спас вседержитель икона тутаев
История появления иконы Спас Всемилостивый, о чем просят и текст молитвы
Святейшая икона с изображением Спаса Всемилостивого с древних времен спасает верующих и защищает Русь от врагов. Образ Иисуса Христа, одной рукой благословляющего христиан, а в другой — держащего Святое Евангелие, можно встретить в любом православном храме. Изображение пресвятого Спасителя помогает верующим в дни тяжелых жизненных испытаний, покровительствует им, защищает от бед и врагов.
Описание иконы «Спас Всемилостивый»
Этот святой образ относится к иконографическому типу под названием Спас Вседержитель или Пантократор. На иконе иконописцы изображают пресвятого Господа Бога в полный рост, по пояс или по грудь. Христос держит в одной руке Святое Евангелие, а другой рукой благословляет верующих. Святейшая книга изображается в закрытом или раскрытом виде.
Иногда вместо Евангелия в руке Спасителя рисуют свиток с Божьими заповедями. Пресвятого Христа изображают в пурпурном хитоне и синем гиматии. Вокруг головы Иисуса рисуют нимб с вписанным крестом и греческими буквами на трех его сторонах.
История появления
Сам иконографический тип одиночного изображения Спаса Вседержителя зародился еще на заре христианства. Подобного рода фрески можно увидеть в древних римских катакомбах. Начиная с 4 века, византийские иконописцы стали изображать на храмовых иконах Христа Спасителя, держащего в одной руке Евангелие, а другой своей рукой благословляющего людей. С крещением Руси святой образ такого содержания появился и в русских церквях.
В 12 веке, благодаря молитвам иконе Спаса Всемилостивого, российским войскам под предводительством светлейшего князя Андрея Боголюбского удалось одержать победу над волжскими болгарами. В честь этого события 1 (14) августа установили церковный праздник, как напоминание о милости, дарованной Богом. С тех пор на Руси верующие стали украшать иконами Спаса Всемилостивого храмы, монастыри и часовни. Миряне святейший образ Христа Спасителя ставили в центр домашнего иконостаса.
Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве
Во многих храмах Руси можно было встретить святейший образ Христа Спасителя, благословляющего верующих. Христиане молились перед иконой Спаса Всемилостивого и в ответ получали милость Божью. Святейший образ стал почитаться как чудотворный.
Одна из икон с изображением Спасителя Всемилостивого находится в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской области.
Святейший образ создан приблизительно в 15 столетии. По одной из версий считается, что древняя икона приплыла в Тутаев по Волге в лодке.
У этой святыни есть и другое название — «Спас Борисоглебский» или «Романовский». Дело в том, что раньше Тутаев назывался Романово-Борисоглебском. Святейший образ, на протяжении многих веков находящийся в Воскресенском соборе, считается чудотворным. Молитвы к нему исцеляют больные конечности и суставы. Верующие на коленях приползают к святыне, молятся перед ней и получают милость Божью.
Впечатляют размеры этой древней иконы — около 3 метров в высоту и ширину. Это погрудное изображение Христа, заключенное в резную раму и ризу (венец). Образ Спасителя выполнен в темных красках. В одной руке Иисус держит раскрытое Евангелие, а другой — благословляет верующих. В дни тяжелых несчастий и болезней жители Тутаева приходят помолиться святыне и получают Божью благодать.
Почитание в православии
Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь. Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души. Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.
Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия. Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет. Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.
На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.
О чем просят перед образом
Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.
Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.
Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.
Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.
Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.
Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.
Текст молитвы
Перед пресвятым изображением Христа принято молиться о прощении грехов, спасении души и тела, защите от врагов. Святейшего Господа умоляют помочь преодолеть житейские трудности, уберечь родных от опасности, даровать здоровье и небедную жизнь.
Перед иконой Спасителя Всемилостивого молятся люди, страдающие телесными и душевными болезнями. Молитвы святейшему Господу творят чудеса. Люди выздоравливают и благодарят Христа за свое исцеление и чудесное спасение.
В молитвенном тексте, читаемом перед святейшей иконой, верующие прославляют Иисуса, просят его о милости и благодати. Пресвятая молитва к Господу помогает людям обрести душевный покой и утешение в скорбях. Верующие, искренне раскаявшись в грехах, получают покров и заступничество Христа Спасителя.
Молитва иконе Спас Всемилостивый
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
В Тутаеве на Крестный ход вышел весь город. Фотоистория Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В минувшее воскресенье в Тутаеве прошел крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого. Это самая большая икона в России.
Спас Всемилостивый, или как ее еще называют, Спас Борисоглебский, — уникальная икона, известная с середины XV века. Размеры иконы — 2.8 метра в ширину и 3.2 метра в высоту. Большой размер иконы обычно связывают с её первоначальным назначением. Считается, что она располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и была частью его «небес».
Обычно икона находится в Воскресенском соборе города, но иногда она покидает свое место и «обходит» город — с иконой совершают крестный ход.
Тутаев до 1918 года носил название Романов-Борисоглебск и возник из слияния двух самостоятельных городков — Романова на левом берегу Волги и Борисоглебска на правом берегу. Сообщение между частями города, расположенными на разных берегах, осуществляется с помощью паромной переправы, так как моста в городе нет.
Тутаевский крестный ход совершается дважды за лето. Первый крестный ход проходит в десятое воскресенье после Пасхи. С иконой проходят по правой, Борисоглебской стороне. Второй, или как его еще называют большой, крестный ход был учрежден в 1888 г. в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Он проходит в конце июля, в последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка. Тогда икону на пароме перевозят на левую, Романовскую сторону и обходят все храмы. Вместе с иконой обычно плывут и многочисленные паломники.
В этом году случилось так, что паром не смог вместить всех желающих, которых становится с каждым годом все больше, так что многочисленным паломникам пришлось самостоятельно перебираться на лодках — своеобразное водное такси работает в городе практически всю навигацию. Лодочники исправно трудились весь день, перевозя всех желающих с одного берега на другой.
При большом стечении народа образ устанавливается на носилках, которые, сменяя друг друга, несут мужчины, обычно 30–40 человек. Берега Волги в этих местах довольно круты, и требуется немало усилий, чтобы нести чудотворный образ.
С иконой обходят все храмы, расположенные на романовской стороне — Крестовоздвиженский собор, Вознесенскую церковь, другие храмы. В Вознесенском храме до своего ареста подвизался в качестве певчего и пономаря архимандрит Павел (Груздев). Его могила на Леонтьевском кладбище — так же одна из остановок на пути крестного хода. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.
На улицы города в этот день высыпают все жители. Многие совершают путешествие с иконой от самого Воскресенского собора, плывут на пароме или на лодках, идут от храма к храму.
Другие присоединяются к процессии по дороге. Крестный ход продолжается практически весь день. Уже поздно вечером чудотворный образ возвращается на свое постоянное место в Воскресенском соборе, где он и будет находиться до следующего лета.
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Спас вседержитель икона тутаев
Православие в искусстве запись закреплена
ИКОНА «СПАС ВСЕМИЛОСТИВЫЙ» (ТУТАЕВСКАЯ ИКОНА)
Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.
По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Существует давняя традиция: с любовью и молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. В киоте под иконой устроено специальной окошко. Ежедневно под образом проползают многие люди. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.