спасо прилуцкий монастырь время работы
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.
Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.
Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре
В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.
Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).
Архитектура и внутреннее устройство
Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:
Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.
Экскурсии
Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):
Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.
История Спасо-Прилуцкого монастыря
Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.
Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.
Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.
В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.
Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.
Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.
На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.
Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps
Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.
Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.
В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.
Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.
Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь в Вологде
Сложно найти хоть один уголок России, где бы не было особенных духовных мест. Так, север России, несмотря на суровый климат, также постоянно принимает паломников и имеет места, где не смолкает молитва православных монахов. Сегодня познакомимся с целым монастырским комплексом в Вологодском крае, который известен своим величием на всю нашу огромную страну. Речь пойдет о Спасо-Прилуцком мужском монастыре в Вологде.
История возникновения
Датой основания обители считается далекий 1371 год. Неподалеку, в Переяславле-Залесском, был основан Никольский монастырь, игуменом которого был будущий святой Димитрий Прилуцкий. Будучи в близком знакомстве с почитаемым святым Сергия Радонежского, игумен Димитрий крайне избегал славы и почестей, поэтому со своим учеником покинул богатый и обустроенный Никольский монастырь в поисках более аскетического места для уединения в молитве.
Скитаясь по Северу России, подвижники остановились недалеко от устья реки Вологды. Тамошнее местное население было богобоязненным и благочестивым, поэтому монахам была выделена необходимая земля для постройки обители.
Интересно! Постройка храма Божиего началась с установления большого креста, который сохранился до наших дней и хранится в монастыре, как святыня.
Другой русский святой, Дмитрий Донской, также откликнулся на богоугодное дело. Взяв будущего игумена в крестные отцы своим детям, Дмитрий Донской всячески помогал и жаловал значительные суммы на строительство.
Самая первая церковь была построена из дерева и ее престол был заложен в честь праздника Всемилостивого Спаса, который в православном мире отмечается 14 августа. Неподалеку от деревянной церкви расположились и небольшие монашеские кельи.
Духовное значение нового монастыря было таким, что он стал называться лаврой. К игумену Димитрию перешли некоторые монахи из Переславля, помня духовную силу своего наставника. В обители были строгие монашеские порядки и действовал общежительный устав. Игумен Димитрий отошел ко Господу в 1406 году и его тело было погребено в одном из приделов Спасской церкви.
Интересно! Даже после своей смерти игумен не переставал заботиться о своей обители. Сохранились свидетельства его чудесных явлений и сотворенных чудес.
Средние века и Смутное время
Удобное и стратегически важное расположение монастыря привело к тому, что Московские князья стали оказывать ему особое покровительство в виде специальных льгот и привилегий. Обитель использовалась как важный торговый пункт, поскольку в нем пересекались и водные, и сухопутные пути грузоперевозок по России. Кроме того, в политическом аспекте большой вес имели связи с княжеской Москвой, поскольку Москва и Новгород на протяжении нескольких веков вела политическое противостояние за Вологду.
Во время правления царя Иоанна Грозного Спасский собор был выстроен в камне, взамен деревянной постройки. Царь лично посещал обитель несколько раз, а для участия в важном военном походе на Казань для защиты и поддержания духовных сил войска брал с собой Крест из обители.
До середины XVII века существовал обычай, согласно которому игумен монастыря в день празднования памяти святого Димитрия Прилуцкого ездил в Москву. Во время этого визита царскому дому преподносилась вода, освященная на праздничном молебне, а также просфора, которой поминалась вся царская семья. Кроме того, игумены Спасо-Прилуцкого монастыря принимали участие в соборах, на которых выбирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича. Все это свидетельствует о том, что монастырь имел значительный вес в царской России того времени.
Тем не менее даже на такой значимой обители отложило свой отпечаток Смутное время. В этот период монастырь пострадал от нападения поляков и казаков, в результате чего была похищена казна, сожжены ценные церковные документы. После этого обитель еще несколько раз подвергалась разграблениям, а в 1619 году случился крупный пожар в трапезной, унесший жизни около 200 человек.
Расцвет перед революцией
Оправившись от потерь, понесенный в Смуту, Спасо-Прилуцкий монастырь постепенно встал на ноги и к XVII–XVIII векам стал одним из самых богатых и процветающих мест на Севере России. Монастырь имел большое количество земель, вотчины в близлежащих городах, подворья в Москве и Вологде, являлся крупнейшим торговым пунктом оборота соли, имея собственные соляные варницы. Помимо солеварения, были развиты промыслы рыбной ловли и производства муки на водяных мельницах.
В 1811 году в соборе случился очень сильный пожар, который уничтожил почти полностью все внутреннее убранство, иконостас, даже высокие главы. Перед самым входом в Москву французской армии в Спасо-Прилуцкий монастырь были свезены на хранение ценности многих столичных храмов и церквей, которые хранились там вплоть до самого освобождения Москвы. Сам же собор был отреставрирован позже, к 1817 году. Появился новый иконостас, изменилась форма куполов глав.
Советское время
Революционные годы ознаменовались обысками и описью имущества обители. Большевики организовали в соборе большой склад боеприпасов, и только лишь своевременное обнаружение очага возгорания помогло предотвратить полное уничтожение памятника архитектуры.
Церковные ценности отлучались в пользу Поволжья, где наблюдался голод. Архиереи и монахи были насильно выселены, а прихожане и местное население, пытавшиеся воспрепятствовать этому, попали под репрессии. Позже, была попытка разобрать монастырские стены на кирпичи, однако, она была пресечена.
В 1924 году монастырь был полностью закрыт, а все ценности были переданы в музеи и другие государственные учреждения. После этого в обители была организована тюрьма для пересыльных, военные склады, кинотеатр, дом для инвалидов.
Интересно! В 50-е годы полуразрушенные постройки были восстановлены и реставрированы, а немногим позже монастырь был признан музеем-заповедником.
Восстановление и начало служения
Начиная с 1990 года начался процесс восстановления всего монастырского комплекса. Начали совершать крестные ходы, служить молебны, передавать назад храмы и церкви. В 1992 году, в день памяти святого Димитрия Прилуцкого, весь комплекс был официально передан назад в распоряжение Православной Церкви. Два раза в обитель приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С этих лет начинается возрождение монашеской жизни. Были отремонтированы все строения и помещения, купола, заново отреставрирован главный большой иконостас, служатся полноценные монашеские службы. Работает воскресная школа, подворье, духовное училище.
Интересно! Будучи значимым духовно-просветительским центром, Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде ежегодно проводит известные Дмитриевские образовательные чтения, которые собирают многих миссионеров и духовенство.
Архитектурные элементы
Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.
Спасский собор
Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.
Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.
Спасский собор имеет несколько престолов:
Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.
Надвратная Вознесенская церковь
Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.
Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.
Соборная колокольня
Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.
В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.
Введенская церковь
Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.
Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.
Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.
Церковь в честь великомученицы Екатерины
Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.
Другие здания и постройки
Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.
Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.
Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.
Иконы и святыни обители
Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.
В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница», список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.
Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.
Что надо знать паломникам и гостям
Находится Спасо-Прилуцкий монастырь в Прилуках, г. Вологда. От центрального вокзала до монастыря ходит несколько автобусных маршрутов. Паломники и гости города могут принять участие в богослужениях, оставить записки с именами родных и близких для поминовения, заказать другие требы. Остановиться на ночлег можно в специальной гостинице, где также предоставляется питание. Кроме того, можно сходить на экскурсию по всему монастырскому корпусу и познакомиться с историей обители.
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь г. Вологды
Благочиние
Адрес
Вологда, ул. Монастырская, 1
Настоятель
иеромонах Александр (Чеборов)
Телефоны
Вконтакте
Духовенство
Расписание
Как добраться
Фотогалерея
Справка
Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».
Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.
Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.
Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.
Как указывает историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России.
Спасский собор.
Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.
Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.
Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.
Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.
В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
В 1813-1811 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.
В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола:
Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части;
Преображения Господня – в пристроенной южной паперти;
Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.
В нижнем храме, было, пять престолов:
Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия;
Преподобного Сергия Радонежского чудотворца;
Сретения Господня;
Богоявления Господня;
Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Колокольня.
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келлии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.
Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.
Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.
Надвратная церковь Вознесения Господня.
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.
По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.
В 1729–1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.
Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах и барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV–XVI веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.
Церковь Всех святых.
Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.
Екатерининская церковь.
В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя вмц. Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.
Успенская церковь.
На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.
Хозяйственные постройки.
В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив.
В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.
В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келлий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келлий с братской трапезной. Для постройки келлий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.
Древненастоятельские келлии – это каменное здание в два этажа, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом – погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские келлии соединяются с церковью Введения крытым переходом.
В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре было перестроено в двухэтажный корпус зимних настоятельских келлий, а позднее – под гостиницу для приезжающих.
В 1720 году восточнее Надвратной церкви достроен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые.
Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, завершенный с востока церковью Всех святых. Он строился в XVII–XVIII веках, фасад был оформлен в 1790 году. В нем находятся монашеские келлии.
Стены и башни.
В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах.
В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На западной – построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой.
Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бойницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.
В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).