спасо яковлевский монастырь в ростове великом кратко
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.
Содержание
История [ править ]
История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.
Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.
В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.
Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.
Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.
Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.
Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.
Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.
В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.
С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.
В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.
4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.
С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10’28.4″N 39°23’31.7″E
Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Жизнь святителя Дмитрия
Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.
Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро
История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.
История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой
Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.
Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор
Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.
После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.
Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор
С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.
Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.
В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.
Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.
С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.
Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.
Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.
Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня
Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.
Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.
Часовня Иакова Ростовского над Святым источником
Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.
Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.
Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
МОНАСТЫРЬ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ
в Ростове
На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы.
Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского.
Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII веке княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити ( 1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 году. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 году, во второй половине XVII века храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь.
Яковлевский монастырь основан в конце XIV века Ростовским епископом Иаковом. В 1686 году по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.
Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нем в 1709 году Димитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 году к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824. Во второй половине XVIII века вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX века ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П. Я. Паньковым, а в 1836 году Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада.
В XIX веке Спасо-Яковлевский мужской монастырь относился к числу богатых первоклассных монастырей. Территория монастыря прямоугольной, близкой к квадрату в плане, формы ( площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. К южной стене вплотную подступают воды озера Неро. Планировочная структура ансамбля достаточно проста и строга, хорошо сохранились все архитектурные памятники.
От северных ворот ( главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: западную ( меньшую) и восточную. Эта главная дорога, являющаяся центральной композиционной осью ансамбля, возможно, была аллеей, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент двухсторонней липовой обсадки. Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом. На территории монастыря до начала 90-х годов ХХ века сохранялись столетние липы.
На территории Яковлевского монастыря похоронен известный краевед А. А. Титов.
В 1918 г. монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В 1919 г. часть комнат монастырских келейных корпусов заняли « пролетарские квартиры». В монастырской гостинице разместился « советский лазарет», а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы.
Монастырские помещения были приспособлены и для других « общеполезных учреждений». Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х годов на территории Спасо-Яковлевского монастыря тюрьма, концлагерь и колония. Так, в 1920 г. настоятель, епископ Иосиф в одном из своих писем отметил, что в его монастыре размещены дезертиры — «милая компания, водворенная на столь неподобающем месте». По данным местной печати, в 1921 г. в Яковлевском монастыре был устроен « концентрационный лагерь для отбывания наказания преступниками, … буржуями», а в 1923 г. — «колония малолетних преступников».
Монастырь лишился основных источников дохода. Огромный монастырский капитал был национализирован. Пожертвования сократились до размеров подаяния.
На основании советского декрета « О музейном имуществе» от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь « как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности» поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.
В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых. Акция, приуроченная к пятидесятилетнему юбилею вождя пролетарской революции, проводилась по инициативе местных органов власти, вопреки желания верующих жителей города и уезда. Духовенство Яковлевского монастыря и Успенского собора выразили свой протест, организовав большой крестный ход из собора в монастырь. Однако, несмотря на это 26 апреля 1920 г. в Спасо-Яковлевском монастыре мощи св. Димитрия были вскрыты и освидетельствованы особой комиссией, в присутствии монастырской братии и при большом стечении народа.
26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота.
В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах — теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.
Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов — двухэтажных, каменных и удобных — под жилье для горожан.
В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова.
Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В соборе Святителя Димитрия Ростовского Пасхальную службу совершил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Символично, что в том году Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.
Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса — ее священноархимандритами являлись ярославские владыки:
Наместники монастыря:
игумен Евстафий ( 1991−2000)
иеромонах Димитрий ( 2000−2003)
игумен Серафим ( 2003−2009)
игумен Савва ( 2009−2011)
С 2011 года наместником монастыря является игумен Августин ( Неводничек)
Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.
С начала 1990-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений.
В июне 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню.
13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 2009 году монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 года, в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе.
По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.
В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.