спас всемилостивый икона тутаев воскресенский собор
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Икона Спас Всемилостивый — описываем досконально
Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.
Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя
Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».
По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.
Описание святого лика
Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.
В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.
Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)
Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.
На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.
Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.
Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.
История иконы
Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:
Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати
Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.
Тутаевская
Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.
Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.
Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.
«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.
«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».
Литература
Значение иконы
Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.
Икона «Всемилостивый Спас»
С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
В чем помогает
К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.
Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.