спаса преображения на песках на карте
Храм Спаса Преображения на Песках
Московский дворик
Церковь Спаса Преображения на Песках получила имя по характеру грунта в этих местах. А уже от нее появились названия Спасопесковского переулка и Спасопесковской площади.
Храм Спаса на Песках построили в 1640-х годах стрельцы из государевых слобод на Арбате.
Сначала церковь была деревянной, а в 1706-1711 годах ее перестроили в камне. Одновременно у храма Спаса на Песках появилась копия в Лефортово — храм Петра и Павла на Солдатской улице. Или обе церкви построили по типовому проекту, или арбатский храм стал примером для подражания. А в 1846 году церковь получила готическую ограду, от которой сохранились только ворота.
Храм Спаса Преображения на Песках впечатлял современников. Его в 1877 году живший неподалеку В.Д. Поленов изобразил на картине «Московский дворик». Один из вариантов полотна художник подарил И.С. Тургеневу. Писатель увез картину с собой во Францию и не расставался с ней. Умирая, Тургенев просил расположить картину так, чтобы ее можно было видеть. Она напоминала ему о доме.
Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Его настоятель отец Сергий Успенский перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но его арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне.
С окончанием советской власти мастерские выселили, церковь Спаса на Песках отремонтировали и освятили вновь. Правда, очевидцы уверяют, что мультипликаторов из храма просто выгнали, а кукол из собиравшегося десятилетиями музея выкинули и сожгли.
Преображение на Песках
Запечатленный на знаменитой картине храм пережил нашествие Наполеона, пожары и разорение, был закрыт и переоборудован под мультипликационную студию, однако трудами и молитвами наших современником вновь возродился.
Недалеко от квартиры А.С. Пушкина на Арбате находится храм Спаса Преображения Господня. Его история восходит еще к 1642 году, когда на этом месте, называемом за своеобразие почв «Пески», стрельцы построили деревянную церковь. После ликвидации стрелецкого войска Петром I после стрелецких бунтов конца XVII века новыми прихожанами храма стали дворяне, мещане и купцы.
Ранее 1711 года по проекту неизвестного архитектора был построен дошедший до нас каменный храм, внешний облик которого почти полностью совпадает с возведенным в то же время храмом Петра и Павла в Лефортово. Их архитектурные формы характерны для середины XVII века, когда стиль барокко еще не стал господствующим: четырехгранная форма (четверик), пятиглавие, украшение одним ярусом декоративных кокошников на стенах и шатровое завершение колокольни. Более примечательным внешний облик храма Спаса Преображения делают килеобразные кокошники в основаниях барабанов глав, а также планировка, объединяющая колокольню, трапезную и сам храм.
Трагической страницей в истории Спаса Преображения на Песках стало нашествие Наполеона. Пожар, разгоревшийся после со входом в Москву захватчиков, уничтожил кровли и соседние дома. Кроме того, французские солдаты нанесли большой урон внутреннему убранству церкви, забрали богослужебную утварь. Пока город заново отстраивался после пожара, значительно сократившееся число прихожан сильно пострадавшего храма пришлось приписать к церкви Живоначальной Троицы на Арбате. После восстановления и освящения престолов в 1815–1817 годах храму Спаса Преображения на Песках была возвращена самостоятельность. Число прихожан в это время составило более 400 человек.
В 1877 году изображение храма вошло в историю русской живописи – его запечатлел Василиий Дмитриевич Поленов. Сохранившая ушедший облик города картина «Московский дворик» принесла славу художнику, сумевшему вложить в нее столько любви к жизни, наполнить радостью и светом. В тот год В.Д. Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и во время поиска квартиры зашел в дом, из окна которого ему и представился вид, изображенный на картине. Там же художник написал с натуры первоначальный вариант своего полотна: храм на нем более отдален от зрителя, ныне несохранившийся дом с колоннами (также известный по картине «Бабушкин сад») сильнее затенен деревьями, нет людей. Доработанное художником произведение – своеобразный символ простоты и благочестия московской жизни того времени, как известно, и приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.
В 1891 году храм Спаса Преображения был обнесен новой оградой с внушительными воротами, которые и сегодня служат парадных входом в храм. Севернее храма была построена ризница. На средства Сергея Петровича Тургенева, жившего на Спасо-Песковской площади в доме, где его навещал знаменитый двоюродный брат И.С. Тургенев, обновили главный придел храма, выстроили здание церковной библиотеки и церковно-приходскую школу.
В конце XIX века колокольня церкви Спаса Преображения стала одной из немногих известных нам сейчас колоколен, где в колокола звонил виртуоз, теоретик русского колокольного звона Константин Константинович Сараджев. Образ этого обладателя уникального музыкального слуха увековечен в статье и книге Анастасии Цветаевой «Сказ о звонаре московском» и «Мастер волшебного звона».
После прихода к власти большевиков храм какое-то время оставался открытым. Его настоятелем в то время был отец Сергий Успенский (старший). Родом из Сергиева Посада, он после окончания Духовной академии был назначен служить в храм Спаса Преображения на Песках, где и провел около 30 лет жизни.
Последним настоятелем храма Спаса Преображения на Песках был племянник отца Сергия – протоиерей Сергий Михайлович Успенский, ставший одним из тысяч расстрелянных на Бутовском полигоне близ Москвы в 1937 году. Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) ныне прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Закрытый в 1933 году храм использовали под нужды советских организаций. Пострадал внешний облик церкви, были уничтожены настенные росписи, возведены перегородки, разделившие главный придел на два этажа. С 1956 года в здании размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм».
Трудное дело восстановления святыни было по достоинству оценено приснопамятным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, посетившим храм 30 апреля 2005 года, в день Великой субботы. В 2006 году он возглавил великое освящение храма.
5 февраля 2012 года, в праздник Собора новомученников и исповедников Российских, Божественную литургию в церкви Спаса Преображения на Песках совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сегодня в храме находятся иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», «Знамение», образа Преображения Господня, святителя Николая в житии, священномученика Сергия Успенского, иконы с частицами святых мощей святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и другие.
Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, храм Спаса Преображения на Песках продолжает свою жизнь на радость верующим. Здесь вновь служат Господу и помогают всем, кто приходит в церковь.
Церковь Спаса Преображения на Песках
Фото и описание
Храм Спаса Преображения на Песках – еще один храм в Москве, здание которого в советские годы занимала студия «Союзмультфильм». Напомним, что до недавнего времени главным зданием студии была церковь Николая Чудотворца на Долгоруковской улице, а в здании этой Спасо-Преображенской церкви с 50-х годов прошлого века находилось ее кукольное отделение со столярной мастерской. В 90-е годы это здание было возвращено РПЦ, сегодня оно охраняется как федеральный памятник архитектуры.
В Москве здание храма стоит в Спасопесковском переулке, который получил название от стоявшей здесь церкви. Также в XIX веке по церкви Спаса Преображения на Песках была названа и Спасопесковская площадь. Сегодня это район возле двух Арбатов. Возможно, Песками эта местность называлась из-за преобладания песка в почве.
В своем нынешнем виде храм был построен в начале XVIII века. Его облик был стилизован под образы церквей предыдущего столетия, построенных в духе московского барокко. Однако первым строением на этом месте была деревянная церковь стрелецкой слободы, возведенная в первой половине XVII века. В XIX столетии храм пришлось восстанавливать после пожара 1812 года, обустройство храма продолжалось и в середине, и в конце того же века – в частности, появилась ограда и ворота, ставшие главным порталом храма. Эти и другие работа велись на пожертвования прихожан, главным образом, принадлежавших к купеческому сословию. Одним из жертвователей был Сергей Тургенев, двоюродный брат писателя Ивана Тургенева и староста храма.
В 30-е годы прошлого века храм был закрыт, в здание была проведена перепланировка, из-за которой оно стало двухэтажным. После окончания Великой Отечественной войны здание было признано памятником архитектуры, и была проведена его реставрация.
Чудом сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках на Старом Арбате
Московский Преображенский храм на Песках («Спасопесковский»)Не путать с разрушенным Преображенским храмом на Песках в Каретном ряду
Местность, в которой построена церковь, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города – окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году – «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году церковьбыла еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями – правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно.
В 1743 г. была перестроена трапезная.
Храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли.
В 1763 году в трапезной был устроен новый придел во имя Архистратига Михаила.
При пожаре 1812 года в храме обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма. «За малоприходством и невозможностью служить» Преображенскую церковь временно приписали к соседней церкви Живоначальной Троицы на Арбате.
В 1814 году храм был восстановлен. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма.
В 1836 году был произведен очередной ремонт вновь обветшавшего храма.
В 1849 году была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви.
В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
К концу XIX века приход значительно вырос – число прихожан достигло 816 человек.
В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году настоятель храма протоиерей Сергий Успенский был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали.
В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов – сосуды, ризы, кресты и проч.
В 1933 году храм был закрыт и опустошен. В течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций – его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. После войны храм был объявлен памятником архитектуры.
С 1956 года в храме находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.
В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма.
В 1991 году решением московского правительства храм была передан Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь 1 декабря 1993 года. Первым для совершения богослужений был освобожден придел святителя Николая (освящен 18 августа 1993), и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов.
К Рождеству Христову 2004 года была закончена роспись храма.
24 декабря 2006 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин великого освящения и Божественную литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках.
Храм запечатлен на известной картине В.Д. Поленова «Московский дворик».
Немного истории
Дата основания храма неизвестна. Впервые сведения о нем появились в 1642 г. в документах окружающей его стрелецкой слободы. В 1711 г. деревянную Спасскую церковь перестроили в камне, она сильно пострадала в пожаре при наступлении Наполеона на Москву, следующим этапом разорения стал советский период, а в 1932 г. ее окончательно закрыли для прихожан. В 60-е гг. 20 века исторический центр столицы стали восстанавливать и храм на Песках отреставрировали, но лишь внешне. Внутри почти 40 лет жнаходился кукольный отдел «Союзмультфильма». В 1991 г. церковь вернули верующим и начали реставрацию.
Архитектура
Храм Преображения Господня на Песках в 1882 году
Архитектура храма Спаса Преображения на Песках характерна для московских церквей конца XVII века. Храм построен по традиционной продольно-осевой схеме. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века — перспективные порталы, оконные наличники, килевидные кокошники. Храм Спаса Преображения играет важную роль в градостроительной композиции Спасопесковской площади[5].
Что посмотреть
При подходе к храму мы видим удивительной красоты ворота в псевдоготическом стиле. Они удивительным образом сочетаются с традиционным стилем московской храмовой постройки 17 века. Над входом установлена мозаика с ликом Спасителя. Ворота соединены проходом непосредственно с храмом, который начинается с шатровой 8-гранной колокольни. Далее идет низкая, широкая трапезная, переходящая в основной четверик, состоящий из двух рядов окон и двух апсид, несимметрично расположенных относительно центральной оси.
Церковь Спаса на Песках стала одной из последних, возведенных перед тем, как царь Петр I запретил каменное строительство на Руси везде, кроме Санкт-Петербурга.
Русская Православная Церковь
Церковь Спаса Преображения на Арбате — одно из прекрасных произведений московского зодчества, с детства знакомое каждому москвичу по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Местность, в которой она построена, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Феодоровича.
Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города — окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.
Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году — «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году она была еще деревянной.
Стрельцы в Москве обладали привилегиями — правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая.
Время сооружения каменного храма Преображения Господня точно неизвестно. В 1723 году, при составлении переписи московских церквей, он считался построенным «изстари», т. е. давно. Вероятно, это произошло в конце XVII столетия, когда расселенным здесь полком командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В начале XVIII века стрельцы его полка несли службу в Батурине, столице гетмана Малороссии Мазепы и были свидетелями связанных с ним драматических событий.
После упразднения стрелецкого войска постепенно стал уходить в прошлое и слободской уклад с однородным населением. У стрелецких дворов появились новые владельцы: дворяне, офицеры, купцы и мещане. Их благочестивым усердием стрелецкий храм восстанавливался после московского пожара 1752 года, когда на нем погорели кровли. Прихожане пожелали в 1763 году устроить в трапезной новый придел во имя Архистратига Михаила.
Трагическим этапом в истории московских храмов стал пожар 1812 года. Не миновала испытания и церковь Спаса на Песках. Обгорели кровли, были осквернены и сломаны Святые престолы, расхищена богослужебная утварь. Сгорели 18 приходских дворов и 5 домов клириков храма.
После возвращения жителей в опустевшую столицу поврежденные и оставшиеся без прихожан храмы приписали к другим, более сохранившимся. Эта судьба постигла и церковь на Песках. «За малоприходством и невозможностью служить» ее временно приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Постепенно прихожане стали возвращаться на свои пепелища.
Несмотря на незначительность прихода, уже к 1814 году храм был восстановлен. Староста церкви, купец Григорий Евдокимов с другими прихожанами обратились с прошением к архиепископу Августину вернуть самостоятельность церкви Спаса на Песках. В 1815-1817 годах были заново освящены престолы храма. Приходские дворы отстроились после пожара, и число живущих в них достигло 430 человек. Разорение и последующее возрождение прихода и церкви произошло при настоятеле о. Василии Нагибине, прослужившем в храме с 1805 по 1836 год.
Окрепший приход смог уже в 1836 году произвести очередной ремонт вновь обветшавшего храма. В 1849 году при настоятеле о. Федоре Величкине была возведена каменная ограда. Напротив главного входа поставили парадные ворота. Позже в 1891 году они были соединены с колокольней притвором и превратились в главный портал церкви. Храм постоянно ремонтировали — заменялись дубовые двери и рамы. В начале 1890-х годов художник А.М. Варламов заново прописал стенопись храма, известный иконописец М.И. Дикарев обновил храмовые образы. Была позолочена центральная глава, оштукатурены и покрашены стены, устроено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан: купеческих семейств Евдокимовых, Финогеновых, а также старосты храма Сергея Петровича Тургенева, двоюродного брата великого писателя. На его средства не только был обновлен главный придел, но и выстроено двухэтажное каменное здание, в котором разместилась церковная библиотека, а также одноэтажный каменный дом церковно-приходской школы.
К концу XIX века приход значительно вырос — число прихожан достигло 816 человек. В это время в храме служил отец Сергей Васильевич Успенский (1882-1922). Его духовным попечением при храме были открыты приходская школа и богадельня. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий Успенский создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством.
По воспоминаниям прихожан в начале XX века наиболее почитаемыми иконами в храме были образы Явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и святому Серафиму Саровскому с частицами мощей преподобных. Храм обладал замечательным ансамблем колоколов. Неслучайно его колокольня была одной из четырех в Москве, на которых звонил знаменитый звонарь и музыкант Константин Сараджев, обладавший феноменальным слухом.
После октябрьского переворота наступила эпоха новых испытаний и для храма Преображения Господня на Песках. Настоятелем в это время оставался протоиерей Сергий Васильевич Успенский. Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий становится заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. Это послушание открывало для отца Сергия путь исповедничества, так как Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений.
В 1919 году от имени прихожан Спасо-Песковской церкви было составлено заявление в Совет Народных Комиссаров об оскорблении религиозных чувств русского народа, вызванное вскрытием святых мощей и глумлением над ними. Вскоре, в 1919 году отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15-ти годам тюремного заключения, но затем амнистировали.
В апреле 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из церкви были изъяты все значимые предметы из драгоценных материалов — сосуды, ризы, кресты и проч. Отца Сергия вновь арестовали и судили вместе с другими клириками Пречистенского сорока, приговорив к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. По старости протоиерей Сергий был условно освобожден весной 1923 года.
После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов. В 1923 году он также был арестован и сослан в Зырянский край. С 1925 по 1931 год в храме служил приехавший из Ялты известный проповедник о. Сергий Щукин, близкий друг А.П. Чехова. В 1917 году он был избран участником Поместного Собора Русской церкви от Таврической епархии. Отца Сергия Щукина полюбили и его московские прихожане. Когда в 1931 году он погиб, то в течение трех дней прощаться с ним шла вся православная Москва, а во время похорон Арбат был запружен народом.
В 1929 году в церковь Спаса на Песках перевели отца Сергия Михайловича Успенского, племянника митрофорного протоиерея Сергия Васильевича Успенского. Он был настоятелем состоявшего в том же Пречистенском сороке храма Неопалимой купины в Зубове, закрытого в 1929 году.
Отец Сергий Михайлович Успенский был последним настоятелем храма. В 1933 году, после закрытия храма Спаса на Песках, отец Сергий перешел в церковь Николая Чудотворца на Щепах, но вскоре был арестован. Затем после недолгого пребывания на свободе отца Сергия вновь арестовали и приговорили к расстрелу. 19 декабря 1937 года он принял мученический венец на Бутовском полигоне вместе с другими страдальцами за Веру Христову. Отец Сергий, как и его дядя, митрофорный протоиерей Сергий Успенский, был изображен на полотнах художника Павла Корина, создавшего галерею образов многих исповедников гонимой Церкви.
Решением Архиерейского Собора протоиерей Сергий Успенский (младший) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Закрытый храм был опустошен и его святыни расхищены или разрушены. В 1930-е годы были уничтожены многие соседние арбатские храмы — церкви Святителя Николая в Плотниках, Николы Явленного на Арбате и др. Храм Спаса на Песках уцелел, в течение нескольких десятилетий его приспосабливали под нужды различных советских организаций — его разгораживали многочисленными перегородками, уничтожали настенные росписи. Изменившееся в послевоенное время отношение к отечественной культуре помогло храму. Он был объявлен памятником архитектуры.
В 1960-е годы происходила архитектурная реставрация храма, при которой был восстановлен внешний облик храма. Внутри же ничто не напоминало о Доме Божием. С 1956 года, почти сорок лет, здесь находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Главный придел был разделен на два этажа, алтарь превращен в столярную мастерскую.
В 1991 году решением московского правительства храм была передан Патриархии. Назначенному настоятелю протоиерею Александру (Турикову), клирику церкви Филиппа Апостола, предстояло вернуть храм Православной Церкви. Началось противостояние с прежним арендатором, закончившееся лишь в 1993-м году вхождением православной общины в свой храм. Это произошло 1 декабря в канун празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Первым для совершения богослужений был освобожден придел Святителя Николая, и только в 1995 году церковь Спаса на Песках была полностью избавлена от арендаторов. Началось постепенное раскрытие самого храмового пространства. Когда были разобраны перекрытия, перегородки взорам верующих открылось первоначальное устроение церкви. Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. По милости Божией усилия общины находили поддержку у самых разных благодетелей — от простых прихожан, вносящих свою лепту, до таких государственных учреждений, как Федеральная служба безопасности, передавшая храму при посредничестве Третьяковской галереи около 100 икон. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко передал храму десять колоколов из взорванного Страстного монастыря.
По замыслу настоятеля храма, протоиерея Александра Турикова внутреннее убранство должно было соответствовать по стилю времени его построения — концу XVII века. Резные иконостасы, напольные киоты, настенные росписи создают единый ансамбль, украшающий Дом Божий. Десять лет трудились иконописцы, резчики и позолотчики. К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа в 2004 года была закончена роспись храма.
Знаменательным этапом в истории возрожденного храма стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, совершившееся 30 апреля 2005 года накануне праздника Святой Пасхи в день Великой Субботы. Осмотрев храм, Его Святейшество в своем Первосвятительском слове отметил усердие настоятеля и паствы, завершивших трудное дело восстановления поруганной святыни. Святейший Патриарх указал на великую радость служения и молитвы в обновленном храме.
Пережив пожары и войны, разорение и осквернение, Храм Преображения Господня на Песках вновь обрел свое первоначальное предназначение, став Домом Молитвы. Его колокола вновь призывают православных москвичей к духовной радости Богообщения.
Патриархия.ru по материалам брошюры «Храм Преображения Господня на Песках»