спасо преображенский монастырь на архипелаге
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
История
По преданию, в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы язычники, живущие в окрестностях. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду начала XIV в.
Современные исследователи относят основание монастыря к нач. XIV в. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский, Антипа Валаамский. Большую любовь к обители имел свт. Игнатий (Брянчанинов) С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии. В нач. 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию.
Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
С XIV века Валаамский монастырь стал одной из крупнейших православных обителей Русского государства. С конца XVI до начала XVIII века обитель неоднократно подвергалась опустошению и разорению со стороны шведов. Только в начале XVIII века, когда по ништадтскому мирному договору западная Карелия была возвращена России, Петр I приказал вновь отстроить обитель. В 1819 году паломничество на Валаам совершил император Александр I.
С 1811 по 1917 гг. архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После Октябрьской революции и вплоть до 1940 года Валаам территориально принадлежал Финляндии, но монашеская жизнь продолжалась. С начала военных действий (Зимняя война с Финляндией 1939-40 гг.) обитель не раз подвергалась бомбардировкам.
В начале 1940 года братия эвакуировалась в Финляндию. С 1940 г. здесь находилась школа юнг, с 1949 – совхоз, с 1952 по 1984 гг. – дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. После празднования Тысячелетия Крещения Руси на заседании Священного Синода 28 декабря 1988 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) доложил о возможной поэтапной передаче Русской Православной Церкви объектов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Священный Синод одобрил предпринятые владыкой Алексием шаги по возобновлению монашеской жизни на Валааме и поручил ему, по возвращении монастыря, организовать возобновление в нем монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ с последующим духовным окормлением обители (журнал №101 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 1988 г.).
Вечером 13 декабря 1989 г. первые шесть насельников прибыли на остров Валаам. Так началось возрождение Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального.
18 января 1993 года наместником обители был назначен архимандрит Панкратий (Жердев) (с 2005 г. епископ Троицкий). С 1992 по 2011 г. (поэтапно) в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря были переданы здания и сооружения, расположенные на территории Валаамского архипелага.
Монастырь имеет подворья в городах: Санкт-Петербург, Москва, Приозерск (Ленинградская область), Сортавала (Республика Карелия), Сочи (Краснодарский край) и др.
В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский монастырь является одним из крупнейших монастырей на Северо-западе Российской Федерации.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
На Валааме долгожданная радость: в октябре 2014 года со Спасо-Преображенского собора окончательно были сняты строительные леса.
Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.
И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.
Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».
На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.
Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.
И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы «выпасть» из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек. К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.
За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.
— Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.
Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».
Реставрация
В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.
И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго «не живет» – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.
В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.
С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.
После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».
Восстановление
«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».
На долгие годы
И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…
Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.
От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!
«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая «дышит», но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.
Завершение трудов
Завершение трудов
Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.
Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и «Северный Афон» вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».
«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван «Северным Афоном». И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)
Богослужения проходят только в летний период.
Валаам: что нужно знать перед поездкой
Валаам — это архипелаг из 50 островов в Ладожском озере.
Они расположены так близко, что выглядят единой частью суши, изрезанной узкими бухтами. Главный и самый большой остров дал название всему архипелагу. Все говорят «еду на Валаам», а не «на Валаамские острова».
На Валаам приезжают паломники и обычные туристы. Верующих интересует религиозная история острова. Там находится Валаамский мужской монастырь, известный с 15 века. Туристов привлекает потрясающе красивая природа: живописные бухты со скалистыми берегами, сосновые рощи и обзорные площадки с видом на Ладогу. Сюда стоит приехать, если вам нравится северная природа, тишина и водные прогулки. Еще на Валааме приятно любоваться архитектурой Спасо-Преображенского собора, скитов и монастырских построек.
Я была на Валааме два раза, последний — в июле 2020 года. Вернуться туда мне хочется сразу же, как только «Метеор», теплоход на подводных крыльях, отплывает от острова. Здесь я одновременно испытываю ощущения восторга и спокойствия.
Летом 2020 года туристов на остров пускали только в рамках однодневного тура. Мы приехали втроем с друзьями: осмотрели часть острова на гольф-каре и часть пешком, устроили тихий пикник в соснах и уехали с ощущением, что нужно пожить здесь хотя бы три дня.
В статье расскажу, что можно успеть увидеть на Валааме за день, как спланировать поездку и зачем сюда стоит вернуться, когда ограничения из-за коронавируса отменят.
Стоимость поездки на троих на Валаам — 41 430 Р
Такси из Петрозаводска в Сортавалу | 4400 Р |
Билет на «Метеор» с двумя экскурсиями | 9450 Р |
Четырехзвездочный отель с завтраком | 17 300 Р |
Гольф-кар на час | 1100 Р |
Копченая форель с хлебом и монастырским квасом | 2080 Р |
Ужин в Сортавале | 2210 Р |
Сувениры | 200 Р |
Автобус Сортавала — Петрозаводск | 700 Р |
2 билета в купе Сортавала — Москва | 3990 Р |
Что вы узнаете
📌 Вводные данные
Где находится: в Карелии, посреди Ладожского озера, в 42 км от карельского города Сортавалы, в 60 км от города Приозерска в Ленобласти, в 220 км от Санкт-Петербурга и в 293 км от Петрозаводска.
Сколько ехать: 50 минут на «Метеоре» от Сортавалы или 1 час 15 минут на «Метеоре» из Приозерска.
Разница с Москвой: нет.
Когда сезон: с мая по сентябрь.
Средняя температура в сезон: летом +17 °C, зимой −6 °C, весной и осенью +6 °C.
Валюта: российский рубль. На Валаам лучше брать с собой наличные: карты принимают не везде. Например, в магазине на острове нет терминалов. Билеты на «Метеор» тоже продают только за наличные. Оплатить картой можно аренду гольфкара, велосипедов и в кафе.
⛅ Когда ехать
Туристический сезон на Валааме длится с мая до начала октября. 15—20 лет назад на остров можно было попасть и зимой на судне на воздушной подушке. Сейчас я не нашла информации об организации таких туров.
Осенью и весной Ладогу часто штормит. Тогда «Метеоры» на острова отменяют. Велик шанс прождать хорошей погоды несколько дней. Зато в золотую осень леса Валаама раскрашены яркими красками.
В мае и сентябре поездки на «Метеорах», как правило, проходят в среду, пятницу, субботу и воскресенье.
Летом на Валааме комфортнее всего. С июня по август здесь самая теплая погода, до +26 °C днем. На острове много зелени, цветут сады, высаженные монахами.
Ладожское озеро гораздо спокойней, чем в межсезонье. Риск попасть в шторм меньше, чем весной и осенью. «Метеоры» ходят на Валаам каждый день.
🚤 Как добраться
Попасть на Валаам можно через Сортавалу в Карелии или Приозерск в Ленобласти. Оттуда на остров отправляются скоростные суда «Метеоры». Расстояние по озеру от Сортавалы — 42 км, время в пути — 50 минут. От Приозерска ехать 60 км — доберетесь за 1 час 15 минут.
Я трижды ездила в Сортавалу из Петрозаводска на такси, автобусе и поезде. На мой взгляд, автомобиль — самый комфортный способ туда добраться. На машине дорога займет около 3,5 часов, виды живописные.
Из Санкт-Петербурга в Сортавалу ходят поезда и электрички «Ласточки». Поезд № 160В идет 5 часов 50 минут. Он отправляется от Ладожского вокзала. Билет стоит 553 Р в общем вагоне, от 657 Р в плацкартном и от 1002 Р в купе.
На своей машине можно доехать за 3,5 часа. Дорога идет через Приозерск и дальше вдоль берегов Ладожского озера.
Из Москвы в Приозерск прямых рейсов нет. Дорога на машине займет 8,5 часов.
🚷 Ограничения из-за коронавируса в 2020 году
В 2020 году из-за пандемии коронавируса попасть в Спасо-Преображенский собор можно только в составе тура с экскурсией. Купить билет на «Метеоры» отдельно, без экскурсии, нельзя. Остановиться на острове с палаткой или в гостинице летом 2020 года тоже нельзя. Из-за коронавируса палаточные стоянки запрещены, а гостиницы для паломников закрыты.
В официальной группе паломнической службы во «Вконтакте» написано, что самостоятельное посещение острова запрещено. Но мои знакомые приезжали на Валаам на арендованном катере за 10 000 Р на большую компанию. Они не смогли посмотреть главную туристическую бухту, Монастырскую: до середины июля 2020 года она была закрыта для посещения.
Зато на катере можно осмотреть остров с воды и проехать по некоторым внутренним каналам и озерам. Знаю, что катера завозят в Малую Никоновскую бухту и Коневские, или Игуменские, озера. С официальной экскурсией туда не попадешь.
Искать катера заранее можно на «Авито». Нам предлагали трансфер на катере до Валаама на причале в Сортавале за 2500 Р с человека. Мы не стали рисковать: хотелось спокойно осмотреть все доступные объекты, а не выяснять на месте, куда нам можно идти и куда нельзя. На каждом причале архипелага дежурит охрана, поэтому гарантий того, что вам дадут причалить в Монастырскую бухту, нет. В итоге мы почти не видели катеров на острове.
Подытожу: на частном катере можно осмотреть остров с воды и зайти в небольшие бухты и каналы. Но в августе 2020 года попасть в Спасо-Преображенский собор и Центральную усадьбу можно, только если купить тур на «Метеорах».
⛵ Туры на Валаам на «Метеорах»
Билеты на «Метеоры» продает паломническая служба Валаама. Все туры предполагают фиксированное время прибытия и отправления. В общей сложности на Валааме находишься пять часов.
Расписание «Метеоров» из Сортавалы летом 2020 года
Расписание «Метеоров» из Приозерска летом 2020 года
Стоимость туров на Валаам в 2020 году
Бронировать поездки из Сортавалы на «Метеорах» нужно по телефону +7 921 011-62-57 или в официальной группе паломнической службы во «Вконтакте». Во «Вконтакте» на сообщения не отвечают, поэтому мне показалось, что по телефону надежнее. Там сотрудницы записывают телефон туристов и перезванивают накануне, чтобы подтвердить поездку. В случае отмены рейса из-за погоды предупреждают за сутки, когда получают прогноз от МЧС.
⛴ Круизы на Валаам
Валаам можно посмотреть во время круизов на российских теплоходах. Турфирмы предлагают круизы из разных городов с конца весны до поздней осени. Большая часть из них отправляется из Москвы и Петербурга. Есть круизы из Нижнего Новгорода, Казани, Ярославля. Такие путешествия стоят от 14 000 Р до 133 000 Р с человека.
👀 Что посмотреть на Валааме
Валаам — нетипичное туристическое место. Развлечений здесь нет. Тут можно только гулять от скита к скиту, слушать экскурсовода, сидеть под красивыми соснами и перекусить в кафе.
Туристам доступны не все постройки и уголки Валаама. Некоторые находятся слишком далеко — их не осмотреть за пять часов, отведенные на посещение острова. Вход в некоторые объекты запрещен мирянам, то есть не служителям церкви. Обычно перед такими объектами стоит предупреждающая табличка или сидит работник монастыря.
Мы успели осмотреть за пять часов примерно одну седьмую часть Валаама, и только потому, что взяли гольф-кар и практически нигде подолгу не задерживались.
В этом разделе расскажу о бухтах, островах и обзорных площадках. О монастыре — в следующем разделе.
Если хотите больше увидеть, чем услышать, берите гольф-кар вместо экскурсии
Монастырская бухта — главная бухта острова. Туристов на «Метеорах» привозят именно сюда. Рядом с бухтой находится Спасо-Преображенский собор, центральная усадьба монастыря и большая часть всех построек архипелага.
Бухта красива именно с воды. Справа и слева находится с десяток островов разной величины, а с борта «Метеора» еще издалека видны голубые купола собора, которые возвышаются над соснами. Берега бухты местами каменистые и обрывистые, с нависшими над водой деревьями.
С борта «Метеора» при входе в бухту виден Никольский скит на Никольском острове. Он будет слева по борту. У нас не получилось туда попасть в режиме «успеть все за пять часов». Пешком от причала до Никольского острова можно дойти за 25 минут, доехать на велосипеде — за 8 минут.
От причала Монастырской бухты начинаются экскурсии с гидом. До монастыря пешком отсюда можно дойти минут за десять. С экскурсоводом группа идет примерно полтора часа, потому что останавливается у каждого объекта — монастырских садов, лестницы, хозяйственных построек и помещений собора.
Если идти с группой в 15—20 человек не хочется, можно арендовать гольф-кар с водителем или электровелосипеды и покататься по острову самим. Пункт проката стоит сразу напротив причала, куда прибывают «Метеоры». Подробно про цены я расскажу ниже, в разделе про транспорт.
Мы взяли гольф-кар на час, чтобы успеть вернуться к тому моменту, как наша группа подойдет ко входу в Спасо-Преображенский собор. Экскурсоводы предупредили, что войти в него можно только вместе с гидом.
Остров Скитский — второй по величине остров Валаамского архипелага. Стандартные экскурсии сюда не приходят. Чтобы попасть к скитам острова, нужно взять гольф-кар или велосипед. Пешком можно дойти за 40 минут.
Прогулка по острову запомнилась мне живописной дорогой: мы ехали то через дремучие еловые леса, то через столетнюю дубовую аллею, высаженную монахами. Рядом с аллеей у дороги стоит «сосна Шишкина» — знаменитый художник был там несколько раз и написал множество пейзажей. На одной из скал по пути высечен памятный знак «Сделана сия дорога в 1845 году».
Большая Никоновская бухта — основная судоходная бухта архипелага. В Монастырскую бухту приплывают только «Метеоры» и небольшие яхты, а в Большую Никоновскую заходят еще и круизные теплоходы.
Сюда можно попасть из Монастырской бухты в рамках тура с двумя экскурсиями. Некоторые идут пешком: дорога занимает чуть больше часа, расстояние от пристани в Монастырской бухте — 5,3 км. С экскурсией выйдет быстрее. Наш «Метеор» отплыл от Монастырской бухты в 16:30, в 16:50 высадил в Большой Никоновской, и там мы гуляли еще два часа.
От Никоновской бухты начинается маршрут «Новый Иерусалим». Он проходит мимо двух скитов — Вознесенского и Гефсиманского — и поклонного креста и повторяет один из популярных маршрутов паломников.
Смотровая площадка на горе Елеон. Если не жаль пропустить рассказ экскурсовода, рекомендую уйти вперед от групп туристов и дойти до смотровых площадок в соседнем заливе на горе Елеон. Найти путь несложно, его указывают все экскурсоводы в бухте. Сначала нужно пойти направо по большой дороге до Гефсиманского скита и сразу за ним свернуть налево. Тропа одна — заблудиться невозможно. На смотровой площадке потрясающие виды на Ладогу с обрыва, очень тихо и красиво.
⛪ Монастырь на Валааме
Центральная усадьба и Спасо-Преображенский Валаамский собор. Центральной усадьбой Валаамского монастыря называют весь комплекс построек вокруг Спасо-Преображенского Валаамского собора. Усадьба очень большая, на ее осмотр уйдет целый день, но приходится успевать за пару часов, а то и за час. Помимо собора, на территории усадьбы находятся кельи, трапезные, гостиница, часовни, несколько памятников, четыре монашеских сада, пара кафе, библиотека, кузница.
Единственное, что я посоветую найти, — певческий павильон. Летом здесь выступает хор Валаамского монастыря. Его можно послушать в 15:00.
Летом Центральная усадьба похожа на один большой сад с церковными строениями. На самом деле, монастырских садов здесь три. Средний и Нижний вы увидите по пути от пристани к усадьбе. Аптекарский сад находится за забором напротив усадьбы. Из-за забора свисают яблочки: читала, что здесь растет 21 вид яблонь. Чай из сушеных яблок можно купить в сувенирном ларьке.
Мне нравится, что на Валааме почти нет церковного пафоса, навязчивого золота на куполах и излишней регламентированности. Здесь много быта — можно наблюдать за обычной жизнью монахов.
Спасо-Преображенский Валаамский собор — главный храм на острове и главное строение Валаамского мужского монастыря. Монастырь на острове был с 14 века, но каменное здание собора строилось в 18—19 веках. В начале 21 века его отреставрировали.
В соборе два храма — нижний и верхний. Верхний храм больше и богаче, но летом 2020 года он закрыт для посещения. Туристы заходят только в нижний храм преподобных Сергия и Германа Валаамских. Он небольшой — его убранство производит меньшее впечатление.