спасский храм с райсеменовское
Спасский храм с. Райсеменовское
Спасский храм с. Райсеменовское
Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа)
Настоятель: протоиерей Алексий Георгиевич Лебедев, 1966
Приделы: свт. Димитрия Ростовского (10 ноября, 4 октября, 5 июня)
Святыни храма: имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Из истории
Рай-Семеновское было старинной вотчиной бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII в. село Семеновское принадлежало Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину, выдающемуся дипломату и государственному деятелю времен царя Алексея Михайловича. В конце XVIII — начале XIX вв. его потомок, гофмаршал Павла I А. П. Нащокин, создал в Семеновском превосходную усадьбу с богатым парком, террасно спускающимся к реке, и назвал ее Раем, по аналогии находившейся в Серпуховском уезде усадьбой Орловых — Отрада-Семеновское.
Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII в. является усадебная Спасская церковь. В 1765 г. был возведен ее первый этаж с теплым приделом во имя святителя Димитрия Ростовского.
В 1774—1783 гг., по проекту выдающегося зодчего М.Ф.Казакова сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены. Огромное, прямоугольное в плане сооружение венчает мощная ротонда с полусферическим куполом. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное, с лепным и белокаменным декором. Крытым переходом церковь соединяется с двухъярусной колокольней, увенчанной каменным обелиском. Внутри храм украшают колонны из местного разноцветного мрамора, лепные барельефы, бронза. В свое время здесь стоял великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, созданный по проекту Казакова. Сохранились лишь некоторые декоративные детали и рельефы.
В 1803 г. Александр I особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу на основе местных железистых источников.
В конце XIX в. Рай-Семеновское перешло фабриканту Хутареву, имевшему неподалеку фабрику.
С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались машинно-тракторная станция, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий ныне причислен к лику как священноисповедник.
Что нового в Раю?
История о том, как рушатся планы и как возвращается вера
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Село Райсеменовское под Серпуховом называли русским Баден-Баденом: это первый в России частный курорт, по задумке его создателя, графа Александра Петровича Нащокина. Направляясь сюда, мы, безусловно, не ждали увидеть заявленные в рекламном проспекте XIX века театры и домики для отдыхающих, сады и многоуровневые террасы. И от светского блеска этого места действительно мало что осталось: вековые липы, фрагменты помещичьего дома и грандиозный ветшающий храм.
Но, если приглядеться, именно вокруг этого храма потихоньку возрождается жизнь — уже не та, праздная и блистательная, а обыкновенная живая жизнь, сплетенная из людских историй и судеб.
Неудачная бизнес-идея Нащокина
«Раем» свою усадьбу ее первый владелец, выходец из старинного дворянского рода граф Петр Федорович Нащокин, назвал лишь отчасти по поэтическим соображениям: нужно было как-то «отмежеваться» от одноименного поместья, расположенного в 25 километрах и принадлежавшего Орловым-Давыдовым. Так одно стало Семеновским-Отрадой, другое — Рай-Семеновским (позже стало писаться слитно — Райсеменовское).
Но все-таки преувеличение не было совсем голословным.
Источники, обнаруженные на территории поместья и исследованные доктором химических наук Фердинандом Рейсом, оказались целебными. Так у владельца усадьбы родилась идея создать здесь своего рода санаторий. На крутом спуске к реке сейчас заросли, а два с половиной века назад были устроены многоуровневые террасы, поднимающиеся к господскому дому. На них — разбит сад, где можно было встретить экзотические растения, четырехугольные пруды с беседками. На открытом воздухе располагался театр, где играли даже приглашенные из Москвы актеры, которых содержал Нащокин. К услугам отдыхающих были 30 домиков, клуб, Благородное собрание и другие развлечения.
Усадебный дом перестроенный купцом Хутаревым
А в 1817 году вышла в свет книга «Чудесное исцеление, или Путешествие в Рай-Семеновское»*, где автор сообщает об исцелении на серпуховском курорте от тяжелой болезни и скрупулезно описывает сервис в усадьбе.
Вид на пейзажный парк с балкона усадебного дома в Рай-Семеновском_ок 1900
Существует мнение, что «чудом исцеленный» — не кто иной, как сам Александр Петрович Нащокин, сочинивший книгу, чтобы привлечь в усадьбу постояльцев. Как бы то ни было, а приезжали, к разочарованию хозяина, в основном его друзья, с которых неудобно было брать плату. Усадьба в конце концов разорилась, все состояние Нащокина было взято под опекунство — долги его исчислялись огромными суммами.
Рай-Семеновское не стало Баден-Баденом. И по сути, всё, что осталось от амбициозных замыслов его хозяев, — это источник и храм. Заброшенные в 1930-е годы и возрождающиеся сегодня.
Как бывший офицер стал священником
За их восстановление взялись в 1990-е годы. И настоятелем храма неожиданно для многих стал один из прихожан, председатель приходского совета — ныне уже протоиерей Алексей Лебедев.
Люди не сразу привыкли к отцу Алексею как священнику. Он жил на селе с начала 1990-х годов и работал главным инженером, энергетиком в местном совхозе. По профессии — военный инженер, отец Алексей окончил Серпуховское высшее командно-инженерное училище в 1988 году, служил на Южном Урале, потом работал в Серпухове. Говорит, с партбилетом ходил, а над своей верующей будущей женой, с которой тогда только начал встречаться, посмеивался: вот еще, иконы в доме! А когда неожиданно для многих вдруг стал священником, уже сам вызывал недоумение и насмешки.
Спасский храм села Райсеменовское
— У меня был долгий путь к Богу, — признается батюшка. — Мой отец — убежденный коммунист, идеолог, кандидат философских наук. Мать — учитель физики. В моей семье в Бога никто не веровал. Я сам был партийным, хотя у меня возникали сомнения, недоумения, неразрешенные вопросы. На меня очень повлияла мама моей будущей жены, обратила меня, можно сказать. С Божьей помощью стал анализировать, думать. и пришел к Господу. Я отцу говорил: «Что первое появилось: яйцо или курица?» — и он, как материалист, не мог ответить. Потом все-таки согласился, что Бог создал курицу, которая снесла яичко. Родителям было очень непросто принять мой выбор, но Господь все управляет.
«Некоммерческий» источник
Вместе с отцом Алексеем мы первым делом спускаемся к источнику, на который 200 лет назад возлагал большие надежды граф Нащокин — и действительно, вода чистая, как слеза.
Настоятель храма протоиерей Алексей Лебедев с матушкой
— Мы как сделали первую купель, обозвали ее Камчаткой. Смотрели фильм «Девчата»? — улыбается отец Алексей.
На Крещение очередь на Камчатку — в сотни человек.
— Только вот в храме во время праздничной службы стоит человек 30, — признается настоятель. — Остальные здесь.
Сразу же появились люди, предлагавшие извлечь из этой благодати блага осязаемые: хотели построить заводик, бутилировать и продавать воду.
— Я сказал: «Ни в коем случае! Здесь не должно быть никакой коммерции, это дело Божие, — говорит отец Алексей. — Так что пришлось приложить усилия и зарегистрировать источник на приход — чтоб оградить его от подобных притязаний.
Источник сегодня ухоженный, тут стоит часовня, две купели, — возрождали его всем селом на старом месте. Пришлось вручную снять пласт земли глубиной полтора-два метра.
Две железных купели, каждая — весом по тонне, деревенские мужики спускали по пригорку с большой высоты тоже вручную.
— Привязали их, конечно, к березе, на всякий случай. Первую спускали часа полтора, а вторую — уже минут за 20. Бревна и доски — все тоже спускали с горы «самоходом». Было здорово! Такой подъем ощущался.
— А как народ собирали?
— Бросили клич по деревне. Это на следующий день после Рождества было, люди устали пить и праздновать с 1 по 7 число, перед выходом на работу потрудились с радостью!
— Пьют на селе?
— Ну, что делать. Может, в Москве это кажется экзотикой, а на селе, к сожалению, многие спиваются. Скамейки здесь умышленно не ставим, чтобы люди не располагались и не распивали вместо святой воды «огненную воду». Жаль ребят — они ведь люди неплохие.
Отец Алексей окормляет и школу-интернат «Абсолют» в Райсеменовском
Но есть и удивительные примеры тех, кто из этого замкнутого круга выбирается.
— Есть прихожане, которые в один день бросили пить. Приходит сюда один такой здоровый, крепкий мужик, Андрей. А он был горьким пьяницей — в 1990-е ходил без лица, грязный, потрепанный, всегда нетрезвый. И вдруг все перевернулось с головы на ноги! Стал в храм захаживать, бросил пить, получил права, купил машину, поднялся. Его старшие сестры не воспринимали всерьез его хождение в церковь. А сейчас сами приходят! Более того, он женился — уже в зрелом возрасте. Его жена местная, у нее тоже жизнь была очень непростая. И — как-то сошлись, я их благословил, расписались, повенчались. Сейчас живут вместе, у них хозяйство. И таких случаев немало, вот что удивительно. Господь поднимает из самой бездны, если сам человек хоть один шажок навстречу сделает.
Мрамор и металл
Мы поднимаемся к храму, изящному, огромному зданию — и сегодня вполне угадывается его блистательное дворянское прошлое.
Храм Спаса Нерукотворного был построен в 1765–1783 годах по желанию Петра Федоровича и Татьяны Петровны Нащокиных, по эскизам знаменитого архитектора М. Ф. Казакова (автора здания Сената в Кремле), стоимость проекта превышала 200 тысяч рублей серебром. Вот как он описан хозяином:
Флигель усадьбы Нащокина. Сегодня тут почта
«Во всей внутренности храма этого я не приметил ни дерева, ни позолоты, а только мрамор и металл, и превосходную живопись. Иконостас сделан из белого итальянского мрамора, он невысок и потому алтарь очень открыт. Престол окружен колонами, между ними висят прекрасные люстры».
В верхнем храме действительно можно увидеть остатки мраморного иконостаса — его растащили еще до войны. Сохранились колонны из фальш-мрамора, барельефы. Здесь огромное светлое пространство, и можно только догадываться, каким оно было раньше. Сегодня в верхнем храме поставили окна, но реставрация все равно пока невозможна — по стенам течет вода, нужен серьезный ремонт. В конце зимы очередные камни падают с крыши — «весенний камнепад», который продолжается до Пасхального крестного хода.
Годы отняли у здания весь пафос, роскошные элементы декора сюда не вернулись, зато — вернулась молитва. И вернулась память о священноисповеднике, последнем — перед закрытием храма — настоятеле.
Им был протоиерей Георгий Троицкий. В 1929 году он оказался вынужден бороться за храм, в котором служил почти 27 лет: вопрос о закрытии церкви поднял на заседании сельсовета 18-летний комсомолец, председатель кружка местных безбожников. Верующие писали заявления, председатель сельсовета заступался за отца Георгия, обвиняемого, как обычно в таких случаях, в «антисоветской агитации». Так или иначе, 2 февраля 1930 года священника арестовали и вскоре сослали на Север. Вместе с другим ссыльным священником, отцом Александром Державиным, он поселился в деревне Усть. Храма рядом не оказалось, вокруг только старообрядцы. Работу найти невозможно, часто нечего есть, потому что даже на присылаемые деньги купить продукты было негде. Через полтора года такой жизни отец Георгий тяжело заболел, предположительно брюшным тифом, и вскоре скончался. Все это время за ним ухаживал отец Александр, он и похоронил друга, и отпел, а чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги. Место погребения отца Георгия неизвестно. Его помнят и в Райсеменовском, и в Николо-Угрешском монастыре, где священноисповедник некогда преподавал.
— А дети или внуки последнего священника живы? — спрашиваю.
— Я пытался их найти, — вздыхает отец Алексей. — Но следы теряются в Обнинске.
Коровы в тени
Нижний храм по-домашнему уютный и аккуратный, и первое, что бросается в глаза, — здесь нет привычной лавки, где бы продавали свечи и принимали записки. Вместо нее стоит ящик для пожертвований: можно брать и свечи, и книги, опуская туда сколько не жалко.
— А что было тут в советское время.
— Тут стояла тупиковая деревня, потом организовали совхоз. И храм начали дальше разрушать, — рассказывает отец Алексей. — В нижнем — удобрения хранили, там и мастерская была, и сеялки стояли, чуть ли не комбайны пытались туда загонять — все арки расширены, разбиты. Кино показывали в алтаре, и танцы там проводили, и магазин был в храме — в общем, как и везде в советские годы.
Настоятель вспоминает, что, когда приехал сюда, вокруг здания в тени лежали коровы, спасаясь от жары, а в верхнем храме остался трос от паникадила, на нем ребятишки раскачивались и прыгали вниз — на огромную кучу мусора.
— Земли тут было — по самые окна! Мусора в храме — горы. Помню, с какого угла мы начинали. Взяли мешок цемента, доску от сарая, и начали заливать пол.
Старая утварь, иконы потихоньку возвращались «домой».
— В 1990-е годы нам позвонил человек, который был здесь, в храме, после войны еще студентом. И раскопал на развалинах образ «Взыскание погибших». Теперь икона в нижнем храме. Несколько образов — в том числе из старого иконостаса — вернули местные жители.
Говорят, всю утварь и облачения последний священник церкви Спаса Нерукотворного раздал действующим храмам или местным жителям — пришедшие закрывать церковь молодчики «сокровищ» не нашли.
Но отдельные колонны в нижнем храме покрыты влажными пятнами — влага идет снизу, и это наводит на мысль о существовании погреба.
— Вход есть однозначно: продольные трещины об этом говорят. Возможно, там и ответ на вопрос, где утварь. В прошлом году пробовали копать, искать — не получилось. Придет время, все откроется!
Конечно, работ по благоустройству еще так много, что по-человечески хватаешься за голову! Но, как говорит отец Алексей, Господь все устраивает потихоньку.
Райсеменовское 3D
В селе около 300 человек, летом приезжают дачники. И жизнь у многих обитателей села так или иначе связана с возрождающейся церковью. В воскресную школу ходят дети, а вместе с ними подтягиваются их бабушки, мамы; воскресная школа проводится и для детей из интерната «Абсолют», здесь по соседству.
Богослужения в Рай-Семеновском ранние — в субботу с 7 утра, в воскресенье с 8.
— Я человек армейский, — говорит настоятель, — армейского распорядка и придерживаюсь. День должен быть правильно распланирован, чтобы человек минимум два часа до полуночи поспал, рано встал, — и весь день впереди.
У священника четверо сыновей. Один из сыновей еще школьник, другой учится на юриста и заочно в семинарии, третий окончил Московский государственный машиностроительный институт (МАМИ), и вырезанная из дерева икона над Рай-Семеновским источником — его работа — сделана на 3D-станке.
Матушка, как часто бывает в сельских храмах, — и регент, и певчая, и чтец, и звонарь. Нигде, говорит, не училась, а помогать ведь надо. Сыновья помогают в алтаре.
И приход живет своей обыкновенной «живой жизнью».
— Все, что в моей жизни происходит, в жизни моих детей, окружающих меня людей, как-то связано с этим храмом, — рассказывает прихожанин и друг отца Алексея, Александр. — Вот не было большего счастья, чем год назад, когда я привез сюда креститься свою маму. А ей 75 лет! Какая это радость была.
На колокольне Спасского храма
. Мы разговариваем, сидя на первом этаже огромного храма, который некогда был помещичьей гордостью, а сейчас стал средоточием жизни людей самого разного достатка и положения — местных жителей, москвичей, серпуховчан.
Смотришь на громадину храма, и кажется: ну как это все может возродиться? Но бывает, большой храм строится за год, а приход — не складывается.
— Потому что это не просто так: каждый кирпичик надо вымолить у Господа. Ограду нашу мы 7 лет вымаливали, — говорит отец Алексей. — В справочниках этот храм — прежде всего памятник архитектуры, а для нас — место, где мы можем лечить свои искалеченные души.
Райсеменовское сегодня — не курорт, но можно сказать, что тут снова «лечебница». Только, конечно, совсем иная, чем задумывал граф Нащокин.
Фото Владимира Ештокина
Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском, Райсеменовское, Московская область. Путешествие всей семьёй по церквям московской области
Мы отправляемся в небольшое путешествие всей семьёй. Стоит весенняя майская погода, выходные. Как раз время для небольшого семейного путешествия. Без ночёвки. Просто мы съездим в Райсемёновское, на мини семейную экскурсию, которую проведём сами.
На этот раз мы едем в Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском. Мы понимаем, что храм находится на реставрации. И там мы не увидим всего великолепия открытых для посетителей православных храмов, как в Талеже или Серпухове (Смотри все путешествия по храмам России ).
С собой мы берём, как обычно, квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro, чтобы полетать и отснять место с неба. Повторюсь храм на реконструкции, мы внутрь даже не будем пытаться пробраться. А вот прогуляться по местным окрестностям мы готовы.
Как всегда экскурсию мы устраиваем себе самостоятельно, я подготавливаю интересный материал и историческую справку о Церкови Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском, Райсеменовское, Московская область.
Вот какой исторической информацией я делилась в машине со своим ребёнком.
История «Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском, Райсеменовское, Московская область»
В обиходе церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском известна как Спасская церковь. Основана она была в 1765 году, а последнее сооружение храма было достроено в 1783 году. Церковь является православной, и в настоящее время относится к РПЦ МП.
Храм представляет собой двухэтажное каменное однокупольное сооружение, выполненное в стиле классицизма.
Средства на возведение церкви в свое время выделил Нащекин П. Ф. – гофмаршал, которому принадлежала усадьба Рай-Семеновское в те времена.
Церковь состоит из двух сооружений – нижней Спасской церкви Димитрия Ростовского и верхней Спасской церкви. Первая была возведена в 1765 году, а строительство второй продолжалось с 1774 по 1783 гг.
Престольным праздником храма является Спас Нерукотворный, отмечаемый 29 августа.
Главная святыня церкви – икона Пресвятой Богородицы, которая именуется как «Взыскание погибших».
В храме есть придел Димитрия Ростовского.
Село Семеновское, где расположена церковь, с середины 16 века принадлежит серпуховским землям. Усадьба Рай-Семеновское разместилась на высоком побережье реки Нары, а ее основателем был основатель храма – Нащекин П. Ф. Это место, как и сама усадьба, известно своей живописностью, великолепием архитектуры построек, выполненных в классицизме, соответствующих духу 18 века.
Тем не менее изучена архитектура и история храма на сегодняшний день не досконально. Даже даты закладки и возведения церкви являются противоречивыми. Предположительно, освящена она была в 1783 году. Общепринятая дата создания проекта для иконостаса – 1778 год.
Год закладки храма указан и на обложке Евангелие из него, и согласно этой надписи, это 1774 год.
М. Александровский высказал предположение, что 1765 год – это год закладки нижней – Димитровской — церкви, а надпись на Евангелие имеет отношение к дате построения верхнего храма.
Многие специалисты такую теорию считают достаточно сомнительной, поскольку им кажется нецелесообразным использование проекта, которому порядка 10 лет, для продолжения возведения храма, если оно было приостановлено.
По их мнению, более вероятной является иная версия. Она предполагает, что храм действительно был заложен в 1765 году и к 1770 году его возведение было окончено, но не были завершены отделочные работы. До их завершения служения, скорее всего, проводились в нижнем храме.
В 1774 году началась отделка церкви, а в 1778 году или немного позднее началось изготовление иконостаса. К 1783 году все эти работы были завершены, и тогда же храм освятили. Что касается причины того, что работа над отделкой церкви была приостановлена на целый десяток лет, она может заключаться в том, что Казаков М. Ф. работал над важными проектами в Твери до 1768 года, после чего был задействован в строительстве Кремлевского дворца.
Дизайн церкви был создан известным талантливым архитектором Казаковым М. Ф. От многих других храмов ее отличает новизна и неординарность идеи, которая несет не только эстетическую наполненность, но и историческую значимость для России, ее культуры.
Иконостас церкви изначально был изготовлен из мрамора, и это было необычной чертой, не присущей соборам того времени, возведенным частными лицами, равно как и изысканность декора храма в целом.
Как добраться до церкви Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском?
Проще всего добраться до места с помощью общественного транспорта, отправляющегося из города Серпухов. Это могут быть автобусы маршрутов №23 и №35. В этом случае путь будет пролегать по направлению Серпухов – Сьяново-2. Нужно учитывать, что иногда автобусы, курсирующие по этим маршрутам, в Рай-Семеновское не заезжают, поэтому следует уточнять у водителя эту информацию.
Добираться на машине до места можно, следуя по Симферопольскому шоссе. На Большом московском кольце нужно повернуть на Московское шоссе, вытекающее из Варшавского, имеющего направление, параллельное Симферопольскому. Далее нужно миновать Васильевское, Сьяново, затем снова свернуть направо на дорогу А108. Минуя Злобино, Гавшино, можно попасть в Пущино, а из него в Рай-Семеновское.
Исторический и культурный памятник церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском
В убранстве церкви, ее отделке четко прослеживаются признаки разновременности. Под карнизом, выполненном в лепнине, сохранился изначальный карниз, изготовленный из мрамора, который выглядит грубовато. Он отлично гармонирует с небольшим карнизом постамента для колонн.
В изначальном варианте оформления храма не было фризовой лепнины, консолей карниза. Появление этих элементов, учитывая их форму и стиль, приходится на конец 18 – начало 19 века. На этот же период приходится и новая роспись церкви.
По предположению Денике, новая роспись относится к 60-м годам 19 века, но это очень сомнительно, потому как архитектурные задумки, присущие ей, максимально приближены к идеям московских памятников рубежа 18 и 19 столетия. Ближайшая аналогия этой росписи – роспись храма Преображенья, находящегося в селе Комлеве.
Карниз из мрамора до сегодня сохранился только в области, приходящейся на пространство над колоннами. Сегодня трудно сказать, имел ли место лепной карниз на других участках церкви.
Намет, толщина которого составляет приблизительно 1 см, скрывает под собой канеллированные старые пилястры, выполненные в темно-серых тонах. Капители утопают за их уровнем в силу того, что слой штука достаточно широк.
Судя по всему, постаменты имели изначально окантовку только во внутренней части, а именно, непосредственно в парадной. На остальных участках храма она, скорее всего, была рисованной, что касается и руста на цоколе постамента, сохранившегося до сегодня.
Что касается старой росписи храма под живопись, то она сохранилась до наших дней лишь частично. Ее цвета в настоящее время сильно изменились, разительно отличаются от первоначальных тонов, и все же, даже будучи сейчас не в самом лучшем виде, она представляет культурный интерес как памятник живописи 19 века.
План храма имеет прямоугольную форму, а увенчан он куполом в виде полусферы, световым барабаном. В центральной части церкви расположены фронтоны, сдвоенные колонны. Увенчивает колокольню шпиль, имеющий вид обелиска.
Согласно исследованиям, декорирование интерьера Спасской церкви осуществлялось двумя этапами. Изначально дизайн храма был гораздо лаконичнее, и даже несколько суровее. В частности, отличными от теперешних были карнизы, имевшие прямой рисунок и характеризующиеся строгим дизайном.
Лепнины в изначальном варианте дизайна храма тоже не было, а появилась она только на рубеже 18-19 столетий.
Первоначальная ограда церкви имела сходство с псевдоготическими стенами крепости с башнями. Предположительно, автором ее являлся тоже Казаков М. Ф. Декор ограды состоял из стрельчатых проемов, декоративных навесных бойниц, белокаменных наличников. Завершали стены зубчатые декоративные элементы. Во второй половине 19 века ограда храма претерпела существенных изменений, практически полностью потеряв свою архитектурную необычность.
В 1903-1930 гг. священником церкви был Георгий Троицкий, который сегодня входит в список местно-чтимых святых.
В 1930 году Спасскую церковь не обошла стороной судьба других храмов – она была закрыта, после чего разграблена. С этого периода в сооружении размещались склады, зернохранилища, действовали магазин, кинотеатр вплоть до 1980 года, когда здание было полностью заброшено.
В октябре 1995 года Спасскую церковь передали общине верующих. Постепенно здесь был сделан ремонт, а богослужения в великие церковные праздники, по субботам и воскресеньям в храме проводятся с тех пор и по сей день.