спасо преображенский собор венчание
Венчание в Исаакиевском соборе и Преображенский полк в качестве почетного караула
Зрелище, которым побаловали петербуржцев 1 октября 2021 года было анонсированным, ожидаемым, и прошло в уже привычном для отечественной «сувepeнской демокpaдии» стиле «снизу постучали»: в Исаакиевском соборе были обвенчаны как бы великий князь Георгий Романов и Ребекка Беттарини, дочь итальянского дипломата.
В качестве «почетного караула» присутствовали гвардейцы комендантского Преображенского полка.
В повестку не входит, а караул есть!
Я напомню, что, как сообщает нам Вики (и с ней не хочется в этот раз спорить)
«Полк был создан в декабре 1979 года. В его состав вошли 99-й отдельный комендантский батальон и отдельная рота почётного караула.
Рота почётного караула была создана в 1944 году в составе первого полка дивизии особого назначения имени Дзержинского НКВД СССР. Одним из первых высоких гостей, которого встречал Почётный караул, был Уинстон Черчилль.»
Дзержинский, НКВД СССР и, пардон, некий Гоша Гогенцоллерн! А ведь не так давно соотечественники искренне возмущались прокатом Ксюши Собчак в катафалке!
Я напомню, что Георгий Романов-Гогенцоллерн является внуком пособника фашистов. А что эти германские орлы планировали сотворить с собором в частности и с городом вообще никто не забыл? Или надо напоминать?
Теперь давайте поговорим о престолонаследии с точки зрения, так сказать, генеалогической и юридической. Георгий Михайлович Гогенцоллерн-Романов по мужской линии внук принца Прусского Карла Франца-Иосифа (лейтенанта немецкой армии), правнук принца Прусского Иоахима, праправнук германского императора Вильгельма II, низложенного в 1918 году. То есть по мужской линии претендовать на престол может. Но на немецкий!
Мать цесаревича Георгия — дочь Великого Князя Владимира Кирилловича Романова (1917—1992), внучка Великого Князя Кирилла Владимировича Романова (1876—1938) — двоюродного брата Николая II. Дочь, причем представительница боковой ветви, пошедшей куститься в результате морганатического брака, т. к.
После Февральской революции 1917 года почти все представители дома Романовых вступили в морганатические браки, так как не считали в новых условиях для себя обязательным неукоснительно следовать требованиям Учреждения о Императорской Фамилии, существовавшим на 1917 год. Согласно статье 188 этого Учреждения великие князья и князья императорской крови, вступавшие в морганатические браки, не могли сообщить ни своим жёнам, ни своему потомству никаких династических прав (ни права престолонаследия, ни титулы, ни даже династической фамилии Романовых.
То есть потомки даже не Романовы, а Романовские.
«Лицо Императорской Фамилии, вступившее в брачный союз с лицом, не имеющим соответствующего достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или Владетельному Дому, не может сообщить ни оному, ни потомству, от брака сего произойти могущему, прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии».
Сам же Кирилл Владимирович никаких прав на престол иметь не мог по причине своего недостойного поведения и столь же ненадлежащего бракосочетания: Великий Князь Кирилл Владимирович в 1905 году женился на Виктории-Мелите, урожденной принцессе Саксен-Кобургской, которая прежде была замужем за Великим Герцогом Гессен-Дармштадтским – родным братом Императрицы Александры Федоровны. Женился, вопреки запрету действующего императора Николая II, на неправославной, разведенной, и собственной двоюродной сестре, что было невозможно не только для члена царской фамилии, но и нарушала каноны православия, так как православная церковь категорически запрещает близкородственные браки.
По этой причине Кирилл Владимирович был лишен всех званий и выслан из России.
Так же я напомню, что по закону, принятому императором Павлом Первым и не изменявшемуся до крушения монархии в России престол может унаследовать только потомок по мужской линии, а если все потомки по мужской линии пресеклись, тогда возможна передача престола по женской линии, но в настоящее время живы и здравствуют потомки Николая Первого по линии мужской.
Так какое престолонаследие и какие претенденты на российский трон при таком генеалогическом древе «царевича Гоши» могут быть? Самое интересное, что по папе Георгий может прямо претендовать на трон Германии, но отчего-то весьма благоразумно не претендует.
Об этом нашим правящим кругам в 2015 году совершенно однозначно напомнили представители настоящего русского дворянства: президенту России Владимиру Путину было направлено открытое письмо с призывом не допустить предоставления особого статуса Марии Романовой (Романовской по правилам генеалогии) и её потомку. Подписантами обращения были Никита Лобанов-Ростовский, Александр Трубецкой, Петр Шереметев и Сергей Капнист. Почтенные правдорубы напомнили любителям громких титулов, что
«Владимир Кириллович Романов, отец Марии Владимировны, открыто поддерживал нацистов, был близок к Адольфу Гитлеру и во время войны находился в его штабе, готовя себя к марионеточному правлению после покорения СССР. Он публично призвал русскую эмиграцию и дворян в изгнании присоединиться к армии Третьего рейха и выступить против советских войск во имя последующего восстановления монархии. Он же публично поддерживал призыв финского генерала Маннергейма воевать на стороне нацистской Германии.»
И вот, спустя 75 лет после Победы свадьбу внучка приветствуют Преображенцы. Что там о «наследниках Победы»- то, а? Историческая память, и всё такое?
И раз!
И два!
Как вам такой воляпюк, внуки и правнуки победителей?
Ну и как по полу герб-то не поволочить? Очень даже можно поволочить.
Фото из открытых источников. А что такого??
Скрепное зрелище, не находите?
Георгий Михайлович родился в Мадриде, получил европейское образование и работал в Европарламенте и Еврокомиссии, где и познакомился с будущей супругой. Он также был советником директора «Норильского никеля».
Европарламент, Еврокомиссия. а еще, говорят, нашим «эрзац-наследникам престола» покровительствует клан Ротшильдов. Насколько я знаю историю этой славной фамилии, без надежды на крупный гешефт Ротшильды никому покровительствовать не станут. Совпадение? Не думаю (с).
Зато желтые газеты и примкнувшие к ним обер-либералы, вроде Ксюши Собчак, ликуют! Как же как же, возвращение Романовых! Вальс Шуберта грядет и хруст французской булки оглушает!
Кстати, для рожденного в Мадриде Георгия эта фотография (с короной на панаму) как бы намекает
Фото из открытых источников. Все фигуранты несколько моложе)
на одну интересную историческую аналогию:
Каудильо Франсиско Франко и Хуан Карлос
Это кто у нас российский каудильо, а? И как этот каудильо еще назывался и чьим союзником был? Откуда к нам явилась «голубая дивизия»?
И как, кстати, это соответствует даже перекроенной Конституции? Хотя еще раз её перекроить, да электронно «по заявкам трудящихся».
Кстати, супруги намереваются жить в России.
А пока обед (в Этнографическом музее, содержащемся на деньги государства) и салют. Ну хоть салют, надеюсь, не за госсчет, хотя следовало бы посмотреть на сайте госзакупок. 2 октября запланирован праздник в одном из пригородов Петербурга. Интересно, покажут «наследнику» фото художеств сослуживцев его дедушки в этом несомненно прелестном пригороде?
Видео со свадебки выложила светская деточка Лизанька Пескова, а на фото один из весьма известных гостей
«Для роскошной свадьбы Елизавета Пескова выбрала не менее роскошный наряд. Наследница Дмитрия Пескова облачилась в дизайнерское платье серебристого цвета с изящным декольте и вышивкой из бисера и кристаллов. Такое платье от Maya.om стоит 140 тысяч рублей. К платью Елизавета Пескова подобрала пальто песочного цвета и открытые босоножки черного цвета.»
Бывший уполномоченный по правам ребенка П. Астахов с женой. Фото РБК.
Вдвоем транспортируют «княгиню», воистину великую. Фото РБК
Le mariage de l’imposteur a été réuni par la lumière supérieure. C’est beau!
В полумраке мавзолея широко улыбнулся Владимир Ильич.
В веселые времена живем, цирк нынче без шатров, но с клоунами.
Отец «царицы» – обергруппенфюрер СС Владимир Кириллович во время Великой Отечественной войны командовал Корпусом Императорской Армии и Флота. Ему подчинялись все монархисты во французской дивизии СС «Шарлемань», бельгийской дивизии СС «Валлония», датском корпусе СС. В конце войны он объединил свой императорский корпус с 1-й РНА генерала Бориса Смысловского, вместе с которым сбежал в Лихтенштейн.
1938 год, князь Владимир Кириллович готовит для Гитлера армию из предателей
Как Романовы: сколько стоит венчание в самых красивых храмах Петербурга
Фото: Федеральное агентство новостей / Степан Яцко
Первая более чем за сто лет свадьба потомка царской династии пройдет 1 октября. Церковное благословение брака состоится в Исаакиевском соборе. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, сколько стоит церемония и кто может ее повторить.
Уроженец испанского Мадрида, потомок династии Романовых Георгий Михайлович обвенчается в Петербурге с итальянкой Ребеккой Беттарини. Церемония пройдет в Исаакиевском соборе 1 октября 2021 года, ранее пара расписалась в Москве. Выбор в пользу Северной столицы сделан неслучайно: традиционно город на Неве очень близок Императорской семье и издревле считается культурной альма-матер нашего Отечества.
Как проходит венчание
Венчание — одно из таинств. Во время обряда Господа призывают благословить новую семью. Название церемонии связано с тем, что на головы брачующихся возлагают венцы.
В 2011 году патриарх Кирилл выпустил указ об обязательном прохождении бесед перед таинствами крещением и венчанием. Разговор проводят за две-три недели до венчания. Но на этом приготовления к обряду не заканчиваются. После беседы и перед венчанием пара должна исповедаться, причаститься, а также обручиться — дать обещание стать друг другу мужем и женой.
Для записи необходимы паспорта, свидетельство о заключении брака и свидетельства о крещении. Если венчание проводят второй раз, то обязательно нужен документ, подтверждающий развод либо вдовство, а также разрешение архиерея на проведение повторного венчания.
Ни одна церемония не обойдется без колец, венчальных свечей, а также иконы Богородицы и Спасителя. Свечи в большинстве случаев можно не нести с собой, а приобрести в храме. Иконами в конце венчания пару благословляет священник. Далее они должны храниться в память о заключении союза.
Сколько стоит
Помимо документов и благословения венчание потребует и некоторых финансовых затрат. С точки канонов, обряд можно совершать в любом храме. Однако по сложившейся традиции в Петербурге не проводят венчания в Александро-Невской лавре. При этом четкого запрета на венчание нет, все вопросы решаются в индивидуальном порядке.
Провести обряд в Исаакиевском соборе, как Романовы, может любой желающий. Записаться на венчание нужно в храме. Совершение таинства в самом сердце города особенно привлекает приезжих. Как уточнили изданию в приходе, туристов завораживает красота Исаакиевского, поэтому пары его выбирают. За церемонию нужно приготовиться отдать 20 тысяч рублей — такую сумму пожертвования озвучили в храме.
В два раза дешевле обойдется венчание в Казанском соборе. Таинство проводят в определенные дни: понедельник, среда, пятница, воскресенье, если они не выпадают на праздники.
«Чтобы записаться надо к нам прийти в собор найти религиозного консультанта с 11 до 17 и выбрать дату и записаться. Записываемся сразу по внесению полной стоимости», — уточнили представители храма.
Число венчаний в Казанском соборе сократилось после начала пандемии: обряд часто проводили для пар из других регионов. Бывает, что за один день проводят четыре таинства, а случается, что ни одного.
«Сегодня одну пару венчали, 70 лет было обоим, 50 лет, как они уже в браке, золотая свадьба, поздравляли их. Они были одни за всю неделю. Закономерности нет», — поделился представитель Казанского собора.
Примерно в ту же сумму обойдется церемония в Соборе Владимирской Иконы Божьей Матери: девять тысяч рублей — сумма, которую озвучивают всем желающим провести мероприятие.
Еще один красивый храм расположен в Кронштадте. Это Ставропигиальный Никольский Морской собор. Запись на венчание ведут по венчальному календарю, обряд проводят при участии хора. Пожертвование составляет 13 тысяч 100 рублей.
В соборе Святого Апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове напрямую цены не озвучивают, зато в церковной лавке лежит потрепанный, ламинированный прайс на услуги. Проведение таинства стоит 7 тысяч рублей. Во Владимирском соборе венчание обойдется в 9 тысяч рублей.
Кого не венчают
Существует ряд случаев, когда священник не может благословить союз. Во-первых, если это четвертый или пятый брак хотя бы для одного из супругов. Во-вторых, не венчают родственников — даже если это троюродные брат и сестра. Кроме того, церковь запрещает проводить таинство, если хотя бы один из молодоженов причисляет себя к атеистам. И, наконец, венчаться нельзя, если хотя бы один из супругов не крещен.
Поскольку иностранцам разрешается венчаться в Петербурге, Георгий Романов и его возлюбленная итальянка Ребекка Беттарини договорились о церемонии непосредственно с храмом. Единственным условием для иностранных граждан в таких случаях является приверженность православной вере, в которую Ребекка недавно перешла. НЕВСКИЕ НОВОСТИ изучили биографию и интересы невесты потомка Романовых.
Спасо-Преображенский собор
Банкетные залы поблизости
Банкетное меню от 2000 руб.
Банкетное меню от 1500 руб.
Банкетное меню от 1400 руб.
Банкетное меню от 2000 руб.
Банкетное меню от 2200 руб.
Банкетное меню от 1200 руб.
Банкетное меню от 2000 руб.
Банкетное меню от 2500 руб.
Банкетное меню от 3500 руб.
Банкетное меню от 5000 руб.
Чернышевская
Спасо-Преображенский собор — один из ярчайших представителей знаменитой петербургской архитектуры, сочетающей многие стили. Первоначальный вариант собора был возведен еще во времена Елизаветы Петровны, но после пожара 1825 года, в результате которого мало что осталось, подвергся глобальной реконструкции.
Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых в городе, поэтому, если вы хотите здесь венчаться, необходимо заранее запланировать дату и согласовать ее со служителями храма при личной встречи или по телефону.
Для личного транспорта гостей вашей церемонии предусмотрена парковка.
Интересным фактом является появление собора в кинематографе. Увидеть его можно в советском фильме «Две жизни», в котором храм использовался в качестве экстерьера в одной из сцен. Также любители фильма «Собачье сердце» могут заметить эпизод с видом на собор, несмотря на то что по сюжету действие происходит в Москве. Снаружи собора открываются прекрасные виды для фотографирования. Особого внимания заслуживает ограда, которая выполнена из трофейных пушек времен Русско-турецкой войны.
Таинство венчания в храме
6 октября, осенний теплый и солнечный день с листопадом из ярких желто-красных листьев и с гроздями алых ягод рябины, Бобровы Денис и Любовь запомнят на всю жизнь. Это день их венчания в храме в честь Преображения Господня села Спасское, которое после Божественной литургии совершил настоятель храма иерей Александр Григорьев.
22 сентября на архиерейской службе Денис и Любовь получили благословение на венчание от епископа Лысковского и Лукояновского Силуана, пребывавшего с визитом в нашем храме.
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
В этот важный и торжественный для молодой пары час пришли разделить с ними радость их родители, близкие и друзья.
Лёгкое прикосновение друг к другу, нежный взгляд, тёплые слова – отсчитывались последние волнительные секунды перед Таинством.
Венчанию предшествовало обручение, которое совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручающиеся предстали перед святыми дверями храма с благоговением, трепетом и душевной чистотой, перед Таинством исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Божественной литургии.
Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи, которые знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества.
Затем священник произносит моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело, и повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится ко Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий Дионисий рабе Божией Любови во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия Любовь рабу Божиему Дионисию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними.
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.
Отец Александр торжественно вводит жениха и невесту, держащих в руках зажженные свечи, изображающих духовный свет Таинства, на середину храма.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый плат перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие, иконы Спасителя и Божией Матери.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак, и только после этого начинается чин венчания — таинственное освящение супружества Божественною благодатью.
После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий Дионисий рабе Божией Любови во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия Любовь рабу Божию Дионисию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
После прочтения отрывков из Апостола и Евангелия, произносится от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой все молятся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Затем приносится чаша с красным вином, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня Таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.
Далее отец Александр вручил им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, и поздравил молодую семью, рассказав об обязанностях мужа и жены. Он отметил, что внешние обязанности в семье больше ложатся на плечи мужчины – главы семьи, а внутренние в большей степени исполняет жена, как хранительница тепла домашнего очага. Также батюшка пожелав Денису и Любови оставаться любящими и верными, вместе встречать радость и делить горе, уважать, помогать и поддерживать друг друга, научиться слушать и уступать в семейной жизни.
К поздравлениям настоятеля присоединились родители, близкие и друзья.
Венчание этой молодой пары состоялось между праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Хочется надеяться, что Сама Божия Матерь будет простирать Свой Покров над этой семьей: защищая, оберегая и покровительствуя.
Пожелаем Денису и Любови, чтобы венцом их любви стали дети, окруженные светлой любовью родителей и воспитывающиеся в свете веры Христовой.
Брачные игры с монархистами
Свадьба в Исаакиевском соборе так и не приобрела государственный размах
Митрополит Варсонофий обвенчал Георгия Романова и Ребекку Беттарини по обычному чинопоследованию, как частных лиц. Фото Reuters
В городе двух русских революций состоялось событие, которое вызвало большой общественный интерес, но интерес скорее не сочувственный, а недоуменный. В Санкт-Петербурге, в Исаакиевском соборе сочетался браком Георгий Романов, которого некоторые считают «наследником российского престола», с итальянской гражданкой Ребеккой Беттарини, примерно год назад принявшей православную веру.
Узкие монархические круги назвали это бракосочетание историческим событием. Дескать, Романовы возвращаются в Россию, и впервые за 120 лет в стране состоялось венчание «членов императорской фамилии».
Таинство бракосочетания совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков). Означает ли это, что Московский патриархат одобряет пусть и частичную, но все же реанимацию монархического духа в стране, где самодержавие было искоренено более 100 лет назад в результате нескольких революций и кровопролитной Гражданской войны? Несмотря на то что венчал Романовых митрополит, в соборе можно было по пальцам перечесть духовенство РПЦ. Из заметных фигур был архиепископ Дубнинский Иоанн (Реннето). Впрочем, он только по титулу Дубнинский, а на деле в Париже возглавляет ту часть эмигрантской русской общины Западной Европы, которая в 2019 году воссоединилась с РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал этот процесс символическим окончанием Гражданской войны в России. Но поскольку эта ветвь Романовых проживала до определенного времени в Испании, Иоанна (Реннето) можно считать их духовным пастырем.
Самых видных иерархов РПЦ в соборе не было. Как и самого патриарха Кирилла. Впрочем, Георгий Романов и его невеста встречались с главой РПЦ незадолго до свадьбы, 12 сентября, когда в Петербурге проходили торжества в честь 800-летия Александра Невского. То есть встреча «наследника престола» происходила в тени более важного события, и патриарх общался с четой в частном порядке. Отметим, что на официальном сайте Московского патриархата нет упоминания о венчании в Исаакиевском соборе. А в публикации на сайте Санкт-Петербургской митрополии отмечается, что «супругов венчали как частных лиц».
В напутственном слове митрополита Варсонофия тоже не было намека на монархические надежды. «Яркий пример благочестивой жизни явили сын России – император-страстотерпец Николай II, его супруга и дети, которые всегда имели цельные глубокие отношения и до конца своих дней хранили верность друг другу, – сказал иерарх молодоженам. – Мы рады, что вы любите Россию, участвуете в благотворительных проектах, как верующие люди посещаете богослужения и имеете желание быть полезными для страны».
Еще более интересно описано венчание на официальном интернет-ресурсе Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». «Мероприятие прошло с соблюдением всех противоэпидемических требований и строгих мер безопасности, – говорится в сообщении. – После мероприятия была проведена дезинфекция». Двусмысленно выглядит фотогалерея, иллюстрирующая это сообщение. Здесь размещено несколько фотографий, но нет ни одной, где была бы запечатлена церемония, зато с разных ракурсов показано, как сотрудники в прорезиненных костюмах чистят помещение собора по окончании мероприятия.
Холодность сотрудников музея можно понять. Им уже не раз приходилось отбивать атаки церкви, желающей забрать памятник архитектуры в безвозмездное пользование. Весной 2019 года массовые протесты жителей города не позволили выполнить решение мэрии города о передаче здания митрополии. Пышная церемония бракосочетания Романовых, на время которой музей перестал работать для посетителей, выглядит некоторым вызовом петербуржцам.
Другое событие, имеющее отношение к судьбам русской монархии и дому Романовых, еще только предстоит. В середине ноября пройдет Архиерейский собор РПЦ, на котором, как предполагают, церковь согласится с точкой зрения государства на подлинность останков семьи последнего русского императора Николая II. На этом будут исчерпаны все противоречия РПЦ и властей по поводу царских останков.
На днях опубликован первый том трехтомника «Преступление века. Материалы следствия», посвященного убийству семьи Николая II в Екатеринбурге. Книга подготовлена Следственным комитетом РФ. В первом томе содержатся архивные материалы и свидетельства, из которых следует правота государственных следователей: останки большей части семейства последнего русского императора и их свиты действительно найдены и погребены. Подробнее о проблеме признания праха Романовых можно прочитать в «НГР» от 07.07.21. Связана публикация Следственного комитета с предстоящим Архиерейским собором или нет, можно только догадываться, но нет причин не рассматривать ее как решающий аргумент для колеблющихся иерархов РПЦ, если таковые еще остались.
Если противоречия церкви и государства в этом вопросе будут разрешены, рискнем предположить, что заигрывания Московского патриархата с оппозиционным монархизмом закончатся. Церковь добровольно откажется от «царского аргумента», который позволял ей время от времени демонстрировать особую точку зрения на ситуацию в стране и критиковать политическую элиту с крайне консервативных позиций. Эта недосказанность официальной точки зрения РПЦ на проблему давала возможность различным движениям «царебожников» заявлять о косвенной поддержке церковного начальства. Однако после ареста бывшего схимонаха и духовника Среднеуральского монастыря Сергия (Романова) позиции этих групп верующих заметно пошатнулись. Ультраконсерватизм стал восприниматься как деструктивная не только по отношению к государству, но и к церкви деятельность.
Другое дело, что еще предстоит узнать мнение на этот счет Зарубежной церкви, традиционно склонной к монархизму. Хотя зарубежные епископы должны будут принять решения Собора, но пуповина, связывающая их с Российским государством, намного тоньше, чем у РПЦ.
Как это ни парадоксально звучит, но свадьба в Исаакиевском соборе может оказаться еще одним шагом к деполитизации монархической темы в России. Скажем, как следует воспринимать ревнителям традиционных ценностей присутствие на церемонии в Исаакии влиятельных европейских гомосексуалов? Монархический контекст из сурового церковного подполья переходит в высокую сферу светских увеселений и там быстро утрачивает зловещую энергию протеста.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.