спас оплечный икона фото

Спас оплечный икона фото

профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения

Оплечный образ Спаса

Историки, занимающиеся древнерусским изобразительным искусством, даже не подозревали, что в распоряжении современников может оказаться никому не ведомая икона Спаса Оплечного — причем домонгольского периода. Сама мысль об этом принадлежит к разряду настолько фантастических, что трудно было даже ожидать, что она способна зародиться среди искусствоведов.

Позднее икона едва ли находилась в собрании кого-то из коллекционеров. Вероятнее всего предположить, что хранилась она в семье потомков или наследников того мастера, который — вне государственной мастерской, а скорее всего в домашних условиях — и провел реставрацию, впоследствии сохранив у себя шедевр как семейную икону или просто как предмет, дорогой его сердцу.

Размер этот был близок к оригинальному : правая сторона доски носит следы подтески (уменьшения плоскости) — к ней приставлена планка, ширина которой около полутора сантиметров. Визуальное распознание подтески подтверждает рентгенограмма. По верхнему же торцу закреплена первоначальная планка, которая называется торцевой шпонкой, — характерная деталь древних иконных досок. У нижнего торца аналогичная древняя торцевая шпонка утрачена, и вместо нее наложена рейка. О починках и дополнениях первоначальной доски свидетельствуют выявленные на рентгенограмме небольшие поперечные деревянные планочки, напоминающие по своей конфигурации бантик. Такие деревянные врезки в старые иконные доски размещают на участках склейки разошедшихся досок, а также при склейке трещин древесины доски, — их в России принято называть «ласточками». Трещина, которая была на лицевой поверхности доски, вызвала трещину и в левкасе — с утратой части живописи. Трещина тогда же была заполнена новым левкасом, восполнен и участок утраченной живописи. Вставка эта, с восполненной живописью, хорошо заметна в левой верхней четверти иконы: она приходится на левый край перекрытия нимба, а также на изображение волос Спасителя (вплоть до контура Его чела). Вероятно, при том же поновлении был выброшен ослабевший и разрушенный левкас по всем краям иконы — включая верхний, с изображением нимба, а также участок слева, с изображением одной из сторон бороды Христа. Обнаженная поверхность доски была покрыта новым слоем левкаса, причем окружность нимба, утраченная часть изображения лика Христа, фон и поля иконы были восстановлены.

Голова Христа написана фронтально. Волосы, справа заправленные за шею, слева — чуть за плечо, изображены не пышными: они плотно облегают голову. Крупными прядями волосы расходятся в стороны от прямого пробора. Волнистость прядей очень незначительна, но слегка усиливается книзу. Овал лика с невысоким лбом и широкими скулами плавно переходит в абрис короткой бороды. Щеки не впалые, с легкой подрумянкой внизу. Пропорции лика строго классические: высота лба соответствует как длине носа, так и расстоянию от носа до подбородка и пропорциональна ширине глазных впадин. Такие соотношения в пропорциях лика отвечают нормам линейного построения голов и ликов — в частности, в мозаических и фресковых изображениях Христа. Это, например, константинопольские мозаики храмов конца Х в. (мозаика в люнете над главной дверью, ведущей из портика в храм св. Софии, 886–912), но главным образом — мозаики и фрески XI века, включая мозаики Киевской Софии (1037–1061) и других соборов и церквей.

Фронтальное изображение головы Христа отвечает канону, известному по Деисусам (Христос в образе Вседержителя) и иконам типа Спас Вседержитель и Нерукотворный образ Христа. Следование канону просматривается отчетливо: черты лика Спасителя выражают божественную величавость и ригористическую строгость. Плотная вписанность головы во внутреннюю плоскость иконной доски, в «ковчег» — при нимбе, широко заходящем на «поля» иконной доски, — создает впечатление выхода Спаса-Христа в мир, навстречу к молящимся Его образу. Такая композиция отличает моленный образ от настенных росписей, мозаик и икон с изображением Христа по пояс или восседающего на престоле.

На иллюстрациях, сопровождающих первый из вышеупомянутых листов, Борис предстоит иконе «Поясного Вседержителя с Евангелием» (икона на подставке находится внутри шатра). На иллюстрациях, сопровождающих второй, — князь изображен внутри шатра, в моленном предстоянии такому же поясному образу «Вседержителя» (на сей раз как бы висящему в воздухе, т.е. без подставки). Тот же эпизод «Сказания» представлен на иконе «Бориса и Глеба с житием» второй половины XIV века, находящейся в Государственной Третьяковской галерее (Инв. № 28757), — в четвертом клейме верхнего ряда. Здесь князь Борис и его отрок также изображены в шатре в молитвенных позах, причем повернувшись вправо — как бы к иконе: молятся Христу Спасителю, поминая его в своей молитве. Однако — в отличие от иллюстрации к «Сказанию» — в клейме отсутствует изображение иконы со Спасом.

Третий лист в «Сказании», на котором представлен образ Христа (л.147), содержит две миниатюры и соответствующие к ним тексты. Он иллюстрирован двумя сюжетами. Первый представляет пожар в храме, где находились гробницы святых страстотерпцев: « загореся црквь стаго Бориса и Глеба и выносиша все изъ цркви »; « поставиша црквь цю малу и пришед еппъ съ архиеппъ съ кресты и сътвори в неи всенощное». На верхней иллюстрации изображен храм и языки пламени, юноша с книгой (Евангелием) в дверях и юноша с иконой « Оплечного Спаса», идущий в направлении от храма навстречу двум людям, протягивающим руки в сторону иконы.

Тексты молитв и характер изображений наталкивают на мысль о том, что моленной иконой князя Бориса как раз и был образ «Спаса Оплечного », написанный после прославления святых страстотерп­цев — к семидесятым годам XI века — и тогда же поставленный к гробницам с их мощами. Предположение такое может показаться достаточно вольным, но, поскольку по стилистическим признакам написание интересующей нас иконы приходится именно на вторую половину XI века, трудно представить себе, что в это время она могла быть написана по другому заказу и иному поводу. Стиль и манера живописи восходят, таким образом, к установившимся в X веке в Византии канонам. Легко прослеживаются классические правила греческого искусства обозначенного времени. В период Македонской династии, как пишет В.Н.Лазарев, «…после тревожных, бурных времен иконоборчества наступает относительно спокойный период. Крепкая централизованная власть с железной последовательностью утверждает свое господство, стремясь и в искусстве утвердить единый, монополизированный двором стиль. Отныне Константинополь, и до того игравший исключительно видную роль, решительно преобладает над остальными художественными школами» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1, М., 1947. С.74).

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в образе Христа, рассматриваемом нами, смысловой доминантой со всей очевидностью оказываются крупные миндалевидного разреза глаза с карими зрачками, подчеркнутыми белыми бликами. Взгляд направлен не прямо, т.е. не в упор на молящегося — он будто устремлен в вечность. В сочетании со строгой неподвижностью прямо поставленной головы такое выражение глаз придает образу Христа величавую силу, мудрость и абсолютную власть, т.е. тот комплекс черт, который отличает только Владыку Мира. Образ Его строг, но в то же время и милостив.

Известно, что на протяжении двух веков — с тех пор как в IV веке Христа начали изображать в зрелом возрасте, — было создано несколько различных типологических обликов Вседержителя. Но о том историческом образе, который получил бы статус истинного, в силу, так сказать, отсутствия убедительного первоисточника, еще не могло быть и речи. Создаваемые изображения были весьма непохожи друг на друга по иконографическим и типологическим характеристикам, не имели единообразия в начертании деталей и репрезентировали, по существу, различные типы духовности. Единственное, что их объединяло, — выражение строгости в ликах, что подчас достигалось намеренным уходом от классических греческих канонов, обязывающих, в частности, к соблюдению строгих пропорций в решении ликов. Вразрез канонам ликам оказывались присущи низкий лоб, несколько вытянутый нос, сильно расширенные глаза, преувеличенная борода (то закругленная внизу, то переходящая в острый клин), преимущественно пышные и вьющиеся волосы с длинными прядями — то светлыми, золотистыми, то темными до черноты.

Интересно отметить, что в последние десятилетия, в связи с проведением физико-технологических и химических исследований Туринской плащаницы, возникает концепция, в соответствии с которой Нерукотворный Убрус и Плащаница представляют собой один и тот же предмет. Основанием для такого заключения является исторический факт, касающийся того, что Плащаница попадает в Эдессу при царе Абгаре VIII в III веке. В свете этой легенды Плащаница была замурована в башню при его сыне-язычнике и извлечена из-под закладки в 525 году. Продолжением легенды служит широко известная в настоящее время история Туринской плащаницы.

Тем не менее, даже несмотря на наличие только что приведенных параллелей, истинное время исполнения интересующей нас иконы можно установить только посредством серьезной сопоставительной работы в направлении изучения исторически сменявших друг друга трактовок образа Христа. Пока очевидно одно: многочисленные исследования подтверждают, что с начала XII века пропорции, а следовательно и тип изображения лика Христа несколько изменяются: абрис лика сужается книзу, нос несколько удлиняется, образ утрачивает (если можно так выразиться) величественную строгость, а взгляд — пронзительность. Величественный и спокойный образ Христа, представленный в изучаемом нами памятнике, едва ли может быть соотнесен с этим описанием.

Источник

Спас оплечный

Поступила в музей в 1925 г. из церкви Молчанской Богоматери Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда.
Реставрировалась в 1962 году в ГЦХРМ имени академика И. Э. Грабаря А. Гоголевой.

На фоне иконы надпись вязью, золотом: « ВСЕДЕРЖИТЕЛ».

1 И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 83–84.

В XIV веке оплечные изображения Христа, восходящие к византийским прототипам, получают на Руси большое распространение. Именно к XIV веку относятся известные иконы подобного типа из Успенского собора Московского Кремля. С середины XVI века уменьшенные повторения прославленных святынь нередко выступают в качестве вкладных и обетных икон царской семьи. К образцам XVI века восходит и рыбинская икона. Контуры креста здесь обозначены девятью золотыми обводками, символизирующими девять чинов ангельских. Лик Христа занимает почти всю поверхность средника, а нимб далеко заходит на поля, что придает образу гипертрофированный масштаб. Контраст плотного коричневого охрения и белков глаз, прописанных белилами, сразу привлекает внимание к «ускользающему» взгляду Христа (крупные радужки показаны не по центру, а в углах глазных яблок). Жесткие темные описи глаз и бровей, прямая широкая спинка носа, тщательно моделированные морщины дополняют облик грозного Судии, перед которым «возрыдают все племена земные» (Откр. I, 7) В этой связи можно говорить о преобладании эсхатологического аспекта в трактовке образа. Знаменательно, что такой тип лика был особенно распространен в иконописи в годы царствования Иоанна Грозного. В нем сквозит ожидание близости Страшного Суда, грядущего пришествия «владыки царей земных» (крест за главой Христа воспринимается как знак Его триумфа).

2 Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002. С. 191.

Источник

Икона Спас Оплечный, Спаситель, Господь, деревянная икона под старину

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

Банковской картой на сайте с гарантией возврата средств

Отправка в течение 1-5 дней.

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

Икона Спас Оплечный, деревянная, ручная работа. Работа создана по оригиналу антикварной старинной русской иконы (Великий Новгород) XV века.

Икона была сделана вручную, я не использую станки. Основа иконы из массива сосны, обработана глубоким брашированием.

Безопасные для здоровья, профессиональные материалы: дерево, краски и лак на водной основе.
Я использую специальные техники изображения на дереве.
Икона настольная.

Отправка СДЭК, почта РФ, Boxberry.
Сберегающая от повреждений упаковка.

Иконы «Домашняя сосна» я создаю по благословению настоятеля Мариенбургского храма «Покрова Пресвятой Богородицы» протоиерея Антония Антипова.

Пожалуйста, внимательно смотрите на реальные фотографии! Вы получите именно то, что вы видите на реальных фото и видео!

Внимание! Ваш монитор может немного изменить цвет и показать более яркое или тусклое изображение, чем оно есть на самом деле!

Часть средств, вырученных от продажи иконы будет потрачено на благотворительность.

Пожалуйста, задавайте любые вопросы, буду рада.

Источник

Икона «Спаситель (оплечный)»

спас оплечный икона фото. Смотреть фото спас оплечный икона фото. Смотреть картинку спас оплечный икона фото. Картинка про спас оплечный икона фото. Фото спас оплечный икона фото

Икона «Спаситель (оплечный)»

Образец написания:
Вы можете выбрать образец из представленных нами или предоставить свой⇢.

Размеры иконы (см.):
13×16, 15×20, 18×24, 24×30, 30×40, 40×50, 50×60, 60×80
ростовые: 10×20, 18×36, 25×50 (мерная), 30×60, 40×80
только с киотом: 21×27 (по киоту 30×36)

Материалы и отделка:
Доска⇢ из лиственных пород дерева и дуба (шпонки), паволока, левкас.
Сусальное золочение 960 пр.⇢ (нимба или фона целиком).
Гравировка по левкасу⇢ (нимба, нимба и полей, всего фона).

Письмо иконы:
Темперное письмо⇢ или масляное письмо⇢, в зависимости от образца.

Киот для иконы:
Материалы: массив дуба, лиственные породы дерева, стекло.
Отделки рамы: лак, сусальное золото, резьба. Посмотреть виды киотов⇢

Доставка и гарантии:
Доставка осуществляется до дверей нашим представителем или курьером. Подробнее о доставке и оплате⇢.
Гарантия на икону — пожизненная (при должном обращении).
На икону выдаётся сертификат.

Стоимость иконы:
*Определяется исходя из размера иконы, её отделки и образца.
Принцип ценообразования можно найти здесь: стоимость и сроки⇢
Окончательную стоимость вашей иконы можно уточнить, заполнив форму ниже.

Описание образа

Образ Спаса Оплечного получил свое название благодаря тому, что Иисус Христос нарисован по плечи. Купить его либо заказать индивидуальное изготовление по доступной цене можно в нашей мастерской. Ранее его часто вставляли в медальоны, и только сейчас икону пишут на обычной доске либо размещают в окладе.

Описание образа

По старинному преданию, лик считают точной копией нерукотворного оригинала (мандилиона и керамиона). В отличие от других икон, здесь Спаситель больше похож на обычного человека, чем на Бога, его взгляд способен проникнуть прямо в душу. Образ указывает на необходимость духовной связи с Богом, призывает к ответу за содеянные поступки и помыслы, заставляет задуматься о бренности мира и правильности жизни.

Спаса Оплечного, как и другие образы Христа, можно попросить о помощи в любых начинаниях, поблагодарить за помощь в делах, обратиться к нему в горе. Это лучший лик, с которым можно побеседовать наедине обо всех вопросах.

Где купить икону Спас Оплечный?

Мастерская им. апостола Андрея первозванного специализируется на иконах ручной работы. Заказывая образ в нашей мастерской, вы получите:

При желании образ украшается гравировкой и золочением.. Наша мастерская дает каждому купить икону Спаса Оплечного в Москве. Для этого просто необходимо позвонить по номеру, указанному на сайте или оставить заявку.

Расчет стоимости

Если вы хотите произвести расчет стоимости вашей будущей иконы — оформите заявку, расположенную ниже.
После этого наш представитель свяжется с вами и обсудит все детали работы.
Также можно позвонить по телефону: +7 995 11-757-11 или +7 916 323-24-35, задать необходимые вопросы, и сразу же разместить заказ.

Источник

Икона Спас Оплечный

—>Лот размещен:24/08/2020 21:33:20Предложение действительно до:24/09/2020 18:41:05Лот находится в городе:Москва (Россия)

Доставка:
по городу:За дополнительную плату, стоимость доставки уточняйте у продавца.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране 500.00 р.
Высылаю в регионы РФ, стоимость доставки 500 рублей оплачивается покупателем.
Оплата: Банковская карта.
Состояние товара:Б/у.
9
№49172270

Икона Спас Оплечный. Размер 35,3 х 27 см. Темпера.

Уважаемые покупатели, спасибо что зашли на мою страничку!

Во избежании необдуманных приобретений просьба внимательно ознакомиться с фотографиями и описанием лотов, многие выставленные предметы не являются новыми и имеют следы бытования, если недостаточно информации, то можете дополнительно запросить до оформления покупки! Возврата и обмена нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *