спас пантократор что это
Икона «Христос Пантократор»
Древнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является икона «Спас Синайский», поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.
Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.
Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.
Описание иконы
Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.
На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.
Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.
Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Значение иконы
Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.
Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.
О чем молятся перед иконой Христа Пантократора
Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.
В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.
У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.
Молитва
О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.
Описание и значение иконы Господь Вседержитель, в чем она помогает и тексты молитв
В христианской религии существует множество икон, на которых изображены люди или события, внесшие серьезный вклад в ее развитие. Одной из ключевых фигур, благодаря которой и зародилось христианство, является Сын Божий – Иисус Христос. В его честь создана икона «Господь Вседержитель», которую можно найти в любом храме. Давайте разберемся, какова история создания иконы, известной под названием «Господь Вседержитель», и о чем перед ней можно молиться.
Описание и история происхождения
Несмотря на историческую ценность для всего христианского мира, точной даты написания иконы никто не знает. Известно лишь то, что образом для написания иконы послужил «Спас Нерукотворный», появившийся еще при жизни Иисуса Христа. Так продолжалось до 4 века, пока иконописцы не стали изображать Иисуса Христа в облике молодого юноши, предстающего перед молящимся в окружении своих апостолов.
Позже стилистика написания иконы снова поменялась, и теперь Иисус изображается, как умудренный годами мужчина с длинной аккуратной бородой. В одной руке он держит книгу, другая протянута к пастве в благословляющем жесте.
За всю историю существования религии было создано много вариаций иконы «Господь Вседержитель», где Сын Божий изображался в полный рост, по пояс и даже восседающим на троне.
Обратите внимание! Одно из древнейших изображений Иисуса Христа хранится в Синайском монастыре. На ней Сын Божий предстает перед верующими в образе Небесного царя и Судьи.
Значение в православии
В православии Иисус Христос олицетворяет образ Пантократора или Спаса Вседержителя. Сам Всевышний наделил его властью судить людей по деяниям их, посадив на Небесный Трон. Икона «Господь Вседержитель» напоминает прихожанам о важности добрых деяний и о том, что всех ожидает Небесный суд, во время которого каждому воздастся по заслугам. Лик Иисуса призывает вести жизнь праведную и размеренную, свободную от греховных мыслей.
В чем помогает
Икона помогает от множества бед и напастей, среди которых можно выделить следующие:
Избавление от греховных помыслов
На жизненном пути людям встречается множество соблазнов, которые ослабляют волю, заставляя задумываться о запретном. Молитва иконе «Господь Вседержитель» поможет восстановить внутреннюю гармонию, укрепив и закалив дух. Главное – делать все искренне и с душой. Тогда Господь обязательно услышит ваши молитвы и поможет в трудную минуту.
Помощи в духовных и физических травмах
Если вас или ваших близких мучают физические травмы – сходите в храм и попросите о помощи у иконы «Господь Вседержитель». Среди прихожан ходит много историй, когда истовая молитва ставила на ноги безнадежно больных людей. Истинная вера помогает в излечении не только физических, но и духовных недугов.
Ограждении от смерти и бед
Ежедневные молитвы перед иконой помогают отвести беду от дома, принося в семью мир и покой. Иисус Христос всегда помогал своим ближним и последователям, стараясь уберечь их от преждевременной смерти и прочих несчастий.
Отсутствие разочарований и обмана
Жизнь человека наполнена не только позитивными, добрыми моментами. Иногда за поворотом ждут суровые испытания, ниспосланные Господом для укрепления характера и веры. Если в вашей жизни наступила черная полоса, несущая одну неудачу за другой, попросите Иисуса Христа о помощи и заступничестве.
Он услышит вас и направит верным путем, который приведет к светлому будущему.
Защита от подлости и жестокости
Дьявол не дремлет, и его приспешники строят добропорядочным прихожанам козни, принося в жизнь подлость и жестокость. Не стоит отчаиваться и черстветь сердцем, ведь Господь всегда рядом. Он поможет в трудную минуту, протягивая руку помощи. Достаточно поверить в доброту и попросить Всевышнего оградить от несправедливого отношения.
Обретение гармонии
Каждый человек по-разному реагирует на жизненные обстоятельства, порой выходя из равновесия по любому маломальскому поводу. Другие, наоборот, долго терпят жизненные невзгоды, а потом в один миг срываются, пускаясь во все тяжкие. Не стоит доводить себя до подобной ситуации, тая на сердце нелегкий груз.
Обратитесь с молитвой к иконе «Господь Вседержитель» и облегчите душу перед Господом Богом. Поверьте, вам станет намного легче, а в душе в скором времени воцарится гармония и покой.
Достижение мира
С каждым годом вокруг появляется все больше стрессовых ситуаций, на почве которых разгораются нешуточные конфликты. Это происходит на работе, дома и даже на улице. Порой конфликты возникают из-за всякой мелочи, а погасить ссору не удается в течение долгих месяцев и даже лет. Для тех, кто устал от постоянных споров и хочет мира, хорошим решением будет сходить в храм или помолиться дома. Вы сами не заметите, как жизнь начнет налаживаться, а конфликтных ситуаций будет все меньше и меньше.
Сохранение брака
Прихожане часто просят у Вседержителя сохранить их брак, когда супружеские отношения со временем заходят в тупик. Порой стоит остановиться, попросить о помощи, и решение проблемы самой посетит ваши мысли. Главное – не отчаиваться и не принимать поспешных решений.
Достижение взаимопонимания
Недопонимание между людьми – серьезная проблема, из-за которой было разрушено множество судеб. Молитвы Вседержителю помогут найти компромисс, который будет устраивать обе стороны конфликта.
Обратите внимание! Не обязательно просить у иконы о каких-то конкретных вещах. Можно просто поделиться волнующими вас проблемами, из-за которых на душе не спокойно. Главное, чтобы слова шли от чистого сердца, и молящийся верил в Господа Бога.
Как правильно молиться
Иисус Христос не требует к себе каких-то особых почестей или ритуалов. Молитва к нему должна соответствовать общим канонам и не выходить за рамки приличия. Чтобы вас услышали достаточно:
Тексты молитв
Молитва №1
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь.
Молитва №2 «Отче наш»
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Суть вещей: икона «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
«Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» — чудотворная икона второй четверти XVII века, на которой изображен Иисус Христос. Считалась утраченной с конца 1920-х годов.
Размеры: 150×125 см
Местонахождение: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Это действующий храм и музей, который входит в состав Государственного исторического музея.
История
Первоначально икона находилась, по-видимому, рядом с Москворецкими воротами, в нише несохранившейся Китайгородской стены (оборонительное сооружение в центральной части Москвы, разобрано в 1930-е годы).
Панорама Китай-города. Кликните, чтобы посмотреть в большом формате
С XVII века — в специально построенной для нее часовне Всемилостивого Спаса перед Москворецкими воротами (разобрана в 1960-е). В 1698 г. часовню перенесли внутрь Китай-города на Москворецкую улицу — сейчас это территория парка «Зарядье».
Часовня справа
Фото с сайта davidova-pustyn.ru
Икона Господа Вседержителя принадлежит к особому иконографическому типу — «Спас Москворецкий». Для него характерно оплечное (то есть до уровня плеч) изображение Спасителя. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит раскрытое Евангелие. По стилистике письма — это работа профессионального северного иконописца. В Москву икона могла попасть из Соловецкого монастыря, к которому первоначально была приписана часовня у Москворецких ворот.
На полях иконы на церковно-славянском языке написан тропарь Нерукотворному Образу Господа, глас 2:
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.
Текст раскрытого Евангелия (Мф 25:34):
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.
Последнее свидетельство об иконе в 1927 году оставил главный хранитель Исторического музея Алексей Орешников. В своем дневнике он записал, что был в реставрационной мастерской в Покровском соборе, «где расчищали огромный чудотворный образ Спасителя из часовни». После этого об иконе ничего не было известно до 2018 года, когда она появилась на антикварном рынке. Ее приобрел известный коллекционер Станислав Николаев и преподнес в дар Государственному историческому музею.
С 14 октября 2019 года икону «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)», которая, по обоснованному предположению экспертов, является той самой обретенной святыней, можно увидеть в Покровском соборе — во время богослужений и в часы работы музея.
Материал подготовлен при поддержке Государственного исторического музея.
Икона Христос Пантократор
Икона под названием «Спас Синайский» или, как её ещё называют, «Христос Пантократор» — очень древняя, из дошедших до наших дней. Этот образ — неотъемлемый атрибут росписи в христианских храмах. А к самой иконе верующие приходят просить о поддержке и укреплении веры.
Что нужно знать про икону
Прежде всего, люди должны понимать, что икона — это не портрет. В Евангелии не найти подробного описания внешности Христа. Тем не менее Его облик — это не просто выдумка художников, писавших иконы. Есть описания современников, которые приоткрывают завесу тайны и сообщают о том, что у Иисуса были каштановые волосы, рыжеватая борода, голубые глаза, высокий рост и приятная спокойная манера говорить.
На заметку! Господа никто не видел, но когда нужно изобразить на иконе Всевышнего, иконописцы используют образ Иисуса Христа, как вочеловечившейся ипостаси Творца.
Как выглядит
Облик Иисуса Христа на иконе «Пантократор», что означает в переводе с греческого «Вседержитель», достаточно реалистичен, в чертах лица прослеживается индивидуальность. Это наталкивает на мысль о том, что образ писался с нерукотворных изображений, которые возникли без участия человека. Общепринятые каноны иконографии, изображающие Спасителя, сформировались к IX столетию.
Левая и правая половины лица — асимметричны. В этом есть определённый смысл. Так, левая часть более светлая, она излучает доброту и человеколюбие. Дуга брови изогнута естественным образом, глаз смотрит милующе. Совсем иначе выглядит правая — взгляд всматривающийся, бровь напряженно приподнята. Лицо с этой стороны затемненное. Такая концепция хорошо отражает дуализм природы Мессии — божественной и человеческой. Он объединяет в себе Судью и Всемилостивого Творца.
На иконе вокруг головы Иисуса нарисован нимб, что лишний раз подчёркивает его происхождение от небесных сил.
Интересно! Нимб изначально украшали звёзды. Позже пришла традиция писать на нём буквы, которые расшифровываются, как «Я есть Сущий».
Жесты на изображении тоже неслучайны. Сложенные три пальца символизируют Святую Троицу, а два перста поднятых вверх — человеческое и божественное начало. Правая рука благословляет всех верующих христиан, а в левой находится Евангелие, что указывает на власть Царя Небесного над миром и его роль Учителя.
Читайте еще об иконах Христа:
История иконы
Так сложилось, что картины и мозаики с ликом Господа появились гораздо позже, чем письменные упоминания об Иисусе Христе. Это связано с запретом ветхозаветной церкви изображать лицо Творца. Первыми писать иконы с изображением Спаса начали служители византийских храмов. Происходило это в период с IV по VI века. Самый древний, дошедший до сегодняшнего времени, образ Пантократора находится в Синайском монастыре. Его создали в Константинополе. По преданию, икону передал в дар инокам император Юстиниан. А обнаружили её лишь в XIX веке.
Данная икона была написана в своеобразной манере, во многом схожей с портретной техникой. Восковое изображение находилось под слоем дорисовок, произведённых с целью обновления в разное время. Его очистили уже в 60-х годах XX века в процессе реставрации. В VII веке образ Спасителя появился на золотых монетах с подачи императора Юстиниана. По типажу чеканное изображение, которое возвели в статус имперского символа, было очень схожим с той самой иконой Христа Пантократора в монастыре Синая.
Впоследствии с образа делалось множество списков, которые сегодня можно встретить в каждом храме и не только. Иметь дома икону Вседержителя стремится каждый верующий христианин. Ведь Бог — это лучший лекарь душевных ран.
Значение иконы
Для христиан икона «Христа Пантократора» — своеобразный символ обещания того, что справедливость и добро обязательно восторжествуют в светлом Царстве Небесном. На ней Иисус изображен во всем своём величии и могуществе.
Своим видом Он как будто напоминает каждому человеку о том, что нужно жить по заповедям и отрешиться от грешных дел, чтобы в конце земного пути воссоединиться с Отцом своим.
Православный интернет-магазин Svyatsy — Иконы Христос Пантократор.
В чем помогает
Обращение к Всевышнему перед иконой Пантократор помогает перенести тяжёлые испытания, укрепить веру в душе, привести в гармонию своё внутреннее состояние. Молитва очищает разум от дурных помыслов. Человек начинает понимать, как поступить правильно и не оступиться.
Важно! Господь никогда не оставляет в беде своих чад, защищая от напастей, обмана и происков невидимых врагов.
И неважно, просит верующий помощи в избавлении от болезней или в отношениях с родными — каждый получит отклик на сердечную молитву, идущую из глубины души.
Спас Вседержитель. Андрей Рублев
Андрей Рублёв.
«Спас» из Звенигородского полуфигурного деисусного чина.
1410-е.
Государственная Третьяковская галерея.
Если бы сейчас сохранились все или большинство произведений, созданных художником, можно было бы представить картину его творчества с большой долей точности. Однако и малый набор аналогий дает возможность утверждать: звенигородские иконы созданы близко по времени к владимирским фрескам 1408 года.
Некоторые фрески владимирского Успенского собора кажутся эскизами, набросками, легкими и блистательными к тем удивительным по красоте и высоте образам, которые воплотились в трех иконах звенигородского происхождения. Вызревший интерес к духовному «портрету», внутреннему миру человека, представление о высокой его идеальности нашли законченное воплощение в невероятной силе и красоте живописи Звенигородского чина. Это итог, итог долгих раздумий и поисков, художественных и духовных. У многих исследователей наметилась склонность датировать чин 1410-ми годами после Владимира и перед работами в Троицком монастыре в 1420-х годах. Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера.
Рублев избрал для звенигородских икон очень большой размер. Поясные изображения получились превышающими человеческую меру. Это позволяло увидеть из любого места храма, где бы ни стоял человек, смысл, настроение, вложенные художником в написанную икону. В самой избранной на сей раз Рублевым величине ликов видно желание многое сказать людям именно через лицо, показать открыто и ясно внутреннее состояние образов. Художник готовил встречу лицом к лицу своих современников и жителей вечного мира.
Чтобы глубже понять Рублева в звенигородском деисусе сейчас, почти шесть столетий спустя, необходимо представить себе применительно к этим произведениями особенно к «Спасу», некоторые мировоззренческие черты, свойственные средневековью вообще и присущие собственно рублевскому времени. Это позволит найти место Звенигородского чина в духовной биографии художника.
За многие столетия у разных народов, от Северной Африки до новгородских владений на Белом море, от Палестины до Скандинавии, не было места, где бы не знали такой иконы. Этот образ нес в типе лица, одежды, книге, надписи имени на фоне неизменные черты единого иконописного предания. Но нигде и никогда не было создано двух совершенно одинаковых образов. Личность художника, его жизненный опыт, национальность, настроения и веяния его времени налагали определенный отпечаток не только на живописную манеру, но и на глубинное понимание образа. Отпечаток времени и личности мог быть очень легким, едва уловимым. Но большой художник, особенно такой, в котором сочеталось высокое мастерство с даром мыслителя, умел вдохнуть свой огонь в освященное традицией…
Всегда и везде Иисус изображался «по человечеству», однако искусство многими средствами выражало «надмирное» начало. Многообразны способы, какими художники передают важную для них идею. В основном это достигается тем, что, используя более позднее понятие, можно было бы назвать психологической трактовкой образа. Иногда в образе Христа подчеркнута и выделена невместимая в человека творческая сила, суровая и грозная. Такие образы русское искусство знало издавна. Четырнадцатое столетие принесло значительное многообразие в постижение и выражение этой идеи. Опыт исихастского созерцания отразился в искусстве созданием «Спасов» отрешенных и всеведущих. В их лицах виделось знание, недоступное человеку. Рублев знал все эти иконы. Их писали и византийцы, и русские, их ученики. Несомненно, он впитывал заложенное в них. Этот опыт сказался в звенигородском «Спасе», опыт вершин искусства предшествующей эпохи. Но было здесь и другое, была иная, совсем иная основа.
Лик рублевского Спаса дышит силой и покоем. Это лицо зрелого человека в мерном расцвете духовных и физических сил. Его во времена Рублева назвали бы «средовеком». Сильно открытая, крепкая шея Спаса повернута как бы несколько в сторону, в то время как лицо, обрамленное тяжелой шапкой длинных, спускающихся почти до плеч волос, обращено прямо к зрителю. Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает сразу ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой. Небольшие, чуть суженные глаза внимательно и доброжелательно смотрят из-под слегка приподнятых бровей. В нежном живописном свечении лица, написанного плавными бликами прозрачной охры, с теплыми высветлениями, которые мягко обозначают объемы, этот взгляд определенно выделен. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови. Это мастерское соединение чисто живописных приемов с линейными роднит стиль «Спаса» с фресками Успенского собора во Владимире. Различие состоит в степени проявления того и другого начала. В лике иконы Рублев «скрыл», «погрузил» линию в живопись. Лишь в отдельных деталях линия проявляется, звучит в полный голос. Но его редкий дар рисовальщика виден здесь в изумительном по красоте силуэте, в котором статичность соединяется с легким живым движением.
«Спас» Рублева поразил современников. Отпечаток огромного впечатления, которое он произвел на людей XV века, несет на себе не одно произведение даже из того немногого, что сохранило для нас время из икон этого столетия.
Не кажется преувеличением мысль современных нам историков древнерусской культуры о том, что Андрей Рублев создал образ именно «русского Спаса». Мягкость, внутренняя теплота этого образа позволяют даже уловить русские черты в типе лица звенигородской иконы. Однако нельзя думать, оставаясь в границах исторической достоверности, что художник старался переносить, вплавлять в устоявшуюся веками иконографию черты лиц своих современников. Это было бы просто невозможным для мировоззрения средневекового мастера, продолжателя иконописного предания. Но все же под кистью Рублева столь свойственное русским людям выражение спокойствия, мягкости и открытости не могло не передаться строгим чертам Иисуса.
Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.