спаси ны утешителю благий на входе

Вхо́дный стих

Вхо́дный стих (греч. εἰσοδικόν), в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии биб­лей­ский стих, испол­ня­е­мый с тро­па­рем-при­пе­вом во время малого входа на Боже­ствен­ной литур­гии.

Вход­ный стих испол­ня­ется на Пасху (и всю Свет­лую сед­мицу), в Гос­под­ские (не Бого­ро­дич­ные!) дву­на­де­ся­тые празд­ники, когда поются празд­нич­ные анти­фоны. Также в празд­ник Сре­те­ния Гос­подня и в День Свя­таго Духа. По Уставу должны петься хором. В совре­мен­ной прак­тике, при­ня­той в РПЦ, воз­гла­ша­ются диа­ко­ном после «Пре­муд­рость прости». И сразу хор поёт тро­парь и кондак празд­ника (в Пасху тро­парь, ипакои, кондак). В осталь­ное время хор поёт вход­ный стих «При­и­дите покло­нимся и при­па­дем ко Христу» и припев «Спаси ны Сыне Божий…», а затем тро­пари и кондаки по Уставу.

Вход­ный стих (бого­слу­жеб­ная заметка)

про­то­и­е­рей Рости­слав Ган

В жур­нале “Рус­ский инок”, редак­ти­ро­вав­шемся архи­манд­ри­том Вита­лием (впо­след­ствии архи­епи­ско­пом Северно-Аме­ри­кан­ским), № 1 за 1917 г., стр. 16, в отделе “Устав­щик” поме­щен вопрос устав­щика Дал­ма­тоского Успен­ского мона­стыря иеро­ди­а­кона Сера­фима: “в празд­ник Сре­те­ния Гос­подня на литур­гии поются бла­женны и гово­рится вход­ное. Поется ли “При­дите, покло­нимся”? Типи­кон ука­зы­вает вход­ное, таже тро­парь, Слава и ныне, кондак”. На это отве­чает архи­епи­скоп Анто­ний Волын­ский (Хра­по­виц­кий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит, осно­ва­тель Рус­ской Зару­беж­ной Церкви) сле­ду­ю­щим обра­зом (№ 3, стр. 110–111): “Пола­гаю, что — “При­дите, покло­нимся” — петь не сле­дует, ибо оно не поется, когда бывает вход­ный стих, что осо­бенно ясно из устава празд­ника Пяти­де­сят­ницы, когда пута­ница бывает на архи­ерей­ском слу­же­нии, именно после вход­ного стиха про­то­ди­а­кона начи­нают петь — “При­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу. Спаси ны, Уте­ши­телю Благий, поющия Ти: Алли­луиа”. — Таким обра­зом, полу­ча­ется оче­вид­ная неле­пость, кото­рую неко­то­рые архи­ереи ста­ра­ются избе­жать через то, что изме­няют это моле­ние сле­ду­ю­щим обра­зом: — “Спаси ны, Сыне Божий, от Отца нис­по­сла­вый Уте­ши­теля, поющия Ти: Алли­луиа”.

Однако и это про­из­вол. Не зная, как вос­ста­но­вить пра­виль­ный способ про­слав­ле­ния Бога, я оста­но­вил свое вни­ма­ние на таком выра­же­нии Типи­кона на Духов день: — Гла­го­лет иерей или диакон: “Пре­муд­рость прости”, мы же вход­ное: “Воз­не­сися, Гос­поди, силою Твоею…” — и прочее. Спра­ши­вал я одного уче­ного гре­че­ского архи­манд­рита, как у них испол­ня­ется это ука­за­ние, а он отве­чал, что, по про­из­не­се­нии диа­ко­ном вход­ного стиха на архи­ерей­ском слу­же­нии, свя­щен­ники и диа­коны поют на распев не — “При­дите, покло­нимся,” — как в России, а этот же вход­ный стих и при­бав­ляют к нему, в день Пяти­де­сят­ницы, — “Спаси ны, Уте­ши­телю Благий…” — и прочее. В другие же празд­ники Гос­под­ские к повто­ря­е­мому нарас­пев вход­ному стиху при­бав­ляют слова: — “Спаси ны, Сыне Божий, рож­дейся от Девы”, — или “Вос­кре­сый из мерт­вых”, — или — “Воз­не­сыйся на небо”, и прочее: одним словом, тот припев, кото­рый при­бав­ля­ется к пса­лом­ским стихам вто­рого анти­фона. Слова же — “При­дите, покло­нимся и при­па­дем…” — кото­рые у нас не поются в Гос­под­ские празд­ники на службе иерей­ской, не поются в эти дни у греков на службе архи­ерей­ской. Дума­ется, что это самое пра­виль­ное, ибо, с одной сто­роны, нет осно­ва­ний петь в эти дни на архи­ерей­ском слу­же­нии: — “При­дите, покло­нимся…” — а с другой сто­роны нельзя огра­ни­читься после вход­ных слов одним только пением тро­паря празд­нику, потому что в это время архи­ерей должен осе­нять дики­ри­ями на все сто­роны”. До зде мит­ро­по­лит Анто­ний.

На литур­гии поются анти­фоны, кои бывают трех видов: 1) анти­фоны, поемые в Гос­под­ские празд­ники, 2) анти­фоны изоб­ра­зи­тель­ные, поемые в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, 3) анти­фоны повсе­днев­ные. Послед­ние поме­щены в конце апо­стола и в ирмо­ло­гии. Анти­фо­нов каж­дого вида тоже три. Наше вни­ма­ние оста­нав­ли­ва­ется в тре­тьем анти­фоне. Третий повсе­днев­ный анти­фон имеет шесть стихов, причем первые пять взяты из 94-го псалма и есть “пес­но­пе­ние в сре­те­ние Гос­поду, уже При­шед­шему” (Николь­ский, “Посо­бие…”, СПб., 1907 г., стр. 374). Шестой же стих после воз­гласа “Пре­муд­рость, прости”, кото­рый бого­слу­жеб­ный Апо­стол назы­вает “вход­ное”, — “При­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу” уже выра­жает покло­не­ние Явль­ше­муся Христу, ибо малый вход зна­ме­нует собою явле­ние Христа миру, почему заклю­чи­тель­ный стих тре­тьего анти­фона и поется в завер­ше­ние малого входа и назы­ва­ется “вход­ным” стихом. Ко всем стихам тре­тьего анти­фона припев: “Спаси ны, Сыне Божий…”. В Гос­под­ские празд­ники третий анти­фон состав­ля­ется из стихов того псалма, кото­рый “во обра­зех и сенех”, но очень ясно ука­зы­вает на уже совер­шив­ше­еся (ныне празд­ну­е­мое) собы­тие, и что уже “с силою многою” под­чер­ки­вает “вход­ный” стих, то есть заклю­чи­тель­ный стих тре­тьего анти­фона. Но как быть со “вход­ным” стихом от втор­ника до пятка Тро­иц­кой сед­мицы? Ведь та несу­раз­ность, о кото­рой гово­рит Бла­жен­ней­ший мит­ро­по­лит Анто­ний, полу­ча­ю­ща­яся при архи­ерей­ском слу­же­нии на литур­гии в день Пяти­де­сят­ницы, оста­ется и при иерей­ской литур­гии в ука­зан­ные дни. На входе поется: “При­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу. Спаси ны, Уте­ши­телю Благий…”. Не лучше ли будет петь на входе тем же напе­вом, вместо “При­дите, покло­нимся…”, вход­ный стих празд­ника: “Воз­не­сися, Гос­поди, силою Твоею…” и припев к нему “Спаси ны, Уте­ши­телю Благий…” и так до отда­ния? А отсюда…, не лучше ли вообще в попраздн­ство Гос­под­ских празд­ни­ков петь вместо “При­дите, покло­нимся…” вход­ный стих празд­ника с при­пе­вом, взятым от вто­рого празд­нич­ного анти­фона, то есть “Спаси ны, Сыне Божий, рож­дейся от Девы…” или “… во Иор­дане кре­сти­выйся…” и так далее?1

При­ме­ча­ние:

1 Нужно отме­тить, что совре­мен­ный гре­че­ский типи­кон и бол­гар­ский слу­жеб­ник и типи­кон именно ука­зы­вают на такую прак­тику, “что мнится быти непро­тивно”.

Источник

« Спаси ны, Утешителю Благий…» на малом входе

Уже несколько лет подряд во время архиерейской литургии на день Святого Духа слышу на малом входе в знакомом всем песнопении « Приидите, поклонимся» вместо обычных слов « Спаси ны, Сыне Божий» нелепую замену « Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуия». Как объяснить священнослужителям и певчим, что это абсурд?

При этом сторонники этой практики совершенно неоправданно ссылаются на то, что якобы в антифонах на Пятидесятницу употребляется такой припев, а спеть в «Приидите» обычное « спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуия» кажется странным, ведь в день Святого Духа чтится Святой Дух, а не святые.

Пение на Малом входе « Приидите поклонимся…» исторически является окончанием пения антифонов. В антифонах праздника Пятидесятницы Уставом предписано исполнять припев « Спаси ны, Утешителю Благий…». Таким образом, на Малом входе к стиху « Приидите поклонимся…» припевом будет указанный выше « Спаси ны, Утешителю Благий…».

Стоит добавить, что это входное песнопение представляет собой не одно предложение ( стих и припев), а два ( как и на антифонах), «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» — это самодостаточная фраза.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

спаси ны утешителю благий на входе. Смотреть фото спаси ны утешителю благий на входе. Смотреть картинку спаси ны утешителю благий на входе. Картинка про спаси ны утешителю благий на входе. Фото спаси ны утешителю благий на входе

Может, я поторопился с выводами, но, как мне показалось, очень странно в одном месте одновременно призывать поклониться Христу и просить спасения у Духа… Если в другие праздники припев антифонов по смыслу сочетается с начальной фразой, то на Пятидесятницу получается не совсем логично.

Мне кажется, не так странно, если понимать, что это две разных фразы.
То есть, странно даже менее, чем «В храме стояще славы Твоея…. Богородице, дверь небесная…».
Короче говоря, странность есть, но объяснимая.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

Источник

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.

Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Так, в день Пятидесятницы открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Им объясняется все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все богослужение – и общественное, и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет и до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обращается к новорожденному: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Младенец крещается «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания Церковь полагает на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются в таинстве Исповеди грехи его – «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. На конец, последняя молитва священника при погребении усопшего: «Яко Ты еси воскресение» заканчивается молитвенным обращением ко Святой Троице.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный» Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на «и ныне».

На литии, на «Бог Господь» и после великого славословия – тропарь праздника. На утрене по полиелее – величание, «Воскресение Христово видевше».

В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый – «Величай, душе моя, в Трисх Лицех сущее Едино Божество» и второй – «Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа». На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.

Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.

а) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;

б) после ектений: «Рцем вси»;

в) после молитвы: «Сподоби, Господи».

Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени – сразу же после Литургии – для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью – ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников ( Быт. 18 ). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем ( Ин. 15 ).

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА («ДУХОВ ДЕНЬ»)

Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается. Полиелея нет. Великое славословие. «Честнейшую Херувим» не поется (поется ирмос 9 песни).

На Литургии изобразительны и «Блаженны»; входное (как и в день Пятидесятницы); вместо «Елицы» – «Святый Боже». Отпуст дня Пятидесятницы.

Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней. Предпразднства – нет, но в службе праздника Вознесения Господня есть много песнопений, которыми Церковь подготавливает верующих к принятию Святого Духа, что в некотором смысле заменяет собой предпразднство Святой Троицы. Отдание бывает в субботу после Дня Святой Троицы. На Литургии со вторника до отдания по входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная – мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала XIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ – ВСЕХ СВЯТЫХ

«В Неделю, следующую за Пятидесятницей, – говорится в Синаксаре на эту Неделю, – Православная Церковь совершает праздник Всех святых, которые есть благодатный плод Святого Духа. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло через Апостолов пришествие Святого Духа, как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других – за добродетельную жизнь. Человеческое естество в лице всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои». Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и все святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего».

При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых – явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.

В песнопениях Недели Всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, тем самым напоминает нам о подражании их многоразличным подвигам и добродетелям.

Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоих употребляется с понедельника после Недели Всех святых до пятой Недели Великого Поста включительно. В период пения Постной Триоди – от Недели Сыропустной и в течение всей Четыредесятницы – Октоих употребляется только по воскресным дням.

С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост.

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

На Всероссийском Поместном Соборе» 1917–1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника – в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих – явленных и не явленных, просиявших на Русской земле.

Все верующие призываются Церковью, поклоняясь их великому подвигу, подражать святым Земли Российской, учиться у них, следовать за ними. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас – их потомков – верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9 песни).

Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим», изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. «Богослужебные указания на 1950 год». Ч. 2).

Апостольские постановления. Книга V, гл. 20.

Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.

Источник

Последование Изобразительных вместо Литургии на праздник Пятидесятницы (День Святой Троицы). Для домашнего (келейного) совершения

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12)

Пе́рвый антифо́н пра́здника:

Стих 1: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию,/ творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.

Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Стих 2: День дни отрыга́ет глаго́л,/ и нощь но́щи возвеща́ет ра́зум.

Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Стих 3: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их,/ и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Второ́й антифо́н пра́здника:

Стих 1: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли,/ защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Спаси́ ны Уте́шителю Благи́й/ пою́щия Ти: аллилу́иа.

Стих 2: По́слет ти по́мощь от Свята́го,/ и от Сио́на засту́пит тя.

Спаси́ ны Уте́шителю Благи́й/ пою́щия Ти: аллилу́иа.

Стих 3: Даст ти Госпо́дь по се́рдцу твоему́,/ и весь сове́т твой испо́лнит.

Спаси́ ны Уте́шителю Благи́й/ пою́щия Ти: аллилу́иа.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тре́тий антифо́н пра́здника:

Стих 1: Го́споди, си́лою Твое́ю возвесели́тся царь, и о спасе́нии Твое́м возра́дуется зело́.

Тропарь праздника, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Стих 2: Жела́ние се́рдца его́ дал еси́ ему́, и хоте́ния устну́ его́ не́си лиши́л его́.

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Стих 3: Я́ко предвари́л еси́ его́ благослове́нием благосты́нным, положи́л еси́ на главе́ его́ вене́ц от ка́мене че́стна.

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Тропа́рь праздника, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Конда́к пра́здника, глас 8:

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Трисвято́е:

Ели́цы во Христа́ крести́стеся,/ во Христа́ облеко́стеся,// аллилу́иа. (Три́жды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

во Христа́ облеко́стеся,// аллилу́иа.

Ели́цы во Христа́ крести́стеся,/ во Христа́ облеко́стеся,// аллилу́иа.

Прокимен, глaс 8:

Проки́мен, глас осьмы́й: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их,/ и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Припев: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их,/ и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.

Припев: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их,/ и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Стих:: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их,

Припев: и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.

Дея́ний святы́х Апо́стол чте́ние.

Егда́ скончава́шася дни́е Пятьдеся́тницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, я́ко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: и явишася им разделени языцы я́ко огненни, седе же на единем коемждо их. И исполнишася вси Ду́ха Свята и начаша глаголати иными языки, я́коже Дух даяше им провещавати. Бяху же во Иерусалиме живущии иудее, мужие благоговейнии, от всего языка, и́же под небесем. Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, я́ко слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их. Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане? И како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся, парфяне и мидяне и еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и во Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, я́же при Киринии, и приходящии римляне, иудее же и пришелцы, критяне и аравляне, слышим глаголющих их нашими языки величия Бо́жия?

Аллилуа́рий, глас 1:

Глас первый: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Припев: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Стих: Сло́вом Госпо́дним небеса́ утверди́шася, и Ду́хом уст Его́ вся си́ла их.

Припев: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Стих: С небесе́ призре́ Госпо́дь, ви́де вся сы́ны челове́ческия.

Припев: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

От Иоа́нна свята́го Ева́нгелия чте́ние.

Сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.

В после́дний день вели́кий пра́здника стояше Иису́с и зваше, глаголя: а́ще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, я́коже рече Писание, реки от чрева его́ истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во и́мя Его́: не у бо бе Дух Святы́й, я́ко Иису́с не у бе прославлен. Мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк. Друзии глаголаху: Сей есть Христо́с. Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христо́с приходит? Не Писание ли рече, я́ко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Дави́д, Христо́с приидет? Распря у́бо бысть в народе Его́ ради. Нецыи же от них хотяху яти Его́: но никтоже возложи Нань руце. Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте Его́? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал челове́к, я́ко Сей Человек. Отвещаша у́бо им фарисее: еда и вы прельщени бысте? Еда кто от князь верова в Онь, или́ от фарисей? Но народ сей, и́же не весть закона, прокляти суть. Глагола Никодим к ним, и́же пришедый к Нему нощию, един сый от них: Еда зако́н наш судит человеку, а́ще не слышит от него прежде и разумеет, что творит? Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси́? испытай и виждь, я́ко пророк от Галилеи не приходит. Паки же им Иису́с рече глаголя: Аз есмь свет ми́ру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный.

Сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, / я́же в сло́ве и в де́ле, / я́же в ве́дении и не в ве́дении, / я́же во дни и в нощи́, / я́же во уме́ и в помышле́нии, / вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди поми́луй, 12.

И молитву: Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.

Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.

Псалом 33:

Задосто́йник:

Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная/ благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

Сла́ва, и ны́не, Го́споди поми́луй, трижды

И́же в ви́дении о́гненных язы́к, с небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *