спасо преображенский монастырь старая русса официальный сайт
Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Мiръ Россия Новгородская область Старая Русса Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века. На территории бывшего монастыря сейчас находится Старорусский краеведческий музей.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано:
Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, т. е. в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью.
Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.
В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырех иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.
В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня и вместо деревянных каменные церкви Рождества Христова и Сретения Господня.
Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.
В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию.
При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных. В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу.
С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.
В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время на территории бывшего монастыря находится Старорусский краеведческий музей.
Храмы [ править ]
Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.
После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.
Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.
В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.
В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.
Церковь Сретения с трапезной располагается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.
В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением.
В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.
В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.
Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.
В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.
Монастырь 12 века в Старой Руссе. Краеведческий музей. Древнерусские письмена.
О том, что мы там увидели, я расскажу в своем фотоотчете. И вы сами убедитесь, насколько невероятно богатой была культура наших славянских предков, живших в Новгородской республики. Эта почти исчезнувшая и забытая русская цивилизация была намного более развитой и глубокой, чем мы могли бы представить.
Сначала осматриваем архитектуру Спасо-Преображенского монастыря снаружи, чтоб полюбоваться его архитектурой. Монастырь не действует, внутри музей.
Храм Сретения с трапезной, построен в 1630 годы, на месте более древней церкви 1500-х годов
Монастырь позволяет ощутить атмосферу русской древности
Во время Великой Отечественной войны Старая Русса была оккупирована немцами. В монастыре была немецкая комендатура
Церкви были сильно повреждены в ходе боев за город, но советские реставраторы их восстановили
Архитектура очень красивая здесь! Самое красивое место в городе.
Кроме краеведческого музея, здесь есть еще и картинная галерея. А еще можно подняться на колокольню
Церковь оштукатурена не до конца, чтоб можно было видеть древнюю кирпичную кладку
За этой интересной дверкой скрывается туалет. Об этом нет объявлений, но если спросить работников музея, они подскажут, куда пройти
Продолжим любоваться архитектурой
Ну а мы идем внутрь.
Прямо у входа небольшая часть музея посвящена Первой Мировой войне
И сейчас такие тоже применяются. Многое из древности не ушло, а живо до сих пор.
Ну а мы поднимаемся по старинной лесенке на колокольню
Лесенка узенькая, вдвоем разойтись сложно
Промежуточный старинный этаж. Тут фотографии монастыря
Дальше еще одна лесенка.
Вот мы и наверху. Здесь смотровая площадка
Можно посмотреть на купола, они совсем рядом
Вид на город. Он кажется деревенькой здесь, высоких домов нет.
Вид в другую сторону
Спускаюсь вниз, чтоб вернуться в музей.Тут надо пригибать голову, чтоб не удариться о низкий потолок
Возвращаюсь к небольшой экспозиции, посвященной Первой Мировой войне. Про Великую Отечественную тут нет ничего, потому что в 5 минутах от этого музея есть другой музей, как раз посвященной той войне.
Солдат времен Первой Мировой
Заодно полюбуемся изнутри величием собора
Это работница музея
Она очень милая и приветливая женщина. Хотя мы не заказывали экскурсию, а просто осматривали экспонаты, она время от времени что-то нам рассказывала, а такжеохотно отвечала на любые вопросы
Этот предмет я сначала принял за пушку. Но она нам рассказала, что это деревянная труба. Когда в Старой Руссе в 18 веке появился курорт, где люди лечились на местных источниках, по таким деревянным трубам подавалась целебная вода,текущая с больших глубин.
А здесь уже древние предметы быта средневековых рушан. Руса была вторым по величине и значению городом Новгородской республики. Поэтому археологические раскопки позволяют тут ученым найти очень много интересного
Здесь объясняется, что перед нами весла, уключины, и прочие предметы для плавания
Здесь полозья для саней.
Руса была важным городом, который жил за счет солеварения, но процветали здесь и торговля, и ремесла
Предметы домашнего обихода позволяют убедиться, что тысячу лет назад здесь был уже очень развитый город, где была сложная и насыщенная жизнь, с множеством потребностей и интересов у местных жителей
Новгородская республика была одним из самых богатых и развитых государственных образований в Европе. Новгородцы были грамотны, технически развиты, отлично торговали, много путешествовали.
Разнообразие женских украшений тоже говорит об этом
Изделия из металла ничуть не хуже современных
Мощные в те времена были гвозди
Русские женщины были и грамотными, и красивыми. Если бы новгородская женщина попала в современную Россию, и увидела бы нынешних дамочек, читающих инстаграмы Бузовой и дамские паблики в соцсетях, она бы сильно удивилась падению интеллектуального уровня русской хозяйки.
Посмотрите, какими замысловатыми и изящными были женские гребешки! Тысячу лет назад наши предки вовсе не были дикими и отсталыми. Новгород был передовым, быстро развивающимся, государством.
Интересно, носят ли сейчас амулеты? Лет двадцать назад точно носили многие.
Тут вполне легко можно различить слово «брат». Сейчас мы пишем смс на сенсорном экране смартфона легкими прикосновениями пальцев. А тогда надо было с усилием царапать каждую букву на бересте.
Тут можно разобрать фразу «Еби лежа». Сие выражение, как объяснял один автор, значило » не выпендривайся» или » делай как обычно».
Изучение берестяных писем показало, что новгородцы писали не только в крайних или особо важных случаях, а писали постоянно, по любому поводу. В ходу были и любовные записки, и просто шутки подростков
Письмо с переводом на современный язык внизу
Буква «Ч», как можно заметить, была повернута в другую сторону. Дети в первом классе школы часто ошибаются, и пишут так же, как было принято в древности.
Такими палочками писали на бересте
На этом мой визит в Старую Руссу закончен. Выходим из музея, нам скоро ехать обратно в Петербург, а по пути надо еще погулять по великому озеру Ильмень. Перед церковью видно бывший монастырский пруд
Это место было бы интересно посетить каждому, кто любит свою историю. Здесь мы можем прикоснуться к своим истокам, погрузиться в прошлое, почувствовать, как жили наши предки. Это очень ценно.
Спасо преображенский монастырь старая русса официальный сайт
10:00-18:00 (по будням), 9:00-17:00 (суббота, воскресенье)
+78165235866 (справки, заказ экскурсий)
175207, Старая Русса, Монастырская пл., 1
Билеты
Как добраться
О музее
Старорусский краеведческий музей располагается в архитектурном ансамбле бывшего Спасо-Преображенского монастыря, основанного в ХII веке. Самой древней каменной постройкой ансамбля является Спасо-Преображенский собор, строительство которого было начато 1198 году. В настоящее время он восстановлен в формах XVII-XIX веков. Во внутреннем пространстве собора сохранились фрагменты фресковых росписей XV-XVII веков.
Историю краеведческого музея в Старой Руссе можно поделить на два важных периода: довоенную и периода восстановления после Великой Отечественной войны. Первый музей в Старой Руссе был открыт еще в 20-х годах прошлого века. Инициаторами его создания выступили художник Сварог В.С., историк и краевед Полянский М.И., и школьная учительница Васильева М.В., которая стала первым директором музея. Картинная галерея была открыта в 1922 году в здании Народного дома (ул. Крестецкая).
В 30-е годы краеведческий музей и картинная галерея расположились в Воскресенском соборе. В ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны собор получил значительные повреждения. Коллекции музея были практически полностью утрачены.
18 февраля 1964 года, по общественной инициативе, музей открыл свои двери в здании Никольской церкви. Возглавила его Красовская Л.В.
В 1966 году краеведческий музей вошел в состав Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1974 году музей переехал в помещения бывшего Спасо-Преображенского монастыря. В Спасо-Преображенском соборе ныне размещается археологическая экспозиция, в Церкви Сретения с трапезной располагается картинная галерея.
В экспозиции «Находки археологов в Старой Руссе», наряду с древними орудиями труда и изделиями ремесленников, представлены берестяные грамоты ХII-ХIV вв., инструменты для письма по бересте. В бывшей церкви Сретения располагается картинная галерея. Здесь представлены работы художников, родившихся в Старой Руссе или связанных с городом в жизни и творчестве. Основу экспозиции составляют работы выдающегося художника Василия Семеновича Сварога (Корочкина). Здесь же представлены работы его учеников, современных художников: Лебединского Б.И., Локотькова Н.М., Федорова В.А., работы скульптора Николая Васильевича Томского и других.