спасем еду в москве
Участникам
Что нужно, чтобы стать фудсейвером?
Важно приезжать на встречи точно в назначенное время, своевременно оповещать куратора о вывозе продуктов и любых изменениях.
Необходимо самостоятельно убедиться в пригодности продуктов в пищу; дальнейшим распределением еды также занимаются сами фудсейверы. У вас должны быть либо свои контакты для распределения продуктов, либо вы должны быть готовы принять наши рекомендации – а мы постараемся сделать так, чтобы всем было удобно.
Иногда необходимо запрашивать подтверждение вывоза за 30-40 минут до назначенного времени. Вы должны быть готовы как к отмене вывоза, так и, наоборот, к увеличенному объему продуктов. Очень важна помощь фудсейверов, готовых заменить товарищей в случае форсмажора или приехать на экстренный вывоз при необходимости.
Именно таков средний вес вывоза; иногда он достигает 10-12 кг. Мы подбираем число участников в группе так, чтобы каждый мог унести соответствующий объем продуктов своим ходом без транспортного средства. Если вам по состоянию здоровья нельзя поднимать подобный вес, позаботьтесь о сумке на колесиках или транспортном средстве. В те точки, где вес превышает 12 кг, мы записываем по несколько участников на один вывоз или приглашаем автомобилистов.
Координация вывозов осуществляется онлайн с помощью бесплатных инструментов: гугл-таблицы для записи и расписания и диалоги Вконтакте для связи внутри команды. Вконтакте выбран как самый массовый, стабильный и удобный инструмент коммуникации.
Команды собираются по территориальному признаку. Может быть так, что вы пройдете тест и зарегистрируетесь, но в вашем районе ничего не будет происходить долгое время. Если вы ожидаете приглашения в команду сразу после регистрации – сразу скажем, что мы не можем вам этого гарантировать.
Нам важно не только спасать конкретные продукты от выбрасывания и раздавать их, но и распространять идеи бережного отношения к ресурсам, взаимопомощи и личной ответственности каждого за происходящее в вашем районе, городе, стране, в мире. Разделяя эти принципы, вы сможете получить от проекта гораздо больше, чем просто бесплатную еду для себя, а также окажете нам помощь и поддержку.
Помогайте тем, кому считаете нужным
Для большинства наших партнеров главной мотивацией для сотрудничества является помощь людям. Мы предложим вам несколько пунктов, куда вы сможете относить продукты для распределения (сотрудничающие с нами фонды помощи и нуждающиеся семьи), также вы можете распределять еду по своим контактам нуждающихся. Главное – вы должны быть готовы помогать другим.
Как стать участником?
Прочитайте правила и убедитесь, что они понятны и подходят вам.
Если с первого раза вам не удалось набрать необходимое количество баллов (12/12 для Москвы), вы можете перечитать правила и попробовать еще раз.
Для завершения регистрации вам нужно написать о прохождении теста администратору проекта со своей персональной страницы ВКонтакте. Такое подтверждение необходимо, так как в данный момент координация участников происходит через VK. Необходимую информацию об этом вы увидите после прохождения теста. Администратор обычно отвечает в течение 1-2 дней. Отправлять ему заявку в друзья не нужно.
Как только рядом с вами появится новая организация, вам на почту придет оповещение. Мы не можем точно прогнозировать, через какой промежуток времени это произойдет, так как новая организация может появиться в любой момент в случайном месте.
Фудшеринг Отдам даром еду | Москва
В этой группе вы можете поделиться едой.
Также, люди могут сами отдать еду, которая не пришлась по вкусу или просто застаивается без дела на вашей кухне.
Обмениваясь и забирая друг у друга еду человек делает шаг на пути к экологичному образу жизни и разумной трате своих финансов. Это не значит, что у вас нет денег на обеспечение себя продуктами. Это значит, что вы не даёте еде пропасть и выступаете против системы чрезмерного потребления.
Фудшеринг в России. Фудшеринг в Москве.
Наська Это запись закреплена
— хлебцы гречневые spar
— урбеч с Кавказа
всё ое по сроку годности
Ольга Ваконда запись закреплена
Наська Это запись закреплена
отдам даром хлебцы гречневые spar, полную пачку, без 1 шт.
отдам тому, кто быстрее заберет, желательно сегодня (6.11) до 8 вечера
Юлька Добрынина запись закреплена
Владислав Мунтяну запись закреплена
Когда мы составляли список тем для проекта «Одобрено», то проблема фудшеринга была первой. История с уничтожением 17 млн тонн еды ежегодно в то время как у нас 20 млн бедных в России лично у меня не укладывается в голове до сих пор. Как и у всей команды. Потребность в еде и положение многих семей мы увидели отчетливо в пандемию, когда нескончаемый поток звонков на нашу горячую линию #МыВместе заставлял волонтеров работать в 4 смены даже ночью.
Показать полностью.
Если нас будет много, то мы изменим реальность.
#МыВместе.
Любовь Батищева запись закреплена
Виктор Стаханов запись закреплена
Wwwowanus Lamer запись закреплена
Светлана Перминова запись закреплена
Тимур Гущин запись закреплена
Фудшеринг Отдам даром еду | Москва запись закреплена
В этой группе люди делятся своими продуктами, которые:
-стоят без дела
-купили много и не могут съесть
-не понравились по вкусу
Показать полностью.
-истекает срок годности,но пригодны к использованию
-осталось после праздников и не в силах съесть
-просто не успевают съесть.
Так же можете меняется продуктами!
Репост
Фудшеринг Отдам даром еду | Москва запись закреплена
Суть её заключается в том, что магазины, рестораны, кафе, пекарни и др. отдают пищу, которая по каким-либо причинам больше не годится для продажи.
Показать полностью.
Обмениваясь и забирая друг у друга еду человек делает шаг на пути к экологичному образу жизни и разумной трате своих финансов. Это не значит, что у вас нет денег на обеспечение себя продуктами. Это значит, что вы не даёте еде пропасть и выступаете против системы чрезмерного потребления.
С другой стороны, вы можете не представлять этого, но голод и недоедание до сих пор являются спутниками многих людей, поэтому не стесняйтесь предложить здесь «яблоки, которые для вас слишком бесвкусные» или «печенье, которое уже недостаточно свежее», а также «растворимый кофе, который уже 2 года стоит прозапас».
Избавляясь от старого, мы всегда получаем новое.
Какую еду/напитки можно отдать:
— еда не понравилась вам по вкусу
— у еды скоро кончится срок годности
— срок еды кончился несколько дней назад, но это не сказывается на её качестве (нет плесени, запаха)
— еды слишком много для вас
— у вас осталось много еды после праздника
— вы сели на диету, а дома осталось много сладостей
— бабушка прислала 20 банок варенья
Что НЕ ОТДАЁМ: продукты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов. Ибо нечего убивать себя, причинять жестокость и загрязнять экологию.
Фудшеринг в России и мире: как решается проблема пищевых потерь
Об экспертах: Антон Губницын и Тимур Жетписов, гендиректор и аналитик ТИАР-Центра. ТИАР-Центр — независимый аналитический центр и консалтинговая компания, которая помогает корпорациям и органам власти эффективно внедрять принципы устойчивого развития в управление бизнесом и территориями.
Ежегодно в России образуется около 17 млн т пищевых отходов. Если добавить потери, образующиеся в цепочке поставок, включая сельхозпроизводство, переработку, логистику и хранение, общий объем потерь — 42 млн т в год. Решить эту проблему может фудшеринг.
Фудшеринг — это распределение продуктов питания с подходящим сроком годности среди тех, кто в них заинтересован — нуждающихся, эко-активистов и тех, кто твердо встал на путь ответственного потребления. В России работают несколько типов фудшеринг-сервисов.
Примером служит фонд продовольствия «Русь», распределяющий значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций по всей стране. С фондом сотрудничает около 20 разных НКО в 57 регионах России.
Проект foodsharing.ru объединил активистов идеей спасения продуктов питания и предотвращения образования пищевых отходов. Волонтеры забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом foosdsharing.ru, и распределяют среди заинтересованных. В сообществе проекта около 50 тыс. человек.
Мобильные приложения продают еду из кафе и ресторанов со скидкой 50-80%. Среди наиболее популярных в Москве и Петербурге — EatMe, LastBox, DoggyBag и другие.
Такие группы существуют в основном во «ВКонтакте», где обычные пользователи делятся оставшейся едой друг с другом. Пожалуй, самая многочисленная из этих групп — петербургская «Отдам еду даром», которая объединяет более 69 тыс. пользователей. Также сравнительно крупные группы (более тыс. участников) существуют в Петрозаводске, Набережных Челнах и Архангельске.
Несмотря на такое разнообразие, все фудшеринг-сервисы, работающие сегодня в России, спасают только 7 тыс. т еды. Сравните этот объем с 17 млн т потерь в рознице и домохозяйствах: это менее половины процента. 17 млн т продовольствия — объем, эквивалентный годовому рациону 30 млн взрослых человек. Это больше, чем официальное количество россиян, живущих за чертой бедности (около 20 млн человек).
Как можно максимизировать объем спасения еды с помощью фудшеринга и помочь в решении проблемы голода и роста пищевых отходов?
Фудшеринг в мире
Так, сервис Tabete из Японии, предлагающий еду со скидкой более чем в 600 барах, ресторанах и пекарнях Токио, пережил настоящий бум популярности во время карантина, когда объем предложения более чем удвоился с февраля по март. Приложение позволило пользователям поддержать любимые заведения, а бизнесу компенсировать потери от отсутствия в Токио туристов и закрытия торговых залов, что крайне актуально для России во время новой волны коронавирусных ограничений.
После объединения с сервисом lebensmittelretten.de, на немецкой платформе foodsharing.de появилась возможность делиться едой с другими людьми и сотрудничать с магазинами и супермаркетами. С тех пор предложение резко выросло и количество пользователей сервиса увеличилось более чем в четыре раза.
Например, сервис Olio из Великобритании позволяет размещать и искать объявления не только с едой, но и с другими, в том числе hand made, товарами. За счет удобного приложения, целой экосистемы и партнерства со многими локальными производителями, Olio стал наиболее популярным фудшеринг сервисом в США и Великобритании.
Как спасти больше еды?
Сейчас в России нет онлайн-платформы, которая завоевала бы рынок, как когда-то это сделал в Европе сервис Olio, насчитывающий 2.3 млн пользователей. Подобная платформа позволила бы сделать еду с подходящим сроком годности доступной миллионам пользователей. Такая шеринг-модель в принципе базируется на масштабе сообщества: ведь именно его участники генерируют и спрос, и предложение. Нет участников — нет и шеринга.
Еще одно важное ограничение — особенности российского государственного регулирования. Например, сегодня компаниям в нашей стране дешевле утилизировать продукты, чем отдавать их на благотворительность. При безвозмездной передаче налоговая нагрузка (НДС и налог на прибыль) может составлять до 40% стоимости товара. Не многие бизнесмены готовы доплачивать 40% налогов за свои добрые дела. В июне проблему удалось частично решить — принят закон, освобождающий от налога на прибыль продукты питания, передаваемые на благотворительность, в объеме не более 1% от выручки компании. Благотворительные организации очень ждут такого же решения и в части НДС.
Есть сложности и с санитарно-эпидемиологическими требованиями, которые, например, запрещают реализовывать фрукты и овощи с нарушенной целостностью кожуры. При этом такие продукты могут быть вполне съедобными. И даже если их нельзя продавать по сниженной цене, разумно было бы оставить возможность их передачи нуждающимся. Самое главное — даже не существующие в законодательстве барьеры, а отсутствие стимулов предотвращать образование пищевых отходов.
Как в других странах законодательство регулирует фудшеринг?
Чего еще не хватает в России для развития фудшеринга?
Наконец, еще одна сложность в развитии фудшеринга, которую мы наблюдаем в России — низкая вовлеченность производителей продуктов, розничных сетей, кафе и ресторанов в предотвращение пищевых потерь и отходов. Некоторые представители крупного бизнеса, в том числе Nestle, Mars, PepsiCo, X5 Retail Group, «Магнит», передают еду на благотворительность даже в условиях дополнительного налогового бремени. Но их единицы и их общий вклад — менее половины процента от существующих ежегодных потерь.
Стимулировать крупный бизнес к работе в этом направлении помогло бы развитие практики нефинансовой отчетности и даже введение обязательной нефинансовой отчетности для компаний с оборотом от 10 млрд руб., в том числе работающих в потребительском секторе. Такой законопроект уже подготовлен Минэкономразвития. Минимизация продовольственных потерь напрямую связана с целями устойчивого развития ООН — ликвидацией голода, развитием ответственного потребления и производства, борьбой с изменением климата. А потому работа в этом направлении принципиально важна для всех компаний, публично заявляющих о своей приверженности устойчивому развитию
Отметим, что кризис, вызванный мировой пандемией COVID-19, еще сильнее показал проблему пищевых потерь. Перебои в цепях поставок, вызванные карантинными ограничениями, панические закупки в магазинах, остановка работы общепита — все это создало волну пищевых потерь и отходов. При этом работа многих фудшеринг-сервисов, как коммерческих, так и некоммерческих, была затруднена либо вовсе заблокирована. Так, предложение упало на 45%, хотя спрос на их услуги вырос на 15% (по результатам опроса, который мы провели в апреле 2020 года).
Какое место может и должен занять фудшеринг в жизни современного человека и современного города? Это инструмент для решения социальных и экологических проблем, не создающий дополнительных бюджетных расходов. Взгляните на каршеринг в Москве: власти столицы однажды осознали пользу совместного использования автомобиля. Одна машина может быть использована 8-10 автомобилистами каждый день, что гораздо эффективнее личных машин, стоящих у дома или офиса большую часть дня. Фудшеринг может стать инструментом социальной защиты — распределяя еду среди нуждающихся, и мерой экологической политики — избавляя полигоны от трети бытовых отходов.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что делать с лишней едой в кафе
Рассчитать точное количество булок в пекарне и заготовок в кафе невозможно, но готовить меньше тоже не получается, поэтому в заведениях часто появляются излишки еды. О том, что с этими излишками делать, и поговорим.
Откуда берутся излишки еды в общепите
Невозможно с точностью до багета угадать, сколько их купят, поэтому владельцы кафе, ресторанов и пекарен готовят блюда с запасом, чтобы точно хватило.
В столовых и гостиницах со шведским столом остатков еще больше из-за высокой проходимости клиентов. Но когда идет ливень, проходимость может упасть вдвое, а это значит, половину блюд никто не купит.
Когда остается нераспроданная выпечка, есть три варианта:
Разберем подробнее все варианты.
По правилам лишнюю еду нужно списать и утилизировать
Есть три закона, которые связаны с лишней едой в ресторанах, столовых и супермаркетах: о защите прав потребителей, о качестве и безопасности продуктов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Требование
Закон
На любом готовом блюде, заготовке или десерте должен быть срок годности.
Когда срок годности истекает, еда считается непригодной и ее нельзя реализовывать. Реализация — это не только продажа гостям, но и бесплатная раздача кому угодно. Правило действует, даже если еда выглядит свежей и аппетитной.
Остатки еды, готовые блюда и лишние багеты нельзя просто выбросить в мусорный бак возле кафе. Их нужно утилизировать по правилам, а для этого заключить договор с компанией, у которой есть лицензия на утилизацию.
В теории это выглядит так:
В кофейне готовят и продают эклеры. На каждый клеят стикер со сроком годности, а по утрам администратор открывает витрину с десертами и проверяет стикеры. Если у эклера закончился срок годности, администратор составляет акт «О списании готовых изделий в связи с окончанием срока годности», а затем отдает эклер компании-утилизатору.
Компания утилизирует эклер и выдает кофейне акт об утилизации.
А на практике чаще бывает по-другому.
Влад, бариста в кофейне
Мы выносим мусор после закрытия в баки во дворе жилого дома за кофейней, есть ли договор на утилизацию — я не знаю, наверное, да.
Пирожные съедаем сами: менеджер их списывает, но не выбрасывает, а предлагает официантам, бариста и поварам. Обычно это нормальные десерты, которые спокойно можно есть, отравлений пока не было.
Даже если эклер упал на пол и его больше нельзя продавать, нужно составлять акт о списании. Когда нет продажи и акта, но есть закупка продуктов, налоговая может подумать, что еду продают мимо кассы, без чеков. Если муку и молоко покупают, но по документам из них ничего не готовят, значит, в кафе как-то мухлюют с налогами или наличными.
За продажу и бесплатную раздачу просроченных блюд есть штрафы:
Наказание
Закон
Кафе, рестораны, столовые
штраф от 5000 до 50 000 рублей или приостановка работы на 90 суток
Магазины и супермаркеты
штраф от 1000 до 30 000 рублей
Для общепита и магазинов
штраф от 20 000 до 600 000 рублей
Может применяться с остальными наказаниями из-за двойного регулирования в отрасли общепита и ритейла
Для всех, если из-за просроченной еды кто-то попадет в больницу с отравлением или умрет
от штрафа от 300 000 рублей до лишения свободы на 10 лет
На практике рестораторы не следят за правильной утилизацией: еду просто выбрасывают в мусорку или отдают кому-то даром. Объемы слишком мелкие, чтобы это заметили проверяющие. Но если Роспотребнадзор выдал предписание утилизировать вредную или испорченную еду, тогда ресторану нужно будет предоставить ему акты от компании-утилизатора.
Как утилизировать мусор в компании
Отдавать бесплатно через сообщества фудшеринга
Фудшеринг — это общественное движение, которое помогает людям делиться едой. Например, человек покупает слишком много яблок, не может их съесть и раздает остатки через группы фудшеринга, чтобы фрукты не пропали. Главная идея — не выбрасывать еду с нормальным сроком годности, а отдавать другим людям. Так могли бы делать и рестораны, кафе, супермаркеты, например в Германии и Франции это работает, но в России есть ограничения:
Из-за того, что НДС не засчитывается, компаниям выгоднее дождаться, когда у продуктов истечет срок годности и утилизировать их, чем отдавать еду даром.
Разрыв НДС
Но фудшеринг в России всё же есть. Поиск по группам во Вконтакте выдает 457 сообществ фудшеринга, самые крупные — в Москве и Петербурге. Ведут группы активисты, которые не получают деньги за свою работу.
В группах чаще попадаются объявления с едой от обычных людей, а не ресторанов или кафе:
Но можно найти и объявления от овощных баз, пекарен и кафе:
Организаторы фудшеринга обязаны иметь документы на еду, правильно ее хранить и гарантировать безопасность всех продуктов. Именно организаторы будут нести ответственность, если кто-то отравится. Но в России сообщества фудшеринга работают без документов: рестораны списывают еду, а волонтеры и участники забирают её без договоров.
Чаще всего организаторы фудшеринга не хранят у себя еду, а лишь предоставляют площадку для связи между теми, кто отдает и забирает продукты.
Фудшеринг подойдет небольшим пекарням, кафе и магазинам, в которых не так много излишков, а владелец может контролировать процесс и следить, чтобы сотрудники отдавали только лишнюю еду. Хоть способ формально незаконный, на практике Роспотребнадзор редко проверяет, что кафе делают со списанной едой: судебных дел по этой теме нет.
Сотрудничать с благотворительными организация
В России есть благотворительный фонд «Русь», который работает как банк лишней еды: получает от производителей пожертвования в виде еды, перевозит, хранит и фасует ее у себя, а потом раздает пенсионерам и семьям.
Для сотрудничества с фондом нужно заключить договор и передать продукты по акту. Процесс занимает несколько дней, поэтому такое сотрудничество не подходит маленьким заведениям: если на прилавке осталось три багета и завтра они уже пропадут, фонд просто не успеет оформить документы и забрать еду.
За 2018 год фонд «Русь» получил от производителей, ресторанов, супермаркетов и передал нуждающимся 5973,7 тонны еды
Сотрудничество с благотворительными фондами подойдет крупным производителям и сетям. Например, если «Старбакс» закупил 100 000 упаковок молока, а оно оказалось не той жирности, его отдают фонду, а не выбрасывают.
Продавать лишние роллы и багеты со скидками
В среднем 15-20% еды в общепите не успевают продать до конца срока годности и выбрасывают. Чтобы снизить эту цифру, в Европе придумали продавать блюда со скидкой через приложения и сервисы.
Первые приложения для спасения еды появились в странах Северной Европы. В 2015 году в Швеции начал работать сервис лишней еды Карма, в Финляндии — Рест-кью-клаб, а в Дании — Ту-гуд-ту-гоу. Сейчас сервисы работают в 11 странах, среди которых Швеция, Германия, Великобритания, Франция, Польша.
Идея такая: лучше продать блюдо сегодня с большой скидкой, чем выбросить его завтра. Продают еду с нормальным сроком годности, которую рестораны не смогут реализовать на следующий день.
В России тоже есть такой сервис — eatme, пока он работает только в Петербурге и Москве, но до конца года запустится в Нижнем Новгороде и Казани, а в следующем году в Екатеринбурге.
Когда ресторан выкладывает еду со скидками, пользователи поблизости получают уведомление. У сервиса есть требование к размеру скидки, от 15% до 80%, но какой будет итоговая скидка, ресторан выбирает сам.
Сервис сотрудничает с гостиницей в центре Петербурга, которая предлагает завтрак в формате шведского стола со скидкой 70%.
Для пользователя завтрак стоит 350 рублей — он оплачивает блюдо через приложение или на сайте eatme.
Гостиница с этих 350 рублей платит комиссию сервису — 20—25%, но для нее выгоднее заплатить комиссию, чем уйти в минус на полную стоимость завтрака.
Приложение и сервисы — не единственный вариант. Супермаркеты, например, делают вечерние скидки на салаты, горячее, сэндвичи, которые не успели продать днем. Такие же скидки дают кофейни на десерты и булочные на выпечку.
Мы советуем продавать лишнюю еду со скидками в конце дня. То, что не продалось, можно списывать и раздавать сотрудникам, знакомым или передавать на фудшеринг, если со сроком годности блюд всё в порядке.
Обычно Роспотребнадзор не проверяет, как кафе избавляется от остатков еды. Кроме случая, когда кафе получает предписание на утилизацию, тогда придется утилизировать еду по правилам и предоставить проверяющим акты.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что делать с лишней едой в кафе:
списать и утилизировать;
списать и отдать сотрудникам или на фудшеринг;
передать благотворительным организациям;
продать со скидками в конце дня.
Мировая статистика:
1,6 миллиарда тонн еды выбрасывают в год;
40% выброшенной еды пригодно к употреблению;
1,3 триллиона долларов стоят выброшенные продукты.