стоит с краю.
Фото 1962 года, июль.Часть большой семьи Виктора Степановича. Золотая свадьба. Дедушка сидит в центре, в одном ряду с ним – сын Степан и дочь Зоя. Выше стоят – дочери Ирена, Руфина и Мариамна в окружении своих детей.
Эпилог.
В 1962 году умерла Курова Полина Флорентьевна, а Виктор Степанович заболел и его положили в больницу г.Калинина. Через полгода мы забрали его на Украину, где он жил в нашей семье. Дедушка умер 3 ноября 1963 года после операции. Похоронен на Украине в г.Золотоноша.
—
Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск.
Спасский пальцевский женский монастырь
\u0412 \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435 XIX \u0432\u0435\u043a\u0430 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0438\u043c\u0435\u043b \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0441\u043e\u0431\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0432 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0432\u0438\u043d\u043e\u043a\u0443\u0440\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0437\u0430\u0432\u043e\u0434 \u043f\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443 \u043f\u043b\u043e\u0434\u043e\u0432\u043e-\u044f\u0433\u043e\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u044b\u0440\u044c\u044f. \u0412\u0438\u043d\u043e \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\u0441\u044c \u0432 \u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0440\u044b. \u0417\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0438 \u0442\u0440\u0438\u043a\u043e\u0442\u0430\u0436\u043d\u043e-\u0432\u044f\u0437\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u0430\u043c\u0438. \u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c. \u041d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f \u0432 1914 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u2014 \u0438\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u044f \u0410\u0433\u043d\u0438\u044f. \u0423 \u043d\u0435\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0432\u043e\u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043e\u0441\u043b\u0443\u0448\u043d\u0438\u0446. \r\n\r\n
\u0412 30-\u0445 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0431\u044b\u043b \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442, \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0438 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u0430 \u0432 \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430\u0445. \u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441 \u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438; \u043f\u0430\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442 \u2116 5922 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u041a\u043e\u043c\u0438\u0442\u0435\u0442\u0435 \u043f\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u044f \u0410\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0422\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438. \u0412 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441 \u0432\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442: \u043a\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u044f 1905 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u044f 1895 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u0445\u043e\u0437\u0434\u0432\u043e\u0440 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XIX \u0432\u0435\u043a\u0430, \u043a\u0435\u043b\u044c\u0438 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XIX \u2014 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0425\u0425 \u0432\u0435\u043a\u0430, \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0430 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XIX \u2014 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0425\u0425 \u0432\u0435\u043a\u0430. \u041f\u043e\u043c\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e\u0434 \u0441\u043a\u043b\u0430\u0434\u044b, \u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u044b, \u0448\u043a\u043e\u043b\u044b, \u0436\u0438\u043b\u044c\u0435. \u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0448\u043b\u0438 \u0432 \u0432\u0435\u0442\u0445\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043f\u0443\u0441\u0442\u0443\u044e\u0442, \u043d\u0443\u0436\u0434\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u0440\u043e\u0447\u043d\u043e\u043c \u0440\u0435\u043c\u043e\u043d\u0442\u0435, \u0430 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u2014 \u0432 \u0440\u0435\u0441\u0442\u0430\u0432\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0412 1901 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u041f\u0430\u043b\u044c\u0446\u0435\u0432\u043e \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0438\u044f \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0438 1896 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u0430\u044f.
Спасский пальцевский женский монастырь
Эту очень затратную и тяжелую работу силами служительниц монастыря провести невозможно, поэтому сестры просят откликнуться всех жителей Рамешковского района, не равнодушных к христианской вере православных людей, и оказать всевозможную помощь.
По вопросам оказания помощи обращаться по телефону: 8 906 553 06 92 (послушница Нина).
Спасский Пальцевский «общежительный» женский монастырь в деревне Пальцево был построен в начале XX века. В обители было две церкви. Первая во имя Спаса Нерукотворного образа, вторая — однопрестольная во имя Серафима Саровского Чудотворца. В середине XIX в. монастырь имел в своем хозяйстве подсобные производства, в частности винокуренный завод по производству плодово-ягодных вин из местного сырья. Вино высокого качества поставлялось в петербургские трактиры. Занимались в монастыре и трикотажно-вязальными промыслами. Монастырское хозяйство было прибыльным. Настоятельница монастыря в 1914 г. — игуменья Агния. У нее было 8 послушниц.
В 30-х годах ХХ века монастырь был закрыт, прекратилась и службы в храмах. Впоследствии монастырский комплекс в д. Пальцево объявлен памятником архитектуры и истории. В комплекс входят: колокольня, 1905 г., церковь Спасская, 1895 г., хоздвор, конца XIX в., кельи деревянные, конца XIX — начала ХХ в., сторожка, конца XIX — начала ХХ в. Помещения в разное время использовались под склады, магазины, школы, жилье. Некоторые пришли в ветхость, пустуют, нуждаются в срочном ремонте, а некоторые — в реставрации.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Пальцево)
Контактная информация
В начале XIX столетия в деревне Пальцево был возведен Спасский Пальцевский женский общежительный монастырь. В обители было две православные церкви: во имя Спаса Нерукотворного Образа и Серафима Саровского. Спасская церковь имела два придела – в честь епископа Тверского Святого Арсения и Знамения Божией Матери.
В середине XIX века в хозяйстве монастыря имелись подсобные производства. На винокуренном заводе из местного сырья производились плодово-ягодные вина высокого качества, поставлявшиеся в петербургские трактиры. Одним из основных промыслов был трикотажно-вязальный. Хозяйство монастыря было прибыльным. Настоятельницей в 1914 г. являлась игуменья Агния, а под ее началом было 8 послушниц, проживавших в нескольких домах на монастырской территории. От церкви и домов к речке шла дорога, которую называли Иордан.
В 1930-х гг. Спасский Пальцевский монастырь закрыли, служба в храмах прекратилась. Монашки были вывезены и репрессированы. Старожилы вспоминали, когда монашек увозили, те читали молитвы, а все вокруг плакали, стоял стон прихожан. После войны ограду обители разобрали для других построек. В храме сначала был устроен приют для детей-сирот, чьи родители не вернулись с войны, затем здесь размещалась школа для умственно отсталых детей. В разное время помещения использовали под магазины, склады, жильё, школы. С годами все постройки обители пришли в ветхость.
В настоящее время (2015 г.) на территории монастыря, возвращенного епархии, проводятся реставрационные работы. Спасский Пальцевский монастырь объявлен памятником истории и архитектуры.
Монастырский комплекс в деревне Пальцево включает в себя:
Матушка СЕРГИЯ (Вотрина): “Мы сподобились великой чести участвовать в восстановлении обители”
В 1920 году был закрыт Симбирский Спасский женский монастырь – один из самых древних в губернии. За 95 лет на его территории размещались концентрационный лагерь, страховая касса, общежитие Индустриально-педагогического техникума, «Рабочий городок» тружеников Патронного завода, фармацевтическая школа, Дворец профсоюзов (ДК «Губернаторский»), ТРЦ «Версаль». Сейчас Спасская обитель возрождается на историческом месте. С чего началось восстановление, чем живет монастырь сегодня и что планируется построить – нам рассказала его старшая монахиня Сергия.
Монахиня Сергия
– Матушка Сергия, расскажите, когда и у кого появилась идея возродить в городе Спасский женский монастырь?
– Идея возникла у предшественника митрополита Анастасия – митрополита Феофана. Когда он получил в управление Симбирскую митрополию, приехал в женский Михаила Архангела монастырь в селе Комаровка. Настоятельница игуменья Магдалина рассказала владыке о нашем подворье, где до 1920 года был Спасский монастырь. Митрополит Феофан заинтересовался и попросил собрать сведения об обители.
По Промыслу Божьему я была келейницей у матушки Магдалины, поэтому вместе встречали и провожали владыку Феофана. Как-то раз он говорит: «матушка Магдалина, дай мне пару сестер, откроем монастырь». Конечно, в это было трудно поверить, тем более в нынешнее время, когда люди практически не ходят в храмы. Но владыка настоял на своем. Этот разговор у нас был в конце марта. А на 5 апреля, – когда было ровно 95 лет со дня закрытия монастыря, – мы попросили его отслужить панихиду об убиенных сестрах. Митрополит Феофан согласился и сказал матушке взять сестер, чтобы вместе помолиться. Поехали с матушкой втроем: послушница Любовь, насельница Валентина и я, грешная монахиня Сергия. В домовом храме провели службу. В конце владыка говорит: «Мы открываем монастырь, чтобы восстановить его». С тех пор оставили нас троих здесь жить. С Божьей помощью, стали служить, владыка дал нам священника, который вначале приходил только по субботам, воскресеньям и праздникам. Сейчас у нас в штате три священника. Службы идут каждый день. В воскресенье две литургии: ранняя в 6 часов и в половине восьмого – вторая.
– Что Вы ощутили, когда митрополит Феофан сказал, что монастырь будет восстанавливаться?
– Монашеская жизнь предусматривает воспринимать все спокойно. Дал Господь, значит так нужно. Тем более, когда правящий архиерей дал благословение, тогда можно не сомневаться, помощь придет свыше. Как Святые Отцы говорят, монастыри не сами по себе существуют, а управляются Матерью Божьей. Люди лишь числятся здесь, но не нами все творится, мы служки Царицы Небесной. Конечно, мы сподобились великой чести участвовать в восстановлении обители. Дай Господь сил, чтобы завершить дело.
– До закрытия в 1920 году в монастырский комплекс входили два храма, кельи, хозяйственные постройки. Как сейчас выглядит монастырь?
– Когда нас открыли, был только игуменский корпус. Потом отдел полиции №6 освободил монастырю сестринский двухэтажный корпус. Еще отдали корпус вдоль забора и угловое здание на ул. Бебеля. Кстати, последнее – самое старинное, датируется где-то 1787-1789 годами постройки. Все они когда-то принадлежали монастырю. Сейчас, получается, у нас четыре здания. Здание вдоль забора мы сделали просфорней и пекарней. Четвертый корпус – бывший постоялый двор, когда-то был баней, сейчас там временно живет священник. Конечно, много где требуется реконструкция. С Божьей помощью отремонтировали сестринский корпус, так и ведем работу.
– Что планируете построить?
– В прошлом году, на Троицу, митрополит Анастасий, губернатор Сергей Иванович Морозов и Игорь Владимирович Любченков заключили трехстороннее соглашение, благодаря которому был принят план развития монастыря. На первом этапе – ремонт ныне существующих зданий. Вторым этапом идет постройка надвратного храма с колокольней. Третий – возведение храма Спаса Нерукотворного и четвертый – строительство кирпичной стены вокруг монастырских зданий. Владыка дал нам статус архиерейского подворья. Сергей Иванович помогает нам с возвращением зданий. Игорь Владимирович отвечает за финансовую часть. Александр Михайлович Капитонов разработал проектный эскиз будущего монастыря. На нем видно, где будут размещаться храмы, предусмотрены и корпуса для паломников, и мастерские, и корпуса для рабочих, сестринские корпуса вдоль забора. Но это все дело времени.
– Вы говорите о статусе архиерейского подворья. Кто управляет монастырем?
– Настоятель – митрополит Анастасий. Если кого принять в число сестер, или решить юридические вопросы – все через него, за владыкой последнее слово. В качестве старшей поставили меня. Сейчас мы собираем необходимые документы: историческую справку о монастыре, наши координаты, чтобы владыка подал прошение в Синод. Для открытия монастыря необходимо, чтобы община пожила какое-то время, показала, что может жить, развиваться и приносить пользу обществу. С нашего открытия прошло уже два года, прибавилось количество сестер, нашлись люди, готовые нам помочь. Раньше проще было. Владыка мог сказать, открываю монастырь, и все. В наше время так: митрополит пишет прошение в Синод, там есть отдел по монашеству, они присылают комиссию, которая изучает все стороны жития и выносит решение: утверждать или нет.
– Сколько сестер живет здесь?
– У нас 15 сестер. Из них: десять манатейные, две инокини, три послушницы. Еще живут три насельницы, которые желают остаться при обители.
– В Спасской обители уже принимают постриг. Будут ли прибавляться монашествующие?
– Дело в том, что поступление сестер в монастырь не может быть планируемым. Господь посылает благодать на людей и многие узнают о монастыре, но это должно коснуться сердца, только тогда человек сможет прийти и посвятить себя Богу. Были времена, когда семьи отдавали хотя бы одного ребенка в монастырь, молитвенника за род, это считалось богоугодным и спасительным делом. Нынешнее поколение стало, наверное, эгоистичным и цивилизация в каком-то роде отдалила нас от Бога. Посмотрите, за двадцать с лишним лет существования Комаровского монастыря там сложился костяк, ну может одна, две сестры приходят, но и, соответственно, старенькие умирают. Получается так и держится в среднем 25 человек. Но я уверена, что Господь уберег тот островок людей, которые смогут продолжить молитвенное дело, спасать свои и души тех, кто об этом нас грешных просит. Преподобный Иустин (Попович) говорил, что духовное здоровье народа измеряется числом монашествующих. За Ульяновск, по милости Божьей, можно порадоваться. Люди почувствовали, как тяжело жить без Господа и нашли силы открыть монастырь. Мы очень надеемся, что Господь пошлет нам сестер в обитель. Условия для проживания далеко не монашеские, цивилизация берет свое, но мы стараемся компенсировать это молитвой, посильными послушаниями. Начали укомплектовывать библиотеку с святоотеческой литературой. А пока вынуждены брать людей на зарплату: в иконную лавку, на вахту, кухню, а хотелось, чтобы эти послушания несли наши сестры.
Эскиз Спасского женского монастыря, разработанный Архитектурной мастерской “СИМБИРСКПРОЕКТ”
– С чем сталкивается человек, придя в монастырь?
– Приходит человек. Вначале живет, определяется, устраивает ли его режим бытия. На послушаниях себя испытывает. Это первая ступень – насельник. Потом, если принимает решение остаться в монастыре, его одевают в послушники, дают черный подрясник, повязывают платочек и дают четки – «оружие борьбы». Если человек несет послушание, ходит в храм, не пропускает службы, владыка по истечению времени дает благословение на иноческий постриг, потом монашеский, затем схима. Здесь есть своя иерархия, но в монастыре мы все равны.
– Какие послушания несут сестры в Спасском монастыре?
– Уборка в храме, на территории обители, труд на кухне и в пошивочной, чтение неусыпаемой псалтири, неукоснительное послушание быть на службах утром и вечером. Потом каждой сестре дается свое келейное правило. Городские условия диктуют свои особенности в несении послушания. Для сравнения, в Комаровке есть пасека, скотный двор, курятник. Сестры там трудятся. Город нас в этом плане ограничивает. В Комаровке принято приглашать на трапезу. Мы эту традицию сохранили и здесь. Придет кто к нам на службу, или кто еды попросит, кормим и с собой даем. Считаем так: пока нам Господь помогает, и мы должны помогать ближнему, хотя бы этим малым. Конечно, невозможно без подсобного хозяйства. Мы мечтаем найти такое место, где были бы и луга, и поля, водоем, места под сад и скотный двор, чтобы сестры могли выезжать туда трудиться и молиться. Сейчас наш благотворитель помогает организовать подворье. В Покровском держим кур и коз. В Цильне посадили виноградник, на третьем участке – зелень и ягоды. Посадили, а там уж как Бог благословит и Матерь Божия.
– Матушка Сергия, Спасский монастырь хоть и возрождается на историческом месте, но за 95 лет границы его сильно уменьшились. Здесь появились Дворец культуры и торгово-развлекательный центр. Тяжело монахиням жить рядом со светскими заведениями?
– Да, раньше монастырь занимал весь квартал. Но мы рады и тому, что осталось. Господь меня изначально в первой своей обители, Михаила Архангела, немного воспитал. Когда человек знает перед кем он ходит, перед кем живет, когда есть цель у человека, все остальное просто не замечаешь. К примеру, извозчику надо проехать через рынок. Он ведет свою повозку и гонит свою лошадку, зная, что в конце базара есть выход. Так и мы, знаем, что нужно стремиться к спасению души, приблизиться к Богу. Мы делаем свое дело, а кто уж там шумит по базару, нас, по милости Божьей, не касается. Но не всем у нас легко. К нам пришла одна из сестер другого монастыря. Хотела у нас остаться. Но пожила и ушла, говорит, что не может слышать рев мотоцикла. А я его за все время, что здесь живу, не слышала. Можно ведь и в городе жить как в пустыне, а можно и в пустыне как в городе. При открытии владыка Феофан сказал, что не стены спасают. Я с ним согласна. Возведи, хоть какие стены, но если не будешь работать над собой, над сердцем, над чувствами, ничего не спасет. Да, живем в центре города, но главное везти свою повозку и Господь поможет.
– Много людей приходит на службы?
– Первое время службы проходили в домовом храме, приходило человек по 10 – 15. Когда люди узнали, что мы перешли в новый, просторный храм, стало гораздо больше приходить. На Троицу человек 40 причащались. Я помню, когда только пришла в Комаровский монастырь, к нам по одному, по два человека приезжали. Сейчас туда автобусами едут. Оттуда уже измененным уезжаешь. Потому что люди устали от безбожного периода. Дал Господь окунуться и посмотреть, кто мы есть без Бога. А молитва благотворно влияет на человека. Благодать касается сердец, и уже начинаешь по-другому смотреть на мир, на какие-то обстоятельства и проблемы.
– Как Вы пришли к монашеству?
– Иногда жизнь ставит нас в такие обстоятельства, когда начинаешь переосмысливать, что делаешь и чего не делаешь. О монашеской жизни я, конечно, ничего не знала. Но ходила в Большенагаткинский храм. Батюшка, тогда игумен Пантелеймон, приглашал после службы на трапезу и беседовал с прихожанами. И как-то раз он рассказал, как ездил в монастырь Михаила Архангела, что находится в селе Комаровка. Как тяжело там приходится сестрам, работы много, а на кухне один человек еле поспевает готовить рабочим. Я еще тогда подумала, а я бы помогла. И так сложилось, что в 26 лет, в 1996 году, я приехала в Комаровку и осталась. Монастырь тогда только-только открылся. Изначально была послушницей, потом 11 лет в иноческом постриге, потом уже постригли в монашество. Когда пришла, там было шесть сестер, я, получается седьмая. И что удивительно, года два держалась эта цифра. Уйдет одна в мир, тут же или в этот день, или на следующий, приходит другая. Потом, по милости Божьей, нас стало 12. Тоже долго число держалось. Потом еще стали прибавляться. Владыка не зря говорит, что монашество – это сердце церкви. Людям дается неоценимое, то, что поддерживает и духовно, и физически. Господь милует. Вообще мы, христиане, счастливые люди. У нас есть Христос, есть вера, есть храм Божий. Невозможно быть при храме и быть оставленным. Вездеприсущность Бога, дает человеку ощутить, что он не один, мы всегда с Господом. С Богом всегда тишина и покой.
– Скажите, когда над центром Ульяновска снова зазвонят колокола Спасского женского монастыря?
– Если даст Господь и Матерь Божья, хотели бы к столетию закрытия монастыря, то есть к 2020 году. Все в руках Божьих, а мы молимся. Мы усиленно так начали: и здания у нас появились и храм доделали. А сейчас затишье наступило. Решение какое-то ожидается, от которого оттолкнемся и дальше пойдем. Сейчас у нас есть где молиться, есть где переночевать, пока один корпус, но хватает.
– Матушка Сергия, что бы Вы хотели сказать читателям напоследок?
– Призываю благодать Божию на каждого, читающего эти строки, да коснется она всех сердец. Особенно тех, кто нуждается услышать Слово Божие и прийти работать над собой. Вместе будем молиться и вместе спасаться. А как говорил Серафимушка: «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся».
– Спасибо Вам за интересную беседу.
– Напоследок хочу добавить, что мне очень понравилось высказывание Патриарха Сербского Павла, он сказал: «Невозможно превратить землю в рай, надо помешать ей превратиться в ад». Давайте начнем каждый с себя.