спаси господи вас батюшка

«Спаси, Господи!» — о традициях общения

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшкаЛюбой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» — звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшкаБатюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшкаВ Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Источник

Православная Жизнь

Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).

Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.

– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?

– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.

– А что можно отнести к бытовому кощунству?

– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник

Разговор мирянина с людьми церковными

Юлия С.

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Любовь

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)

17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.

(1Фесс.5:17-19)

(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )

Юлия С.

Господи, спаси и сохрани!

Афанасий

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Любовь

Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Бодо Владимир

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Бодо Владимир

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Любовь

Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:

О монастырских правилах

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.

Источник

Как правильно благодарить в Церкви

Дмитрий Харьковчанин

Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.

Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?

А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Протоиерей Михаил Павленко

Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.

Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?

А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Протоиерей Михаил Павленко

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

Протоиерей Михаил Павленко

Сергий_

Так, что же значит слово СПАСИБО?

Самое забавное то, что нашими предками употреблялось слово ДЯКУЮ, которое сейчас осталось в укр. языке. На самом деле – это русское слово и в Велесовой книге (летопись прошлого русов за 20 000 лет до крещения Киевской Руси) оно упоминается.

Самое интересное, что и в русском, и в украинском, и в белорусском, и в немецком, и в английском слово, ПОЖАЛУЙСТА, просительное. Однако во всех языках приобрело и значение ответной реакции на СПАСИБО. Что уже никак не странно, если понимать истинное значение слова СПАСИБО.

Кроме того, в народе сложено множество пословиц и поговорок, характеризующих слово СПАСИБО с не хорошей стороны:

• из спасибо шубу не сошьёшь
• спасибо в карман не положишь
• спасибо за пазуху не положишь
• спасибо домой не принесёшь
• спасибо на хлеб не намажешь
• спасибом сыт не будешь
• спасибо не капает
• из спасибо шубы не шить
• спасибо-то не кормит, не греет
• за спасибо кум пеши в Москву сходил
• за спасибо солдат год служил
• мужик за спасибо семь лет работал

Как видим, слово СПАСИБО ассоциируется у народа с чем-то дармовым, БЕЗплатным. Народ не принимает СПАСИБО в качестве БЛАГОДАРНОСТИ.

Также слово СПАСИБО используется в качестве слова-ОБЕРЕГА:

Мы в ответ: СПАСИБО – СПАСИ-БОГ. Включается механизм защиты. Ведь мы обратились не к какому-то богу, а к самому чистому, и истинному, что есть в нас, к своему внутреннему свету, который тут же отразит по нашей просьбе любое воздействие и посягательство на нашу целостность.

В итоге – никто не пострадал. Информация вернулась к своему творцу. Мы не пустились во взаимные оскорбления и сохранили человеческое достоинство.

Или другой пример: нам открыто льстят, поют дифирамбы, стремясь хитростью навязать, что-то своё.

Произнося слово СПАСИБО, мы призываем своего внутреннего защитника и опять остаёмся в выигрыше. Лесть и похвала, не проникнув к нам, вернется к автору, и он оставит попытки прилипнуть к нам таким способом.

Воспитанные же люди говорили и говорят – БЛАГОДАРЮ! Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ-ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро.

Красивое и этичное слово БЛАГОДАРЮ, теперь не всегда можно услышать в ответ на оказанную услугу или добро. Забываем ОБРАЗный язык сами и детей своих не всегда учим правилам хорошего поведения, не говоря уже о истинном значении того или иного слова.

Скрытые факты Русской истории
Еще до 20 века русская литература пестрела словами: БЛАГОДАРЮ, БЛАГОДАРСТВУЙТЕ, БЛАГОДАРСТВУЮ, БЛАГОДЕТЕЛЬ, БЛАГОДУШИЕ, БЛАГОДАТЬ, БЛАГОДЕНСТВИЕ…

«- Благодарствую, сударь, подкреплюсь маленечко за ваше здоровье. (Н. Гоголь. Шинель).

У М. Лермонтова и других русских писателей встречаем параллельную форму множественного числа благодарствуйте.

— О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновенье. (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы).»

Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!

Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!
ГОДАРНОСТЬ. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!

Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!

Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!

Источник

Православная Жизнь

Рассказ.

спаси господи вас батюшка. Смотреть фото спаси господи вас батюшка. Смотреть картинку спаси господи вас батюшка. Картинка про спаси господи вас батюшка. Фото спаси господи вас батюшка

– Утреннее правило читаешь от этого места до этого, – Елена листала молитвослов и показывала Варваре страницы ногтем, бережно держа ветхую от многократных касаний книгу. – Смотри, вот это не халтурь. Очень важно. Молитва Ангелу Хранителю обязательно.

– И те и другие мне на нервы капают, – хмурилась Варвара, смотря исподлобья на указанные места.
На описываемый момент ей было 23, а Елене под 40. Плюс опыт у последней был намного больше, чем у Варвары, недавно начавшей воцерковляться. Количество обязаловки для утреннего и вечернего правил превосходило, по ее мнению, разумные границы. И скудоумная задала вопрос:
– А нельзя ли сократить?
– Нет, нельзя, – спокойно и взвешенно отрезала Елена. – Тут все важно. И «Трисвятое», и 50-й псалом, и Символ веры. О здравии и за упокой. «Достойно есть» строго обязательно. Без этого никуда. А иначе как ты хотела спастись? Надо потрудиться.
– Ясно.
– Будешь подходить к батюшке – ни в коем случае не здоровайся.
– А че будет?
– Не говорят так. Благословение надо взять. – Елена сложила руки лодочкой. – Смотри как, крест на крест, правую наверх, а левую под нее.
– Ни фига себе. А если наоборот? Что случится? Не люблю я эту атрибутику.
– Ничего не случится, просто канон такой.
– А если я не хочу брать благословение, а просто скажу «Здравствуйте, я по такому-то делу»?
– Так надо. Есть форма. Так святые отцы заповедали.
– Специально, что ли, придумывали?
– Не специально. Это Дух Святой им так внушил. Не задавай глупых вопросов. И за языком следи. Беда с тобой.
– Постараюсь. Но опять вопрос. Значит, буду бубнить я это все утром и вечером и что произойдет? Что я с этого поимею?
– Что за еврейский вопрос? У тебя в роду евреев нет?
– Нет. Но они мне нравятся. Они прикольные и веселые.
Елена тяжело вздохнула и посмотрела на икону Спасителя.
– Господи, укрепи и вразуми рабу твою Варвару на благопотребное, – и перекрестилась. – Вот мрак какой у тебя в голове. Обуяли темные силы.
Варвара струхнула и рванула назад оправдываться.
– Да я че, я ничего. Я только хотела сказать. Типа того. Вот. Короче. Ну. читаю я это утром и вечером месяц, другой, а потом что произойдет? Вот у буддистов клево. Делаешь то и то, потом сможешь на иголках спать и ни фига. Ой, само выскочило. Не чувствуешь.
– Нам не надо спать на иголках. Нам нужно в Царство Божие войти. Дух Святой стяжать. Стать лучше, чище, добрее, научиться всех любить. Ты поняла наконец-то?
– Поняла, но сколько надо на это времени? Год, два? Сколько? Конкретно.
– Как Бог даст. Всю жизнь. Это долгий процесс. Тебе, например, нужно много над собой трудиться, за языком следить, за помыслами, часто исповедоваться и причащаться, чтоб стать лучше. Святые отцы денно и нощно Бога молили, чтоб душу спасти.
– Резина, однако. И не понятно, что в конце. Ан спасешься, ан нет. Я, наверное, нет. У меня ни терпения, ни любви, ни всего остального.
– Ты все поняла? Иди, старайся во славу Божью.
– Окей.
– Не «окей», а «Спаси, Господи»! И за языком следи. Тебя Господь в церковь привел, надо делать, что говорят, и слушать старших. И поменьше своей дурной головой думать. Не анализировать, а просто исполнять. Батюшку спрашивать будем вместе в особо важных случаях. А то если все твою помойку ему каждый раз вываливать, так на сколько его хватит? Его и так каждый день сотни людей своими грехами терзают.
Варвара представила и ужаснулась.
– Да, страшное дело. Я б не выдержала.
– То-то и оно. Иди, а то в празднословие впадем. Не забудь по дороге Иисусову молитву читать.
Варвара быстро пробубнила перед дверью заученную молитву, выскочила в подъезд и почесала к метро.
. С тех пор много воды утекло. Немало было взлетов и падений, чудес и мерзостей в непонятной Варвариной жизни петлями и зигзагами. Не стяжала она ни любви, ни терпения, ни щедрости, хоть и честно пыталась совершенствоваться. Одни грехи к грехам прибавляла, потому как изначально не способна была ни на что доброе и путевое. Но почему-то из всех читанных ею молитв больше всего ложилось на сердце мытарева: «Боже, милостив буди мне грешной».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *