спасо преображенский собор переславль залесский надпись на стене
Редкое граффити с загадочным животным нашли в Спасском соборе Переславля-Залесского
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Редкое граффити XII века, изображающее человека с фантастическим животным и фрагментом текста, обнаружили археологи в одном из древнейших храмов домонгольского периода – Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском.
Участники Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН обнаружили в правой части граффити на одной из стен собора фигуру бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом, сообщает пресс-служба ИА РАН.
– Перед нами – редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом, – рассказал руководитель Архитектурно-археологического отряда ИА РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Ученый добавил, что аналогичные найденной записи есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде.
Белокаменный блок с надписью и рисунком. Фото: пресс-служба ИА РАН
– Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского, – отметил Владимир Седов.
Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого ученые прочитали слова: «но не всем ладно. Игнат писал». Этой фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст.
Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус предположил, что сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, «так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово «ладно», скорее всего, следует понимать как «одинаково», в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке».
Изображение человека с фантастическим животным и надписью были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана.
Граффити обнаружены и на соседних белокаменных блоках: на блоке, находящемся справа, нанесены автограф «Лазорь писал» и сокращенные названия дней недели, и еще на одном блоке изображены кресты, вероятно, погребальные. Эти надписи, как и первая, датируются XII веком.
Спасо-Преображенский собор. Северный фасад. Фото: пресс-служба ИА РАН
Отмечается, что Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского имеет сложную историю: сооруженный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века, он неоднократно перестраивался, подвергался ремонту и реставрации. Начиная с середины XIX века, его неоднократно исследовали археологи.
Исследования, проведенные в сентябре 2020 года, связаны с предстоящей реставрацией интерьера собора и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В рамках этого проекта уже исследованы памятники XII – начала XIII века в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.
Напомним, что в 2015 году в ходе реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц.
Археологи РАН нашли полный список убийц князя Андрея Боголюбского
МОСКВА, 29 дек – РИА Новости. При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые нашли граффити, в которой был раскрыт список из 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
«Убийство князя – одно из самых загадочных событий второй половины 12 века. Можно полагать, что это событие — следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли. Однако детали этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны. Возможность получить новые данные о событиях 1174 года, известных нам по летописному рассказу — совершенно неожиданная удача», — заявил академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН.
Уникальная надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором ВШЭ Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.
По словам ученых, эту надпись чуть было не уничтожили во время реставрации. Их спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.
Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию. После одного из них он был убит заговорщиками из числа его приближенных. Заговор возник после того, как по решению князя был казнен брат его жены. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя, общее число которых составило 20 человек по летописи, в ночь на 29 июня 1175 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове и умертвили князя.
Надпись об убийстве находится ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый – краткое сообщение об убийстве.
Учёные прочитали древнерусские надписи на стенах собора
Надписи в Переславле-Залесском посвящены убийству Андрея Боголюбского.
В 2015 году при расчистке стен Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была обнаружена надпись, посвящённая убийству Андрея Боголюбского. Она датируется 1175−1176 гг. и считается древнейшим датируемым памятником письменности Северо-Восточной Руси.
Прочитать надпись оказалось не так просто, так как она сохранилась со значительными повреждениями. Теперь учёные, наконец, полностью прочитали её — с помощью 3D-моделирования. Трёхмерная модель надписи была создана на основе большого числа цифровых фотографий. Также специалисты применили математические алгоритмы, «подсветившие» повреждённые части надписи и сделавшие их более читаемыми.
В итоге удалось прочитать имена двенадцати заговорщиков, участвовавших в убийстве Боголюбского. При этом в летописях упоминались лишь четверо. Отчество одного из заговорщиков — Ефрема Моизича — возводят к арабскому имени Му’изз — это мог быть потомок мусульманина из Волжской Булгарии. Имя другого убийцы оказалось крайне редким — Стырята.
Надпись содержит проклятие заговорщикам и провозглашает вечную память убитому князю. Это древнейший случай предания анафеме на Руси государственных преступников. Визуализация 3D-модели надписи доступна на специальном сайте.
Андрей Боголюбский правил во Владимире в 1157—1174 гг. Став великим князем, он отказался переезжать в Киев. После этого Киев потерял свой статус, а Северо-Восточная Русь, наоборот, стала важнейшим политическим центром восточных славян. Боголюбский часто конфликтовал со своими боярами и погиб в результате их заговора.
Обличение убийц на стенах собора
Реставрировать собор 1157 года постройки начали летом 2015 года. Ученых ждала сенсация. При расчистке стен были обнаружены надписи 12 века, которые сейчас определяют как древнейший датированный письменный памятник Северо-Восточной Руси.
При этом «памятник официальной эпиграфики» во время работ чуть не уничтожили. Стены собора первоначально собирались чистить абразивом. Только после вмешательства научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника решено было отмывать стены водой под давлением.
В ходе работ, осенью 2015 года профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым на южной апсиде храма были обнаружены следы текста. Буквы расчистили от слоев грязи и краски и перед глазами ученых предстала уникальная надпись об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц. Имена некоторых из них ранее известны не были.
Текст был нацарапан посередине апсиды в два столбца в рамке с крестом наверху. Правая часть надписи содержит краткое сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». По мнению ученых, содержание указывает на то, что текст был написан уже после казни убийц князя Боголюбского.
Ученые предполагают, что это граффити могло быть официальным текстом, который разослали по городам Владимиро-Суздальской Руси для начертания на стенах храмов в качестве «назидания потомкам». Кроме того, высказываются предположения, что дубликаты этой надписи могут быть на стенах других древних храмов.
Академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН, много лет исследующий владимирские древности, заявил, что открытие надписи об убийстве Андрея Боголюбского имеет «исключительное значение для изучения политической истории средневековой Руси».
Двенадцать убийц Андрея Боголюбского: учёные нашли древнерусские граффити с именами заговорщиков
До сих пор историки знали из летописей лишь о четверых участниках заговора против великого князя Владимирского. Учёные прочли надпись на стене храма в Переславле-Залесском и обнаружили, что в списке сообщников было ещё семь или восемь человек.
Фото © Public Domain
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Согласно летописям, Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском почти 870 лет. Его заложил в 1152 году сам Юрий Долгорукий — основатель Москвы и отец Андрея Боголюбского. У здания есть три полукруглых выступа, они называются апсидами. Когда в 2014 году началась его реставрация, облупившуюся побелку с них хотели снять с помощью абразивных материалов, и именно так бы и сделали, если бы не взмолились учёные, в частности, из Института славяноведения. Они осмотрели стены и на одной из апсид на высоте чуть более метра над цоколем заметили буквы.
Фото © Институт славяноведения
Исследователи настояли, чтобы штукатурку удалили максимально бережно: сначала водно-воздушной смесью, а затем пластиковыми щётками и шпателями. Вот что обнаружилось.
Фото © Институт славяноведения
Перед нами не что иное, как древний образец граффити Северо-Восточной Руси. Правда, надо сказать, что итальянское слово «граффити» — это множественное число от «граффито», то есть правильнее говорить, что на стене собора мы видим древнерусское «граффито». Реставраторы отмечают, что за прошедшие столетия здание несколько просело, то есть на момент нанесения этой надписи она была примерно на полметра повыше. Почерк довольно мелкий, размеры букв — от пяти до 18 миллиметров. Вся рамка, в которую заключён текст, 14 на 26 сантиметров. Даже при всём имеющемся на сегодняшний день знании старославянского языка оказалось невероятно трудно разобрать, что здесь написано. За помощью обратились в российскую Лабораторию дистанционного зондирования и анализа пространственных данных (RSSDA). Работающие там люди — верные друзья археологов и историков — воссоздают древние, полуразрушенные тексты при помощи новейших технологий. Вот что у них получилось после сканирования участка стены Спасо-Преображенского собора.
Расшифровка первой части надписи.
Фото © Институт славяноведения
Расшифровка второй части надписи.
Фото © Институт славяноведения
Расшифровка приводится в опубликованной впоследствии научной статье. Для удобства прочтения позволим себе убрать твёрдые знаки в конце, ѣ заменим на Е и некоторые старинные слова — на их современные аналоги. Итого получаем:
«Петр (Фралович), Амбал, Якы[м] Куцкович, Офрем [Мои] зич, Добры[н] а М[и] китич, Ур…, Микита, Петр Иванкович, Фрольц, Мирошька, Петрко, Стырята — си суть убийцы великаго князя Андрея. Да будут прокляты и в с… Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы. Овому вечная память, а сим вечная мука. Ач кто в помы[шлен] …»
«Овому» — значит князю. «Паробкы» переводится как «слуги», но на этот счёт есть сомнения: многие из вышеперечисленных — далеко не челядь.
Четверо из названных историкам уже известны из летописей. Например, в Лаврентьевской упоминаются:
В трёх других летописях фигурирует ещё одно имя:
Подчёркивается, что всего убийц было двадцать. Не исключено, что тут закралась ошибка: не «двадцать», а «двенадцать». Во всяком случае, на граффито именно столько. И переходим теперь к остальным.
Далее у нас Микита, Пётр Иванкович, Фролец, Мирошка, Петрко. Совершенно неизвестные личности. Единственное, что вообще можно предположить, это что Микита был отцом Добрыни и, соответственно, Фролец — отец Фраловича.
И, наконец, имя, которое полностью не удалось разобрать, есть лишь буквы «Ур». В принципе, по мнению историков, это может оказаться частью тюркского имени Урум.
Есть предположение, что Петрко и Стырята — не два разных человека, а имя и прозвище одного и того же. Тогда убийц становится одиннадцать.
За что они убили Андрея Боголюбского?
В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» из Ипатьевской летописи (подписано 1175 годом) говорится, что непосредственным поводом для заговора было то, что князь за некую тяжкую провинность велел казнить одного из Кучковичей — брата Якима, упомянутого в списке.
Как убили Андрея Боголюбского?
«. Главарём же убийц был Пётр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник да Яким, да Кучковичи — всего числом двадцать зловредных убийц», — написано в «Повести об убиении». Согласно тексту, заговорщики напились для храбрости, явились ночью и постучались в спальню Андрея. Возникает вопрос, была ли там жена. Так или иначе, на вопрос, кто здесь, убийцы ответили: «Прокопий» (это был преданный слуга Андрея). Но князь по голосу понял, что это не Прокопий, и бросился к своему мечу. Меча на месте не было — ключник заблаговременно его убрал. Андрей Боголюбский был очень крепкий мужчина, и всей этой компании потребовалось много усилий, чтобы с ним расправиться. «И рубили его мечами и саблями, и раны копьём ему нанесли». И даже после этого не убили. Подумали, что он мёртв, и ушли. Потом вернулись и обнаружили, что его в спальне нет. Князь нашёл в себе силы спрятаться, но его нашли по кровавому следу и добили.
© Миниатюра из Радзивилловской летописи
Это миниатюра из Радзивилловской летописи (предположительно, начало XIII века). Изображено, как заговорщики отрубают Андрею Боголюбскому левую руку. Обычно описывалось, что отсекли правую (как Иоанну Крестителю), но изучение останков показало, что нет, левую. Поэтому историки прониклись доверием к Радзивилловскому документу и теперь гадают, кто эта женщина, которая держит отрубленную руку: была ли это Улита или вторая жена (которая у Андрея, по некоторым данным, была), или другая женщина. Если Улита замешана в заговоре, почему на другой миниатюре она изображена со слезами на глазах?
В Институте российской истории РАН признались, что расшифрованная надпись вызвала у учёных горькую усмешку: как и в наши дни, перечислены исполнители, а вот о заказчике — ни слова.
Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.