спаситель на престоле икона

История и значение иконы Спас на престоле, дни празднования и молитва

Икона, почитаемая в православии как «Спас на престоле», особенно любима верующими. На ней Господь изображен восседающим на троне. Он – Царь и Судья, что наказывает и милует справедливо и непреклонно. Молитва, прочитанная перед иконой, помогает православным христианам познать истинную веру, получить прощение, очищение от грехов, помощь и защиту Вседержителя.

История иконы «Спас на престоле»

По преданиям, первая икона Спасителя была нерукотворной. Существует несколько воспоминаний о том, что Иисус умыл лицо водой, а затем протер его убрусом (платком), и на нем проступил его светлый лик. Долгие годы художникам было запрещено рисовать Господа. И только в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, было официально разрешено иконопочитание.

Образ Иисуса на троне, в короне, с раскрытым Евангелием на колене появился примерно в IX веке в Византийской империи. Русские мастера учились иконописи у византийских, чтобы каждое произведение церковного искусства соответствовало строго установленным канонам и несло в себе глубокий сакральный смысл. И все же отечественные иконы отличаются яркостью, они насыщены живым и звонким цветом. Лишь в XII веке «Господь на престоле» украсил храмы в России.

Из всех изображений Господа Иисуса Христа, представленных в церкви, верующие сердечно чтят «Спаса на престоле». Сын Божий изображен в полный рост, он величественно восседает на Божественном престоле, символизирующем царскую власть. Ибо Господь – Пантократор, Царь Небесный всех видимых и невидимых, всей Вселенной, его престол выше земного. Ему открыты мысли, дела, благие и грешные поступки каждого человека.

С любовью глядит Сын Божий с иконы, но взгляд неподкупен и строг, как у любящего родителя. Верховный Священник церкви и Вседержитель на страшном суде – бесстрастный, но мудрый и справедливый. И он же является избавителем бессмертных праведных душ в конце всех времен. Нимб вокруг Спасителя указывает на славу Божественную и сияющий свет.

Хитон Царя Небесного на иконе чаще всего окрашен в красный цвет, а гиматия – в синий. Оттенки красного символизируют мученический подвиг и царское достоинство. Синий олицетворяет небесную чистоту. Правая рука, поднятая вверх, благословляет всех верующих. На иконах никогда не отражается тень, так как Небожители сами являются светом.

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Древнерусские изображения Спаса находятся не только в христианских церквях России. Часть из них принадлежит музеям, например:

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Значение в православии

Священнослужители советуют всем верующим иметь такую икону у себя дома. Образ Господа призван напоминать последователям христианской церкви о Божественной любви и о жертве, которую Спас совершил ради спасения всего человечества.

Молящиеся обращаются к Господу в любых, даже очень трудных ситуациях:

Молятся не только за себя, но и за своих близких.

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Дни празднования

Икона «Спаса на престоле» есть в каждом храме, она чествуется в официальные дни, отмеченные в календаре Православной церкви:

Текст молитвы

Молитва – это язык, на котором люди могут общаться с Небожителями. Он чист и способен возвысить наше сознание, помыслы и чувства до неземных высот. Главное – практиковать непрестанную молитву и делать это как можно искреннее.

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные.

Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные.

Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Источник

Икона «Спас на Престоле»

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Знаменитая икона Иисуса Христа «Спас на Престоле» является важным образом в православном мире. В ней заключается божественная сила, которая исцеляет и помогает в любой трудной ситуации каждому верующему.

Образ Сына Божьего «Спас на Престоле» имеет общие черты с известной по всему миру иконой «Спас Вседержитель». Лик Спасителя является одним из самых почитаемых и прославленных образов среди христианского народа. Это, пожалуй, одна из самых главных икон, которая должна быть дома у каждого верующего человека.

История иконы

Впервые данный образ Христа появился в Византийской империи в далеком девятом веке. В Россию прославленная икона «Спас на Престоле» пришла лишь спустя несколько столетий, приблизительно в 12 веке.

Главной составляющей святого образа является взгляд на Сына Господа как на величайшего и истинного Судью всего человечества, который явится в Судный день и воздаст за грехи каждому смертному на этой земле. Такое представление об Иисусе Христе и послужило поводом для написания великой святыни.

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Икона «Спас на Престоле» является особенно почитаемой и одной из любимых у верующих. Почти у каждого православного человека хранится чудотворный образ Господа в доме. Многие христиане становились свидетелями чудес, которые исходили от великой святыни Спасителя. На протяжении веков святой лик помогал и исцелял верующих, заслужив тем самым их любовь и доверие.

Где находится икона «Спас на Престоле»

В нашей стране основной и особенно почитаемый образ можно встретить в Третьяковской галерее. Святыня была написана в Новгороде в 13 веке. Не менее прославленные списки хранятся:

Описание иконы «Спас на Престоле»

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Главной особенностью священного образа Спасителя на данной иконе является Его изображение в полный рост, в богатых одеяниях. Жестом одной руки Он дарует свое благословение, а в другой держит Евангелие в открытом виде. Иисус восседает на престоле, который заключает в себе символ бескрайней Вселенной, а также вездесущее господство и невообразимое могущество Бога.

В чем помогает образ «Спас на Престоле»

Христиане читают свои молитвы перед святейшим ликом Господа с просьбами о помощи в самых тяжелых и трудных жизненных ситуациях. Также молят об отпущении грехов, о прощении за все злые и плохие деяния, которые они сотворили в жизни. Православная икона способна помочь преодолеть смертельные болезни, злые недуги, психические и душевные расстройства, полностью исцелив тело и душу молящегося.
«Спас на Престоле» является покровителем рабочих, чья работа связана с нефтяной и газовой промышленностью.

Дни празднования

В календаре праздников русской православной церкви отмечено три официальных дня, когда проводится празднование святого образа «Спас на Престоле»:

Молитва перед чудотворным образом

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные. Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные. Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Помните, что Господь всегда рядом и поможет в любую минуту каждому, кто истинно верует в Его силу и молится от чистого сердца перед Его чудодейственными образами. Не забывайте благодарить Христа за все хорошее, что есть в вашей жизни, и тогда ваши мольбы будут услышаны, а Его поддержка не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры, счастья,

Источник

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле иконаdiomedes2

diomedes2

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

«Спас Златая Риза» — икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Своё название «Златая Риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.

Икона происходит из новгородского Софийского собора. В 1528 году митрополитом Макарием вместе с другими древними иконами была помещена в местном ряду иконостаса напротив митрополичьего места. Была привезена в Москву в 1570 году Иваном Грозным, собиравшим в столице древние образа. В 1572 году в Новгород была прислана её копия.

В иконостас Успенского собора Московского Кремля икона была помещена в 1655 году патриархом Никоном по совету антиохийского патриарха Макария. Икона начала пользоваться особым почитанием благодаря преданию, связывавшему её с императором Мануилом I Комнином, которому приписывали её авторство. Согласно ему, из-за того, что император разгневался на священника, Христос на иконе изменил традиционный благословляющий жест правой руки и указал ей на раскрытое Евангелие. От этого предания икона получила своё второе название «Мануилов Спас».

В 1700 году царский изограф Кирилл Уланов практически полностью переписал древний византийский образ. Он, пытаясь сохранить древнюю иконографию, повторил особенность жеста правой руки Иисуса Христа, но при этом детально расписал золотым ассистом Его одежды, чтобы они отвечали названию образа.

В настоящее время икона находится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля, справа от Царских врат — в том месте, куда её поместил патриарх Никон.

Икона «Спас Златая Риза» (как и икона «Апостолы Пётр и Павел») имеет иконографию, неизвестную по другим византийским иконам, и, вероятно, была создана специально для Руси около 1050 года, когда было завершено строительство Софийского собора в Новгороде.

Иисус изображён во фронтальной позе, сидящим на троне, украшенном резьбой. Фронтальная поза, симметрично сведённые ноги Иисуса и архаичная прямоугольная форма спинки трона свидетельствуют о древнем происхождении образа. В левую руку помещено раскрытое Евангелие, а пальцы правой руки указывают на его строки, написанные на греческом, — «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Под ногами Христа в качестве подножия изначально были помещены престолы, изображённые в виде крылатых колес, но после подновления живописи они были заменены традиционным подножьем (оригинальное изображение сохранилось на уменьшенной копии иконы, сделанной Кириллом Улановым в 1670 году).

Источник

Икона Спас Синайский

Образ «Синайский Спас на престоле» — икона, которая является прототипом старейшей православной иконы – Господь Пантократор. Икона из храма двенадцати апостолов написана в крайне редкой и наиболее сложной технике «энкаустика» краски нанесены на восковую грунтовку с помощью нагретых медных палочек – ее будто впаивают внутрь. Таким образом, картина становится более живой и объемной за счет рельефа. Кроме того, благодаря энкаустичной технике краски никогда не тускнеют – они остаются яркими вечно.

Икона «Господь Пантократор из Синайского Монастыря» — старейшая святыня из середины 6 века, которой было суждено дойти до наших дней. Оригинал был создан в Константинополе. Император Юстиниан подарил его монастырю Санта-Катарина, расположенном на Синайском полуострове.

Значение иконы о Христе Пантократоре

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Пантократор, в переводе – Вседержатель, принесший себя в жертву ради отпущения людских грехов и их прощения.

Господь на престоле – икона с чудодейственной силой Христа Пантократора – она защищает семьи от болезней и несчастий, лечит верующих, страдающих даже неизлечимыми болезнями. Православные верят, что лик Иисуса Христа способен излечить любое душевное или физическое заболевание, если у молящегося чистое и искренне сердце, а помыслы – самые добрые.

Самый старый образ Христа, имеющий чудодейственную силу – помогает православным верующим и спасает от болезней

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле иконаЛик Иисуса Христа можно встретить в любом христианском храме. Священники даже считают, что икона Спас на троне должна быть в каждом доме.

Наиболее популярные и значимые иконы расположены в следующих Божьих домах:

Но первым и старейшим экземпляром иконы Господа Пантократора из Синайского монастыря считается икона, расположенная в монастыре Святой Екатерины в Египте. Именно она послужила началом этого стиля иконографии.

Одежда, покрывающая Святого присуща древним грекам – это свободная рубашка и угловая накидка поверх нее. Библия – священное писание – располагается в его левой руке, а символ благословения в виде сложенных пальцев – на правой.

Единство материального и духовного – именно такой смысл заключен в трех видах икон о чудотворном образе Иисуса – изображение Спасителя во весь рост, по пояс или сидящем на царском троне.

Святой образ содержит в себе сразу два лика Иисуса Христа – человек и божество. Именно эта особенность видна в отражении Святого: свет, исходящий от правой части лица говорит о его Божественном происхождении; на левой же части мы видим тень, направленный вниз взгляд и страдающую человеческую сущность Иисуса.

Молитва перед иконой Иисуса Христа

«Отче наш» — именно эту молитву читают чаще всего. Но существует иная молитва, с которой обращаются верующие христиане:

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь

Христиане просят Святого об обереге от злобы, бессердечия и подлости. Также православные благодарят своего Спасителя, дабы обрести Его благословение в своих новых начинаниях.

спаситель на престоле икона. Смотреть фото спаситель на престоле икона. Смотреть картинку спаситель на престоле икона. Картинка про спаситель на престоле икона. Фото спаситель на престоле икона

Верующие обращаются к Божьим святым с надеждой на чудо и спасение, но обратившись к Иисусу Христу, которому сопутствуют Вера, Сила и Любовь – получат исцеление мгновенно.

Празднование

Божья обитель не считает, что икона «Иисус на троне», требует определенного дня для ее празднования. Ведь для христиан Иисус – это и есть воплощение Счастья, Благоденствия и Праздника.

Источник

Спас на престоле

Конец XIV — XVII в. [конец XIV — начало XV в. (Новгород); 1698 г. (Москва, Кирилл Уланов)]

¦ 1. Спас на престоле
(стр. 27–30; илл. стр. 29, 185, 381)
Гос. Музеи Московского Кремля, инв. Ж 134 (965 соб.).
Голова Спаса и фрагмент престола — конец XIV — начало XV в.
Остальное изображение — 1698 г., мастер Кирилл Уланов (с реставрационными поновлениями XIX в.).
180 × 148.

Происхождение. Из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Икона располагалась в центральной части иконостаса, к северу от царских врат, между непосредственно соседствовавшей с вратами «Богоматерью Владимирской» (сейчас в ГТГ) и «Богоматерью с младенцем» (на обороте которой — «Георгий» XI — начала XII в.). Вероятно, икона попала в собор из Новгорода в XVI в.

Раскрытие. Реставрировалась в 1852 г. (?) Н. И. Подключниковым (надпись в нижней части иконы, см. «Описание»), а в 1934–1935 гг. раскрыта В. О. Кириковым (правая половина иконы) и Н. А. Барановым (левая половина) 1 (в основном до слоя 1698 г.).

1 Гос. Музеи Московского Кремля, научный архив, ф. 20, д. 1934/20, л. 42; д. 1935/11, лл. 36, 37, 39, фото лл. 75–79.

Доска первоначальная, липовая (?) из четырех частей, с двумя торцовыми шпонками и следами тыльных накладных шпонок. В настоящее время части доски скреплены врезными деревянными карасями и металлическими накладными планками. Оборот доски окрашен коричневой краской. Глубокий ковчег. Паволока.

Сохранность. От первоначальной живописи сохранилось изображение головы и шеи Спаса, по вырез хитона, а также фрагмент престола с орнаментом, слева внизу. Неясно, является ли золото нимба (теплого оттенка, отличающееся от золота фона) первоначальным. На всей остальной поверхности иконы живопись поздняя, однако исполненная «по старым контурам».

Фигура и трон Христа исполнены в 1698 г., а овальное двухступенчатое подножие и подушка на нем — в 1852 г. (?).

На лике Спаса красочный слой потерт, мелкие вставки левкаса на правой щеке, на пряди волос, по вырезу хитона. Контуры волос, бровей, глаз, носа дополнены или усилены при реставрации. В теневых местах по потертому авторскому слою дописана подрумянка. Первоначальное вохрение сохранилось на лбу, скулах и небольшой фрагмент на шее. Черты лика прографлены при поновлении. На хитоне и на правой руке Спаса в утратах просматривается древний живописный слой. Складки хитона и гиматия прографлены. Первоначальный орнамент трона под потемневшей олифой.

Золото фона подлинное.

В характеристике сохранности иконы использованы консультации реставратора С. И. Голубева и данные научной карточки Е. Я. Осташенко.

Описание.

Композиция вписана в широкую, почти квадратную доску. Христос восседает на престоле с прямой широкой спинкой, изображенной фронтально. На седалище красная подушка, под ногами ступенчатое подножие и зеленая подушка.

Спас облачен в золотой хитон с розовыми тенями, в зеленый гиматий с золотым ассистом. Правой рукой он благословляет раскрытое Евангелие, левой придерживает его на колене. На Евангелии, на золотых страницах, пространный текст вязью: «От Матфеа. Зач[ало] 20. Рече гдь не судите да не судими будете. » (ср. ; но здесь текст из Евангельских чтений). Древний лик Спаса исполнен по зеленоватому санкирю, который виден в тенях широкими участками. Рельеф передан постепенным наложением очень светлой розоватой охры, положенной пастозно, ее отдельные длинные мазки в освещенных местах — на лбу, скулах — сливаются в единое пятно. Блики света даны параллельными мазками. На щеках подрумянка коричневатого оттенка. Губы ярко-красные. Контуры черт лика и брови — коричневые. Верхние веки переданы черными линиями. Радужные оболочки глаз — коричневые, зрачки черные.

Волосы написаны черными линиями по ровному коричневому общему тону. Граница между ликом и волосами обозначена широким черным контуром.

Белильными линиями подчеркнуты подглазные тени, гребень носа слева, кончик носа.

2 См.: Гос. Оружейная палата, Архив, Отдел памятников Кремля, негатив № 956 (декабрь 1934 г.). Фото до реставрации не дает возможности определить время написания фигуры Варлаама. См. о ней также в разделе «Датировка и атрибуция».

Надпись сообщает о том, что в 1852 г. (?) по благословению митрополита Филарета с иконы Спаса были удалены поновления — с лика четыре слоя, а с остальной поверхности иконы — три слоя, и тем самым открыт ее подлинный вид.

Иконография.

Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Однако в иконографии данной иконы есть ряд специфических особенностей. Поскольку имеются основания считать, что поновители позднего времени повторили первоначальную композицию, эти особенности следует учесть.

6 В. Г. Брюсова полагает, что в иконе сохранились фрагменты живописи XIV в. См.: В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 97.

О поздних копиях и репликах «Спаса царя Мануила» в Новгороде см.:

В Новгородском музее, помимо присланной из Москвы копии в Софийском соборе, хранится еще одна икона такого же извода (сообщение Э. А. Гордиенко). Архим. Макарий называет еще три реплики этой иконы в новгородских храмах: в Знаменском соборе, в церкви Иоанна на Опоках, в Вяжищском монастыре (Макарий [1860], 2, с. 115, прим. 208).

9 В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов [1971], с. 102.

Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.

12 A. Grabar. Sculptures byzantines de Constantinople (IV-e — XV-e siècle). Paris, 1963, p. 36–37, pl. IX–1.

По расшифровке П. Мийовича, на миниатюре изображено, как «Иисус Христос читает и толкует еврейским мудрецам книгу Исаии» (см.: П. Мийович. Грузинские менологии с XI по XIV век. — «Зограф», 8. Београд, 1977, с. 21–22).

14 Г. Н. Логвин. София Киевская. Киев, 1971, табл. 182.

Фигуры апостолов, фланкировавшие в византийском искусстве изображение Христа описываемого извода, подчеркивали учительную роль Христа. По отношению к «Спасу царя Мануила» этот момент был выявлен двояко. С одной стороны, парной к «Спасу» была в Софийском соборе икона «Петр и Павел», с изображением двух верховных апостолов. С другой стороны, есть основания полагать, что на окладе иконы Спаса были изображения апостолов: на копии «Спаса царя Мануила», находящейся в иконостасе новгородского Софийского собора, изображены на верхнем поле — «Деисус», на боковых — двенадцать апостолов, внизу — пророки. Закономерно, что идея проповеди, просвещения акцентирована именно в «Спасе царя Мануила» и «Петре и Павле» — древнейших иконах новгородского Софийского собора, которые были одними из первых произведений, украшавших его интерьер.

Этот извод получил большую популярность на Руси начиная с XVI в.

Среди памятников XVII в. укажем

17 «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, с. 68.

18 М. М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974, с. 65.

20 Е. И. Силин, Н. А. Реформатская, Н. Е. Мнева. Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. [Сост. в 1925 г.]. ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 25.

22 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, с. 169–170 (№ 318). В этой иконе сочетаются приметы «Спаса царя Мануила» и иконы из Благовещенского собора.

23 Снимок В. Н. Максимова, 1909 г., Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0.376, № 497.

Третья по времени икона сходного извода — издаваемый памятник из Успенского собора. Особенности иконографии: широкая, почти квадратная доска с узкими полями; трон с прямой спинкой (как в «Спасе царя Мануила»), но очень широкий и разукрашенный; фигура Христа относительно невелика; поза как в иконе Благовещенского собора, однако ракурс менее резок; правой рукой Христос как бы благословляет Евангелие. Таким образом, черты обеих более ранних прославленных икон здесь сочетаются.

24 История иконы изложена в надписи на полях, повторяющей, видимо, более ранний текст. Надпись, в свою очередь, приведена в Описи Успенского собора 1701 г. См.:

Датировка и атрибуция.

Икона не исследована, в литературе имеются лишь упоминания о ней. В древних описях Успенского собора (изданы в 1876 г.), как и в ранних описаниях собора (например, А. Г. Левшин [1783]), отмечается серебряный оклад иконы, ныне не существующий. Начиная с И. М. Снегирева [1856] и Д. А. Ровинского ([1856], [1903]) икона приписывается «новгородскому письму». Г. Истомин [1888] сообщает легенду о привозе иконы из Новгорода при Василии III и московском митрополите Варлааме, который сам приписал фигуру своего патрона Варлаама Хутынского. В основе этой легенды — явная путаница двух «Спасов на престоле» Успенского собора — с припадающим Киприаном (привезен из Владимира при московском митрополите Варлааме в 1518 г.) и с припадающим Варлаамом Хутынским (привезен, как мы предполагаем, из Новгорода в XVI в.). Такая же путаница — в альбоме «Большой Успенский собор в Москве» [1896]. В. Г. Брюсова и Я. Н. Щапов [1971] указывают время привоза «Спаса» с Варлаамом Хутынским — 1511–1512 гг., не ссылаясь на источник.

В пользу новгородского происхождения «Спаса на престоле» говорит прежде всего его иконографический извод, восходящий к «Спасу царя Мануила» из Софийского собора (см. выше, раздел «Иконография»). Важным доказательством является и то обстоятельство, что на иконе у ног Спаса было написано изображение Варлаама Хутынского, новгородского святого. Поскольку после удаления этой фигуры при реставрации под ней открылся очень тщательно исполненный орнамент престола, возникают сомнения в том, что фигура Варлаама была на иконе первоначально. Но даже если фигура Варлаама была исполнена позже первоначальной живописи, не в Новгороде, а уже в Москве, то это было сделано, вероятно, как бы в память о привозе иконы из Новгорода.

Когда «Спас на престоле» попал из Новгорода в Москву? Скорее всего, это произошло в XVI в., когда в Москву были вывезены многие древние новгородские произведения (подробнее о вывозах см. кат. № 5, «Датировка и атрибуция»). Предположение косвенно подтверждается тем, что именно в XVI в. появляются многочисленные реплики со всех трех новгородских «Спасов на престоле», оказавшихся в Московском Кремле: со «Спаса царя Мануила», «Спаса» из Благовещенского собора и «Спаса» с Варлаамом Хутынским — издаваемого.

Лик Спаса по типу, колориту, живописным приемам близок к ликам в новгородских иконах последней четверти XIV в, — «Борисе и Глебе» на конях (Новгородский музей) и особенно в «Благовещении» с Феодором Тироном. Обобщенность контуров и смягченное выражение лика позволяют предположить несколько более позднее время создания «Спаса на престоле» — конец XIV — начало XV в.

Таким образом, издаваемый «Спас на престоле» восходит к очень древней иконографической традиции, имеющей византийские истоки, укоренившейся в Новгороде уже в XI в. и отразившей важную для ранней новгородской культуры идею проповеди евангельского учения. Икона московского Успенского собора является новым свидетельством отражения древних местных традиций в новгородской культуре XIV — начала XV в.

Литература.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *