спасо евфимиевский монастырь в суздале фото
Суздаль. Часть 3. Спасо-Евфимиев монастырь.
Ещё одно место в Суздале, которое посетить надо обязательно. Это Спасо-Евфимиев монастырь. И я сейчас объясню почему.
1. Спасо-Евфимиев мужской монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Весь архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сам монастырь похож на неприступную крепость. Вот за какими стенами он находится. Стены 1670-1680 годов постройки. И первой на входе нас встречает мощная Проездная башня, высотой 22 метра.
2. Входим на территорию монастыря и перед нами — Благовещенская надвратная церковь, XVI-XVII век. Построена она была в качестве Святых ворот. Но после возведения каменных стен, церковь оказалась внутри ограды.
3. Звонница, XVI-XVII век, необычная — прямоугольная, с часами. Редкий памятник древнерусского зодчества.
4. Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь, 1525 год. Нижний этаж предназначался для хозяйственных служб, а верхний занимал трапезный зал. Кстати, в России сохранилось всего около 20 трапезных XVI века.
5. К Успенской церкви примыкает Архимандритский корпус, 1628-1660 гг. Первоначально на первом этаже размещались архив и приказ монастырских дел, а на втором — казённые и приказные палаты. Но с конца XVIII века здесь проживал архимандрит монастыря.
6. Никольская больничная церковь, 1669 год. К церкви примыкает больничная палата для больных монахов.
7. Братский корпус, 1628-1660 гг. Здесь находились настоятельская и келарская кельи, кладовая и братские кельи.
8. И вот здесь, рядом с этими зданиями находится могила Дмитрия Михайловича Пожарского, национального героя России. В 1642 году он был похоронен здесь в своей родовой усыпальнице. Но, как часто бывает в нашей стране, со временем родина забыла своего героя. Могила разрушалась, пока не исчезла совсем. И вспомнили про Пожарского, через 200 лет после его смерти, после Отечественной войны 1812 года. Нашли документы и остатки усыпальницы, произвели раскопки и в 1885 году могилу восстановили. Ненадолго. В 1933 году всё было разрушено. Надо признать, не только здесь. Радует, что восстановили, уже в наше время.
Часовня, восстановленная по чертежам, обнаруженным в РГАДА и РГИА.
9. Крест, установленный на месте усыпальницы Хованских-Пожарских.
10. Сохранившийся обломок от усыпальницы, найденный на территории монастыря.
Вот так получилось, что побывала я уже и на могиле Козьмы Минина
И на месте где собиралось ополчение
А теперь и на могиле князя Дмитрия Пожарского.
11. Есть на территории монастыря ещё одно удивительное место — это Питиримовский корпус, 1730 года. В 1766 году Екатерина II учредила духовную тюрьму для безумствующих колодников. И Питиримовский корпус в 1823 году перестраивается в тюремный. Да, настоящая тюрьма! Для лиц духовного звания, и не только для них. Цель и назначение тюрьмы быстро изменились, и из места содержания безумных колодников она быстро превратилась в место ссылки лиц, провинившихся против церкви и религии — сектантов, раскольников, вероотступников и последователей самых различных религиозных течений. Кто здесь только не сидел — скопцы, прыгуны, старообрядцы. В 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской, в 1841 году монах Авель. В советские времена здесь содержались немецкие военнопленные, в частности фельдмаршал Фридрих Паулюс.
12. Но главное строение монастыря — Спасо-Преображенский собор XVI века, построенный на месте сгоревшего деревянного храма. Какие только росписи!
Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Основные моменты
Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.
Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.
За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.
Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.
Стены Спасо-Евфимиевского монастыря
Святой Евфимий
Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.
В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.
В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.
Внутри Спасо-Евфимиева монастыря
Спасо-Преображенский собор
Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.
Спасо-Преображенский собор и звонница
Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.
В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.
Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.
Успенская трапезная церковь
Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.
К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.
Никольская больничная церковь
Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.
Звонница
Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.
Благовещенская надвратная церковь
Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.
Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.
Жилые корпуса
Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.
Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь
Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.
Тюремный корпус
В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.
В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.
Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыря Мемориальная плита в Тюремном замке
Монастырские башни
Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.
На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.
Спасо-Евфимиев монастырь сегодня
На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:
Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.
Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому
Как добраться
Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.
Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.
Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и его тайны
На северной окраине Суздаля, на левом, высоком берегу реки Каменки, расположен огромный Спасо-Евфимиев монастырь (Спасо-Евфимиевский монастырь). В нем отразилась вся непростая история нашего государства. На меня он произвел невероятно сильное впечатление как своим могучим обликом, так и богатой музейной экспозицией.
Спасо-Евфимиев монастырь Общий вид Суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря в XIX веке
История Спасо-Евфимиева монастыря
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).
Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор
В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».
В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.
Макет-реконструкция Спасо-Евфимиева монастыря
В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года — НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.
Цветочная композиция на старом пне
В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).
Памятники архитектуры и музеи Спасо-Евфимиева монастыря. План-схема В 1965 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев») с заключительной, восьмой новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.» Сценарий Андрея Михалкова-Кончаловского и Андрея Тарковского, режиссер-постановщик Андрей Тарковский, главный оператор Вадим Юсов
Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.
Крепостные стены и башни
Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.
Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря Многоугольная башня
В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.
Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря
В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.
Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем
За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.
Бюст Дмитрия Пожарского
Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря Проездная башня со стороны монастырской территории
Аптекарский огород и фруктовый сад
Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.
Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери Аптекарский огород Аптекарский огород Фруктовый сад Колодец
Надвратная Благовещенская церковь
Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».
Надвратная Благовещенская церковь Лестница Плакаты времен Великой Отечественной войны, символизирующие связь поколений Внутреннее убранство Благовещенской церкви Колокол
Братский (келейный) корпус
Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».
Братский (келейный) корпус, южная часть Братский (келейный) корпус Вериги Музейная экспозиция Колокола Музейная экспозиция Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда Рабочее место иконописца, реконструкция Мастерская книгописца, реконструкция Келья монахини, реконструкция
Архимандритский корпус
Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».
Архимандритский корпус Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий» Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий» Древнерусские книги Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве Нотная рукопись Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем Экспозиция, посвященная книгам XVIII века Письменные принадлежности, XVIII век Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века Журнал «Нива» Первые советские книги Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год Балкон-гульбище Архимандритского корпуса
Успенская трапезная церковь
К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.
Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.
Успенская трапезная церковь Успенская трапезная церковь
Спасо-Преображенский собор
Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.
В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.
Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница Спасо-Преображенский собор
Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.
Спасо-Преображенский собор, портал
Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.
Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Фрески Спасо-Преображенского собора Фрески Спасо-Преображенского собора Сень и рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского Амвон
Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.
Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский придел Придел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских
Мавзолей князя Дмитрия Пожарского
С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.
К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.
Воссозданная усыпальница князей Пожарских Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского
Монастырская звонница и Суздальские звоны
Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).
Монастырская звонница
Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.
В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.
На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.
Монастырская звонница
Тюремный корпус
За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.
Тюремный корпус
Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.
Тюремный корпус
Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:
Теперь больше в этом монастыре нет политических арестантов, хотя тюрьма и наполнена разными попами, церковниками, непокорными сыновьями, на которых жаловались родители, и пр. Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему Преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно, арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его. Что за путаница!
В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.
Тюремная камера, реконструкция
В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».
Плакат «Да здравствует НКВД»
Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.
Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе
В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.
Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных Схема размещения объектов офицерского лагеря №160
В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.
Тюремный корпус
Больничные покои и Никольская церковь
Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.
Никольская больничная церковь Больничные покои Трапезная Никольской церкви Больничные покои при Никольской церкви Трапезная Серьги, XVI-XVII века Орнаментальное шитье XVII века
Киворий
Еще одна постройка на территории монастыря, о которой стоит упомянуть — это киворий, который находится напротив Братского корпуса. Рядом с ним расположены информационные щиты с фотографиями, рассказывающие о реставрации монастыря.
Киворий
Закрытая территория
Часть территории монастыря закрыта для посещения — там продолжается реставрация и находятся хозяйственные постройки.
Стены Спасо-Евфимиева монастыря
Мы обошли практически весь монастырь. По всей территории расставлены лавочки, около входа — «Блинная», где можно недорого и вкусно поесть. Неподалеку находится лестница на галерею боевого хода.
Проездная башня и «Блинная»
Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря
После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.
Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»
На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.
Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь
Информация для посетителей и карта
Спасо-Евфимиев монастырь — очень большой и богатый. На мой взгляд, чтобы не торопясь рассмотреть все музейные экспозиции, лучше потратить целый день. В любом случае, одного-двух часов будет катастрофически мало. На территории монастыря можно вкусно и недорого поесть в «Блинной», есть туалеты.
Режим работы:
Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина
Стоимость билетов: 400 рублей, для льготных категорий граждан — 200 рублей. В кассе также отдельно оплачивается экскурсия «Суздальские звоны».
При написании статьи использованы информационные материалы музея «Спасо-Евфимиев монастырь» и книга «Суздаль» (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2015).
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»