на что ориентирован учебный процесс
Учебный процесс
Полезное
Смотреть что такое «Учебный процесс» в других словарях:
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — целостная дидактическая система, воспроизводящая в своем содержании научную картину мира, направленная на организацию и передачу знаний, сочетающая содержание, формы, средства, методы обучения в их взаимосвязи и имеющая целью познание учащимися… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Учебный процесс — это направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы … Словарь-справочник по педагогической психологии
Учебный процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитанияучащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе к рого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов (см. Обучение) … Педагогический словарь
Учебный процесс — это направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы … Словарь по педагогической психологии
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия
Учебный аэродром СГАУ — Учебный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета малый аэродром в Самарской области, в непосредственной близости от аэропорта Смышляевка. На аэродроме базируются воздушные суда различных типов, используемые в… … Википедия
Процесс обучения — Имена существительные ОБРАЗОВА/НИЕ, обуче/ние, просвеще/ние, уче/ние и уче/нье, учёба. Процесс получения, усвоения человеком систематизированных знаний и навыков в специально предназначенных для этого учебных, образовательных заведениях,… … Словарь синонимов русского языка
УЧЕБНЫЙ ПЛАН — основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к рой для каждого уч. предмета и каждого… … Российская педагогическая энциклопедия
74-й отдельный учебный мотострелковый полк — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.
Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.
Современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
Согласно законопроекту «Об Образовании в Российской Федерации» 2010 года, требования к содержанию современного обучения и образования следующие:
«1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки, системы представлений о картине мира; духовно-нравственное развитие личности; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей; развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах».
В связи с этим выделяются современные подходы к организации процесса обучения.
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Интерактивные подходы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки,представления,песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями,видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений.)
Основу содержания обучения должна составлять система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития обучающихся.
В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, в дальнейшем к теоретическому.
Игровое обучение- это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры
Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.
.Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных.
Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Коммуникативный подход в обучении.
«Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.
Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
«Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Технологический подход. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Поисковый подход. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Рассмотрев современные подходы к организации процесса обучения, мы можем сделать вывод: все эти подходы ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер». Учитель, проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного общества к обучению.
Инновационный подход на уроках.
«Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Рекомендации по организации современного процесса обучения.
Использование современных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать, что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.
Можно дать некоторые рекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мере улучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществом задачи.
1. Материально-техническая база. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения.
2. Высокий профессионализм учителей. Необходимо, чтобы учителя регулярно повышали свою квалификацию.
3. Сотрудничество школьного образования с дошкольным и высшим.
4. Научно-методическое оснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий и материалов в школах должно быть доступным для пользования школьников и учителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль в обучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но и учебно-методические пособия выпущенные учителями конкретной школы.
5. Участие родителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителями конкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже могли способствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать все обязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым фактором становления личности.
6. Применение авторских методик. Учителя должны не только пользоваться уже разработанными методами, но и вносить в них изменения, добавлять в них что-то новое, ранее не использовавшееся. Самостоятельно разработанные методики в свою очередь должны соответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения. Также возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своим профессиональным опытом с коллегами.
7. Внеклассная работа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться в индивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классные часы, на которых он может проводить использовать современные подходы в виде различных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качеств школьников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с целью приобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередь выполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится, сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.
8. Комнаты отдыха. Каждая школа должна иметь комнату, в которой ученики могли бы проводить время на перемене или после уроков. Комната должна обладать релаксирующими свойствами, чтобы каждый находящийся в ней ребенок мог расслабиться, отдохнуть или просто в спокойной обстановке подготовиться к следующему уроку. Такие комнаты можно использовать и для групп продленного дня.
9. Спонсорство и благотворительность. Оборудовать школу согласно современным требованиям, очень дорого, и бюджетных средств на это хватает не у каждой школы. Организации и предприятия могут и должны помогать школам в этом отношении.
10. Организация благоприятной атмосферы в классе. Основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель должен со своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их на так называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли на него с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.
11. Дополнительное образование детей- кружки, секции, мини-театры.
Данные рекомендации по организации современного процесса обучения, должны применяться и дорабатываться во всех школах. Только тогда можно будет считать школу готовой к выполнению тех задач, которые ставит перед ней современное общество, потому как в обратном случае очень тяжело добиться успехов в становлении каждого отдельного ученика, как самостоятельной личности, способной быстро и правильно решать проблемы, которые будет ставить перед ним общество.
Процесс обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.
Понятие процесса обучения, его цели и функции
В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:
Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.
Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.
Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.
Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:
Готовые работы на аналогичную тему
Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п. развитие воображения; развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.; умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.; развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей; развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей; развитие сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Принципы процесса обучения
Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:
Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.
Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Дата публикации: 19.09.2014
Статья просмотрена: 911 раз
Библиографическое описание:
Прохорова, О. Б. Организация образовательного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода / О. Б. Прохорова, Н. А. Гердт. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6179/ (дата обращения: 24.11.2021).
На данном этапе профессиональная образовательная организация должна учитывать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится выпускникам, которые получили образование методами интеграции и дифференциации. Ведь именно при этих условиях общие и профессиональные компетенции, полученные студентами СПО в процессе обучения, приобретают конкретное содержание непосредственно в профессионально-производственных процессах, ориентированных на социальный заказ. Становление выпускника СПО как профессионала происходит в целостной, компетентностно ориентированной среде образовательной организации. Все усилия организации учебного процесса сконцентрированы на создание таких педагогических условий, которые способствуют формированию всесторонне развитой, социально активной, творческой, компетентностно самостоятельной личности профессионала.
В основе нашей статьи раскрыта необходимость ориентации учебного процесса на создание необходимых педагогических условий для раскрытия нереализованных личностных черт, качеств, способностей и возможностей студента при помощи системно-поступательных действий, необходимых для осуществления обучения и дальнейшего профессионального становления выпускника СПО.
Ключевые слова:процесс, образовательный процесс, подход.
At this stage, professional educational organization must consider the requirements of the modern labor market, where priority is given to graduates who received their education methods of integration and differentiation. After all, under these conditions, the general and professional competencies acquired by students in the learning process ACT acquire specific content directly to professional production process-oriented social order. Becoming a graduate of the ACT as a professional comes in whole, competence-oriented environment of the educational organization. All the efforts of the educational process focused on the establishment of such pedagogical conditions that contribute to the formation of a fully developed, socially active, creative, independent personality of the competence of a professional.
At the heart of this article is the orientation of the educational process to create the necessary conditions for the disclosure of pedagogical unrealized personality traits, qualities, abilities and capabilities of the student using the system-translational actions necessary for the implementation of training and further professional development of graduate ACT.
Keywords:process, the educational process, approach.
Современные процессы, происходящие в экономике и науке России, требуют новых, инновационных подходов к организации образовательного процесса студентов СПО. Качественная профессиональная подготовка специалиста невозможна без четко структурированной организации образовательного процесса (структуры, содержания и специфики), где все элементы находятся в прочной взаимосвязи, согласовании и подчинении.
В Новой философской энциклопедии понятие «процесс» рассматривается как «категория философии, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение». [2]А Толковый словарь эту дефиницию раскрывает как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь» [7].
Так как дефиницию «процесс» мы рассматриваем с педагогической точки зрения, это значит, что и само определение должно иметь педагогическую направленность. Для полного понимания данной дефиниции нами рассмотрено несколько ее определений. Проанализировав их, за основу мы хотим взять научную трактовку из педагогического словаря под редакцией Коджаспировой Г. М., так как по нашему мнению именно оно является более полным: «образовательный процесс — это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом». [5]. Термин «образовательный процесс» не имеет широкого употребления. Используют это понятие, лишь соотнося его с конкретной учебной организацией. С. Я. Батышев в Энциклопедии профессионального образования отмечает, что «обычно говорят «педагогический процесс», имея в виду более широкую категорию, отражающую совокупность реалий, относящихся к формальному, неформальному и информальному образованию и так или иначе сопряженных с прохождением восходящих ступеней образовательной лестницы». [8] Сам термин «педагогический процесс» раскрыт в педагогическом учебном пособии как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». [6]
В настоящий момент концепция модернизации российского образования заключается в том, что основу ФГОС последнего поколения определяет компетентностный подход. В словаре Ожегова понятию подход дано такое определение: «это совокупность приемов, способов в изучении чего-либо». [4]
А Новиков А. М. и Новиков Д. А. [3] рассматривают категорию подход, как «некоторый исходный принцип, исходную позицию…».
Анализируя труды научных исследований в педагогике и методологии о раскрытии сущности практико-ориентированного подхода, мы всё чаще видим замену дефиниции «практико» на «компетентностно» (А. Л. Андреева, Г. К. Селевко, Е. А. Гнатышина).
Ряд авторов (П. Образцов, Т. Дмитриенко, А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева) видит сущность компетентностно ориентированного обучения в том, что образовательный процесс строится на тесной взаимосвязи получения новых знаний и практического опыта, насыщенного познавательно-творческими идеями.
Используя этот методологический подход, мы можем не только увидеть насущные проблемы, определить способы их решения, но и упорядочить действия, направленные на анализ и прогнозирование результата.
Цель компетентностно ориентированного подхода по мнению Ф. Ялалова — это «формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности». [9]
Первостепенную значимость при организации образовательного процесса студентов средних профессиональных организаций приобретает актуализация. Она является не только силой, которая повышает эффективность обучения по специальности, но и помогает студенту добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.
Применение компетентностно ориентированного подхода можно рассматривать с различных точек зрения. Для одних это, когда в образовании приоритетное место занимает профессиональная среда (учебная, производственная, преддипломная практика), а для других — профессионально-ориентированные технологии (ПК (профессиональные компетенции), ОК (общие компетенции) с профессиональным уклоном, изучение непрофильных дисциплин с точки зрения будущей профессии).
Организация учебного процесса через компетентностно ориентированный подход является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки студентом собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением — важное условие для формирования общих и профессиональных компетенций, которые говорят о готовности студента к самостоятельной деятельности. Ведь при использовании такого подхода наиболее полно раскрываются индивидуальные способности, создаётся масса условий для становления активной субъективной позиции личности, формируются у студентов приоритетные ЗУН, способствующие качественному прохождению учебной и производственной практики.
Актуальность данного подхода заключается в том, что:
1. Студенты максимально погружены в процесс обучения и вынуждены проявлять не только активность, но и свои творческие способности;
2. Обучающиеся учатся строить взаимоотношения в общении с преподавателем, в микрогруппе;
3. Самостоятельно выстраивать ход исполнения индивидуальных задач
Использование компетентностно ориентированного подхода поможет не только сформировать прочную теоретическую базу знаний, но и научит применять научную базу знаний в приобретении практических навыков. Всё это ведёт к разработке новых форм учебного процесса: мастер-классы, активные методы обучения, самостоятельные исследования и т. д. Несомненно, оценка качества выпускника в образовании складывается из формирования ОК (общих компетенций), отражённых в ФГОС, на основе освоения ООП (общеобразовательных программ) и ПК (профессиональных компетенций), где итогом образования становится не получение ЗУН, а освоение компетенций. В процессе такого обучения студент раскрывает и увеличивает свой потенциал становлением внутренних качеств, в которых знания совмещаются с умениями работать в коллективе, самостоятельно организовывать свою деятельность, применять профессионализм и творчество в работе. При этом присутствуют такие важные характеристики обучения, как избирательность и качество, индивидуальные особенности и самостоятельная (внеаудиторная деятельность), контроль и самоконтроль выполненных работ.
Сам компетентностно ориентированный подход как основа организации образовательного процесса в СПО подразумевает под собой применение практических методов обучения, которые помогут студентам овладеть высоким уровнем личной активности в получении знаний и профессионального опыта, систематически применять творческие способности, интегрируя освоение теоретического и практического материала. Для этого и самообучение студентов должно быть построено не традиционным образом, в основе которого должен быть целый ряд новых (а лучше сказать давно забытых и неиспользуемых) методических приёмов, направленных на достижение одной, общей цели. В этом случае приоритетное место занимают активные методы обучения (АМО). По определению В. П. Беспалько, «методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей» [1], а при использовании активных методов обучения деятельность студента несёт в себе не только поисково-творческий характер, но и продуктивный. АМО способствуют эффективному усвоению знаний через практические исследования, создают комфортные как психологические, так и дидактические условия, способствующие творческой активности студентов в образовательном процессе.
Огромную роль в формировании профессионально-творческий потенциал студентов имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС), в которой обучающийся представлен не только как объект сформированности ЗУН, но самостоятельно развивающаяся личность со своей точкой зрения (определенной позицией) на представленную проблему, научными изысканиями, нововведениями в области будущей профессиональной деятельности. Студенты самостоятельно постигают теоретическое и практическое исследование проблемы, выдвигают идеи, обосновывают свои решения.
Большое количество времени в обучении студентов отводится внеаудиторной деятельности. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, в выставках, показах — всё это формирует будущего профессионала как профессионально-творческую личность с высокими возможностями.
Итак, организация учебного процесса на основе компетентностно ориентированного подхода
— обеспечивает получение новых знаний и практического опыта, насыщенного познавательно-творческими идеями, через различные методы, средства и формы;
— предполагает построение образовательного процесса на основе единства эмоций, творчества, теории и практики. Благодаря чему у студентов СПО формируются творческие и профессиональные ЗУН, способствующие становлению конкурентоспособной личности.
1. Bespal’ko VP Fundamentals of the theory of pedagogical systems / VP Bespal’ko. — Voronezh Univ Voronezh. University Press, 1977–204 p.
2. New Encyclopedia of Philosophy: 4 m. / Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; Nat. obschestv.-scientific. Fund; Presents t. Scientific Ed. Council VS Stepin. — M.: Thought, 2000–2001.; 2nd ed., Rev. and complement. — M.: Thought, 2010.
3. AM Novikov, DA Novikov Methodology. — M.: SINTEG 2007
4. Ozhegov, SI Dictionary of Russian language text. / SI Burns, NY Shvedova. TH.: Azbukovnik, 2000 944s.
5. Pedagogical Dictionary, ed. Kodzhaspirova GM, Kodzhaspirov AY: For stud. Higher. and environments. ped. Textbook. institutions. — M.: Publishing Center «Academy», 2003–176 p.
6. Slastenin VA and others. Pedagogy: Proc. allowance for stud. Higher. ped. Textbook. institutions / VA Slastenin, I. Isayev, EN Shiyanov; Ed. VA Slastenina. — M.: Publishing Center «Academy», 2002–576 p.
7. dictionaries / ed. DV Dmitrieva. — LLC «Publisher Astrel». 2003
8. Encyclopedia of vocational training: In 3 volumes / Ed. SY Batishev. — M., APO. In 1998.
9. Yalalov F. Dejatelnostno-competence approach to practice-oriented education. Higher education in Russia. — 2008. — № 1. — S.89–93
Ключевые слова
Похожие статьи
Взаимодействие компетентностного подхода с другими.
образовательный процесс, ACT, ориентированный подход, учебный процесс, активный метод обучения, приоритетное место, студент, внеаудиторная деятельность, процесс обучения, практический опыт.
образовательный процесс, ACT, ориентированный подход.
Организация образовательного процесса на основе. образовательный процесс, ACT, ориентированный подход, учебный процесс, активный метод обучения, приоритетное место, студент, внеаудиторная деятельность, процесс обучения, практический опыт.
Применение активных и интерактивных методов обучения на.
Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.
Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на.
Интерактивные методы обучения в образовательном процессе.
учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть
студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения.
Педагогическое проектирование обучения гуманитарным.
собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое.
Внеаудиторная деятельность как условие творческой.
учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная.
Активные методы обучения как способ повышения качества.
активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.
Применение активных методов обучения как одно из средств.
активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках.
Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.
Похожие статьи
Взаимодействие компетентностного подхода с другими.
образовательный процесс, ACT, ориентированный подход, учебный процесс, активный метод обучения, приоритетное место, студент, внеаудиторная деятельность, процесс обучения, практический опыт.
образовательный процесс, ACT, ориентированный подход.
Организация образовательного процесса на основе. образовательный процесс, ACT, ориентированный подход, учебный процесс, активный метод обучения, приоритетное место, студент, внеаудиторная деятельность, процесс обучения, практический опыт.
Применение активных и интерактивных методов обучения на.
Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.
Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на.
Интерактивные методы обучения в образовательном процессе.
учебный процесс, интерактивная форма обучения, студент, лекционный материал, преподаватель, часть
студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения.
Педагогическое проектирование обучения гуманитарным.
собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое проектирование, педагогическое.
Внеаудиторная деятельность как условие творческой.
учебный процесс, творческая активность, задание, творческая активность студентов, рабочая тетрадь, творческая деятельность, студент, профессиональная деятельность, производственное обучение, внеаудиторная.
Активные методы обучения как способ повышения качества.
активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.
Применение активных методов обучения как одно из средств.
активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках.
Об эффективности обучения при выборе методов и приемов.
учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка специалиста, лекция.