спасо парголовский храм воскресная школа
Воскресная школа
Историческая справка
В 1876 году открыта школа в 1-ом Парголово, а с 1878 года она находится в особом здании, близ церкви. Число учащихся в ней доходило до 115 человек. Уроки Закона Божия преподает священник. Ученики школы участвуют в церковном пении и прислуживают в алтаре». Сведения о Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историческо-статистического комитета. После большевистской революции церковная школа перестала существовать, и вновь возродилась в 1990 году по благословению настоятеля храма (1990-1995) протоиерея Василия Лесняка.
Небесный покровитель Воскресной школы
Воскресная школа Спасо-Парголовского храма носит имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. На протяжении многих лет сохраняется добрая традиция начинать и заканчивать учебный год молебном у гробницы святого в Свято-Иоанновском женском монастыре на Карповке.
Воскресная школа сегодня
На основании «Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви», принятом Священным Синодом 25-26 декабря 2012 года было разработано и 1 сентября 2013 года утверждено настоятелем храма протоиереем Романом Ковальским «Положение о деятельности воскресной школы (для детей) прихода Спасо-Парголовского храма.
Занятия в школе проходят ежедневно и в дневные, и в вечерние часы.
Директор школы: Протоиерей Роман Ковальский.
Духовник школы: Протоиерей Александр Зелененко.
Спасо парголовский храм воскресная школа
О нашем храме
Спасо-Парголовский храм на Шуваловском кладбище в г. Санкт-Петербурге освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 21 (8) сентября 1880 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм никогда не закрывался, является архитектурным памятником регионального значения, охраняется государством.
Богослужения : ежедневно утром и вечером.
Исповедь : на буднях в 8:30, в воскресные и праздничные дни в 6:30 и 9:30, а также накануне воскресных и праздничных дней с 17:30 до конца Всенощного бдения.
Вечерние богослужения : ежедневно в 18:00.
Чтение акафистов в 18:00:
по воскресеньям поочередно – Спасителю, Покрову Божией Матери, перед иконой Божией Матери «Отрада и Утешение»;
по понедельникам – Архистратигу Михаилу;
по средам – перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и «Тихвинская»;
по четвергам – свт. Николаю Чудотворцу.
Крещение ежедневно: в будние дни с 11:00, в субботу и воскресение в 10:00 и в 11:30.
Индивидуальное крещение для взрослых совершается полным погружением.
Взрослым, желающим креститься, крестным, родителям крещаемых детей и детям старше 14 лет необходимо предварительно посетить огласительную беседу.
Огласительные беседы проводятся в помещении Воскресной школы:
— по вторникам, четвергам и пятницам в 19:00,
— по субботам в 12:30.
По окончании занятия выдается справка, которая предъявляется при оформлении крещения.
Курс катехизических бесед «Азы Православия» для желающих восполнить знание о Православии, укрепиться в вере и обрести личный опыт христианской жизни проводятся
по субботам в 15:30 с октября по апрель.
Спасо-Парголовский Храм
Наш храм четырехпрестольный.
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
Чтобы заказать поминовение ОНЛАЙН, Вам нужно:
Выбрать, какое необходимо совершать поминовение: О ЗДРАВИИ или О УПОКОЕНИИ; определить однодневным или многодневным будет поминовение.
Поминовение НА ГОД «О здравии» – 2000 руб/1 имя.
Пожертвования за поминовения можете совершить
на карту Сбербанка 5469 5500 3088 5104 Ольга Николаевна К.
карта привязана к телефону +7 9216582784
Назначение платежа: «пожертвование»
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
12 НОЯБРЯ. ПЯТНИЦА
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Постный день. Глас 3-й
Сщмчч. Зино́вия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его, мцц. Зино́вии (285).
Показать полностью.
Апп. от 70-ти Те́ртия (Тере́нтия), Марка, Варса́вы (Иу́ста), Арте́мы (I); сщмч. Маркиа́на, епископа Сиракузского (II); мц. Евтро́пии Александрийской (ок. 250); прмц. Анастаси́иСолунской (III); свв. Стефа́на Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгути́на (1316), и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфе́я Казарина, протодиакона (1942); Обре́тение мощей исп. Агафа́нгела (Преображенского), митрополита Ярославского (1998).
Икона Божией Матери: Озерянская (XVI).
Кол. 2:1–7 (зач. 253).
**************************
[Зач. 253.] Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходи́те в Нем,
будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Лк. 11:23–26 (зач. 58).
***************************
[Зач. 58.] Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
и, придя, находит его выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
У Бога нет патриархов, митрополитов, епископов, священников, монахов, мирян, у Бога есть одно ― христиане. А каждый из нас выбирает образ жизни, в котором, он считает, ему наиболее удобно служить Богу и исполнять Его святые заповеди. И Евангелие для каждого из нас — одно и то же. И заповеди Божии для каждого из нас ― одни и те же. И не по сану своему, и не по значимости своей, и не положению в обществе судиться будем, а по совести нашей, и каковы мы были христиане.
На Страшном Суде будем все вместе ― и богатый, и убогий, и царь, и воин, и архиерей, и простой монах, и мирянин ― каждый в своём достоинстве будет стоять. Но достоинство Богом будет зреться в нашем духовном стремлении быть Божьими и быть с Богом. Вот наше главное достоинство, вот чем можем мы похвалиться, братья и сестры.
митрополит Арсений Святогорский
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
Тит.3:4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Тит.3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Тит.3:6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
Тит.3:7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Показать полностью.
Так вот каковы были мы до веры и благодати когда жили в рабстве похотям и сластям. Теперь же мы инаковы и есмы и должны быть. Ибо благодать избавила нас от того рабства, обновив естество наше в купели крещения и обязав жизни, по духу и силе его обновления.
Устроение спасения вызвано не добродетелями нашими великими, а напротив крайнею нашею худобою и беспомощностию. Благость Божия не потерпела оставить нас в руках падения и погибели нашей – и благоволила устроить нам дивный образ спасения. Одно только преимущество было за нами, — то, что мы — творение всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, не раскаивающегося в дарованиях Своих. И это привлекло благость к нам Божию, устроившую спасение наше.
Свт. Феофан Затворник
Свт. Василий Великий
Спасо-Парголовский Храм запись закреплена
Тит.3:2. никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
Тит.3:3. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
Показать полностью.
Слова эти суть более подробное пояснение предыдущих слов: ко всякому делу благому готовым быти — и вместе с ними определяют вторую половину общественных добродетелей, — именно: при покорности властям, соблюдать добрые отношения и к согражданам. Готовность на всякое доброе дело все уже обнимает и в сем отношении.
«Не сварливым быти», — не быть воевателями, — заводить ссор, споров и судов и против зла не замышлять и не воздвигать зла.
Несмыслие, непокоривость, прелыценность, рабство похотям и сластям составляют внутренний строй грешника.
Эгоизм и самоугодие все к себе стягивает. Как и вне встречаются они с такими же направлениями, то естественно вступают в столкновения. Полагающий им преграду возбуждает неприязнь к себе в разных степенях, на верху которых стоит злоба. Кто неприязнствует к другим в нескрываемой злобе и зависти, тот обратно к себе возбуждает неприязнь: от него начинают отвращаться, или гнушаясь им, или ужас к нему питая.
И выходит таким образом, что люди, обладаемые страстями, живут ненавидяще друг друга. Потому что каждый один нераздельно хочет обладать благом, к которому с таким же желанием протягивает руку и другой. В природе эгоизма — себя только любить.
Свт. Феофан Затворник
Грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дома, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего. Итак, не будем судьями чужих дел, забывая о своих собственных; не станем заниматься исследованием пороков, когда есть случай к человеколюбию; но, помыслив о том, чем и мы были некогда, будем впредь кроткими и человеколюбивыми.
Школа радости
Спасо-Парголовский храм ― Величественный, с белыми стенами и голубыми куполами ― стоит на высокой Церковной горе у третьего Суздальского озера. Это живописнейшие места бывшего дачного пригорода Петербурга и древнего Шуваловского погоста. один из немногих, этот храм не закрывался в советское время: он каким-то образом исчез из списков подлежащих ликвидации церквей. Попадая сюда впервые, люди ощущают особую атмосферу места, где уже 134 года не прерывается молитва. Во время блокады и гонений в храме нашли духовную поддержку тысячи ленинградцев. В 1990-е годы Парголовский приход стал одним из центров возрождения православной жизни. Постсоветская история храма связана с именами двух особо почитаемых настоятелей: протоиерея Василия Лесняка и протоиерея Михаила Сечейко. Им удалось сплотить прихожан в дружную духовную семью со своими традициями.
Служители «школы»
Протоиерей Роман Ковальский
Назначен настоятелем в июне 2013 года. Продолжает укреплять и развивать устоявшиеся приходские традиции просвещения, миссионерского и социального служения: «Самое главное, чтобы люди, которые входят в храм — Дом Божий, — чувствовали себя семьей, общиной, и своими делами и отношением друг к другу свидетельствовали о свете Христовом, который есть в каждом человеке», — считает отец Роман.
Протоиерей Александр Зелененко
Имеет светское педагогическое образование, работал учителем, кандидат богословия. Был председателем отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, заведовал Епархиальными курсами катехизации. Сейчас — духовник воскресной школы прихода. «Отец Александр очень отзывчив на чужую боль, старается не только утешить, но просветить, дать правильную картину внутреннего состояния человека, поэтому к нему едут многие», — говорят прихожане. Курирует вопросы катехизации: методичка отца Александра «Практическое руководство по приходскому консультированию» стала для многих инструкцией по организации на приходе службы дежурного катехизатора.
Протоиерей Анатолий Трохин
Протоиерей Ярослав Родионов
Выходец из благочестивой семьи: дедушка и два дяди — священнослужители, отец был репрессирован как представитель казачества. Учится в духовной академии. В приходе отвечает за общину «Забота». «Батюшка очень внимательный и заботливый, недаром возглавил социальное служение, старается его расширять», — отзываются об отце Ярославе прихожане. «Наша задача — помогать друг другу, как в семье, используя свои профессиональный опыт, материальные и другие возможности, — говорит отец Ярослав. — Мы не сможем подменить собой городские и районные власти и охватить такой работой весь микрорайон, но внутри прихода удается сделать немало. За последние десять месяцев, например, в общину за помощью обратились 104 человека».
Протоиерей Сергий Ашиток
Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, а затем академию. С первого дня своего духовного возрастания непрерывно служит в Спасо-Парголовском храме. Куратор молодежного направления, духовник приходского футбольного клуба «Суздалец». «Добрый и чуткий, внимательный, всегда готовый прийти на помощь батюшка, — характеризуют отца Сергия на приходе. — Умеет находить общий язык с самым трудным возрастом — подростками и молодежью». В течение многих лет отец Сергий ведет в воскресной школе занятия для взрослых, а в свой отпуск ездит с прихожанами в паломнические поездки.
Протоиерей Кирилл Борисов
Протоиерей Сергий Зорин
Диакон Андрей Мунгалов
Рукоположен в сан диакона в 2005 году. Студент СПбПДАиС.
Диакон Игорь Ларченко
Закончил экономический факультет Казахского государственного университета, затем Петербургскую семинарию. Вместе с протоиереем Сергием Ашитком работает с приходской молодежью, ведет занятия в клубе «Купина». «Ребята тянутся к отцу Игорю, отмечая его доброту и искренность. Во многом благодаря его усилиям воскресной школе удается не потерять учеников в переходном возрасте», — отмечают прихожане.
Общины, общинки и общинища
Воскресная школа для детей
Детской воскресной школе имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Спасо-Парголовском храме 24 года, она считается первой в «новейшей» истории Церкви церковно-приходской школой в Петербурге. Но ее директор протоиерей Анатолий Трохин настаивает: «Школа ведет свое начало с первой половины XIX века, когда для нее было построено отдельное здание. Дети изучали Закон Божий, пели в хоре». В советское время в реквизированном здании школы располагались дом быта, парикмахерская. В конце 80-х здание перестроили под женский вытрезвитель. Всё было готово к его открытию, когда приказом мэра Анатолия Собчака по настоянию отца Василия Лесняка здание вернули приходу. Сегодня школу отреставрировали и расширили, превратив чердак во второй этаж.
Теперь здесь сорок сотрудников и около трехсот детей, от 4 до 16 лет. «Патриарх поставил задачу развивать обучение Закону Божиему по ступеням. Мы эту систему выстроили, у нас три ступени: дошкольная, начальная и основная. Процесс длится в общей сложности около 12 лет. И наша главная задача — не потерять детей», — говорит протоиерей Анатолий Трохин.
Кружки, секции и клубы
В воскресной школе большой выбор дополнительных занятий. Интересную программу предлагает клуб для девочек «Февроньюшка»: будущие хозяйки учатся готовить, шить, вязать, а также занимаются гимнастикой для приобретения «благородной осанки». В объединении «Радуга» рисуют, в ансамбле «Соловушки» поют русские народные песни. В кружке «Орнаменты России» занимаются росписью по дереву, в клубе «Юный краевед» ездят по Санкт-Петербургу и области, изучая историю города, в «Рукоделии» мастерят русских кукол, в «Лукошке» плетут из шпона. «Дети заняты полезным делом, умеют работать руками, и это занятие нередко объединяет всю семью», — выражает мнение многих родителей Вероника Смирнова: ее сын увлекается плетением.
Футбольная команда «Суздалец»
Одна из самых первых приходских футбольных команд Петербурга. Участники — молодежь прихода — один раз в неделю тренируются на арендуемом поле под руководством прихожанина Вячеслава Меркулова. «Суздалец» — неоднократный победитель межприходских соревнований, занял первое место в Международном турнире среди православных команд в Москве. «Футбол — хорошее средство воспитания, — уверен куратор молодежного направления протоиерей Сергий Ашиток. — Ребята в коллективе чувствуют ответственность друг за друга. Бывает, приходят в команду невоцерковленные, трудные подростки. Они видят, что православные не ругаются матом, не бьют по ногам, и начинают эти простые правила перенимать, а потом понемногу и к вере приходят».
Молодежный киноклуб «Остров»
Возник недавно для просмотра и обсуждения фильмов, общения молодежи до 30 лет. В программе просмотров клуба — лучшие картины отечественного и зарубежного кинематографа, способные «зацепить» молодое поколение, например, давшая название клубу картина Павла Лунгина «Остров».
Детско-юношеский хор имени святого праведного Иоанна Кронштадтского
Известный детский певческий коллектив недавно отметил десятилетие со дня создания. Хористам от 5 до 28 лет, занятия идут в трех группах. Помимо развития вокальных и музыкальных навыков участники хора занимаются сольфеджио, сценической подготовкой и актерским мастерством. Хор регулярно поет на богослужениях в храмах Петербурга и области, участвует в фестивалях и конкурсах. Хористы ставят спектакли и выезжают с ними в детские дома, больницы, школы. «Главное — ребята в хоре учатся понимать и любить службу и дружить между собой», — отмечает регент коллектива Наталья Павловская.
Военно-патриотический клуб «Ратоборец»
Создан в приходе 15 лет назад, руководитель — Олег Пашков, в прошлом милиционер-кинолог. В клубе около сотни воспитанников от 5 до 29 лет осваивают приемы вольной борьбы, совершают поездки по местам воинской славы и паломничают, под руководством диакона Феодора Васильева из храма святого праведного Александра Невского изучают Закон Божий и начальную военную подготовку. Ребята неоднократно становились призерами различных соревнований, но финальная цель серьезных тренировок — не получение разрядов, а подготовка мальчишек к армии (см. также «ВЖ» № 11, 2013).
Воскресная школа для взрослых
Взрослых учеников в школе не меньше, чем детей — около трехсот. За ученической скамьей можно встретить семьи, иногда — в нескольких поколениях. Тему выбирают в зависимости от уровня духовной подготовки и интереса. Протоиерей Александр Зелененко ведет курс «Основы православной веры и духовной жизни»: «Курс предназначен для людей, которые находятся в Церкви от 2 до 10 лет. Они уверовали, но не знают, как возрастать в вере. Это вопрос очень важный». Далее взрослые ученики под руководством отца Александра расширяют свои знания на курсе «Основы догматического учения Церкви». Протоиерей Анатолий Трохин ведет «Пастырские беседы», большая часть учеников — его духовные чада (многие становятся ими в процессе обучения); протоиерей Сергий Ашиток с азов объясняет Священную историю Ветхого и Нового Заветов. Также ведутся обязательные огласительные беседы для желающих креститься или стать восприемниками. Для родителей открыта «Школа православной семьи», где специалисты разных областей знания помогают найти ответы на «горячие» вопросы семейной жизни.
Церковнославянский язык для взрослых
Курс церковнославянского языка ведет прихожанин храма, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова, руководитель «Церковнославянского семинара» Сергей Наумов: «Прихожане идут на занятия, чтобы лучше понимать богослужение. Многие говорят, что до курса они думали, что знают всё, а после поняли, что это далеко не так. Значит, идет процесс развития!»
Престольные праздники: Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа — 29 августа;
Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
святителя Николая Мирликийского — 22 мая, 19 декабря.
Протоиерей Михаил Сечейко (1926–2013)
Настоятель Спасо-Парголовского храма в 1995–2013 годах. Закончил Жировицкую духовную семинарию, Ленинградскую духовную академию. Ветеран Великой Отечественной войны, был ранен. Прослужил в священническом сане 62 года, возглавлял приход 18 лет. За время его настоятельства была полностью воссоздана позолота интерьера и крестов, отреставрированы иконы, на звоннице появились четыре новых колокола. Создана газета Спасо-Парголовского храма «Спасо-Парголовский листок», община «Забота», детско-юношеский хор имени праведного Иоанна Кронштадского.
Могила отца Михаила находится напротив входа в храм. В воскресной школе устраивают вечера его памяти, силами прихода выпущена книга «Свет веры и любви», посвященная почитаемому прихожанами батюшке.
Протоиерей Василий Лесняк (1928–1995)
С именем отца Василия Лесняка многие связывают свою личную историю прихода к вере: в 1980-е годы в Парголово обосновалась одна из первых православных общин, из которой вышли около пятидесяти священнослужителей, много монашествующих и просто верующих людей, до сих пор ощущающих себя духовными братьями. Известна фраза уполномоченного по делам религии, что превратить Ленинград в мировой центр атеизма ему мешают духовная академия, могила Ксении Блаженной и священник Василий Лесняк. Парголовскому приходу отец Василий отдал больше двадцати лет служения, в должности настоятеля (1990–1994) во многом определил его сегодняшний облик.
Похоронен у алтарной стены Никольского придела храма, могила почитаема в народе.
Школа как семья
Учим и детей, и родителей
— Первый вопрос, который встает перед любым приходом, собирающимся открыть воскресную школу — кто будет преподавать, — говорит протоиерей Александр Зелененко, духовник воскресной школы. — После того как нам в 1990 году удалось получить здание, мы задались тем же вопросом. Среди нас были профессиональные педагоги, окончившие епархиальные курсы. Кто-то взял библейскую историю, кто-то литургику, кто-то основы догматики, кто-то историю Церкви… Сначала было буквально три-четыре преподавателя, но потом их стало больше.
С самого начала в школе был принят не совсем обычный формат занятий. 15–20 минут учитель рассказывает новую тему, еще 15 минут — творческое задание по теме: ребята рисуют, вырезают, лепят. А педагог в это время общается с родителями: по вопросам воспитания, уклада и иерархии семейной жизни, этапов воцерковления семей. Еще одна форма обучения: родители присутствуют на уроке от начала до конца. Когда мама или папа участвуют в процессе обучения, эффект умножается. «Если взрослые безучастны к тому, чем занимается ребенок, — считает отец Александр, — то всё, что дает школа, гасит среда современного мира. Если на ребенка оказывают разнополюсное влияние, его это духовно размагничивает и у него нет мотивации к воцерковлению».
— Православные врачи говорят, что если у ребенка какие-то проблемы, значит, проблемы у родителей, — считает Ирина Ивановна Иванова, регент богослужебного хора Спасо-Парголовского храма, один из самых первых педагогов школы. — И вначале надо разбираться с родителями, а потом уже с детьми. Точно так же и в педагогике: чтобы рассказывать о Церкви ребенку, надо вначале рассказать о Церкви родителям. Если родители воцерковляются вместе с ребенком — значит, у них общие интересы. У меня на уроках вместе с детьми всегда сидели родители, они были мне большими помощниками. Да еще и младшие братья и сестры моих учеников — трехлетки, четырехлетки. Посидят такие малыши немножко, потом устанут, выйдут — я на это не обращала внимания. Так, постепенно, они приучались к занятиям, к пению, к церковным понятиям. Да, у нас с самого начала была огромная семья.
Ступени
Сегодня в воскресной школе действует многоуровневая система образования. Три группы для дошкольников: «Тропинка», «Лучики», «Школа малышей». «Тропинка» создана для занятий с детьми, чьи родители сами только делают первые шаги к храму. «Лучики» — для детей из церковных семей. Эта группа работает по воскресеньям во время Литургии: пока родители молятся, дети занимаются с педагогом, потом идут в храм ко Причастию. «Школа малышей» — для детей, не посещающих детский сад. Занятия проходят четыре раза в неделю по будням, с утра до обеда. В этой группе дети посещают «уроки благочестия», готовятся к школе, занимаются с логопедом и физкультурой.
В воскресной школе имени праведного Иоанна Кронштадтского действует многоуровневая система образования. Три группы для дошкольников: «Тропинка», «Лучики», «Школа малышей». На начальной ступени (7–11 лет) тоже несколько групп. После начальной ступени — основная, для подростков 12–16 лет. Она тоже делится на две группы: «новеньких» и «старичков», прошедших предыдущие ступени.
— В воскресную школу я пришла в 1993 году со своими детьми: одной дочке было три годика, другой — полтора, — рассказывает старший педагог группы «Школа малышей» Нина Фёдоровна Шумилова. — Меня очень впечатлили занятия Елены Витальевны Потаповой — сейчас она уже монахиня Екатерина. Особенно мне запомнился ее урок о святителе Николае Чудотворце. Она вынесла таз с водой и сказала: «Представьте, дети, что это море». Сделала кораблик и опустила его в воду. Она показывала всё, что происходило в жизни святителя Николая, и дети так внимательно слушали ее! Потом она спросила: «А кто хочет увидеть икону святителя?» Все дети, как ручеек, пошли за ней и с таким благоговением приложились к иконе! Мы, взрослые, глядя на них, открывали для себя какую-то невероятную красоту. А однажды Елена Витальевна вынесла два стакана с водой: «Смотрите, какая водичка чистая, прозрачная!» Потом она насыпала в один стакан песок: «Видите, вода помутнела от того, что туда попала грязь. Трудно теперь ее очистить?» Преподавательница сравнила воду с душой: ведь она тоже может запачкаться. Благодаря Елене Витальевне я поняла, что каждое занятие — это встреча, которую дает нам Бог. И прежде чем идти на эту встречу, нужно обращаться к Господу, помолиться.
После дошкольной ступени следует начальная: здесь тоже несколько групп, их посещают дети от 7 до 11 лет. Есть группа, которая занимается по субботам во время Всенощного бдения. После начальной ступени — основная, для подростков 12-16 лет. Она тоже делится на две группы: «новеньких» и «старичков», прошедших предыдущие ступени.
— Взрослые ученики — это же наши духовные чада, — говорит директор школы протоиерей Анатолий Трохин. — Мы друг друга любим. Для них совершенно немыслимо — к своему батюшке не пойти на урок! А я, проводя занятия, посвященные борьбе со страстями, продолжаю то, что делаю в храме. Я же за своих духовных чад отвечаю перед Богом.
Дополнительные занятия
Клубы «Юный краевед», «Февроньюшка», «Ратоборец», кружки изобразительного искусства, росписи по дереву, плетения из шпона, рукоделия — вот список того, что предлагает современная воскресная школа своим подопечным. Многие ребята поют в детско-юношеском хоре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Пастырские беседы, церковнославянский язык, «Священная история Ветхого и Нового Заветов», «Школа для родителей» — для взрослых.
— В 1993 году наш настоятель и духовник отец Василий Лесняк попросил меня организовать детский хор при воскресной школе, — рассказывает Ирина Иванова, — которая на тот момент существовала в «домашнем» варианте: кто чем владел, тот тому и учил. Не было системы. Но основная идея была уже тогда: не просто научить детей Закону Божию и пению тропарей, а сохранить их в Церкви. На службах мы пели не так уж и часто: на Рождество, Пасху, в день ангела батюшки Василия. Зато очень много паломничали! Мне кажется, своей основной цели мы достигли: многие из наших учеников тех лет сейчас поют на клиросе, а главное — остались в Церкви.
Как считают педагоги, в работе школы помогает благословение отца Василия Лесняка (†1995), которого здесь почитают все — даже те, кто с ним никогда не встречался; бывшего настоятеля отца Михаила Сечейко (†2013) и попечение о школе нынешнего настоятеля — протоиерея Романа Ковальского. А еще — любовь, которая объединяет священнослужителей и прихожан.
— Педагог — это одаренный от Бога человек, — считает протоиерей Анатолий Трохин, — а не только дипломированный специалист. А сама педагогика — это, конечно, служение. Хороший педагог — тот, кто любит детей и ведет их ко Христу.