спасский храм в туле
Спасский храм (Тула)
Спасский храм — православный храм в Туле. История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Храм является памятником архитектуры.
Содержание
История [ править ]
История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле.В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить кладбище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким.
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан.В начале XX века староста церкви — владелец чугунолитейного завода Яков Родионович Алпатов изготовил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же являлся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно.Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.
В декабре 1901 года о.Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до непозволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы десятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен. В описях за 1905 год упоминается одноклассная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме.
В первые годы советской власти Церковь захлестнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго держались исконно православного уклада.Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению».В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой позицией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно.
После сталинской «церковной оттепели» в 40-е годы XX столетия храм возвратили верующим. Вплоть до эпохи перестройки, Спас-на-горе´ был одним из четырех действовавших в Туле храмов. Прихожанам Спасской церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть храму первозданный вид. В 1971 году над плащаницей была сооружена позолоченная сень.В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.В 2000 г. и 2007 г. в Спасском храме производились реставрационные работы, в 2009 г. – обновление иконостасов обоих алтарей, в 2010 г. – ремонт крыши храма.
В 2011 г. производились: ремонт купола храма, штукатурные работы, ремонт полов. Построено в виде часовни ограждение «непопираемого места». Произведена замена освещения в храме. На средства прихода и благотворителей были заменены колокола, установлены кованные врата при входе на территорию кладбища, асфальтирована дорога к храму, подведено освещение.
В настоящее время в храме, посвященном как и прежде Нерукотворенному образу Спасителя, сохранился один южный придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Церковная история повествует, что Живоносный источник был явлен самой Божией Матерью будущему императору Льву Маркеллу близ Константинополя в 450 г. и прославился чудесными исцелениями. На этом месте был возведен храм во имя Пресвятой Богородицы, получивший название Живоносного или Живоприемного источника.
Современное состояние [ править ]
При храме действует Воскресная школа, социальная служба, ведется миссионерская и антисектантская работа.
Свято-Спасский храм г.Тула
Тульская Митрополия Московский Патриархат
Храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя – Спасский – или как его называют в народе Спас-на-горе´, находится в Зареченском районе г.Тулы в центре старого кладбища, что на улице Пузакова. Это удивительно благодатный небольшой уютный храм, расположенный среди многовековых деревьев и «тихих» могилок усопших православных христиан. Он выстоял в самые смутные времена и до наших дней сохранил свой первозданный облик.
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладби щенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан. В начале XX века староста церкви — владелец чугунолитейного завода Яков Родионович Алпатов изготовил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же являлся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно. Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы. В декабре 1901 года о.Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до непозволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы десятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен. В описях за 1905 год упоминается одноклассная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме. В первые годы советской власти Церковь захлестнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго держались исконно православного уклада. Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению». В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой позицией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно.
В 1880 году в «Русском филологическом вестнике» были опубликованы материалы о народных обычаях, преданиях и поверьях, записанных в Тульской губернии. Один из них – Горская выставка невест в Туле. Этот обычай проходил ежегодно 16 августа (по ст.стилю), в Туле, у Спасской кладбищенской церкви. «Горскою» эта выставка называлась потому, что Спасская церковь расположена на возвышенном месте, как и вся местность, окружающая ее. Самая выставка невест состояла в следующем. Прямо после литургии, которую почти всегда служил местный Преосвященный, близ церкви в огромном количестве собиралась молодежь – молодые парни и девушки – и располагались в известном порядке. У самой церкви и немного в отдалении от нее стояли в стройном порядке девушки в два ряда, а посередине между этими рядами прогуливались молодые парни и смотрели на стоящих девиц. Почти каждый при этом выбирал себе невесту. Мало-помалу ряды выставленных невест начинали редеть, и уже образовывался один длинный, сплошной ряд, в котором гуляли попарно молодые люди и девицы. Такое гуляние продолжалось вплоть до самого вечера. При этом на кладбище происходило нечто вроде ярмарки, где продавались разные разности. В этот день многие туляки считали долгом посетить это кладбище и погулять там. Несомненно, традицией было присутствие за богослужением не только на престольные праздники, но и в дни поминовения усопших, родительские субботы с непременным посещением могилок скончавшихся сродников.
НЕРУКОТВОРЕННЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ
Православные храмы и их святыни являются свидетельством истинности и законности иконопочитания. В настоящее время по-прежнему есть те, кто порицает нас, поклоняющихся и почитающих изображение Спасителя и Госпожи нашей Пресвятой Богородицы, и сверх того, остальных святых и слуг Христовых. Таковые не только неправильно понимают заповедь Божию, данную еще в Ветхом Завете, но и что удивительно, невнимательно читают и неверно толкуют Священное Писание: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Втор.5,8). В этой заповеди Бог ясно запрещает делать языческих идолов, которых и изображали идолопоклонники в основном виде различных животных и видимой природы и поклонялись этим идолам. Именно это изображение и идолопоклонение запрещает Бог. Напротив, когда речь идет об истинном богопоклонении, для украшения Вехозаветного храма и для Своего прославления, Бог повелевает Моисею сделать ковчег завета и изображения двух херувимов на крышке ковчега (Исход 25,10, и т.д.). Вот первый храм и первые образы, первые иконы святых небесных сил бесплотных изображение которых – есть Божественное установление. После повеления Богом Моисею сделать изображения херувимов на крышке ковчега Господь говорит: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх.25,22). Здесь указано два особенных места присутствия Божия, где должен в молитве предстоять человек Моисей и где Сам Бог будет беседовать к человеку и открываться ему: во-первых это храм, в котором находился ковчег, а во-вторых – это непосредственно у изображений херувимов. Потому и с древних времен святые отцы и подвижники веры и благочестия всею душею стремились в храмы Божии, а те, кто проводил жизнь в уединении, в пустыне или затворе держали у себя святые иконы. Современные православные христиане сохранили отеческое предание. Образы, которые мы поставляем в честь Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых мы благоговейно почитаем и поклоняемся не доскам и краскам, но тем, кто изображен; взирая телесными очами на иконы, возводим сердечные очи к тому, чей образ созерцаем; целуем их устами в том смысле, как ветхозаветный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем как некогда ветхозаветный народ благочестиво почитал ковчег с изображениями херувимов, воздавая честь не древу и краскам, а Тому в честь и славу Которого ковчег был устроен.
Богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов свт.Василий Великий говорит, что «честь воздаваемая изображению, переходит на первообраз», т.е. на того, чей образ отпечатлевается. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос нас ради и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился, «воистину сделался человеком и жил на земле, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся, и все это случилось по-истине, и было видимо (и осязаемо) людьми, было записано для напоминания нам и наставления тех которых тогда не было, чтобы мы, не увидев, а услышав и уверовав, достигли блаженства Господня» (св.Иоанн Дамаскин). Но так как не все тогда знали грамоты и «не все имели свободное время для чтения», то святые отцы усмотрели, чтобы все «это (земная жизнь Христа, Его чудеса, страдания и Крестная смерть) – было рисуемо на иконах, для краткого напоминания». «Таким же образом должно думать и о Богоматери, – пишет св.Иоанн Дамаскин. – Ибо честь, воздаваемая Ей возводится на Того Кто от Нея воплотился. Подобным же образом и доблестные подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству и со-ревнованию, и подражанию их добродетели и прославлению Бога».
Спасский храм
Настоятель — протоиерей Виктор Тишкин
История храма
История Спасского храма насчитывает более двухсот лет. Начало ее связано с эпидемией чумы конца 1771 года, которая принесла тяжелое горе утраты близких во многие семьи туляков. Тесные городские погосты были тогда переполнены, умерших хоронили за городом, в поле. В конце 1771 г. Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен от жилья.
В феврале 1772 года Тульское духовное Правление вместе с оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ – на Посадской и на Оружейной стороне. Кладбище Оружейной слободы предполагалось разместить у устья речки Тростянки, но священники зареченских храмов отметили, что место это топкое и сырое, и предложили расположить кладбище «на песчаной горе по дороге Ужовке вдоль той же Тростянки». Таким образом, в конце XVIII века на холме между Большими и Малыми Гончарами появилось одно из трех городских кладбищ.
В августе 1772 года дана была храмозданная грамота на построение деревянной Спасской кладбищенской церкви, а в 1773 году храм уже возвели. Освятил его во имя Нерукотворного Образа Спасителя архимандрит Тульского Предтечева монастыря Иоаким. Храмозданная грамота на построение уже каменной Спасской церкви была дана в сентябре 1803 года.
В 1807 году на месте деревянной церкви на средства купцов Федора и Ивана Лисицыных и на пожертвования жителей оружейной стороны был воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», с северной — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет). По своему архитектурному плану храм принадлежит к распространенному в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Прекрасен иконостас, отделанный мрамором (перенесен из Знаменского храма).
В середине XIX столетия в храме на иконах и утвари находилось более трех пудов серебра 84-й пробы. Но это не являлось показателем благосостояния церкви. Спасская кладбищенская церковь бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года, где архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», оказывать помощь «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». Призыв был услышан. В начале XX века староста церкви — владелец чугунолитейного завода Яков Родионович Алпатов изготовил чугунную ограду и ворота кладбища. Он же являлся попечителем открытой в 1898 году приходской школы и оплачивал наёмное помещение, в котором размещалась школа. Но проводить занятия в съемных помещениях было неудобно. Сохранились, сведения о том, как священник Петр Боженов пытался добиться разрешения на строительство небольшого дома для школы.
В декабре 1901 года о. Петр писал, обращаясь в различные инстанции: «Теснота наемного помещения, неприспособленность его для школы и невозможность воспользоваться более удобным помещением, так как школа находится на окраине города, заселенной ремесленниками, имеющими дома небольших размеров, а также строгая требовательность домохозяев, предъявляемая ученикам школы, требовательность, доходящая до не позволения вполне приличных игр во дворе — все это вместе взятое позволяет желать и заботиться о приобретении или устройстве собственного школьного здания». К прошению прилагались план будущей школы, приблизительная цена материалов и стоимость строительных работ, значительную часть которых был готов взять на себя купец Алпатов. Кроме того, отец Петр просил разрешения использовать на строительство школы десятую часть годового кладбищенского дохода. Оставалось лишь уладить формальности, но началась бесконечная бюрократическая волокита. Вопрос так и не был решен.
В описях за 1905 год упоминается одно классная приходская школа, где обучались 36 человек. Она по-прежнему находилась в наемном доме. В первые годы советской власти Церковь захлестнула волна обновленчества, но служители Спасского храма строго держались исконно православного уклада. Перед Великой Отечественной войной храм закрыли решением оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области от 22 июня 1939 года. В архиве есть протокол заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тульской области с пометкой: «Хранить наравне с материалами, не подлежащими оглашению». В 1941 году по Спасскому кладбищу проходила линия обороны города от немецко-фашистских войск. На несколько месяцев храм стал огневой позицией, на его колокольне установили пулемет, а в его здании размещалась воинская часть, которая отнеслась к нему на удивление бережно.
Возрождение
После сталинской «церковной оттепели» в 40-е годы XX столетия храм возвратили верующим. Вплоть до эпохи перестройки, Спас-на-горе´ был одним из четырех действовавших в Туле храмов. Прихожанам Спасской церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть храму первозданный вид. В 1971 году над плащаницей была сооружена позолоченная сень. В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. В 2000 г. и 2007 г. в Спасском храме производились реставрационные работы, в 2009 г. – обновление иконостасов обоих алтарей, в 2010 г. – ремонт крыши храма. В 2011 г. производились: ремонт купола храма, штукатурные работы, ремонт полов. Построено в виде часовни ограждение «непопираемого места». Произведена замена освещения в храме. На средства прихода и благотворителей были заменены колокола, установлены кованые врата при входе на территорию кладбища, асфальтирована дорога к храму, подведено освещение. В настоящее время в храме, посвященном, как и прежде, Нерукотворенному образу Спасителя, сохранился один южный придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Церковная история повествует, что Живоносный источник был явлен самой Божией Матерью будущему императору Льву Маркеллу близ Константинополя в 450 г. и прославился чудесными исцелениями. На этом месте был возведен храм во имя Пресвятой Богородицы, получивший название Живоносного или Живоприемного источника. Из самых отдаленных уголков Тулы люди приезжают в Спас-на-горе´ поклониться здешним святыням – чудотворному образу Божией Матери «Знамение» и «Спасу Нерукотворному». Среди чтимых святынь и икона Божией Матери «Живоносный Источник». Верующие непременно останавливаются также у икон Божией Матери «Утоли моя печали» и блаженной старицы Матроны. На протяжении почти всей своей истории приход Спасского храма оставался одним из самых скромных в Туле. Но молитвенная жизнь всегда горела здесь, словно неугасимая лампада. Сегодня, как прежде, тихо и ровно течет духовная жизнь Спасского прихода. Здесь светло, радостно и все дышит любовью.
Адрес: г. Тула, ул. Пузакова, д. 151-а
Телефон: +7 (4872) 47-42-99
Электронная почта: svsphr@list.ru
Богослужения совершаются ежедневно.
В будние, воскресные и праздничные дни:
Божественная литургия — 8:00
Вечернее богослужение – 18:00 (вторник, четверг, суббота, воскресенье)
Доступная среда для маломобильных групп населения:
Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку сотруднику храма Бочарову Геннадию Леонидовичу по телефону: 8-910-581-58-27.
Или сотруднику храма Ермолову Александру Вячеславовичу по телефону: 8-919-070-31-16.
Или по электронной почте: svsphr@list.ru
Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.30 до 19.00.
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
Свято-Спасский храм г.Тула
Тульская Митрополия Московский Патриархат
Главные события приходской жизни.
– Празднование юбилея (70 лет) настоятеля храма протоиерея Виктора. Присутствовал благочинный, протоиерей Сергий Резухин.
– Награждение протоиерея Виктора епархиальной медалью собора Тульских святых 2 степени.
– Молебен на начало учебного года.
– Соборование в Великий и Рождественский посты.
м ежприходские мероприятия
Клирики Спасского храма участвовали в Епархиальных литургических соборах; крестных ходах; Рождественских чтениях; благочин. собраниях; собраниях духовенства, окормляющего исправительные колонии.
Совместное богослужение в Свято-Никольском храме на территории УЮ 400/2 (председатель Отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями прот.Игорь Бабухин, клирик Спасского храма иер.Серафим Горюнов).
Деятельность приходских социальных и благотворительных служб
Создана социальная группа (10 чел.) во главе с настоятелем. Основная направленность – обслуживание престарелых, помощь болящим, находящимся в больницах, многодетным семьям и одиноким матерям, заключенным и освободившимся. Финансовая и материальная помощь, приобретение необходимой одежды и обуви, продуктов, лекарств, посещение и помощь на дому и в больнице. Был произведены изготовление мебели и ремонт в квартире многодетной матери-одиночки. На учете состоят 8 малоимущих семей.
В Пасхальные дни ежегодно оказывается материальная помощь заключенным УЮ-400/2 и Обществу инвалидов Зареченского района (пожертвование куличей, пасох, яиц и проч.).
Также осуществляется духовное окормление Детского социального учреждения Зареченского района (исповедь и причащение детей, беседы, подарки).
Приходская миссионерская и антисектантская работа
Один раз в месяц, в праздничные дни по окончании литургии беседы с прихожанами проводит катехизатор Тульской епархии О.М. Сенин, после чего прихожанам предлагается миссионерская литература (книги, журналы, статьи, газеты, и прочее).
Работа с правоохранительными органами, духовное окормление заключенных
Осуществляется взаимодействие с системой исправления наказаний (ФСИН):
-участие в совместных конференциях
-совместное решение вопросов, связанных с духовным окормлением заключенных
— духовное окормление Исправительной колонии №2 г.Тулы(УЮ-400/2), на территории которой находится Свято-Никольский храм.
Священнослужители Спасского храма окормляют заключенных исправительной колонии №2 (УЮ-400/2). Освободившиеся становятся прихожанами Спасского и других храмов по месту жительства, создают семьи, устраиваются на работу или занимаются собственным бизнесом, поддерживают взаимоотношения со священнослужителями Спасского храма, приезжают из других городов на праздничные богослужения, участвуют в жизни прихода Спасского храма и других храмов по месту жительства.