спаси господи за ваши молитвы
Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
Разговор мирянина с людьми церковными
Юлия С.
Любовь
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.
Просьба о молитве
Вы можете оставить свою просьбу о молитве, на которую откликнутся Ваши братья и сестры, а так же поздравить их с праздниками и с причащением Святых Тайн.
Вспомните слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20-21).
«Будешь молиться за других, а за тебя все Небо будет ходатайствовать».
свт. Иоанн Кронштадтский
Спаси Вас Господи за Ваши молитвы!
Братья и сестры, благодарю Вас за Ваши молитвы!За мою бабушку Александру, за крестную моей мамы новопреставленную рабу Божью Анну.Но сегодня умерла мамина двоюродная сестра и я опять прошу у Вас Ваших Святых молитв за рабу Божью новопреставленную Анастасию.Ей тоже было 93 года, как и крестной моей мамы и умерли они обе от инсульта друг за другом.В субботу у новопреставленной Анне будет 9 дней, а новопреставленную Анастасию будут хоронить.Спаси Вас Господи за Ваши молитвы!
Господи, упокой души рабов Твоих.
Господи, упокой души усопших раб Твоих Анны и Анастасии, прости им вся их согрешения вольные и невольные, и даруй Царствие Небесное!+
Молитвы о духовном отце
Молитва 1‑я, Спасителю о духовном отце
О Сладча́йший Иису́се! Ты́ безме́рно свя́т, безме́рно пра́веден, безме́рно милосе́рд, освяти́ Твое́ю святы́нею отца́ моего́ духо́внаго, оправда́й его́ свое́ю пра́ведностию, покры́й Твои́м милосе́рдием, исцели́ его́ от боле́зней.
Г о́споди, Ты́ соедини́л на́с на земли́, не разлучи́ на́с и в Небе́сном Твое́м Ца́рствии и святы́ми его́ моли́твами прости́ вся́ моя́ согреше́ния, прости́ и все́х его́ духо́вных ча́д, я́ко Бла́г и Человеколю́бец. Ами́нь. [1]
Перевод: О Сладчайший Иисусе! Ты безмерно святой, безмерно праведный, безмерно милосердный, освяти Твоею святостью отца моего духовного, оправдай его Своею праведностью, защити Твоим милосердием, исцели его от болезней.
Господи, Ты соединил нас на земле, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царстве и по святым его молитвам прости все мои согрешения, прости и всех его духовных чад, как Благой и Человеколюбец. Аминь.
Молитва 2‑я, ко Господу о духовном отце
Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), да́руй ему́ душе́вное спасе́ние и теле́сное здра́вие, огради́ моли́твами святы́х а́нгел, отгони́ вся́каго, ча́ющаго ему́ зла́.
Г о́споди, не осуди́, не истяжи́ в не́м дарова́ния духо́вныя, откро́й ему́, Го́споди, вся́ моя́ прегреше́ния, испо́лни его́ му́дростию, моли́твою и любо́вию. Ра́ди святы́х его́ моли́тв, да́руй мои́м грехо́м проще́ние, жи́зни исправле́ние, в доброде́телях преуспе́яние; ниспосли́ ему́ ми́лости Твоя́ бога́тыя.
С подо́би его́, Го́споди, в де́нь се́й (но́щь сию́) без греха́ сохрани́тися, побори́ его́ враги́ плотски́я и безпло́тныя, и от ви́димых и неви́димых вра́г изба́ви его́, изми́ его́ от челове́ка льсти́ва и от му́жа непра́ведна, соблюди́ па́ству его́ до кончи́ны его́ издыха́ния, что́бы в покая́нии на́м приити́ к ти́хой и безмяте́жной жи́зни.
Г о́споди, помяни́, посети́, укрепи́ и сохрани́ его́ на мно́гие ле́та. [2]
Перевод: Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), даруй ему душевное спасение и телесное здоровье, защити по молитвам святых ангелов, отгони всякого, ожидающего ему зла.
Господи, не осуди, не забери от него дарования духовные, открой ему, Господи, все мои прегрешения, наполни его мудростью, молитвой и любовью. Из-за святых его молитв, даруй моим грехам прощение, жизни исправление, в добродетелях преуспевание; ниспошли ему дары Твои обильные.
Сподоби его, Господи, в день этот (ночь эту) без греха сохраниться, побори его врагов плотских и бесплотных, и от видимых и невидимых врагов избави его, избавь его от человека коварного и неправедного, соблюди паству его до последнего его вздоха, чтобы в покаянии нам достичь тихой и безмятежной жизни.
Господи, помяни, посети, укрепи и сохрани его на многие годы.
Молитва 3‑я, ко Пресвятой Богородице о духовном отце
О, Пресвята́я Влады́чице моя́, Де́во Богоро́дице, Цари́ца Небесе́ и земли́, вонми́ вопию́щей души́ мое́й и приими́ гре́шную мольбу́ мою́, Пречи́стая Ма́терь Бо́жия, за отца́ моего́ духо́внаго, скорбя́щаго раба́ Твоего́ (и́мя).
Б у́ди ему́ всегда́ спу́тницей и на вся́кое вре́мя сопровождай и огражда́й его́ святы́ми А́нгелами. Укрепля́й его́ бо́дрствующаго, оберега́й его́ спя́щаго, утеша́й его́ плачущаго, ободряй его́ уныва́ющаго, избавля́й от скорбе́й, свобожда́й от клеветы́, воздвиза́й немощна́го, побежда́й вою́ющих проти́в него́ бесо́в, и в сме́ртной опа́сности помога́й ему́. Ежедневно явля́й его́ стра́шным для ви́димых и неви́димых враго́в, что́бы они́ зна́ли, что́ о́н ра́б Тво́й, Богома́терь, роди́вшая Бо́га и Царя́, Кото́рому подоба́ет че́сть и поклоне́ние во ве́ки веко́в.
М а́терь Бо́жия, умягчи́ се́рдца злы́х челове́к, возстаю́щих на него́. Ты́ ви́диши труды́ и ско́рби отца́ моего́, его́ ско́рби Тебе́ еди́ной изве́стны. Ты́ ве́даеши все́ та́йны души́ его́, воззри́ ми́лостиво на него́ с небеси́, облегчи́ его́ страда́ния, покры́й его́ покро́вом Свои́м, посети́ его́ Свое́ю небе́сною ми́лостию, посли́ благослове́ние на дела́ его́ и да́й ему́ неви́димую по́мощь. И святы́ми его́ моли́твами да́й мне́ смире́ние, самоукоре́ние, терпе́ние, кро́тость, целому́дрие, молча́ние и покры́й меня́ от все́х напа́стей и враго́в ви́димых и неви́димых. Ами́нь. [2]
Перевод: О Пресвятая Владычица моя, Дева Богородица, Царица Небес и земли, услышь взывающую душу мою и прими грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божья, за отца моего духовного, скорбящего раба Твоего (имя).
Будь ему всегда спутницей и во всякое время сопровождай и ограждай его святыми Ангелами. Укрепляй его бодрствующего, оберегай его спящего, утешай его плачущего, ободряй его унывающего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, поднимай немощного, побеждай воюющих против него бесов, и в смертельной опасности помогай ему. Ежедневно показывай его устрашающим для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали, что он раб Твой, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков.
Матерь Божья, смягчи сердца злых людей, восстающих на него. Ты видишь труды и скорби отца моего, его скорби Тебе одной известны. Ты знаешь все тайны души его, взгляни милостиво на него с небес, облегчи его страдания, покрой его покровом Своим, посети его Своей небесной милостью, пошли благословение на дела его и подай ему невидимую помощь. И по святым его молитвам подай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и защити меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Аминь.
Молитва 4‑я, преподобного Симеона Нового Богослова об обретении духовного наставника
Го́споди, не хотя́й сме́рти гре́шника, но е́же обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́, соше́дый на сие́ на зе́млю, да лежа́щия и умерщвле́нныя грехо́м воздви́гнеши и ви́дети Тебе́, свет и́стинный, я́коже челове́ку возмо́жно ви́дети, сподо́биши их, посли́ ми челове́ка, ве́дущаго Тебе́, да, я́коже Тебе́, порабо́тав ему́ и все́ю си́лою мое́ю подчини́вся ему́, и Твою́ в того́ во́ли сотво́рь во́лю, благоугожду́ Тебе́, еди́ному Бо́гу и сподо́блюся и аз, гре́шный, ца́рствия Твоего́.
Перевод: Господи, не хотящий смерти грешника, но его обращения к жизни, сшедший ради этого на землю, чтобы лежащих и умерщвленных грехом поднять и удостоить их видеть Тебя, свет истинный, насколько человеку возможно увидеть. Пошли мне человека, познавшего Тебя, чтобы, как Тебе, послужив ему и всеми силами моими подчинившись ему, и Твою по его воле исполнив волю, угодил Тебе, единственному Богу и удостоился и я, грешый, царствия Твоего.
Примечания
[1] Советы и наставления духовного отца. М., 1996. Сост.: духовник московского женского Скорбященского монастыря иеромонах Иосиф.
[2] Даниловский молитвослов.
Дар благодатной молитвы
Схиигумен Савва (1898–1980) и его изречения
В духовном завещании отец Савва писал: «Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах». Старец покинул земной мир, но свет его любви, его молитва продолжают сиять нам сквозь вечность. И так же поучительно звучат его наставления и спустя 35 лет после его праведной кончины.
Любовь к ближним
«Христос требует от нас, чтобы мы любили ближних как самих себя – не меньше! Как себя любить, мы знаем, значит, знаем, как надо любить и ближних своих».
«Особенно далек от Бога тот человек, который любит только себя».
Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего
«Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: “Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое”. Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди».
О милосердии
«Никакие добродетели и подвиги так быстро не подвигают Господа на Его милосердие, как добрые дела».
«Хорошо делать добро как бы от второго лица, то есть говорить: “Меня просили вам передать…” и не смущаться мыслью: “Ведь я обманываю!” Тайное милосердие полезно еще и по той причине, что поступающий так реже осуждает других или совсем никого не осуждает, потому что рассуждает: “Как я скрываю от других добродетель, так и другие скрывают от меня”».
«Не забывай, друг мой, что к делам милосердия относятся и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них».
Духовные советы
«Чтобы праведным быть, надо жить просто; не думать о зле, не желать делать зло, всячески избегать тех моментов и случаев, когда через нас невольно может быть сделано зло. Иными словами, надо жить так, чтобы, как говорится, и мухи не обидеть».
Перед каждым действием руководитесь рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего?
«Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если, по строгом исследовании, совесть спокойна, то намерение свое приводите в исполнение».
«Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных».
«Устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принужден бываешь видеть и слышать много худого: что не было увидено, услышано, то и на ум не придет».
О молитве
«Нет времени помолиться – пади на колени и скажи: “Господи, приими порыв мой в похваление и благодарение мое Тебе и услыши меня недостойного!” Но сделай это с чувством горячей преданности Господу, с чувством человека хотя и спешащего, но стремящегося хотя бы на один миг без остатка отдаться Господу».
Дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности
«Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, пламенность же не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев».
«Псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника. Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю».
Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит
«Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит».
«Мы привыкли считать, что дары Святого Духа, как, например, любовь Христова и дерзновенная молитва, даются только старцам и старицам, поэтому в юном возрасте подавляем в себе самое драгоценное – дерзновение в молитве, то есть веру в то, что Господь непременно исполнит наше благое прошение. Вот и выходит: сначала подавляем в себе эту веру, не даем ей возможности расти, а потом вопием к Богу: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” Получается фальшь…»
О похвале
«Бойтесь похвалы от людей, особенно когда хвалят вас незаслуженно. Молчите и не отвечайте в эту минуту, лишь в себе сознавайте, что хвалят больше, чем мы того стоим. А если начнете противоречить, то родится лицемерие. Ведь тонкое чувство удовлетворения от похвалы все-таки есть у каждого!»
«Похвала людей отнимает у нас награду от Бога».
О смирении
«Признак смирения – это когда человек не только не хочет видеть чужих грехов, но и не может видеть их, потому что его собственные грехи заслоняют чужие и потому что при свете благодати он слишком ярко зрит Бога».
«Не надо обижаться на обличителей, если они коснутся вашего самолюбия, а рассуждайте так: они посланы от Бога, чтобы обуздать мой душевный порок. И не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он, Милосердный, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения».
«Ведь, по сути дела, мы все смиренные, все хорошие, все любвеобильные, пока не коснулся до нас чей-то палец или язык. И только в момент прикосновения открывается нам, кто из нас какая птица, какого полета».
Делай всё по силам своим
«Делай всё по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться. И тщеславия не будет. Не будешь возмущаться, что люди не оценивают твоих трудов. Делай всё ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности».
«Считай себя недостойным много поститься и много бодрствовать. В наш век неприемлемы такие подвиги, которые были доступны для подвижников первых веков нашей эры. К тому же внешние, телесные подвиги развивают в человеке тщеславие и гордость – самые пагубные страсти. Только смирение недоступно злой силе, поэтому ешь на здоровье, сколько требуется для твоего организма (без пресыщения, разумеется!) и спи с воздержанием, тогда ты не будешь о себе мнить высоко, а будешь укорять себя за нерадение – вот и путь к смирению!»
«При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним – это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует».
Несение жизненного креста
Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги
«Вериги наши – это безропотное несение жизненного креста. Преподобный Серафим Саровский тоже не советовал никому надевать на себя вериги. Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги. Вот и власяница наша! Эти духовные вериги и власяница выше железных».
«Мы внимательнее отмечаем то, как Бог наказывает нас бедствиями, и совсем не хотим замечать того, как Он гораздо более милует нас Своим долготерпением и щедротами. Часто то самое, что мы склонны считать бедствием и наказанием Божиим, является истинным благодеянием Божиим, предотвращающим, по Промышлению Божию, от нас не одно, а иногда целый ряд других бедствий и неприятностей».
О принятии Святых Христовых Таин
«Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете вычитать Правило ко Причащению. В дороге любое молитвенное правило заменяется Иисусовой молитвой. Лишь бы у вас сокрушение сердечное было и искреннее желание соединиться со Христом».
«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы?
«Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: “Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»
«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
«А после Причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святаго Духа».
«День Причастия лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».
Мир душевный
Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны
«Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни».