спасо преображенский собор варлаамо хутынского монастыря
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Мiръ Россия Новгородская область деревня Хутынь Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.
Содержание
История [ править ]
Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Современное состояние [ править ]
С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его настаятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.
В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.
Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою. На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками».
XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии.Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью.
Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Основан в 1192 г., был одним из богатейших православных монастырей. Место первого упокоения Г.Р. Державина. Был сильно разрушен, ныне реставрация завершена.
На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 году и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря.
Мощи святого Варлаама (преставился в 1192 году) считаются нетленными. В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице. Варлаам Хутынский почитается на севере Руси так же сильно, как Сергий Радонежский в Москве.
Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 году, увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». В одном из приделов собора в 1816 году, согласно завещанию был похоронен Гавриил Романович Державин. Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 году, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. Хутынский монастырь является местом паломничества новгородцев и жителей окрестных деревень. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.
Преображенский собор представляет собой огромное трехнефное шестистолпное сооружение. Он завершается пятью куполами. С восточного фасада находятся три апсиды. Фасады членились по вертикали пилястрами и завершались позакомарным покрытием, замененным впоследствии на четырехскатную кровлю.Особенно примечательна западная паперть собора с крыльцом, декорированная изразцами. Собор сильно пострадал во время великой Отечественной войны. Восстановлен.
Рядом с Преображенским собором в 1552г. построена трапезная церковь Варлаама, представляющая собой бесстолпную постройку, к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата являющаяся трапезной. Церковь и трапезная имеют два этажа. Фасады церкви членятся пилястрами на три части, каждая из которыхзавершается килевидной аркой. Килевидные арочки использованы как декоративный элемент в фризе над верхней тягой, в оформлении ниш фасада.
Хутынский Преображенский Варлаамов монастырь, 1 класса, в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова. Основан в 1192 году пр. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивают под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515 г.) и Покровским приделом, в серебряной раке, устроенной в 1853 году. Подле раки висят тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагают на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находятся также три иконы пр. Варлаама в басменном окладе, писаные в XVI веке. В библиотеке среди других древностей хранится подлинная вкладная пр. Варлаама, писанная на пергаменте.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Действовала церковно-приходская школа на 30 детей (с 1890 г.). Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения.
Святыми местами монастыря являются колодец всегда с чистой водой, ископанный вручную прп. Варлаамом и горочка прп. Варлаама, которую, по преданию, наносил своей скуфьею преподобный. На горочке служатся молебны, до колодца проводится крестный ход. С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
На правом берегу Волхова было место, поросшее густым лесом со странным названием Хутонь. По преданию, название происходит от слова «худой, хутынь», то есть худое место, где водится нечистая сила. Святого Варлаама, основателя монастыря, в миру звали Алекса Михалевич. Он принадлежал к именитой боярской фамилии Новгорода. Уединяясь для молитвы в лесу, Варлаам увидел луч света, льющийся из чащи. На этом месте он и срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни в 1192 г. и основал новую обитель. Варлаам прославился чудесами еще при жизни. Особенно запомнилось новгородцам его пророчество о богатом урожае, когда выпадет снег в июле. Урожай выдался на славу, потому что мороз уничтожил вредителей, которые могли бы съесть посевы. До революции новгородцы ежегодно праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до монастыря. Мощи святого Варлаама считаются нетленными.
В 1462 г. в Хутынский монастырь приехал Иван Грозный дабы поклониться святым мощам и стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Грозный в ужасе побежал из церкви, ударяя жезлом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив жезл, царь в большом страхе покинул монастырь. Посох этот с набалдашником из разноцветного хрусталя и опаленная дверь алтаря также хранились в монастырской ризнице.
Хутынский монастырь пользовался особым покровительством московских великих князей. Огромный собор Преображения, построенный в 1515 г., увенчанный пятью куполами, поставлен «повелением великого государя и великого князя Василия Ивановича». Интерес представляет западная паперть собора, украшенная пышным крыльцом на четырех столбах с шатровым верхом. Облик церкви Спаса-Преображения частично заимствован у известного московского храма Успения. К северу от Преображенского собора расположена трапезная церковь Варлаама, построенная в 1552 г., к которой с западной стороны примыкает двухстолпная палата – трапезная. И церковь и трапезная – двухэтажные. От главных монастырских ворот грунтовая дорожка ведет к святому колодцу. Обойдя Преображенский собор и выйдя за ограду, можно увидеть небольшую часовню на холме, землю для которой наносил сам Варлаам Хутынский. Считается, что если походить по нему босиком, можно излечиться от многих болезней.
Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде.
Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.
При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 г. он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь. К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время.
Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен. Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием. В 1540 г. Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше. Спустя несколько десятилетий, в 1611 г., Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра. Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Все эти бедствия. незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».
В 1642 г. была составлена опись строений и имущества Хутынского монастыря. Именно по ней, в основном, судят о его состоянии в это время. Согласно описи, в обители — кроме каменных храмов (Спасо-Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского) — имелись две каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келейных корпусов, поваренная изба, ограда и хозяйственный двор. Спустя несколько лет появились здесь также архимандричьи кельи, возведенные по обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус. Много внимания уделял Хутынскому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII-XVI вв. книжное собрание Варлаамиева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новгородчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.
Новгородцы очень любили Хутынскую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября ст. ст.) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову.
Особым почитанием горожан пользовалось то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 г. хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом). Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 г. в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать. В 1764 г. Хутынский монастырь был одной из немногих обителей, причисленных после екатерининской церковной реформы к первому классу. По штату здесь могли жить 32 насельника, не считая настоятеля. Хутынская обитель, где находилась одна из главных святынь Новгорода, мощи прп. Варлаама, оказалась счастливее прочих. Екатерина II даже соизволила посетить ее.
С конца XVIII века, после пожара 1787 г., в монастыре вновь развернулось строительство. На новые масштабные здания средств уже не хватало, поэтому ограничились переделкой старых. Была отремонтирована Всехсвятская больничная церковь, перестроен Варлаамиевский храм, возведена колокольня над южными воротами монастыря. Тогда же заново расписали Спасо-Преображенский собор. В XIX столетии обитель прп. Варлаама являлась одной из самых процветающих в Новгородской губернии. В 1880 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа. По состоянию на начало XX столетия в монастыре насчитывалось двадцать шесть насельников.
В 1919 г. решением III губернского съезда советов Хутынский монастырь был упразднен, в 1920 г. окончательно закрыт. При закрытии из обители изъяли ценностей почти на 17000 рублей. Десятерых престарелых иноков приписали при этом к Спасо-Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, обращенным в приходские, а остальных поставили на учет на бирже труда. В начале 1930-х гг. последовало изгнание старцев-монахов, живших в монастыре «на птичьих правах». Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло военное ведомство. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области, затем здания достались психиатрической лечебнице. Монахи же, переселившись из обители в деревню Хутынь, жили, насколько это было возможно, прежней жизнью — в частности, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось довольно много людей. Долго «сходить с рук» это инокам не могло. В 1932 году их всех арестовали. Наказание оказалось скромным — «всего» три года ссылки. Но это было только начало крестного пути. Дальнейшая участь большинства «участников антисоветской подпольной группы» неясна. Достоверно известен лишь год и обстоятельства смерти одного из них — иеромонаха Виталия (Летенкова), его расстреляли в 1937 году.
Монастырь в последующие годы оказался на грани полного разрушения. Справедливости ради стоит сказать, что виной тому в данном случае была не советская власть, а Великая Отечественная война. Бомбежки и артобстрелы причинили очень сильный ущерб древним строениям. Реставрационные работы начались в монастыре лишь в 1976 году, но еще в 1991 году, когда обитель передали Церкви, она представляла собой печальное зрелище. Первые насельницы, появившиеся здесь в 1994 году (монастырь восстанавливается как женский), говорили, что почти не верили в возрождение монастыря. И тем не менее — возрождение состоялось.
Согласно переписи 1615 года, в Хутынской обители находились следующие церкви: Спасо-Преображенский собор. Церковь преподобного Варлаама Хутынского. Надвратная церковь Ильи пророка. Храм священномученика Григория, просветителя Великой Армянин под колокольней. Две надвратные церкви: Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца и преподобного Антония Великого.
Первая колокольня, построенная в 1445 году над церковью Григория Армянского, была перестроена в 1535 году. В период с 1768 по 1774 годы вместо старой, находившейся к юго-востоку от собора, была сооружена новая колокольня над южными воротами монастыря, но ещё в начале XIX века её строительство было не совсем завершено. На ней находилось семнадцать колоколов.
До начала Великой Отечественной войны на территории святой обители размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Бывшая монастырская земля была передана подсобному хозяйству больницы и обрабатывалась медицинским коллективом и выздоравливающими больными. Война нанесла большой урон замечательному Хутынскому ансамблю. Сильно пострадал Спасо-Преображенский собор. Почти вся верхняя часть его обрушилась, стены имели крупные проломы и трещины. Помещение собора было завалено кирпичом. Окружающие храм галереи XVII века также оказались без сводов и перекрытий. На всём фасаде имелись большие разрушения кладки и выбоины от осколков снарядов. Церковь Варлаама с трапезной пострадала гораздо больше, чем собор. У берегового корпуса был полностью разрушен второй этаж, а архиерейский дом выглядел помещением, попавшим в сильное землетрясение. Учитывая нахождение Спасо-Преображенского собора, где похоронен Г.Р. Державин со своей супругой, в аварийном состоянии, в 1959 году было вынесено решение о перезахоронении останков в Новгородском Кремле.
Реставрационные работы по восстановлению Хутынского ансамбля начались в 1976 году под руководством автора этого проекта Г.М. Штендера. В это же время раскопки проводились В.А. Булкиным, который несколько лет подряд со своей группой работал на территории Хутынского монастыря. Им были найдены: восьмигранный каменный фундамент церкви Григория Армянского, нижняя кирпичная кладка церкви Спасо-Преображения XII века и алтарь этой древней постройки.
Большее сходство Хутынский собор имел с церковью Петра и Павла на Синичьей горе, где ранее располагался женский монастырь, основанный в конце XI века праведной Харитиной, которая принадлежала к роду литовских князей. Петропавловская церковь, сохранившаяся до наших дней, в плане четырёхстолпная, трёхапсидная с одной главой. Дело не только в плане, который характерен вообще для всех новгородских церквей конца XII века. Сходство церквей на Синичьей горе и Хутынской проявляется в габаритных размерах, толщине стен, размерах и формах западных столбов и устройстве западной стены с лестницей в южной её части. Благодаря археологическим исследованиям известно, что одинаковы также и глубина заложения фундаментов, размер плинфы и система кладки нижних частей. Это наводит на предположение о том, что церковь Петра и Павла и Спасо-Преображенский собор, вероятно, возводила одна строительная артель. Такой вывод кажется возможным и потому, что год окончания храма на Синичьей горе, строительство которого началось в 1185 году, совпадает с датой закладки Хутынского собора. Оба события произошли в 1192 году.
Преображенский храм преподобного Варлаама был расписан вскоре после его возведения. Судя по найденным фрагментам штукатурки, на которых сохранились звучные яркие краски, можно представить разнообразие цветовой гаммы росписи. Живопись была исполнена в технике фрески с некоторыми добавлениями по сухому. Известно, что использовались различные орнаменты, украшавшие роспись. Среди них самым популярным был струйный орнамент, который располагался в нижних частях стен. Его геометрический узор “отличался крупномасштабностью, яркостью и обобщённостью трактовки формы”. Как отмечает В.А. Булкин, “другие мотивы явно связаны с декорировкой одежд (геометрический орнамент, сердцевидные небрежные завитки, белильные точки, имитирующие жемчужную обнизь). В одном из фрагментов угадывается аканф, украшавший обычно нарисованные архитектурные детали”.
Говоря о соборе 1192 года Хутынской обители, нельзя не вспомнить храмы Благовещения и Уверения Фомы на Мячне, которые схожи с церковью Спасо-Преображения пропорциями плана, внешне близкими формами (“Т” и “Г”) предалтарных столбов, но отличаются превосходством общих размеров в плане. Некоторые исследователи, описывая Хутынский храм 1192 года, пытаются ссылаться на его изображение на иконе “Видение пономаря Тарасия”. Исходя из того, что собор изображён во всех подробностях, становится понятным, что иконописец мог передать различные нюансы внешнего и внутреннего вида в том случае, если это является результатом его собственных наблюдений. Но человеку, живущему в XVI веке наглядно изучать особенности сооружения XII века, причём разобранного, никак не возможно. В итоге этих рассуждений подобные версии становятся совершенно неприемлемыми.
Лестница, ведущая в купол, нетрадиционно для новгородской архитектуры располагается в алтаре в его южной части. Её начало находится в проёме, соединяющем диаконник с алтарём. Ниши разной высоты, встречающиеся по сторонам лестницы, возможно, были предназначены для молитвы поднимающихся наверх монахов. Вероятно, это связано с каким-то неизвестным нам монашеским чином. Подобные ниши можно увидеть в башнях Софийского и Георгиевского соборов.
В храм ведут два входа. Один с южной стороны, другой — главный — с запада. Паперть этой стороны, как пишет архимандрит Макарий, согласно принятой им терминологии “имеет массивные колонны готической архитектуры”. Здесь не только выставленное наружу крыльцо (подобное можно увидеть и у собора Борисоглебского монастыря в Ростове), но и паперть, по его мнению, “состоящая из приделанных к храму сквозных портиков, указывает на примесь западного зодчества к византийскому”. “Готические” мотивы в русском зодчестве, в действительности такие разнообразные, как они видятся архимандриту Макарию, встречаются и в памятниках более раннего времени в виде килевидных и стрельчатых форм. Крыльцо поставлено на четыре каменных восьмигранных столба и имеет крестовый свод, увенчатый шатром. Оно со всех сторон открыто. “Передняя часть ближайшая к паперти также со сводом, а боковые стены сплошные с двумя окнами”. Главным украшением крыльца является подвесная арка с перевёрнутой пирамидкой-гирькой, которая обычно подвешивалась на железном стержне, вмонтированном в кладку. В русской архитектуре известна с XVI-XVII веков. Эта деталь напоминает элементы западной архитектуры, где особенно в башнях расположены узкие длинные окна, вертикально разделённые как бы на две створки. Мотив подвесной арки можно встретить в форме окон на галереях и братских корпусах.
Фасады Спасо-Преображенского собора в Хутыне, расчленённые плоскими пилястрами в соответствии с внутренними членениями храма, завершались в древности полуциркульными закомарами. Все фасады охвачены тремя горизонтальными тягами, раскрепованными на пилястрах. Верхняя идет под верхним поясом окон, средняя делит фасады по высоте пополам, нижняя, идущая на уровне окон первого пояса, в настоящее время скрыта в помещениях пристроенных позже галерей. Три апсиды вверху обрамлены поясом арок в форме “тюдор” и имеют внизу развитый многообломный цоколь. Большим разнообразием декора собор не отличается, хотя встречается несколько видов. Это — “бегунец”, обнимающий главы храма под луковицами с небольшими козырьками. Он также встречается и на стенах галерей. Например, на северной некоторые окна как бы обрамлены перспективным порталом, другие находятся в нишках килевидной формы, скорее напоминающих перевёрнутую подвесную арку. Подобные окна сохранились и на восстановленном братском корпусе. Храм снаружи у карнизов со всех сторон был “по местам украшен настенною иконописью древней, но в возобновлённом виде”. Внутри собор и галереи были расписаны настенной живописью. Что касается иконостаса, то он утрачен. Но благодаря изображению на иконе “Видение пономаря Тарасия” известно, что это был традиционных форм высокий иконостас. Позднее он был заменён на барочный.
Надо отметить, что Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря и Успенский собор в Ростове “обладают целым рядом сходных типологических, конструктивных и стилистических черт”. Точной даты возведения Ростовского собора не установлено. Но некоторые исследователи предполагают, что датировать надо ориентируясь на Хутынский храм. В.А. Булкин считает, что “организация работы и строительные приёмы, отмеченные в ходе изучения Хутынского собора, в некоторых отношениях близки почерку мастеров, возводивших Успенский собор в Ростове”.
Рядом с Преображенским собором на северо-западе от него находится церковь во имя преподобного Варлаама с трапезной. Храм этот был основан в XIV веке и был небольших размеров. Поэтому при игумене Гурии Коровине на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной. Надо сказать, что строительство трапезных связано с принятием в XVI веке общежительного устава, который требовал “совместного питания монахов в общих помещениях вместо индивидуального приёма пищи в келиях”. В комплекс трапезной палаты, состоящей из большого зала, где и располагалось всё для принятия пищи, и обслуживающих помещений с конца XV века включается и храм. Сама столовая палата в XVI веке в плане представляла квадрат с центральным столбом, на который опирались высокие крестовые своды. Иногда этот столб служил калорифером: “в нём проходил дымоход и были устроены воздушные каналы, из которых теплый воздух поступал в палату, обогревая её”. Такой способ отапливания палат являлся большим достижением русских мастеров. Трапезная возвышалась на подклете, где располагалась кухня, а вход в столовую палату был через “красное” крыльцо.
Что касается церкви с трапезной Хутынского монастыря, то о ней говорить в полной мере трудно, так как описаний первоначального храма XIV века нет, а постройка XVI века находится в руинах. Церковь преподобного Варлаама представляет из себя вытянутый вверх куб с тремя апсидами в толще внутренней стены, с одной глухой главой. С запада примыкает большое помещение трапезной на погребах, которая значительно шире самого храма, разделённого внутри на два этажа. Важно заметить, что церковь бесстолпная, и это характерно не только для Хутынского монастыря. Такие трапезные церкви, выстроенные в XVI веке, существуют ещё в нескольких новгородских монастырях. Это Троицкая церковь Духова монастыря, Сретенская в обители преподобного Антония Римлянина и Никольский храм в Клопском монастыре.
За всю историю Хутынской обители известно, что на её территории было построено три колокольни. О первой известно совсем мало. Она была построена на средства монастыря Новгородским архиепископом Ефимием в 1445 году против северных дверей собора и представляла собой каменную церковь во имя священномученика Григория Армянского, которая была как сообщается в летописи, “не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет”.
В 1535 году против южных дверей собора была возведена новая церковь во имя того же святого, которая имела название “Хутынский столп”, в дальнейшем разобранная. Именно она изображена на иконе “Видение пономаря Тарасия”. В летописи эта постройка описывается следующим образом: “яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша”. Благодаря раскопкам, проведённым В.А. Булкиным в 1981 году, можно уверенно говорить об особенностях храма-колокольни, который “возник на магистральной линии развития древнерусского зодчества в момент, когда в новых исторических условиях под эгидой московской архитектуры шел процесс сложения древнерусского стиля”.
Фундамент церкви был сложен из валунов, положенных на глине, а между ними в фундаментной стенке много гальки с землёй. Кладка была кирпичная на известковом растворе. “Окольной стеной” в летописях названа галерея, которая опоясывала основной объём сооружения. Храм представлял собой композицию, состоящую из восьмигранника и двухэтажной галереи такой же конфигурации. Последняя имела сквозной обход вокруг подклеточной части. Второй ярус был в виде аркады-лоджии. “Признаков внутристенной лестницы или иного исходного устройства не обнаружено”. Неизвестным остаётся вопрос об остальном объёме, который состоял из уменьшающихся восьмериков, или представлял собой единый столб. Но глядя на хутынскую икону, скорее всего можно предположить последнее. Таким же композиционным решением отличается колокольня Иван Великий в Москве и церковь Георгия в Коломенском.
Таким образом, “главная особенность объёмно-пространственной композиции хутынского столпа состояла в сочетании широкой двухэтажной галереи и высокого центрального столпа, который по высоте членился на три яруса”. Нижний этаж был подклетом, на втором находилась церковь, а третий предназначался для колокольни. Появление колокольни святого Григория Армянского свидетельствует о проникновении нового архитектурного образа, созданного под влиянием мастеров и “модных” веяний сопредельных земель. “Необыкновенные качества хутынского столпа особенно остро воспринимались, как следует из летописи, именно в новгородском, а не в общерусском архитектурном ряду”.
Третья колокольня была построена в XVIII веке в стиле барокко над южными вратами. Автор проекта точно не известен, но есть предположение, что им являлся Д.В. Ухтомский. Новая колокольня представляла собой трёхпролётную триумфальную арку, сложенную из трёх четвериков, причём нижние отличались высоким профессионализмом архитектора и строителей. Но проект был не реализован в полной мере. Это предположение подтверждает, несоразмерность объёмно-пространственной композиции колокольни. Нижние, почти равные по размерам, массивные четверики должны были бы нести не менее двух ярусов, вместо которых они завершаются четвериком гораздо меньших размеров. “Создаётся впечатление, что из-за недостатка средств ограничились возведением лишь верхнего яруса без промежуточных, и то в упрощенном варианте с заменой колонн на пилястры”. Надо заметить, что для провинции середины ХVIII века присутствие колонн в качестве архитектурного декора было очень редким явлением. Чаще они использовались в столичных городах и то только при постройках триумфальных арок, дворцов и колоколен больших монастырей. Только в период классицизма в архитектуре провинции часто стали использовать колонные портики.
Хутынская колокольня была украшена прекрасно выполненными колоннами с базами и капителями, на её стенах можно было встретить изящный рисунок ниш и наличников, увидеть над проездными арками резные белокаменные картуши с маскаронами в виде человеческого лица. “Всё это говорит о неординарности проекта и знании архитектором традиций европейской архитектуры”, что лишний раз подтверждает вероятность участия в этом проекте Д.В. Ухтомского. Нижний четверик напоминал триумфальные арки, которые обычно возводили для коронационных торжеств. В нём и были устроены ведущие со стороны города (т.е. с юга) большие ворота. Что же касается верхнего четверика, то он был значительно упрощён. Сдвоенные пилястры фланкировали большие проёмы для колокольного звона, и только развитый карниз с лучковыми подвышениями отвечал общему барочному характеру колокольни. Парапетная стенка завершала фасады среднего четверика, и с треугольными фронтонами представляла единую композицию. Также парапет ограждал площадку вокруг малого четверика, которая, возможно, использовалась для раскачки колоколов. Вероятно, он представлял собой сплошную каменную стену, углы которой были украшены вазонами (колокольня Троице-Сергиева монастыря). В декоре четырёхгранного купола были использованы люкарны (слуховые окна, обрамлённые наличниками). Надо отметить, что они присутствуют почти во всех барочных постройках (Успенский собор в Смоленске и колокольня Донского монастыря). Интересно отметить, что подобные решётки в овальных окнах встречаются в Смольном и Никольском соборах Санкт-Петербурга. Они были выполнены в виде расходящихся лучей с одним или двумя овалами в центре, повторяющими форму проёма. К великому сожалению, колокольня Хутынского монастыря сильно пострадала во время Второй мировой войны. Можно только надеяться, что эта замечательная постройка будет восстановлена и займёт достойное место в ансамбле, который начинает постепенно возвращать свой прежний вид.
Летом 1993 года полностью была закончена реставрация Спасо-Преображенского собора и братского корпуса. На своё первоначальное место перевезли и прах Г.Р. Державина и его жены, 250-летие со дня рождения которого праздновали в тот год. А в ноябре 19 числа 1993 года, в день празднования памяти преподобного Варлаама, архиепископом Новгородским и Старорусским Львом в сослужении новгородского духовенства был освящён главный храм Хутынского монастыря. Вскоре появились и первые насельницы, и началось возрождение святой обители. Всё больше и больше паломников приезжает со всей России на поклонение к преподобному Варлааму, мощи которого по сей день находятся под спудом Преображенского собора. В 1998 году был завершён ремонт северного придела и поставлен новый иконостас, который был освящён второго августа владыкой Львом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как первоначально в своей истории. В этом приделе ныне покоится прах Державиных. А осенью этого же года был закончен иконостас южного придела, иконы для которого были написаны семьёй новгородских иконописцев Гребенниковых. Этот придел освящён в честь праздника Покрова Богородицы.