спасо яковлевский монастырь в ростове великом история
дин из новых информационных стендов, установленный с северной стороны Димитриевского собора, повествует о истории, святынях, храмах и праздниках нашей обители.
«Хотя и незначительными кажутся кому-либо иноческие молитвы, однако весь мир укрепляют… Отними от христианского мира чин иноческий, как от лозы виноградной сухой и бесплодный кол, что тогда станется с миром, сами судите!» (Свт. Димитрий Ростовский)
Эта обитель всегда имела и в наши дни продолжает сохранять особое качество, которое выделяет ее среди других монастырей – это святительская обитель.
Основателем монастыря является святитель Иаков (†1392), возглавлявший Ростовскую кафедру в конце XIV века, но подлинный расцвет этой обители связан с именем святителя Димитрия (†1709), митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Еще при жизни он избрал монастырь местом своего упокоения. Обретенные через 42 года после кончины мощи свт. Димитрия стали главной монастырской святыней. После его канонизации в 1757 году обитель стала самой почитаемой и посещаемой в Ростове.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был и остается крупным духовным центром нашей страны.
Монастырь неоднократно посещали члены царствующей фамилии, представители высшей знати и церковной иерархи, не говоря о многочисленных паломниках со всей России и других славянских стран.
мощи свт. Иакова Ростовского (XIV в.)
мощи свт. Димитрия Ростовского (†1709 г.)
келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение»
частицы мощей прп. Авраамия Ростовского (XI в.)
частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых
почитаемое изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны (фреска XVII в.)
иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» (прославлена в 1911 г.) и Шестоковская (прославлена в сер. XVIII в.)
Главные праздники монастыря:
4 октября и 10 ноября – дни памяти свт. Димитрия Ростовского
10 декабря – день памяти свт. Иакова Ростовского
22 декабря – Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы
3 февраля – Ватопедской иконы Божией Матери
Древнейшее сооружение монастыря – Зачатиевский собор, построенный в 1686/87 г. по воле и на средства митрополита Ионы Сысоевича, знаменитого строителя Ростовского кремля (архиерейского дома). При нем же собор был расписан.
Огромный и величественный Димитриевский храм, возведенный на средства графа Н.П. Шереметева в 1795-1801 гг., являет собой лучший образец провинциального классицизма.
Храм свт. Иакова Ростовского построен в 1824-1834 гг. на пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской и освящен святителем Филаретом (Дроздовым) митрополитом Московским в 1835 г.
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.
Содержание
История [ править ]
История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.
Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.
Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.
В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.
Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.
Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.
Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.
В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.
Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.
Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.
Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.
В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.
С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.
В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.
4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.
С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10’28.4″N 39°23’31.7″E
Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Жизнь святителя Дмитрия
Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.
Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро
История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.
История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой
Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.
Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор
Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.
После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.
Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор
С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.
Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.
В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.
Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.
С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.
Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.
Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.
Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня
Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.
Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.
Часовня Иакова Ростовского над Святым источником
Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.
Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.
Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
Форпосты Святой Руси. Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь. История.
Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила его жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.
Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.
В последней четверти 18 – начале 19 веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. Просторный, квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались “водяными”, а северные − “въездными”.
В 19-м столетии обитель становится объектом особого внимания со стороны царствующей фамилии. Все императоры, правящие в России в 19 − начале 20 века, почтили монастырь своим присутствием. Значительно увеличилось число жертвователей, в число которых входили как столичные аристократы, так и крестьяне окрестных сел. Монастырь богател. Заново в камне отстроился его огромный архитектурный ансамбль. Возвели два новых храма – величественный собор Димитрия Ростовского, ставший общепризнанным шедевром провинциального классицизма и его уменьшенное подобие – храм Иакова Ростовского.
Расцвет монастыря был прерван революцией.
В январе 1918 г. в России вступило в силу новое законодательство о вероисповедании и церкви, принципиально изменившее условия существования религиозных учреждений. 20 января февраля был принят декрет Совета народных комиссаров “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, ставший первым и основным постановлением советской власти, утверждающим новое отношение к церкви. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица, их имущество национализировалось и объявлялось “народным достоянием”. К концу лета 1918 г. Народный комиссариат юстиции разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь этого декрета, в которой, в частности, определялось: “Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов”. Все доходные церковно-монастырские имущества “как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы … незамедлительно отбираются” и поступают в полное распоряжение местных органов власти.
В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия, крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря – Богоявленского Авраамиева.
В монастыре регулярно производятся ремонтные и реставрационные работы: замена и окраска кровли, штукатурка и побелка стен, реставрация и консервация стенописей.
В стенах монастыря и на окружающей его территории произведена перепланировка: проложены мощеные дорожки, разбит яблоневый сад, устроены цветники, очищен пруд. В центре двора над источником сооружена деревянная часовня.
С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище
Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее и поработать. Для организованных паломнических групп проводятся экскурсии.
В следующий раз я расскажу вам об архитектурном ансамбле монастыря.
В статье использована информация с сайта Спасо-Яковлевского монастыря.