спасо преображенский собор в белозерске

Спасо-Преображенский собор (Белозерск)

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Спасо-Преображенский собор в Белозерске был построен в 1668—1670-е годы. В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX веков. В 2017 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был передан в собственность Череповецкой епархии и стал вторым кафедральным собором епархии.

Содержание

История [ править ]

Спасо-Преображенский собор города Белозерска построен во второй половине XVII века, в прошлом – главный городской собор. Принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся памятников русского зодчества этого периода, возвышаясь в историческом ядре города – в центре Белозерского кремля.

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Собор находится внутри земляного вала Белозерского кремля, построенного в XV веке при Великом князе Иване III, архитектурной доминантой которого и является.

В соборе сохранился многоярусный резной иконостас конца XVIII — начала XIX вв. Под центральным куполом на цепи висит паникадило, не полностью сохранившееся.

Богослужения в соборе совершались до августа 1937 года: в ходе Большого террора 1937—1938 годов все священники Белозерска, включая соборного протоиерея Сергия Белицкого, были арестованы и 9 октября 1937 года расстреляны в Ленинграде. После закрытия собора его внутреннее убранство тщательно сохранялось и поддерживалось, собор принадлежал городскому музею. Заботами и трудами работников музея в 2012 году проведены ремонтно-восстановительные работы иконостаса, храма и прилегающей территории.

Череповецкой епархии храм был предоставлен во временное пользование. В это время в соборе возобновились регулярные богослужения. Так, 9 июня 2016 года, впервые за 79 лет, там состоялось архиерейское богослужение. При большом стечении верующих владыке Флавиану сослужили клирики не только города Белозерска, но и других городов Череповецкой епархии.

25 октября 2017 г. в г. Вологде Епископом Череповецким и Белозерским Флавианом и руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Л.М. Ермоленко был подписан Акт приема-передачи в собственность Религиозной организации «Череповецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Белозерска, являющегося объектом культурного наследия федерального значения.»

Описание [ править ]

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Собор представляет собой кирпичный четырёхстолпный с трёхчастной алтарной апсидой храм, довольно типичный для архитектуры второй половины XVII века. Архитектура храма выдержана в несколько архаизированных формах. Его «расползающийся» в стороны основной кубический объём, массивный и статичный, несёт пять широко расставленных, тяжеловесных световых барабанов с большими круглящимися луковичными главами. Довольно скромное декоративное убранство фасадов – сухие по рисунку лопатки и архивольты закомар. Особенно характерны в этом плане перспективные порталы с южной и северной стороны (оконные проёмы в XVIII были растёсаны и оформлены новыми наличниками). Более нарядны барабаны глав с непропорционально маленькими кокошниками у основания и обычным для XVII века аркатурным поясом с колонками.

По верху центрального барабана идёт традиционный для Белозерья орнаментальный пояс, состоящий из ряда прямоугольных впадин и зубчатой «городчатой» ленты.

В интерьерах храма сохранилось подлинное убранство XVIII века: иконостас, пристенные и пристолпные киоты, сень, представляющие целый комплекс предметов и сооружений, работы высококлассных мастеров-резчиков. Убранство собора отличает необычные приемы оформления, строгое композиционное построение форм, равномерное распределение предметов в интерьере. Богатая наполняемость предметами и деталями в иконостасе и сени, необыкновенная пластика в исполнении объемной резьбы, необычность колорита художественной окраски и пышность позолоченного полихромного декора в украшении рам, колонн, фронтонов, скульптурных фигур, относят его к уникальным сооружениям своего времени.

На протяжении истории на архитектуре храме выполнялись ремонтно-реставрационные работы, частичные консервационные работы на иконах и резьбе иконостаса.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: ул Советский Вал, 8, Белозерск, Вологодская обл., Россия, 161201

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Спасо-Преображенский собор Белозерск

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Содержание:

Спасо-Преображенский собор Белозерска XVII века не был первой соборной церковью города. До него имелся другой собор — деревянный, во имя святителя Василия Великого. Да и сам Белозерск в процессе своей истории менял местоположение. На теперешнем своем месте он живет с конца XIV столетия.

Строительство Спасо-Преображенского собора в Белозерске

В 1668 году в Белозерском кремле началось строительство каменного Спасо-Преображенского собора, растянувшееся на десять лет. Средства на сооружение этого величественного православного храма Белозерска поступали из казны, однако их не хватало, и недостачу покрывали из «мирских пожертвований». Писцовая книга 1675—1676 годов сообщает:

«соборную ж церковь вновь строят каменную казною ж великого государя и подаянием же всяких чинов людей».

При этом непонятно, какой именно из деревянных храмов являлся к тому моменту «действующим соборным» — то ли Васильевский, то ли Преображенский. Та же Писцовая книга утверждает, что — Преображенский:

«В городе соборная церковь во имя Преображения Господня, деревяная, шатровая, с трапезою, крыта тесом. У церкви ж колоколня рубленая, на колоколне четыре колокола, по сказке протопопа 30 пуд. »

Спасо-Преображенский собор постройки 1660—1670-х годов не был первым каменным храмом Белозерска. Еще в XVI столетии на посаде выстроили Успенский пятиглавый храм. В Дозорной книге 1617—1618 годов читаем:

«церков Успение Пречистые Богородицы да предел Алексеи митрополит, другой предел вверху Вход во Иеросалим Господа нашего Исуса Христа о пяти верхах, каменная».

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Очевидно, белозеры воспринимали Успенский храм как своего рода эталон каменной церкви вообще. И в облике Спасо-Преображенского собора это отразилось со всей отчетливостью. Возможно, одним из условий, поставленных заказчиками мастерам, как раз и было следование имевшемуся на посаде образцу. Мастера доверились вкусу горожан и выстроили несколько архаичный, но — с этим не поспоришь — внушительный собор.

До конца XVIII века Спасо-Преображенский собор пребывал в первоначальном виде. Затем его подвергли вполне стандартному переустройству — сделали новую кровлю (впрочем, вполне возможно, она с самой постройки собора была четырехскатной), растесали окна, снабдив их новыми наличниками. Тогда же собор получил новое внутреннее убранство, от которого до наших дней дошел удивительной работы резной иконостас, украшенный деревянной скульптурой. Работы завершились к 1801 году.

Уже в XIX веке иконостас Преображенского собора представлялся диковиной; образованные путешественники высоко отзывались о нем, хотя и отмечали его несомненную «заимствованность» из западного церковного искусства.

Архитектура Спасо-Преображенского собора Белозерска

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Объемно-планировочная архитектура Спасо-Преображенского собора восходит к белозерскому Успенскому храму XVI века, а тот, в свою очередь, ориентируется на новгородскую традицию (хотя в порядной записи поименованы ростовские мастера). В итоге мы получаем архаичный соборный храм с добропорядочной родословной.

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Архаична не только структура собора, но и его изначальный декор (весьма скупой) — плоские, сухого рисунка лопатки, задающие трехчастное деление стен, и перспективные порталы южного и северного фасадов. Если представить себе на месте современных больших окон щелевидные окошки и мысленно убрать западный притвор, то собор вполне впишется в архитектурную парадигму XVI века.

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Но оформление барабанов вполне характерно для XVII столетия. Здесь и небольшие, «робкие» кокошники у оснований, и аркатурно-колончатый поясок, столь полюбившийся зодчим «узорчатой» эпохи, и характерный для Белозерья орнамент «пила», опоясывающий в верхней трети центральный барабан. Исследователи спорят, имел ли Преображенский собор изначально четырехскатную кровлю или был покрыт по закомарам, причем большинство склоняется к тому, что строители сразу пошли по упрощенному пути и сделали крышу такой, какой мы видим ее сейчас.

Массивный куб четверика крепко стоит на земле. Собор приземист, главы его округло-прочны, низкие апсиды «распространяются» далеко на восток, а из-за того, что здание окружено высокими крепостными валами, оно кажется еще более заземленным.

Фундамент собора сложен из дикого камня, что характерно для храмов Русского Севера. При раскопках выяснилось, что уходит он на весьма значительную глубину. Серьезный вред собору нанесла цементная отмостка, сделанная вокруг него в 1970-е годы без должных предварительных исследований. В результате этого «благоустройства» храм перестал «дышать», а скапливающаяся под ним вода начала «уходить» в стены. Выпустили воду из-под собора уже в новейшее время, во время очередных археологических исследований, причем, по свидетельствам очевидцев, вода хлынула из раскопа потоком.

Интерьер Спасо-Преображенского собора Белозерска

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Главную достопримечательность интерьера Спасо-Преображенского собора Белозерска составляют его иконостас и сочетающиеся с ним по стилю пристолпные киоты.

Иконостас, установленный на рубеже XVIII—XIX веков, резко отличается от традиционного тяблового иконостаса (видимо, именно такой в соборе был прежде, но никаких данных о нем не сохранилось). Происхождение подобного типа иконостасов — столичное.

В отличие от тяблового «плоского» иконостаса, который направляет взгляд молящегося вверх, к куполу, иконостас Преображенского собора раскрывается еще и «внутрь», в алтарь, — в чем, несомненно, также проявилось католическое влияние. Ведь, как мы помним, католики в своих храмах не имеют алтарной преграды вовсе.

Нам неизвестно имя мастера, создавшего белозерский иконостас. Однако наиболее сходен он с проектами М.Ф. Казакова, считавшимися на протяжении некоторого периода образцовыми.

Иконостас Спасо-Преображенского собора соединяет в себе классицистскую структуру и барочный декор; таких памятников сохранилось очень мало. Но уникальность его заключается не только в этом, а еще и в его резной «программе», которая имеет отчетливую ориентацию на Откровение Иоанна Богослова.

Подобное завершение к настоящему времени известно только одно — в Ильинской церкви города Арзамаса (середина XVIII века).

Спасо-Преображенский собор в Белозерске как добраться контакты расположение на карте

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске

Спасо-Преображенский собор относится к Белозерскому областному краеведческому музею и открыт для осмотра с мая по октябрь.

О времени работы собора-музея и ценах на билеты следует осведомляться на официальном сайте музея или по его телефонам.

Контакты Спасо-Преображенского собора Белозерска:

Как добраться самостоятельно к Преображенскому храму:

В Белозерске нет железнодорожной станции. Если вы из всех видов транспорта предпочитаете поезд, то доехать на нем сможете только до Вологды. В Вологде нужно пересесть на автобус (автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом). Автобусы на Белозерск идут нечасто, пару раз в день. Время в пути — 3 часа. Телефон автостанции Белозерска: +7 (81756) 2-14-68.

На машине из Вологды надо выезжать по А-114. Не доезжая Череповца, поворачивайте направо, на Р-6. Можно выехать из Вологды по Р-5, а на Р-6 свернуть в селе Липин Бор. Дорога живописна, но частью грунтовая и с паромной переправой через Шексну.

Источник

Спасо-Преображенский собор

спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть фото спасо преображенский собор в белозерске. Смотреть картинку спасо преображенский собор в белозерске. Картинка про спасо преображенский собор в белозерске. Фото спасо преображенский собор в белозерске Спасо-Преображенский собор, колокольня и храм Василия Великого (слева направо).
Фото начала ХХ века

История Спасо-Преображенского храма, стоящего внутри кольца стен Белозерского кремля, началась задолго до появления каменного здания собора, которое сохранилось до наших дней и сегодня, как и три с половиной века назад, украшает Белозерское городище.
В Дозорной книге города Белоозера 1617/18 года «письма и дозору» Г.И. Квашнина и подьячего П. Дементьева (самом раннем из известных сохранившихся описаний города) на территории Белозерской крепости в числе трех храмов значится церковь Преображения Господня с приделами Димитрия Солунского и Великомученицы Екатерины. Это была деревянная клетская церковь с трапезною и колокольней с двумя колоколами («в них весу полтретя пуда»), возведенная «миром» – приходской общиной. Известно, что в 1617/18 году здесь служили священник Иван и пономарь Афонка Богданов сын Шашин.
В храме Преображения Господня хранилась местная икона «Преображение Господне» («болшая пядница на празелени»), в приделах – образы Димитрия Солунского («пядница на золоте и на краске») и мученицы Христовы Екатерины («болшая пядница на празелени»). В церкви были Царские врата, столбцы, сень, паникадило медное, перед образом Спаса – свеча местная; в алтаре на престоле – крест «благословящеи на золоте; Еваньелие напрестольное писмяное в полдесть; сосуды церковные, потир и блюдъца оловяные; покровца и белены крашенинные». Здесь хранились такие богослужебные книги, как «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, Апостол тетр писмянои в полдесть, Еванелие толковое печатное в десть, Треодь цветная писмяная в десть, 2 Трефолоя, Шестодневець в полдесть».
Судя по выписке 1677 года из Белозерских писцовых книг 1675/76 года, к середине 1670-х годов в Белозерском кремле на некоторое время остается только одно церковное здание – храм во имя Преображения Господня. Построена была эта соборная церковь «и в церкве образы и книги и всякая церковная утварь казною великого государя и подаянием всяких чинов людей». Собор был крыт тесом. При нем имелась трапезная и рубленая колокольня с четырьмя колоколами в 30 пудов.
В это время здание соборной церкви Преображения Господня по-прежнему было деревянным, но в отличие от скромного клетского храма начала XVII века уже имело шатровое завершение. Исходя из различия в архитектуре церковных зданий и из того, что на территории крепости в той же писцовой книге на месте, где прежде стояла Преображенская церковь, отмечено наличие пустыря, можно полагать, что за время, прошедшие с 1617/18 года, на территории крепости был выстроен новый храм.
В Белозерских писцовых книг 1675/76 года детально описано внутреннее убранство собора во имя Преображения Господня и находившиеся в нем культовые предметы. Из этого описания следует, что Царские врата, сень и столбцы собора были деревянные, расписные. По сравнению с данными Дозорной книги города Белоозера 1617/18 года число икон в Преображенском соборе значительно выросло. На 1675/76 год приводится следующий их перечень и описание: «Деисус в красках; да месных образов образ Преображения Господня в киоте на золоте, у образа Спасова панагея в серебре, на ней образ живоначалние Троицы; у того же образа два креста каменные небольшие в серебре; образ Василия Великого с чудесы в киоте на красках, обложен серебром, золочен по басме венец серебряной сканной, золочен, в венце камение простые, другой венец низан жемчугом, цата низанная, крест на цате костяной в серебре; образ пречистые Богородицы, оклад и гривна медные, золочен, ожерелье и убрус шитые по тафте, четверы серги серебряные, пятнатцать крестов серебряных небольших; образ Воскресения Христова на красках, образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа резной на цке, венец серебряной золочен; образы Алексея человека Божия, Александра Свирского, Кирила Новозерского, Ферапонта и Мартинияна на одной цке писан на золоте; образ пречитые Богородицы Одигитрие на золоте, образ Чюдотворца Николая на красках, гривна серебряная золоченая; образ страстотерпца Христова Георгия». В трапезной находились местные образы Всемилостивого Спаса, Чудотворца Николая с чудесами («писан на красках»).
В соборе хранилось два Евангелия («одно печатное, другое писмяное в десть, евангелисты на одном серебряные золочены, на другом медные»), ряд печатных книг «в десть» («книга кормчая, Апостол, потребник, пролог во весь год, переплетен начетверо, два охтоя, книга Ефрема Сирина, пять Миней месечных») и «в полдесяти» («Минея общая Минея месечная, три служебника, Псалтырь, да в четверть дести Часослов»). Имелись в соборе и рукописные книги: «в десть евангелие толковое недельное, два Апостола, Устав, Пролог во весь год, переплетен надвое, две треоди посная да цветная, да в полдести Псалтырь сследованием тринатцать Миней месечных, две книги служб розных святых книга Иоанна Лествичника книга, Златоуст, две книги четьи жития разных святых, да в четверть дести книга часовник». Из предметов, использовавших при богослужении, особо выделяется крест «благословящей обложен серебром, золочен по чекану». Кроме того, в соборе были еще два креста – «благословящие же, да крест выносной, писаны на красках».
В середине 1670-х годов в соборе Преображения Господня имелся придел Василия Великого с деревянными расписными Царским вратами, сенью и столбцами. В алтаре на престоле – рукописное Евангелие «в четверть дести, евангелисты медные», 2 креста «благословящие, обложены медью». В пределе хранились два образа Василия Великого («один в киоте, венец серебреной, золочен по басме»).
В 1668 году началось строительство каменного здания собора, продолжавшееся много лет – в Переписной книге города Белоозера 1675/76 годов отмечается: «Да соборную ж церковь вновь строят каменную казною ж великого государя и подаянием же всяких чинов людей». Каменный храм строили там, где до этого стоял деревянный собор Василия Великого. Место же, где прежде «была церковь Преображения Господня с пределы, да таможня, и посадских, и всяких жилецких людей лавки и анбары, и хлебная площадь», в это время было «порозжим», то есть пустовало. Этот пустырь простирался от строящейся соборной церкви вдоль мостовой на 82 м, поперек мостовой – на 65 м. В «Историческом и географическом описании города Белозерска с его уездом», сделанном около 1781 года, сообщается, что в 1720 году на средства белозерского купца Ивана Галкина возводится шатровая соборная колокольня (шатер позднее был заменен куполом со шпилем).
Сохранившееся до наших дней кирпичное здание четырехстолпного трехапсидного собора по своей архитектуре статично и массивно. Новые веяния в архитектурных стилях приходили в Белозерье с некоторым запозданием. В связи с этим в облике Спасо-Преображенского собора сохранились архитектурные традиции, восходящие к XVI веку. Г.Бочаров и В.Выголов характеризуют его как «довольно типичный пример соборного храма второй половины XVII века, выдержанного в несколько архаизированных формах, довольно скупое декоративное убранство фасадов которого трактовано в духе традиций местной архитектурной школы предшествующего столетия. Особенно характерны в этом плане перспективные порталы с южной и северной сторон…».
Плоские лопатки членят фасады собора на три прясла, которые завершаются ложными закомарами. Храм увенчан пятью широко расставленными луковичными главами на крупных барабанах, несколько сдвинутых в сторону алтаря. Декор барабанов глав (маленькие округлые кокошники у основания барабанов глав, аркатурный пояс с колонками, традиционный орнаментальный пояс наверху центрального барабана) свидетельствует о влиянии «узорочья» XVII века. В стенах собора есть лестницы, ведущие к барабанам.
В ходе ремонта, производившегося на рубеже XVIII–XIX веков, с запада к собору был пристроен притвор в духе классицизма, скрывший выразительный перспективный портал. Тогда же были растесаны и украшены новыми наличниками оконные проемы.
Сегодня Спасо-Преображенский собор одиноко возвышается внутри кольца Белозерского вала, но до 60-х годов XX века здесь был ансамбль соборных храмов: летний Спасо-Преображенский собор, зимний храм Василия Великого и колокольня. Соборный комплекс был обнесен кирпичной стеной с небольшой башенкой в северо-восточном углу.
Сохранилось внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора. Это деревянный резной иконостас, надпрестольная сень, киоты, настенные и настолпные обрамления икон, декорированные золочением и росписью. В интерьере храма сочетается стиль барокко и классицизм.
Уникальный иконостас являет собой целое архитектурное сооружение в виде триумфальной арки с ротондами, колоннами, пилястрами, сложным карнизом, деревянной полихромной скульптурой, обилием позолоченных резных деталей. В 1884 году в Спасо-Преображенском соборе побывал Великий князь Владимир Александрович. Сопровождающий его Константин Константинович Случевский оставил следующее описание: «Собор имеет чрезвычайно оригинальный иконостас, вероятно конца прошлого века. На самом его верху, под куполом, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и перед ним семь громадных деревянных светильников в лучах. Подле царских дверей, с обеих сторон, видны четыре меньшие, золоченые же, фигуры двух пророков и двух ангелов. На иконостасе есть еще фигура Спасителя, в конхе над дверями, тоже раскрашенная, но вместо светильников подле него ангел и символы Евангелистов. Этот иконостас сильно напоминает католические приемы искусства. В соборе было отслужено молебствие».
Рядом со столпами находятся царские ложа, в глубине которых на стене находились образы. На стенах и столпах в резных киотах, в картушах над киотами также размещались иконы. Некоторые отреставрированные иконы представлены в соборе: на северной стене – «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о девах разумных и неразумных», «Апостол Петр и евангелист Иоанн», «Апостол Иоаков Алфеев на столпах», на южной – икона «Воскресение».
Указом Святейшего Синода от 31 августа 1866 г. за № 2002 под помещение причта собора был передан деревянный дом упраздненного Белозерского духовного правления. Штат соборного причта был утвержден 24 апреля 1876 года. На 1882 год в него входили: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. На содержание священно- и церковнослужителей собора выделялось 690 рублей в год. Протоиерей и штатный диакон жили в казенных домах с согласия причта, первый помощник настоятеля и псаломщик – в наемной квартире. На 1882 год настоятелем собора был протоиерей и благочинный Гавриил Иванович Бриллиантов.
При соборе имелась деревянная сторожка. Во владении священнослужителей собора находились земельные угодья: пустоши Козловка (53 десятины 1852 сажени) и Бажановка (2 десятины 2385 сажен сенокосной земли).
К Спасо-Преображенскому храму была приписана церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1716 году. Богослужение в ней совершалось священно- и церковнослужителями собора. В 1753 году в Спасской церкви случился пожар, но уже к 1755 году она была восстановлена.
По данным Н.Богословского, опубликованным в 1865 году, в приходе собора и приписной церкви числилось 455 жителей: мужского пола – 198, женского – 257.
В 1902 году при соборе была открыта Белозерская двухклассная женская церковноприходская школа, размещавшаяся поблизости (в здании, принадлежавшем Белозерской городской управе). Законоучителем в этой школе бы священник Покровской церкви Василий Парвов.
В советское время здание Спасо-Преображенского не было разрушено благодаря тому, что по результатам осмотра белозерских храмов «на предмет выявления их историко-архитектурного и художественного значения», произведенного в августе 1931 года научным сотрудником Государственного Русского музея и экспертом музейного сектора облоно, Спасо-Преображенский собор попал в число церковных зданий, представляющих художественную ценность. После закрытия собора здесь много лет размещался склад пиломатериалов.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Спасо-Преображенский собор поставлен на государственную охрану. Реставрация здания и иконостаса началась в 1975 году. В 1975–1976 годах силами Белозерского реставрационного участка был выполнен ряд ремонтно-реставрационных работ: противоаварийные работы по усилению фундамента, заделке и инъектированию трещин, ремонт барабанов, полная замена стропильной системы собора, заново покрыта кровля.
Восстановлением иконостаса занимались специалисты ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации), в те времена – ВЦНИЛКР (Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных ценностей). С 1986–1987 годов к реставрационным работам подключились сотрудники научно-производственных мастерских Великого Новгорода (ООО НРМ «Фреска», руководитель Т.И.Анисимова). В конце 1980 – начале 1990 годов над реставрацией Спасо-Преображенского собора работали художник-реставратор I категории Т.И.Анисимова, художники-реставраторы, резчики Е.П.Сидоров, Д.В.Швецов, А.В.Шорин (г. Великий Новгород).
В 2010 году за счёт средств областного бюджета (3,7 млн. рублей) ВЦП «Наследие Вологодчины» был разработан и согласован проект реставрации о-СпасПреображенского собора.
В 2011–2012 годах к юбилею города, отмечавшемуся по Указу Президента России от 29.03.2010 № 385, в числе комплекса других работ в Белозерском кремле были выполнены реставрационные работы собора. В 2011 году на их выполнение из федерального бюджета были выделены средства в размере 8,04 млн. рублей, что позволило произвести реставрацию внешнего облика храма. 21 ноября 2011 года был подписан акт приёмки работ. Кроме того, в 2011 году ООО «Образ Севера» были произведены консервационные работы на сени иконостаса. 2 мая 2012 года был заключён государственный контракт на сумму 4,0 млн. рублей с ООО «Симантика» на выполнение работ по реставрации интерьеров собора и благоустройству территории памятника. В 2011–2012 годах укреплением позолоты и консервационными работами в Спасо-Преображенском соборе занималась реставратор высшей категории Ольга Александровна Соколова (г. Вологда).
В 2013 году за счёт федерального бюджета по государственному контракту с ПТО «Строительная культура» выполнены работы по реставрации холста надалтарной сени, реставрации и восполнению утраченной резьбы иконостаса. Стоимость реставрационных работ 2013 года – 9 499 999,79 рублей.
Несмотря на большой объем произведенных реставрационных работ их необходимо продолжать, и в первую очередь речь идет о дальнейшей реставрации уникального резного иконостаса Спаса-Преображенского собора.
Ныне Спасо-Преображенский собор входит в число объектов культурного наследия федерального значения и находится в ведении Белозерского областного краеведческого музея. Собор открыт для посещений в летнее время. В праздник Преображения в августе здесь проходят молебны.

Источники и литература:

Автор-составитель – М.В. Васильева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *