нежелательное поведение у аутистов что делать
Нежелательное поведение у аутистов что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Однообразные повторяющиеся действия (стереотипии) — один из характерных симптомов аутизма.
Статья:
Для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) стереотипные действия — своего рода защитная реакция в ответ на постоянно меняющийся внешний мир, поэтому свести их к нулю невозможно. Однако эти повторяющиеся паттерны поведения можно использовать для обучения и социализации ребенка. О том, как это делать, рассказывает главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики РАО доктор психологических наук Елена Баенская.
Опасное поведение или попытка адаптироваться к меняющемуся миру
Однообразные повторяющиеся действия (стереотипии) — один из характерных симптомов аутизма. Дети (и взрослые тоже) с этим диагнозом плохо воспринимают даже малейшие перемены в заведенном порядке. Многократно повторяющиеся слова или действия, про которые ребенок точно знает все наверняка, которые много раз опробованы, дают ему ощущение равновесия, держат в тонусе. А значит, не очень корректно говорить о таком поведении как о чем-то, что требует серьезного изменения или преодоления.
Также стереотипные действия могут использоваться для того, чтобы заглушить какие-то неприятные воздействия или ощущения, «закрыться» от того, что раздражает или расстраивает. И поэтому трудно ожидать, что ребенок может вообще отказаться от таких действий. На самом деле похожие реакции есть у всех людей — например, нервный тик, подергивание ногой, стук пальцами по столу. Просто у аутичных детей стереотипные действия выходят на первый план и нередко становятся основным способом взаимодействия с миром.
С другой стороны, есть проявления, которые имеют навязчивый характер, они лишены смысла или опасны для ребенка или окружающих. Например, когда он постоянно стремится трогать горячую плиту или бьется головой о стеклянную дверцу шкафа. Такие стереотипии гораздо больше беспокоят и близких, и окружающих, и специалистов, и они уже требуют коррекции.
Если «заглушить» одну стереотипию, на ее месте появится другая
Аутичный ребенок нуждается в стереотипных действиях постоянно. Но если у него появляется другое занятие, которое его увлекает, или другой способ тонизировать себя, если он становится более выносливым в контакте с другими людьми, то такие действия выражены слабее. Они уже не полностью поглощают ребенка, а становятся фоном, например, для игры. То есть он вполне успешно с вами играет, но при этом, например, время от времени подергивает рукой, прыгает или перекладывает кубики, потому что должен как-то разрядиться.
Если при этом ребенок не теряет нить игры или продолжает следить за сюжетом книжки, которую ему читают, с такими действиями не нужно пытаться что-либо сделать. Потому что, если стараться «заглушить» одну стереотипию, на ее месте возникнет новая. И далеко не факт, что она будет такой же безобидной или более приемлемой в глазах окружающих.
Из того набора стереотипий, который есть у ребенка, нужно постараться выбрать те, к которым можно подключиться и превратить их в игру. Например, он выстраивает ряды из палочек. И родители могут начать комментировать, интерпретировать происходящее: «Ты строишь забор? А что за этим забором, кто там живет? Может, там живет наша бабушка?»
Дети с трудом позволяют вмешиваться в их игру — например, передвигать палочки. Однако для комментариев они, как правило, открыты. Постепенно ребенок начинает обращать на такие комментарии все больше внимания, включаться в ситуацию и даже отвечать. Со временем родители могут добавлять в ситуацию все больше деталей и тем самым расширять адаптивные возможности психики ребенка.
Например, малыш научился просить печенье и постоянно повторяет это слово. Попробуйте присоединиться к этой ситуации и расширять его словарный запас: «Дать печенье?», «Печенье вкусное», «Печенье твое любимое». Постепенно вместо просто «печенья» ребенок уже будет способен построить полноценную фразу: «Дай мое любимое вкусное печенье». Таким образом, во многих стереотипиях можно найти смысл и использовать их для развития ребенка.
Стереотипное поведение также может быть основой для формирования привычек. Эту склонность можно использовать, чтобы закреплять то или иное поведение, — например, выработать определенный режим дня.
Нежелательные стереотипии лучше предупреждать заранее
Очень насыщенные стереотипии часто возникают, когда ребенок чувствует, что не может контролировать ситуацию, и испытывает тревогу. Например, во время поездок на транспорте или при переходе дороги. Родители обычно заранее знают, когда такое может случиться с их ребенком. Если вы не хотите, чтобы то или иное поведение проявлялось, не стоит провоцировать такие ситуации. А если они неизбежны, надо знать, как переключить внимание малыша.
К примеру, вы подошли к светофору и видите, что ребенок сейчас уйдет в стереотипию. Одному отвлечься от тревоги поможет яблоко, которое можно погрызть, другого успокоит любимая игрушка или иной предмет, который можно повертеть в руках. Если в каждой похожей ситуации предупреждать таким образом стереотипное поведение, то постепенно оно сойдет на нет или его заменят другие, более социально приемлемые способы реагировать на ситуацию.
С другой стороны, можно использовать стереотипии в качестве награды. Например, давать ребенку возможность занять себя любимым впечатлением в качестве подкрепления за то, что он сделал правильно или хорошо. Покажите ему, что он молодец, разрешив ему постучать, как обычно, ложкой по тарелке или «залипнуть», раз за разом перематывая любимый момент мультфильма.
Со временем, по мере того как психика ребенка будет становиться все более выносливой, стереотипное поведение будет менее интенсивным. Ребенку станут доступны другие способы переживания нестандартных ситуаций — например, в играх или в обсуждении с родителями.
Приемы для работы со стереотипиями
Для того чтобы корректировать или снижать интенсивность стереотипного поведения, придуманы разные методы. Перечислим некоторые из них.
Переключение
Вместо стереотипии предложите ребенку другую деятельность, не вызывающую у него отторжения. Например, когда он раскачивается, мягко остановите и дайте поиграть с машинкой. В случае речевых стереотипий попробуйте задавать вопросы или давать такие задания, которые его займут и переключат на текущую деятельность.
Замещение
Основной принцип — замена более социально приемлемым стереотипом, близким по характеру действий. Например, раскачивание можно заменить качелями, а вместо прыжков предложить батут.
Трансформация
Ребенок совершает в принципе те же самые действия, но они обретают новый смысл. Например, если ребенок выстраивает ряды и складывает фигуры из предметов, научите его собирать конструктор.
Наработка гибкости
Попробуйте постепенно сами добавлять к знакомым ребенку стереотипиям новые. Когда он проигрывает один и тот же сюжет, например, только открывает и закрывает двери в игрушечной машинке или только крутит колеса, добавьте в игру новые элементы: открывать багажник, крутить руль. Чем больше стереотипий появляется в игре, тем слабее становится каждая из них и тем проще потом начать переходить от одной к другой. Благодаря этому поведение ребенка со временем будет становиться все более адаптивным.
Нежелательное поведение у аутистов что делать
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский центр социальной
помощи семье и детям»
355004, Ставрополь, ул. Мира 278 г, тел. 8 (8652) 28-02-95-приемная
Форум: Напишите нам: Поиск : Видеогалерея:
Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?
Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья).
Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.
Среда, в которой мы живем.
На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.
Последствия, которые влекут за собой поведение.
Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с рас-стройствами аутистического спектра принято считать:
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побеги от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.
Как же быть в этом случае?
Предшествующие факторы (ДО)
Мама говорит по телефону
Мама положила трубку и обратила внимание.
Учитель разговаривает с другим человеком
Пытается ущипнуть, вокализирует, хватает за руки
Учитель переключает внимание на ребенка
Зашли в шумное помещение.
Включили пылесос, миксер.
Ребенок закрывает, уши, кричит
Вывели из помещения.
То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.
Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами.
Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
Существует всего 4 основные функции поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
Получение сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
B = Behavior = Поведение
C = Consequence = Последствие)
Что произошло перед тем, как возникло поведение?
Что конкретно сделал ребенок?
Сколько времени продолжалось поведение?
Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?
Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?
Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»
Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.
После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Тщательный выбор инструкций и поощрений.
Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.
Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
Постепенное уменьшение частоты поощрений.
На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.
Вопрос-ответ. Что делать во время поведенческого кризиса у ребенка с аутизмом
Описания стадий поведенческого кризиса с неконтролируемыми эмоциями и рекомендации по тому, как лучше действовать на каждой стадии
Давайте представим, что вы уже провели функциональный анализ поведения, и у вас есть план поведенческой поддержки ребенка в спектре аутизма, который часто демонстрирует проблемное поведение. В то же время, проблемное поведение может дойти до кризисного уровня. В этой статье описываются поведенческие стадии, через которые проходит ребенок во время кризиса, который связан с экстремальными эмоциями и эскалацией проблемного поведения. Эти стадии включают:
тревожность, отказ, разрядку, установление контакта и разрешение кризиса. Кроме того, здесь предлагаются полезные советы и проактивные стратегии для каждой фазы. В первую очередь, эти рекомендации рассчитаны на учеников в спектре аутизма в условиях школы.
Когда ребенок входит в состояние кризиса, его эмоции находятся на пределе, в то же время его способность рассуждать и оценивать ситуацию становится крайне низкой. Очень важно отметить, что у некоторых детей вы наблюдаете, как поведение начинается с тревожности и эскалирует через эти фазы, в то время как другие могут войти в ваш класс уже в состоянии кризиса.
Главное условие по реагированию на кризис – у ребенка должен быть один «первичный сотрудник», который пытается его успокоить и хорошо его знает, в том числе понимает его личные особенности. В любых обстоятельствах, в случае поведенческого кризиса основная цель – уменьшить опасность кризиса и работать над его безопасным разрешением. А ваша долгосрочная цель – учить ребенка навыкам управления своим состоянием.
Стадия тревожности
Дети в спектре аутизма могут испытывать тревожность из-за социальных ситуаций, изменений в привычном распорядке, сенсорной перегрузки или стрессоров в окружающей среде. Первым проявлением этой стадии может быть нетипичное поведение ребенка. Например, ребенок может пытаться успокоить себя с помощью более интенсивного, чем обычно, повторяющегося поведения (например, раскачиваться, трясти кистями рук, быстро ходить из стороны в сторону), счета предметов или повторения одних и тех же слов.
Как педагоги, мы обязаны поддерживать ребенка на этой стадии. Это значит, что мы должны обращать внимание на такую перемену в поведении и предлагать ребенку с аутизмом помощь, используя стратегии позитивной поведенческой поддержки. Вот несколько примеров стратегий, которые вы можете использовать:
– Выделять ребенку больше времени на обработку информации (это может быть от 30 секунд до 10 минут). Убедитесь, что все вокруг ребенка знают, сколько времени ему нужно, чтобы обработать новую информацию. Старайтесь давать ребенку одну простую и короткую инструкцию за один раз. После этого ждите заранее определенное время, чтобы у него была возможность обработать инструкцию, только после этого повторяйте ее. Если этому ребенку нужны длительные паузы для обработки информации, отойдите от него на время. Будьте терпеливы. Наблюдайте, начнет ли ребенок выполнять инструкцию.
– Моделируйте для ребенка, как он может попросить перерыв. Например, он может сделать это с помощью карточки с рисунком или специального жеста. Многим ученикам с аутизмом нужные периодические короткие перерывы, чтобы успокоиться. Эти небольшие перерывы следует рассматривать как необходимость, которая должна предоставляться по просьбе, ее нельзя превращать в «награду за работу». (Также смотрите: «Перерывы для ученика с аутизмом»).
– Адаптируйте для ребенка в таком состоянии материалы и обучение, с учетом того, что сейчас ему сложно переносить любую фрустрацию. Уменьшайте требования и просите его выполнять несложные задания, в которых он уже достиг мастерства.
– Определите, какие сенсорные или двигательные потребности есть у ребенка. Запланируйте для него «сенсорный перерыв» с учетом его индивидуальных особенностей в специально отведенном месте. (Также смотрите: «Как учить ребенка саморегуляции с помощью зоны разгрузки»).
– По возможности, просматривайте с ребенком его расписание на день, которое составляется из фотографий, символов или слов. Это нужно делать сразу же по прибытии ребенка, чтобы уменьшить его тревожность. (Также смотрите: «Визуальная поддержка для детей с аутизмом»).
– Как можно чаще предлагайте ребенку выбор. Например: «Какую задачу ты хочешь решать сначала?» (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом делать выбор?»).
– Учитывайте любые предшествующие факторы, которые находятся вне контроля ребенка с РАС (например, изменения в препаратах, погода, нехватка сна, недостаточное питание).
Стадия отказа
Если позитивная поведенческая поддержка оказалась неэффективной, то может наступить эскалация поведения. Это может выглядеть как отказ выполнять любые задания и инструкции. Ребенок может убегать или пытаться покинуть класс, прятаться пот столом, скрещивать руки на груди и отказываться разговаривать. Важно реагировать на это спокойно и устанавливать для ребенка рамки. Нужно убедиться, что эти рамки:
– Простые и четкие. Многие дети с аутизмом лучше всего учатся, если им даются короткие и конкретные инструкции (например, «прозвенел звонок, садись за свою парту»). Не надо переформулировать свою инструкцию множество раз подряд за короткий промежуток времени. Слишком большое количество слов или попытки длинных объяснений и уговоров перегрузят ребенка. Очень распространенная ситуация – трудности ребенка с аутизмом вызваны нашей собственной потребностью сообщить как можно больше информации. Некоторые дети с аутизмом лучше всего реагируют, когда им предлагают выбор из нескольких вариантов. Всегда предлагайте наиболее оптимальный вариант последним, так как ученик с аутизмом с большей вероятностью выберет его.
– Разумные. Помните, что поведение – это коммуникация о какой-то потребности ребенка, с его точки зрения у этого поведения есть смысл. Убедитесь, что рамки, которые вы обозначаете, не выходят за рамки его возможностей. Установленные рамки также должны быть гибкими. Например, вы просите ребенка вернуться за парту после того, как он выбежал из класса. Ребенок подходит к нужному месту, но стоит на небольшом расстоянии. Спросите ребенка, можете ли вы подойти к нему. Если он отвечает «нет», то уважайте его личное пространство. Через некоторое время (заранее определенный для этого ребенка промежуток для обработки информации) попробуйте снова сказать ему инструкцию. Попробуйте написать и показать ребенку письменную инструкцию или карточки визуальной поддержки вместо того, чтобы повторять инструкцию вслух. Этот процесс может занять какое-то время. Важно делать паузы и ждать. Важная часть установки разумных рамок – прислушиваться к потребностям ребенка.
Стадия разрядки
Если ребенку не предоставляют достаточно времени, или решение о том, как помочь ребенку успокоиться, не найдено, то поведение может эскалировать дальше и привести к вспышке экстремальных эмоций, агрессии или причинению себе вреда (например, ребенок может биться головой, кусаться, бить себя, кричать, плакать, топать ногами, разбрасывать предметы). На этой стадии очень важно понять, что наше собственное поведение может ухудшить ситуацию и спровоцировать дальнейшую эскалацию. Ниже перечислены реакции, которых важно избегать:
– НЕ начинайте устанавливать жесткие правила, как только ребенок успокоится.
– НЕ напоминайте о событиях других дней.
– НЕ осуждайте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
– НЕ читайте ребенку нотации.
– НЕ пытайтесь наказать ребенка во время эскалации кризиса.
Вместо этого, решения для детей с аутизмом на стадии разрядки должны включать:
– Говорите медленно и тихим голосом. Старайтесь успокоить ребенка.
– Уведите других детей, которые находятся поблизости. По возможности, пусть другой педагог переведет учеников в альтернативное помещение (библиотека, другой класс) или останется в классе, если ребенок убежал из помещения.
– Убедитесь, что в данной ситуации все в безопасности. Если ребенок может причинить себе вред, когда боится или раздражен, он будет продолжать это поведение до тех пор, пока его не обучат альтернативному поведению и/или окружающая среда не будет изменена в соответствии с его потребностями.
– Внимательно наблюдайте, как вы сами реагируете на кризис. Спрашивайте себя: Я не реагирую слишком бурно? Может быть, я слишком мало реагирую?
– Не прикасайтесь и не удерживайте ребенка без крайней необходимости, например, если он агрессивно нападает на других людей и не реагирует на другие попытки его остановить. Физическое удержание ребенка – это крайняя мера, которая применяется только, если все другие варианты исчерпаны! Помните, что многие дети с аутизмом очень любят глубокое давление на кожу, так что физически удерживая ребенка вы можете невольно поощрить его проблемное поведение.
– Не используйте никакие физические вмешательства (особенно, не ограничивайте движения ребенка), если вы не прошли специальное обучение таким техникам. Также учитывайте размеры и возраст ребенка. Если физическое вмешательство необходимо, убедитесь, что педагогу помогают более двух людей.
– Помните, если вы начнете физически удерживать ребенка, его поведение неизбежно ухудшится – ему понадобится больше времени, чтобы успокоиться.
– Следите, что в этой ситуации говорит только один человек – тот, кто заранее назначен реагировать на поведенческий кризис ребенка.
– Ваша конечная цель все еще в том, чтобы ребенок снова начал контролировать свое поведение. Убедитесь, что ваши ожидания от конкретного ребенка с аутизмом реалистичны.
Стадия восстановления контакта
Вы можете начать снова перенаправлять внимание ребенка, только если он уже успокоился. На этой стадии ребенок может быть смущен, может не проявлять никаких эмоций, у него может быть неуместный смех. У детей с аутизмом часто бывают неуместные проявления эмоций в неприятных для них ситуациях. Возможно, ребенок сам не понимает, что чувствует, и не осознает, что чувствовали вы и другие люди во время его поведенческого кризиса. Ваша цель на этой стадии восстановить контакт с ребенком. Для этого вы можете:
– Оценить, может ли ребенок сейчас реагировать на ваши слова? Важно понять, насколько сейчас ребенок восприимчив к устной речи, и уважать то, как он воспринимает информацию, даже если это не соответствует вашим собственным потребностям.
– Полностью сосредоточить все ваше внимание на ребенке, прислушиваться к тому, что он хочет сказать на самом деле. Можно предлагать ему визуальную поддержку, использовать техники «активного слушания» и так далее.
– Вернуть ребенка в знакомую для него обстановку. Возможно, ребенку понадобится эмоциональная поддержка от конкретного человека, прежде чем он сможет вернуться в класс.
– Обсуждение ситуации после занятий или на следующее утро. Педагоги, работавшие с кризисом, должны написать индивидуальные отчеты о том, что происходило с их точки зрения. Затем все должны обсудить ситуацию на основе представленных отчетов. У всех должна быть возможность выразить беспокойство, предоставить друг другу обратную связь, лучше узнать потребности ребенка.
– Разработка кризисного плана (если его еще нет), в котором описываются действия по профилактике и реагированию на подобную ситуацию в будущем. План должен обсуждаться с ребенком и его родителями, чтобы все могли работать вместе над предотвращением кризиса.
– Дополнительное проведение функционального анализа поведения и обновление текущего плана поведенческой поддержки. По необходимости, определение функции поведения и его предшествующих факторов заново. Желательно, чтобы наблюдение за поведением ребенка для сбора данных проводил независимый человек (кто-то, кто не взаимодействует с ребенком каждый день) – это поможет заметить новые детали, связанные с поведением. Как правило, после разработки первого варианта поведенческого плана его приходится корректировать и дополнять по мере обнаружения новой информации.
Эффективная помощь детям с аутизмом невозможна без признания того факта, что любое поведение выполняет какую-то функцию и сообщает какую-то информацию. Все люди, которые работают с ребенком, должны учиться интерпретации его поведения и стараться учить его альтернативным стратегиям. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка – время на обработку информации, стиль обучения, сенсорные потребности, социальные и когнитивные способности.
Любой человек, работающий с людьми с аутизмом, должен будет постоянно взаимодействовать с группой других людей, связанных с ними – другими педагогами, специалистами другого профиля, родителями и другими близкими. Это необходимо, чтоб выявить общие закономерности в поведении, предшествующие факторы (которые провоцируют проблемное поведение) и то, что ребенок пытается со сообщить своим поведением. Вот несколько общих правил, которые важно учитывать:
– Любой ребенок, у которого бывают поведенческие кризисы, должен иметь план поведенческой поддержки, который должен неукоснительно соблюдаться всеми в его окружении.
– Во время кризиса сводите к минимуму устную речь. Никаких замечаний и нотаций в отношении ребенка.
– Если большинство ваших усилий направлено на «режим кризиса» у ребенка, то заново проводите функциональный анализ поведения, пересматривайте план поведенческой поддержки.
– Управление поведенческим кризисом – это кратковременное вмешательство. Его цель – свести к минимуму последствия и сократить продолжительность конкретного эпизода. У него нет долгосрочных или образовательных целей.
– Цель поведенческого плана НЕ в том, чтобы другие люди смогли контролировать ребенка в кризисных ситуациях. Она в том, чтобы ребенок смог научиться тому, как управлять своим собственным поведением и регулировать свое состояние.
Помните, что ваши собственные реакции влияют на ребенка, и очень часто они ухудшают проблемную ситуацию. Задайтесь целью вести себя позитивнее и сосредоточиться на профилактике. Следуйте за ребенком, наблюдая, слушая и помогая ребенку сообщать о своих потребностях до того, как снова наступит кризис.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».