спас на крови подводные кресты
Храм Спаса на Крови: 7 секретов
Храм Спаса на Крови является истинным украшением Санкт-Петербурга. По красоте данное строение может посоревноваться даже с Храмом Василия Блаженного, что на Красной площади. Когда-то на месте нынешнего Спаса был ранен император Всероссийский Александр – II, который через несколько часов умер от кровопотери у себя во дворце. Случилось сие печальное событие в году одна тысяча восемьсот восемьдесят первом.
Вскоре на месте смертельного ранения императора было воздвигнуто поистине шедевральное культовое строение, автором которого явился Альфред Парланд. Деньги на постройку храма собирали тогда по всей Руси, а сам царь был признан мучеником. Сегодня Спас на Крови является едва ли не визитной карточкой города на Неве и, казалось, всё о нём известно.
Загадки Спаса на Крови
Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.
Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.
Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.
Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как: «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).
Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять же, это совпадение?
Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один. Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.
Вот, собственно, такие слухи и факты имеют место быть, коль скоро мы начинаем говорить о храме Спаса на Крови. Место это, как и само строение действительно окутаны мистикой. Здесь всё дышит историей и красотой. Хотя бы раз в жизни тут точно стоит побывать. Стоит побывать, чтобы не только восхититься рукотворным храмом, но и вспомнить историю собственной великой страны.
Храм Спаса на Крови: 7 секретов: 1 комментарий
Я давно мечтала попасть в Храм Вознесения — Спас на крови. при приближении к нему, 25.06.19, я наблюдала свечение исходящее широкими лучами от храма. Фотографировала с разных точек- везде одно и то же. А в храме свет будто вел меня к северной стороне начиная с самого входа. Все фото мозаик удавались кроме одной из мозаик — скрывался (засвечивался плотным белым пятном лик Иисуса и слева от него) и я не могла понять, что же изображено на этой мозаике. Мне удалось сфотографировать ее только после того, как я одела платок и помолилась о родных и особенно о болеющем моем сыне, пожертвовала на храм и фото получилось только тогда, когда я подошла близко к северной стене. Дома, при увеличении изображения, я поняла, что это- история об исцелении отрока!
Добавить комментарий Отменить ответ
Настоящая история крестов Спаса на Крови.
Это первый рассказ написанный мной. Если что, не так написал, позже постараюсь исправить. Для меня эта история началась тридцать лет назад с экскурсии в конце сентября 1987 года по Ленинграду. В этой истории нет мистики. Что-то об этой истории говорил экскурсовод в самом храме. Она известна как история о подводных крестах Спаса-На-Крови.
Я приехал на курсы в техникум статистики на несколько месяцев из Сыктывкара. Техникум располагался в монастыре Иоанна Кронштадтского на Карповке. Мне тогда был двадцать один год. После двух недель изучения программирования на ЯМБ-е наш преподаватель Инна Ж. предложила нам вместо политинформации по пятнадцать минут каждый день организовать экскурсию по городу в течении трех дней.
На следующий день на месте пересечении Крюкова канала и канала Грибоедова утром мы встретились с женщиной, которая стала нашим экскурсоводом. Её имя уже не помню. Она была отрекомендована нам как человек любящий Питер и хорошо знающий его. Возможно её хорошо знали в самом женском монастыре Иоанна Кронштадтского. И еще думаю, что она жила недалеко от места начала нашей экскурсии.
Мы пошли пешком вдоль канала Грибоедова до Марсова поля. В начале нашей экскурсии она рассказала легенду о том, что во времена разрушения церквей горожане спасали кресты на Спасе на Крови сбросив их в воду. Немного помолчав она добавила, что пару месяцев назад умирала её знакомая и перед смертью сказала, что сама видела, как кресты уходили под воду. Наш экскурсовод как можно тщательней выяснила, где находилось это место. Так же она сказала, что когда будет реставрация Спаса на Крови нужно вернуть эти кресты на своё законное место.
Знаю, что перед смертью люди говорят правду и не было сомнений в добросовестности женщины которая нам это рассказала. Подойдя к Спасу она показала нам, где спрятаны кресты. В душе я присоединился к ее мечте о том, чтобы вернуть кресты Спаса на Крови на своё место.
Для того чтобы продолжить эту историю дальше хочу пояснить один момент. В августе 1987 года за месяц до экскурсии я заочно поступил в СЗПИ на факультет ИСУ по специальности 0608.Северо-Западный Политехнический институт находился по адресу ул. Халтурина д.5. Сейчас эта улица называется Миллионной. И здание находится рядом с памятником Суворову. Общежитие во время сессии нам давали на ул.Гривцова, иногда на ул.Бойцова, а в конце в студенческом городке на Ново измайловском проспекте.
В итоге я постоянно ходил при любом варианте два раза в год по три недели по маршруту метро «канал Грибоедова»-«Спас-на-Крови»- Миллионная д.5 на Марсовом Поле. Этот замечательный маршрут во время которого моя душа отдыхала от всех забот и проблем студенческой жизни. Постепенно стал замечать, как вырос забор у Спаса на Крови, как появились леса на одном куполе, потом на другом, потом они освободились от лесов и стали радовать глаза яркими красками, а ремонт перекинулся на третью башенку.
Примерно через четыре года после начала данной истории, свежим солнечным утром во время летней сессии, шел я по каналу мимо собора и увидел, как рабочие запускают насос. Две трубы были опущены в воду. Одну из труб рабочий в черной футболке, примерно мой ровесник, заносил внутрь забора огораживающего собор. На занятия я шел быстрым шагом нигде не задерживаясь.
Вдруг на занятиях вспомнил насос, вспомнил, что он как раз стоял недалеко от места, где лежали под водой кресты. Подумал, что как раз пришло время для поиска крестов. Два купола готовы и если кресты не найти и не достать их из-под воды, тогда они станут не нужными. Их место будет занято новоделом. Мелькнула мысль о том, что может быть их уже ищут и этот насос как-то связан с подводным поиском.
После занятий днем спокойно шёл в общежитие. Думал о своих делах. Проходя мимо Спаса на Крови по противоположной стороне канала увидел насос. Он был выключен. Он стоял на десять-пятнадцать метров дальше от нужного места, чем утром. Мне стало вдруг обидно, что люди спасали рискуя жизнью священные реликвии, а найти их не могут даже под своим носом.
Я развернулся, по мосту перешёл на сторону где был храм. Я тогда носил очки, но зрение даже в очках было не важное. Шёл к месту где стоял насос. Рабочих издалека не видел. Подойдя к насосу заметил двух человек примерно тридцати пяти лет. Они разговаривали между собой. Рабочей одежды на них не было, но они стояли так что насос у них был перед глазами.
Обратившись к ним, рукой показал на место, где под водой лежали кресты.С некоторой горячностью сказал, что кресты со Спаса на Крови лежат под водой вон-там. И их надо доставать именно в этом месте. Тот который стоял ко мне ближе быстро взглянул на меня, потом на место которое я показал рукой и сказал, что через неделю он вызовет водолаза и там посмотрят. Я сказал: «хорошо»- и пошёл дальше.
Я на выходных уже уезжал домой в Сыктывкар и понял, что момент когда будут доставать кресты не увижу. Но на эту тему не стал разговаривать. Уходя вспомнил, что не представился, но останавливаться не стал. Главное указал место. Я знал, что каждый раз когда они взглянут на воду канала будут вспоминать кресты. Им не дадут забыть эту историю души тех, кто спасал кресты своими руками. Однажды в зимнюю сессию увидел первый крест на Спасе.
Он был огромным и таким красивым, что моя душа улетела высоко в ночное небо и растворилась в нем.
Подводные кресты Спаса-на-Крови
Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Один из самых прекрасных и любимых храмов города. Посещение храма, а также фото у его стен является обязательным условием пребывания туристов. Однако не все горожане, а также гости Северной столицы знают, что Спас-на-Крови хранит множество мистических загадок и тайн: как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР; где хранится икона, способная предсказывать будущее; и почему кресты хранятся под водой.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм «освободили» от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики — основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме — где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей — некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив — его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы — значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел — возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Спас на Крови в Петербурге — тайны и легенды, предсказание и покушения, мистика и мозаика
Спас на Крови — известный православный храм в Санкт-Петербурге, его узнаваемый символ и визитная карточка во всём мире, с красивым оформлением, благодаря которому его называют музеем мозаики, — был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Выражение на крови указывает на кровь царя. Это мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор Спас на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.
Известные факты о Спасе на Крови
Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя. Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа.
В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года. Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.
Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.
В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована. Храм Спас на Крови имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Роковое предсказание и покушения на царя
Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Александру ІІ было предсказано, что именно 8-е покушение приведёт его к гибели. На жизнь Александра II было совершено 6 покушений, в один день, 13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года было совершено 7-е и 8-е покушение, последнее или 8-е стало причиной его смерти.
Самым первым покушением на жизнь императора стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 апреля (4 апреля по ст. ст.) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров.
Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением.
В то же время проводил политику сближения правительства с «благонамеренными» кругами русского общества. Так, при нём в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.
14 марта (1 марта по ст. ст.) 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел.
Разрыв набережной и заговор
Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.
После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:
От волка, от дурака,
Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора.
Советская власть и сказ о кресте
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.
Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
Спас избежал сноса и бомб
Спас на Крови и развал Союза
В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.
Тайна чисел в Спасе на Крови
Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
Мозаика — крупнейшая коллекция
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы, Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады — все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. м2 продолжались 14 лет. 19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор».
Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.