спасо преображенский монастырь старая русса фото
Спасо-Преображенский монастырь
Фото и описание
Небольшой живописный Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе ведет свою историю с XII века. Здесь сохранились три церкви, построенные в 1630-х гг., и уникальная столпообразная колокольня. Сейчас в зданиях монастыря располагается краеведческий музей, который обладает интересной археологической коллекцией и богатой галереей советской живописи.
История монастыря
Основание монастыря связывают с именем святого новгородского епископа Мартирия (Рушанин). В Старой Руссе считают, что этот святой был родом именно отсюда и монастырь он основал у себя на родине. Именно при нем в 1191 году здесь появилась первая Преображенская церковь, а в 1196 году она была заменена на каменную.
Монастырь находился в излучине реки, так что это место называлось «островом», но сам монастырь чаще всего называли «монастырь на посаде»: он находился не в укрепленном центре города, а в отдалении, в жилом посаде — и стал небольшой деревянной крепостью, которая этот посад защищала. Впрочем, в летопись попали в основном рассказы о поражениях и разорениях: монастырь был сожжен литовцами в 1234 году, разорен в 1612 году шведами, и был почти заново отстроен в первой трети XVII века. Тогда здесь появилась колокольня и еще две каменные церкви, кроме главного собора. Через сто лет здесь был построен каменный настоятельский корпус.
До 1764 года монастырь был не самым бедным, но большая часть его земель была конфискована после секулярной реформы Екатерины II, однако он остался в числе штатных монастырей. В XIX веке обитель пережила расцвет: появился новый храм, ограда со святыми воротами, увеличено содержание монастыря.
В первые годы после революции настоятелем монастыря стал бывший рязанский епископ Димитрий (Сперовский). Это был образованнейший человек, искусствовед и автор исследования о старинных русских иконостасах, и, вместе с тем, человек крайне правых взглядов, монархист и председатель рязанского «Союза русского народа». Среди жителей Старой Руссы он пользовался любовью. В 1922 году он уберег часть монастырских сокровищ от изъятия, организовав сбор среди населения в пользу голодающих.
В конце концов монастырь все-таки был закрыт. Часть построек снесли, часть перестроили, к тому же он значительно пострадал во время войны. В послевоенные годы здания были отреставрированы и переданы краеведческому музею.
Сам музей в Старой Руссе был основан в 1920 году и занял здание земской управы. Сюда попали ценности из разоренных усадеб новгородской губернии. Музею было передано здание Воскресенского собора (сейчас оно возвращено верующим), дом Достоевского и другие городские здания. С 1963 года краеведческий музей стал филиалом новгородского музея-заповедника, его основная экспозиция расположилась в бывшем Спасо-Преображенском монастыре.
Спасо-Преображенский собор
Обветшавший первоначальный собор был разобран и поставлен заново в 1442 году. Он сильно пострадал во время Смутного времени, и отстраивался заново в 1628-1630 гг. В храме в нижней части стен сохранились фрагменты первоначальной росписи XII века. Собор перестраивался в XVII-XIX вв., советская реставрация вернула ему облик XVII века.
С 1976 года здесь находится археологическая коллекция музея. В Старой Руссе раскопки производились археологами Е. Тороповой, А. Медведевым и В. Мироновой. Исследования в Старой Руссе продолжаются, и каждый год в конце археологического сезона, осенью, здесь проходит конференция, посвященная его итогам.
Старой Руссе, так же как и Новгороду, повезло с археологией. Структура почв и климат позволили сохранить многие уникальные предметы: деревянные и кожаные изделия, ткани, а главное — берестяные грамоты. В музее есть и свои грамоты, и копии оригинальных новгородских, которые красочно рассказывают о быте средневековой Руси.
В холле музея находится не археологический, но очень интересный современный экспонат — художественная карта Старой Руссы с изображениями всех ее важнейших достопримечательностей. Остальные части экспозиции рассказывают об истории Спасо-Преображенского монастыря и судьбе города во время войны, кроме того музей проводит временные выставки из своих богатых фондов.
Колокольня собора построена в 1630 году. Это довольно редкий тип здания, который совмещает в себе храм и колокольню, такие сооружения назывались «иже под колоколы». Это четырехъярусная круглая башня, наверху которой находилась колокольня, а внутри был храм. Впрочем, уже к XVIII веку нижний ярус монастырь сдавал в аренду под склад. В 1818 году колокольню перестроили во вкусе нового времени, а советская послевоенная реставрация вернула ему вид XVII века. Колокола были сняты в советское время и не дошли до наших дней. Сейчас на колокольню можно подняться — здесь устроена смотровая площадка с великолепным видом на Старую Руссу.
Церкви и картинная галерея
Кирпичная Рождественская церковь была построена на месте деревянной в 1630 году. В 1892 году она была передана духовному училищу и стала Кирилло-Мефодиевской. Это маленькая одноглавая церковка с двухскатной крышей, сейчас она находится в ведении музея.
Третья сохранившаяся церковь монастыря — трапезная Сретенская, также поставленная в 1630 году, точно так же кирпичная и одноглавая. Она больше других пострадала в ходе войны, и в советское время была отстроена практически заново. Ее украшением является высокое каменное крыльцо.
Сейчас в этой церкви располагается, пожалуй, самая интересная часть музея — картинная галерея. К сожалению, самая первое собрание картин из окрестных усадеб, восходящее к музею 1922 года, было утрачено в годы Великой Отечественной войны. Сейчас основная часть экспозиции — это работы художника В.С. Сварога (Корочкина), уроженца Старой Руссы. До революции он занимался художественной иллюстрацией, близко дружил с сыном Ильи Репина — Юрием. Он принял революцию, рисовал много на революционные темы, создавал портреты политических деятелей — К. Маркса, В. Ленина, И. Сталина и др. Впрочем, кроме политики, он увлекался музыкой, исполнял оперные партии и рисовал картины на музыкальные темы. В Старой Руссе находится более 200 его картин. Кроме его работ в галерее представлены картины местных художников: Ушакова, Локотькова, Певзнера и других. Целый зал посвящен работам скульптора Н. Томского.
Старорусский собор и Старорусская икона
Самая большая святыня Старой Руссы — это Старорусская икона Богородицы. Изначально она хранилась в Спасо-Преображенском соборе. О ее появлении рассказывают два разных предания. Она появилась в городе то ли в XV, то ли в XVI веке, и имеет то ли греческое, то ли русское происхождение. Так или иначе, в 1570 году она оказалась в Тихвине — там случилась эпидемия, и жители попросили прислать к ним чудотворную святыню. И так и не отдали ее, хотя взамен прислали список со своей святыни — Тихвинской иконы.
Уже в 1805 году рушане запросили икону обратно. Им отказали. В течение всего XIX века они осаждали прошениями церковное и светское начальство, пока в 1888 году икону не возвратили в монастырь. Сначала ее поместили в Преображенский собор, но уже через четыре года, к 700-летию монастыря, построили для нее новый, освященный ровно в честь этой иконы.
Этот новый собор сейчас связывают еще и с памятью святого Иоанна Кронштадтского — знаменитый священник освящал один из его приделов. К сожалению, сейчас этот храм практически неузнаваем. В послевоенные годы купола были разобраны, крыша переделана и сейчас его занимает детская спортивная школа. От его внутреннего убранства ничего не сохранилось, а сама почитаемая икона сейчас находится в церкви св. Георгия в Старой Руссе.
Монастырь 12 века в Старой Руссе. Краеведческий музей. Древнерусские письмена.
О том, что мы там увидели, я расскажу в своем фотоотчете. И вы сами убедитесь, насколько невероятно богатой была культура наших славянских предков, живших в Новгородской республики. Эта почти исчезнувшая и забытая русская цивилизация была намного более развитой и глубокой, чем мы могли бы представить.
Сначала осматриваем архитектуру Спасо-Преображенского монастыря снаружи, чтоб полюбоваться его архитектурой. Монастырь не действует, внутри музей.
Храм Сретения с трапезной, построен в 1630 годы, на месте более древней церкви 1500-х годов
Монастырь позволяет ощутить атмосферу русской древности
Во время Великой Отечественной войны Старая Русса была оккупирована немцами. В монастыре была немецкая комендатура
Церкви были сильно повреждены в ходе боев за город, но советские реставраторы их восстановили
Архитектура очень красивая здесь! Самое красивое место в городе.
Кроме краеведческого музея, здесь есть еще и картинная галерея. А еще можно подняться на колокольню
Церковь оштукатурена не до конца, чтоб можно было видеть древнюю кирпичную кладку
За этой интересной дверкой скрывается туалет. Об этом нет объявлений, но если спросить работников музея, они подскажут, куда пройти
Продолжим любоваться архитектурой
Ну а мы идем внутрь.
Прямо у входа небольшая часть музея посвящена Первой Мировой войне
И сейчас такие тоже применяются. Многое из древности не ушло, а живо до сих пор.
Ну а мы поднимаемся по старинной лесенке на колокольню
Лесенка узенькая, вдвоем разойтись сложно
Промежуточный старинный этаж. Тут фотографии монастыря
Дальше еще одна лесенка.
Вот мы и наверху. Здесь смотровая площадка
Можно посмотреть на купола, они совсем рядом
Вид на город. Он кажется деревенькой здесь, высоких домов нет.
Вид в другую сторону
Спускаюсь вниз, чтоб вернуться в музей.Тут надо пригибать голову, чтоб не удариться о низкий потолок
Возвращаюсь к небольшой экспозиции, посвященной Первой Мировой войне. Про Великую Отечественную тут нет ничего, потому что в 5 минутах от этого музея есть другой музей, как раз посвященной той войне.
Солдат времен Первой Мировой
Заодно полюбуемся изнутри величием собора
Это работница музея
Она очень милая и приветливая женщина. Хотя мы не заказывали экскурсию, а просто осматривали экспонаты, она время от времени что-то нам рассказывала, а такжеохотно отвечала на любые вопросы
Этот предмет я сначала принял за пушку. Но она нам рассказала, что это деревянная труба. Когда в Старой Руссе в 18 веке появился курорт, где люди лечились на местных источниках, по таким деревянным трубам подавалась целебная вода,текущая с больших глубин.
А здесь уже древние предметы быта средневековых рушан. Руса была вторым по величине и значению городом Новгородской республики. Поэтому археологические раскопки позволяют тут ученым найти очень много интересного
Здесь объясняется, что перед нами весла, уключины, и прочие предметы для плавания
Здесь полозья для саней.
Руса была важным городом, который жил за счет солеварения, но процветали здесь и торговля, и ремесла
Предметы домашнего обихода позволяют убедиться, что тысячу лет назад здесь был уже очень развитый город, где была сложная и насыщенная жизнь, с множеством потребностей и интересов у местных жителей
Новгородская республика была одним из самых богатых и развитых государственных образований в Европе. Новгородцы были грамотны, технически развиты, отлично торговали, много путешествовали.
Разнообразие женских украшений тоже говорит об этом
Изделия из металла ничуть не хуже современных
Мощные в те времена были гвозди
Русские женщины были и грамотными, и красивыми. Если бы новгородская женщина попала в современную Россию, и увидела бы нынешних дамочек, читающих инстаграмы Бузовой и дамские паблики в соцсетях, она бы сильно удивилась падению интеллектуального уровня русской хозяйки.
Посмотрите, какими замысловатыми и изящными были женские гребешки! Тысячу лет назад наши предки вовсе не были дикими и отсталыми. Новгород был передовым, быстро развивающимся, государством.
Интересно, носят ли сейчас амулеты? Лет двадцать назад точно носили многие.
Тут вполне легко можно различить слово «брат». Сейчас мы пишем смс на сенсорном экране смартфона легкими прикосновениями пальцев. А тогда надо было с усилием царапать каждую букву на бересте.
Тут можно разобрать фразу «Еби лежа». Сие выражение, как объяснял один автор, значило » не выпендривайся» или » делай как обычно».
Изучение берестяных писем показало, что новгородцы писали не только в крайних или особо важных случаях, а писали постоянно, по любому поводу. В ходу были и любовные записки, и просто шутки подростков
Письмо с переводом на современный язык внизу
Буква «Ч», как можно заметить, была повернута в другую сторону. Дети в первом классе школы часто ошибаются, и пишут так же, как было принято в древности.
Такими палочками писали на бересте
На этом мой визит в Старую Руссу закончен. Выходим из музея, нам скоро ехать обратно в Петербург, а по пути надо еще погулять по великому озеру Ильмень. Перед церковью видно бывший монастырский пруд
Это место было бы интересно посетить каждому, кто любит свою историю. Здесь мы можем прикоснуться к своим истокам, погрузиться в прошлое, почувствовать, как жили наши предки. Это очень ценно.
Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Мiръ Россия Новгородская область Старая Русса Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века. На территории бывшего монастыря сейчас находится Старорусский краеведческий музей.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано:
Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, т. е. в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью.
Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.
В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырех иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.
В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня и вместо деревянных каменные церкви Рождества Христова и Сретения Господня.
Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.
В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию.
При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных. В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу.
С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.
В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время на территории бывшего монастыря находится Старорусский краеведческий музей.
Храмы [ править ]
Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.
После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.
Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.
В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.
В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.
Церковь Сретения с трапезной располагается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.
В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением.
В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.
В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.
Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.
В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.