спас златые власы икона фото
Икона Ангел Златые власы
Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.
Значение иконы «Ангел Златые власы»
Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.
Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.
В чём помогает икона «Ангел златые власы»
Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.
По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:
Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.
Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.
Молитва Архангелу Гавриилу
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил
Икона Ангел «Златые власы»
Одно из древнейших иконописных изображений хранится в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. «Ангел Златые власы» — такое нетрадиционное название для иконы имеет изображение архангела Гавриила.
История создания святого лика
Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.
Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.
Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.
Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.
Значение иконы
«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.
Статьи о других иконах с изображением ангелов:
Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.
Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.
В чем помогает
Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.
В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:
Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.
Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.
Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.
Что нужно знать про икону
С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.
Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом. Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого. Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.
Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.
Ещё статьи об ангелах:
Описание иконы
Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.
Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.
Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.
История иконы
История обнаружения иконы «Златые власы» такова — находка была обнаружена при кладовой на Кремлевской колокольне историком Филимоновым.
Далее, поступив в Румянцевский музей, она просуществовала там до самого его расформирования в 1925 году, а после была передана вместе с другими христианскими реликвиями в Государственный исторический музей.
В этом музее реставратором Брагиным была выполнена расчистка иконописного изображения и здесь же, в 1926 году икона впервые была выставлена на выставке, посвященной древнерусской иконописи.
В 1930 году, вместе с другими православными реликвиями икона была перемещена в Третьяковскую галерею, а в 1934 году поступила, наконец, в Русский музей, где находится и по сей день.
art_shmart
Жизнь кратка, а искусство долго, и в схватке побеждает жизнь.
Спас Златые Власы.
Первая четверть XIII века.
Дерево, темпера.
58.5×42 см.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Икона давно вошла в научный оборот, но не привлекала целенаправленного интереса исследователей. Исключение представляет статья А. И Яковлевой, посвященная непосредственно публикуемому памятнику. Ряд исследователей датируют икону рубежом XII—XIII веков (И. Э. Грабарь, Г. И. Вздорнов), другие — началом XIII столетия (А. И. Анисимов, В. Н. Лазарев, О. В. Зонов, Н. К. Голейзовский, Т. В. Толстая). Все они единодушны, что икона принадлежит домонгольскому периоду. К более поздней эпохе ее отнесли Д. В. Айналов (конец XIII в.), и Н. П. Кондаков (XV в.).
«Спас Златые Власы» издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века (Описи Успенского собора 1701 и 1771 гг. // РИБ. — СПб., 1876. Т. III, Стб. 435, 515, 687.). В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных «осмилистовых икон». Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее — над входом в жертвенник собора.
Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. «Спаса Златые Власы» относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси. В. Н. Лазарев полагал, что икона является «подражанием… провинциальным образцам» Византии (Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М., 1947. С. 181.).
На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: «[МИР] ВАМ»; далее неразборчиво: …«В»…«ИАН»…«ТВО»… На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): «[АЗЪ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ: ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОД] ИТИ ВО ТМЕ Н [О И] МАТЕ [СВЕТ ЖИВОТНЫЙ]» («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). Надпись на нижнем поле не читается.
Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона.
Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось и в богатстве одежды Спаса, и в Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения.
Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх и в сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия.
А. И. Яковлева связывала стиль иконы «Спас Златые Власы» с «европейским искусством около 1200 г.» и считала «исследуемую икону — откликом на своеобразный „интернациональный“ стиль рубежа XII—XIII вв., широкой волной охвативший страны Северной Европы и отличавшийся в первую очередь необычайной синхронностью в развитии двух крупнейших стилистических направлений эпохи — позднекомнинского и позднероманского» (Яковлева А.И. Икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988. С. 202.). Однако эти выводы нуждаются в расширении и подтверждении фактологической базы.
По своей иконографии «Спас Златые Власы» ближе всего к канону Пантократора, Спаса Вседержителя. На иконе из Успенского собора воспроизведены все основные изобразительные детали, свойственные этому типу, вплоть до двух прядей, свисающих ниже пробора на лоб Христа (сейчас они едва просматриваются). «Спас» во многом схож с греческим «Христом Пантократором» начала XIII века с поновлениями XV столетия из монастыря Святой Екатерины на Синае. Тот же строгий и скорбный лик, тот же неуловимый взгляд. На синайской иконе в открытом Евангелии видна та же фраза из Иоанна, начертанная по-гречески. Но в оплечном «Спасе» из Московского Кремля благословляющая десница и Евангелие в левой руке не выписаны, а речение, характерное для этой иконографии Спасителя, вынесено на поля.
Литература (если кому интересно).
1. Кондаков 1905. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — СПб., 1905. — Стр. 80, табл. VI.
2. Розанова 1970/1. Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII–XVI веков. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — № 9.
3. Корина 1974. [Корина О.А.] Живопись домонгольской Руси (каталог выставки) / Сост. О.А.Корина. — М., Советский художник, 1974. — Стр. 108-110, кат. № 24.
4. Лазарев 2000а. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М., Искусство, 2000. — Стр. 43, 168, № 22.
5. Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М., Северный паломник, 2007. — Кат. № 4, стр. 86-91.
Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”
История создания святого лика
К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.
Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи
Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.
Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»
В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.
Значение и описание святыни
На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.
Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.
Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.
Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.
Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.
Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.
В чем помогает икона «Ангел Златые Власы»
Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.
Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.
Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.
Молитва архангелу Гавриилу
Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:
Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Спас златые власы икона фото
Время работы: Пн-Пт с 9:00 до 16:30 мск
Войдите в учётную запись, чтобы мы могли сообщить вам об ответе
Индивидуальной особенностью иконы, от которой происходит ее прозвище, являются золотые волосы Христа, расчлененные тончайшими коричневыми линиями.
«Спас Златые Власы» издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века. В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных «осмилистовых икон». Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее — над входом в жертвенник собора.
Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. «Спаса Златые Власы» относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси.
На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: «[МИР] ВАМ»; далее неразборчиво: …«В»…«ИАН»…«ТВО»… На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): «[АЗЪ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ: ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОД] ИТИ ВО ТМЕ Н [О И] МАТЕ [СВЕТ ЖИВОТНЫЙ]» («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). Надпись на нижнем поле не читается.
Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона.
Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось и в богатстве одежды Спаса, и в Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения.
Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх и в сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия.
По своей иконографии «Спас Златые Власы» ближе всего к канону Пантократора, Спаса Вседержителя. На иконе из Успенского собора воспроизведены все основные изобразительные детали, свойственные этому типу, вплоть до двух прядей, свисающих ниже пробора на лоб Христа (сейчас они едва просматриваются). «Спас» во многом схож с греческим «Христом Пантократором» начала XIII века с поновлениями XV столетия из монастыря Святой Екатерины на Синае. Тот же строгий и скорбный лик, тот же неуловимый взгляд. На синайской иконе в открытом Евангелии видна та же фраза из Иоанна, начертанная по-гречески. Но в оплечном «Спасе» из Московского Кремля благословляющая десница и Евангелие в левой руке не выписаны, а речение, характерное для этой иконографии Спасителя, вынесено на поля.