спасский храм усово официальный сайт
Священник Дионисий Казанцев
Настоятель Спасского храма села Усово Одинцовского района
НАСТОЯТЕЛЬ
Спасский храм, с. Усово, Одинцовский район
высшее: Корейский Государственный Университет 2004
Московская Духовная Семинария
16 октября сщмч. Дионисий Ареопагит
Октябрь 2011 Камилавка
Октябрь 2012 Наперсный крест
2014 Грамота благословенная
священник Михаил Владимирович Горюнов
Клирик Спасского храма села Усово
КЛИРИК Спасского храма села Усово
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 2005
священник Иоанн Сергеевич Читьян
Клирик храм Спаса Нерукотворного образа, с. Усово
Спасского храма с.Усово
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
высшее 2012 – МГЛУ
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
семинария 2018 – МДС
священник Владимир
Клирик храм Спаса Нерукотворного образа, с. Усово
Спасского храма с.Усово
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
высшее 2012 – «Академия безопасности и права»
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
семинария 2017 – Полтавская Миссионерская Духовная Семинария
диакон Сергий Юрьевич Сахаров
Клирик Спасского храма, с. Усово, Одинцовский район
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
богословский институт 2009-ПСТГУ
История села Усово и Спасский храм
Центром храмового комплекса Спаса Нерукотворного Образа села Усово является четырёхпрестольный храм с крестильней, который внешне напоминает церкви XI века
Подмосковная земля неразрывно связана с Императорским Домом Романовых. После установления новой династии в 1613 г. молодой царь Михаил Федорович щедро раздавал опустевшие в годы Смуты и польско-литовских походов земли своим приближенным. В их числе оказались и князья Сицкие. Стольник Федор Алексеевич, подписавший грамоту об избрании царем Михаила Романова, получил в подарок село Усово. В 1627 г. за князем Сицким значилась «вотчина села Усово, а в селе церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа.
А в церкви образы да свечи и книги, на колокольнице колокола, всякое церковное строение, у церкви во дворе поп Прокофей Тимофеев». В 1664 г. право владения селом утверждено за Иваном Глебовичем Морозовым, но настоящей хозяйкой села была его вдова, известная старообрядка, боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова. В 1672 г. село Усово было пожаловано одному из близких людей царя Алексея Михайловича, Афанасию Ивановичу Матюшкину. Его сын Михаил Афанасьевич Матюшкин (1695—1755), будущий генерал-аншеф, завоеватель Баку и киевский генерал-губернатор, троюродный брат Петра I, много сил потратил на обустройство церкви и села. В 1705 г. он построил новую, взамен сгоревшей в 1702 г., деревянную церковь. Каменный храм в Усово был построен в 1765 г. на возвышенном открытом месте близ Москва-реки Михаилом Михайловичем Матюшкиным. Значительный урон подмосковным усадьбам и селам был нанесен во время Отечественной войны 1812 г. Усово было сожжено, а Спасская церковь разграблена. С 1817 г. селом владел полковник, статский советник Дмитрий Павлович Рунич (1780—1860), ему принадлежит заслуга приведения храма в благолепный и благоустроенный вид.
Следующий владелец села, гвардии-прапорщик Преображенского полка Александр Петрович Хрущев, сильно перестроил церковь. «Переделка Спасо-Усовского храма принадлежала архитектору А. Г. Григорьеву. Более старому сооружению середины XVIII века он придал ампирный наряд, пристроив колонные портики, переделав наличники окон, украсив шейку граненого купола ионическими колоннами. К этому массиву зодчий прибавил трапезную с типичными трехчастными окнами. Внутри церкви, в этой более новой ее части был устроен над входными дверями в храм придел, сохранивший исключительно стильный ампирный иконостас: темно-синий с белыми деталями и золотыми украшениями. Лучшее звено церкви, очень удавшееся мастеру, это связанная с ней колокольня — высокий цилиндр, обведенный внизу колоннами с прорезанными в ней полуциркульными окнами. Ярус звона помещался в своеобразной беседке — ротонде из четырех арок промеж сдвоенных ионических колонн. Выше — купол и типичный ампирный шпиль. Сочетание оранжевой и ослепительно белой раскраски дает яркое и радостное архитектурное пятно на изумрудной траве спускающегося к Москва-реке луга, на который зеленые тени бросают живописно раскинувшиеся по откосу березы», — писал А. Н. Греч.
В 1861 г. усовские крестьяне, обрадовавшись отмене крепостного права, забросили свои хозяйства и отправились на заработки. Усово опустело, величественный храм, лишенный помощи со стороны, пришел в упадок, а церковный причт впал в бедность.
В 1867 г. Усово было приобретено для императрицы Марии Александровны. Впервые посетив село, она была поражена плачевным состоянием храма и приказала выдать 200 руб. на неотложные нужды. На собственные средства императрицы в 1869—1872 гг. был произведен капитальный ремонт церкви, территорию обнесли каменной оградой, усовершенствовали внутреннее убранство, провели отопление.2 сентября 1873 г. на должность священника Спасской церкви был назначен Константин Георгиевич Махаев (1843—1932). Молодой священник немало сил положил на устройство своего прихода. В декабре 1873 г. о. Константин назначается законоучителем в церковно-приходской школе, устроенной императрицей Марией Александровной. Протоиерей Константин пользовался большим уважением прихожан до своей кончины в 1932 г., прослужив настоятелем. После смерти императрицы имение Усово-Ильинское в 1880 г. перешли по ее завещанию великому князю Сергию Александровичу. Его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна, много внимания уделяла усовскому храму. О. Константин писал, что «с 1869 г. усовский храм видит у себя царей и цариц, царственных лиц и высокопоставленных особ, митрополитов и викариев, не только кратко посещающих храм, но и службы выслушивающих. В 1883 г. церковь снова посещается царскими особами, и снова благоукрашается на их царские щедроты. В настоящее время участь храма вполне обеспечена, потому что в своем Царственном помещике она видит всегдашнего непрестанного тщательнейшего Попечителя, щедрого Благотворителя».
Храмовый праздник Спаса Нерукотворного Образа отмечался исключительно торжественно. Это был настоящий народный праздник, в котором участвовали все жители села, и зажиточные, и бедные крестьяне, множество детей. Устраивались детские состязания, победителям вручали призы: игрушки, трубочки, дудочки, конфеты, пряники, орехи. Играли в лотерею, получая от великой княгини Елизаветы Федоровны выигрыши на каждый билет: платки, ситец на платья и рубахи, самовары, фарфоровые чайники и чашки с блюдцами. Запускали бумажные воздушные шары.
После революции в усадьбе Усово был организован дом отдыха. Спасский храм закрыли в 1932 г., после смерти о. Константина Махаева. К 1940 г. сняли колокола, снесли верхний купол и колокольню, а когда началось массовое строительство государственных дач, здание церкви было перестроено под жилое помещение. В 2004 г. храм был отреставрирован с элементами реконструкции. Ныне он является домовой церковью резиденции Ново-Огарёво.
В 1995 г. среди жителей с. Усово образовалась инициативная группа, начавших заботиться о возвращении храма. В 1996 г. зарегистрирован Усовский приход. По молитвам прихожан в 2004 г. историческую церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово восстановили в прежних архитектурных формах и в ней возобновились службы. Из-за месторасположения в границах резиденции Ново-Огарево полноценная жизнь прихода не представлялась возможной. После усердных обращений церковной общины было принято решение о строительстве нового храма.
В 2009—2010 гг. при попечении Председателя Правительства РФ В. В. Путина в селе Усово был построен новый Спасский храм. 30 мая 2009 состоялась закладка нового церковного здания, а 5 июля 2010 года – первая Божественная литургия. Церемонии освящения закладки и нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Современный храмовый комплекс построен по проекту архитектора В. Н. Ижикова и состоит из церкви, Водосвятной часовни, Дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское». Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его — более сорока метров. Храм, может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества.
Престол верхнего храма освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный — в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: южный, в честь священномученика Сергия Махаева, сына последнего настоятеля и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны, северный, в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, хозяйки исторического имения «Ильинское-Усово. Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма.
В храмовый комплекс также вошли звонница и Просветительский центр «Усово-Спасское» с воскресной школой.
Программа «Вера. Надежда. Любовь», рассказывающая о нашем храме
Православный просветительский центр «Усово-Спасское»
В помещениях просветительского центра расположены учебные аудитории с современным оборудованием, конференц-зал, театр на 120 мест, два спортзала, библиотека с читальным залом, выставочный зал и мемориальная комната, посвященная преподобномученице великой княгине Елисавете Федоровне.
За прошедшие после освящения Спасского храма два года в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» проведено более ста мероприятий: концертов, лекций, творческих встреч, экскурсий. Интересным, требующим своего продолжения был принят прихожанами цикл лекций–концертов «Почему мы поем в Церкви» с участием писателя, историка Константина Ковалева-Случевского и Московского Синодального хора. Настоящим открытием стали тематические богословские беседы известного православного писателя протоиерея Павла Карташева и иерея Михаила Горюнова; циклы лекций о чудотворных образах Божией Матери искусствоведов Государственной Третьяковской галереи И. Н. Флеровой и М. Г. Аббакумовой; цикл лекций о крестных ходах в России Г. А. Романова; встречи с известным писателем, профессором культурологии Г. З. Блюминым, а также лекции заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н. Н. Лисового.
Невозможно пройти мимо уникальных просветительских проектов, нашего Центра, посвященных преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Так, восстановлена традиция проведения Елисаветинских благотвори тельных базаров. Благотворительность и помощь ближним были образом ее жизни. Она строила и открывала больницы, школы, богадельни, мастерские, приюты, будучи попечителем и членом десятков благотворительных организаций и обществ.
В декабре и марте в нашем храме прошли Рожественский и Пасхальный базары, для которых ученики Воскресной школы рисовали картины, лепили из глины, шили, вышивали, плели из бисера, делали куклы и многое другое. Участвуя в благотворительных базарах, дети и взрослые вносят свой вклад в сбор средств для помощи социально незащищенным прихожанам и многодетным семьям нашего прихода.
31 марта 2012 года в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» состоялись мероприятия, посвященные 20-летию прославления святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Русской Православной Церковью.
Канонизация великой княгини Елисаветы Феодоровны стала одной из скреп, способствовавших объединению двух ветвей Русской Церкви. Одним из шагов навстречу сближению Церквей была встреча В. В. Путина с членами Синода РПЦЗ 25 сентября 2003 г., когда Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр благословил Президента России иконой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей. В 2004—2005 гг. мощи новомученицы находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн. человек. За два года в осуществлены выставки «Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля» и «Почитание святителя Николая в России и Италии. К 100-летию основания Барградского комитета Императорского Православного Палестинского Общества. 1911—2011».
25 мая 2012 года состоялось торжественное открытие еще одной выставки «Священномученик Патриарх Гермоген: подвиг-прославление-почитание», посвященной 400-летию мученической кончины Патриарха Гермогена, 400-летию прославления Казанской иконы Божией Матери и трудам великой княгини Елизаветы Федоровны по прославлению Патриарха Гермогена. Организаторами выставки выступили приход Спасского храма, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, Региональный общественный фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену и Фонд «Вольное дело». Экспозиция представляет собой собрание архивных документов, предметов церковного обихода, богослужебных одежд, икон, связанных с именем Патриарха Гермогена. Специальный раздел выставки посвящен участию великой княгини Елизаветы Федоровны в организации торжеств по прославлению Патриарха Гермогена.
Православный просветительский центр «Усово-Спасское»
В помещениях просветительского центра расположены учебные аудитории с современным оборудованием, конференц-зал, театр на 120 мест, два спортзала, библиотека с читальным залом, выставочный зал и мемориальная комната, посвященная преподобномученице великой княгине Елисавете Федоровне.
За прошедшие после освящения Спасского храма два года в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» проведено более ста мероприятий: концертов, лекций, творческих встреч, экскурсий. Интересным, требующим своего продолжения был принят прихожанами цикл лекций–концертов «Почему мы поем в Церкви» с участием писателя, историка Константина Ковалева-Случевского и Московского Синодального хора. Настоящим открытием стали тематические богословские беседы известного православного писателя протоиерея Павла Карташева и иерея Михаила Горюнова; циклы лекций о чудотворных образах Божией Матери искусствоведов Государственной Третьяковской галереи И. Н. Флеровой и М. Г. Аббакумовой; цикл лекций о крестных ходах в России Г. А. Романова; встречи с известным писателем, профессором культурологии Г. З. Блюминым, а также лекции заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н. Н. Лисового.
Невозможно пройти мимо уникальных просветительских проектов, нашего Центра, посвященных преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Так, восстановлена традиция проведения Елисаветинских благотвори тельных базаров. Благотворительность и помощь ближним были образом ее жизни. Она строила и открывала больницы, школы, богадельни, мастерские, приюты, будучи попечителем и членом десятков благотворительных организаций и обществ.
В декабре и марте в нашем храме прошли Рожественский и Пасхальный базары, для которых ученики Воскресной школы рисовали картины, лепили из глины, шили, вышивали, плели из бисера, делали куклы и многое другое. Участвуя в благотворительных базарах, дети и взрослые вносят свой вклад в сбор средств для помощи социально незащищенным прихожанам и многодетным семьям нашего прихода.
История села Усово и Спасский храм
Центром храмового комплекса Спаса Нерукотворного Образа села Усово является четырёхпрестольный храм с крестильней, который внешне напоминает церкви XI века
Подмосковная земля неразрывно связана с Императорским Домом Романовых. После установления новой династии в 1613 г. молодой царь Михаил Федорович щедро раздавал опустевшие в годы Смуты и польско-литовских походов земли своим приближенным. В их числе оказались и князья Сицкие. Стольник Федор Алексеевич, подписавший грамоту об избрании царем Михаила Романова, получил в подарок село Усово. В 1627 г. за князем Сицким значилась «вотчина села Усово, а в селе церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа.
А в церкви образы да свечи и книги, на колокольнице колокола, всякое церковное строение, у церкви во дворе поп Прокофей Тимофеев». В 1664 г. право владения селом утверждено за Иваном Глебовичем Морозовым, но настоящей хозяйкой села была его вдова, известная старообрядка, боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова. В 1672 г. село Усово было пожаловано одному из близких людей царя Алексея Михайловича, Афанасию Ивановичу Матюшкину. Его сын Михаил Афанасьевич Матюшкин (1695—1755), будущий генерал-аншеф, завоеватель Баку и киевский генерал-губернатор, троюродный брат Петра I, много сил потратил на обустройство церкви и села. В 1705 г. он построил новую, взамен сгоревшей в 1702 г., деревянную церковь. Каменный храм в Усово был построен в 1765 г. на возвышенном открытом месте близ Москва-реки Михаилом Михайловичем Матюшкиным. Значительный урон подмосковным усадьбам и селам был нанесен во время Отечественной войны 1812 г. Усово было сожжено, а Спасская церковь разграблена. С 1817 г. селом владел полковник, статский советник Дмитрий Павлович Рунич (1780—1860), ему принадлежит заслуга приведения храма в благолепный и благоустроенный вид.
Следующий владелец села, гвардии-прапорщик Преображенского полка Александр Петрович Хрущев, сильно перестроил церковь. «Переделка Спасо-Усовского храма принадлежала архитектору А. Г. Григорьеву. Более старому сооружению середины XVIII века он придал ампирный наряд, пристроив колонные портики, переделав наличники окон, украсив шейку граненого купола ионическими колоннами. К этому массиву зодчий прибавил трапезную с типичными трехчастными окнами. Внутри церкви, в этой более новой ее части был устроен над входными дверями в храм придел, сохранивший исключительно стильный ампирный иконостас: темно-синий с белыми деталями и золотыми украшениями. Лучшее звено церкви, очень удавшееся мастеру, это связанная с ней колокольня — высокий цилиндр, обведенный внизу колоннами с прорезанными в ней полуциркульными окнами. Ярус звона помещался в своеобразной беседке — ротонде из четырех арок промеж сдвоенных ионических колонн. Выше — купол и типичный ампирный шпиль. Сочетание оранжевой и ослепительно белой раскраски дает яркое и радостное архитектурное пятно на изумрудной траве спускающегося к Москва-реке луга, на который зеленые тени бросают живописно раскинувшиеся по откосу березы», — писал А. Н. Греч.
В 1861 г. усовские крестьяне, обрадовавшись отмене крепостного права, забросили свои хозяйства и отправились на заработки. Усово опустело, величественный храм, лишенный помощи со стороны, пришел в упадок, а церковный причт впал в бедность.
В 1867 г. Усово было приобретено для императрицы Марии Александровны. Впервые посетив село, она была поражена плачевным состоянием храма и приказала выдать 200 руб. на неотложные нужды. На собственные средства императрицы в 1869—1872 гг. был произведен капитальный ремонт церкви, территорию обнесли каменной оградой, усовершенствовали внутреннее убранство, провели отопление.2 сентября 1873 г. на должность священника Спасской церкви был назначен Константин Георгиевич Махаев (1843—1932). Молодой священник немало сил положил на устройство своего прихода. В декабре 1873 г. о. Константин назначается законоучителем в церковно-приходской школе, устроенной императрицей Марией Александровной. Протоиерей Константин пользовался большим уважением прихожан до своей кончины в 1932 г., прослужив настоятелем. После смерти императрицы имение Усово-Ильинское в 1880 г. перешли по ее завещанию великому князю Сергию Александровичу. Его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна, много внимания уделяла усовскому храму. О. Константин писал, что «с 1869 г. усовский храм видит у себя царей и цариц, царственных лиц и высокопоставленных особ, митрополитов и викариев, не только кратко посещающих храм, но и службы выслушивающих. В 1883 г. церковь снова посещается царскими особами, и снова благоукрашается на их царские щедроты. В настоящее время участь храма вполне обеспечена, потому что в своем Царственном помещике она видит всегдашнего непрестанного тщательнейшего Попечителя, щедрого Благотворителя».
Храмовый праздник Спаса Нерукотворного Образа отмечался исключительно торжественно. Это был настоящий народный праздник, в котором участвовали все жители села, и зажиточные, и бедные крестьяне, множество детей. Устраивались детские состязания, победителям вручали призы: игрушки, трубочки, дудочки, конфеты, пряники, орехи. Играли в лотерею, получая от великой княгини Елизаветы Федоровны выигрыши на каждый билет: платки, ситец на платья и рубахи, самовары, фарфоровые чайники и чашки с блюдцами. Запускали бумажные воздушные шары.
После революции в усадьбе Усово был организован дом отдыха. Спасский храм закрыли в 1932 г., после смерти о. Константина Махаева. К 1940 г. сняли колокола, снесли верхний купол и колокольню, а когда началось массовое строительство государственных дач, здание церкви было перестроено под жилое помещение. В 2004 г. храм был отреставрирован с элементами реконструкции. Ныне он является домовой церковью резиденции Ново-Огарёво.
В 1995 г. среди жителей с. Усово образовалась инициативная группа, начавших заботиться о возвращении храма. В 1996 г. зарегистрирован Усовский приход. По молитвам прихожан в 2004 г. историческую церковь Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово восстановили в прежних архитектурных формах и в ней возобновились службы. Из-за месторасположения в границах резиденции Ново-Огарево полноценная жизнь прихода не представлялась возможной. После усердных обращений церковной общины было принято решение о строительстве нового храма.
В 2009—2010 гг. при попечении Председателя Правительства РФ В. В. Путина в селе Усово был построен новый Спасский храм. 30 мая 2009 состоялась закладка нового церковного здания, а 5 июля 2010 года – первая Божественная литургия. Церемонии освящения закладки и нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Современный храмовый комплекс построен по проекту архитектора В. Н. Ижикова и состоит из церкви, Водосвятной часовни, Дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское». Центром комплекса является четырехпрестольный храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, высота его — более сорока метров. Храм, может вместить более 250 человек. В его внешнем облике — гармоничных пропорциях, стати и мощи белокаменного силуэта — воплощены традиции древнерусского храмового зодчества.
Престол верхнего храма освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа, престолы нижнего: центральный — в честь Державной иконы Божией Матери, боковые: южный, в честь священномученика Сергия Махаева, сына последнего настоятеля и сподвижника Великой княгини Елисаветы Феодоровны, северный, в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, хозяйки исторического имения «Ильинское-Усово. Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма.
В храмовый комплекс также вошли звонница и Просветительский центр «Усово-Спасское» с воскресной школой.