спас на крови как работает сегодня
Спас на Крови режим работы официальный сайт — расписание работы и онлайн-покупка билетов
Также рекомендуем экскурсии:
Спас на Крови — православный храм и филиал государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Последним он является с 1971 года.
Сегодня посетить объект можно и как действующий собор, и как музей. К слову, последний имеет и собственный официальный сайт, на котором можно ознакомиться со всей необходимой информацией: историей и направлениями деятельности, новостями и запланированными мероприятиями. Здесь же можно посмотреть режим работы, а также приобрести билет.
Официальный сайт
Чтобы узнать, когда можно посетить объект, стоит ознакомиться с информацией о времени работы музея. Для этого необходимо обратиться на Спас на Крови режим работы официальный сайт. Соответствующая информация представлена в разделе «Расписание работы».
Следует отметить, что музей открыт для посещений ежедневно, кроме среды. Двери филиала открываются в 10.30 и закрываются в 18 часов. При этом следует помнить, что работа касс, а также впуск посетителей завершается за 30 минут до закрытия самого объекта. Это стоит учитывать при желании посетить Спас на Крови в более позднее время.
Спас на Крови — Режим работы
Своим посетителям музей-памятник «Спас на Крови» предлагает не только дневные программы, но и специальные вечерние, стоимость которых обойдётся дороже, но с их помощью Вы сможете посмотреть на объект несколько иначе. Режим работы объекта в вечернее время с 18 до 22.30. Однако стоит учесть, что вечерние программы действуют не круглый год, а только в тёплое время года: с 27 апреля по 30 сентября. Выходным днём также является среда.
Официальный сайт располагает не только информацией о режиме работы, но и позволяет купить билет в музей. Для этого необходимо выбрать соответствующую вкладку на главной странице веб-ресурса, после чего выбрать подходящую дату и нажать на вкладку «Купить» рядом со строкой «входной билет в музей-памятник «Спас на Крови». К слову, здесь же отображается информация о количестве билетов в наличии.
Купить билет
Следует помнить, что на сайте Вы можете купить не более четырёх билетов в одном заказе, поэтому если Вам нужно заказать билеты на группу, превышающую четыре человека, потребуется оформлять несколько заказов.
На сайте приведена таблица, в которой указана категория билета (электронный) и стоимость. Здесь же Вам понадобится указать нужное число билетов, после чего отобразится итоговая сумма. При оформлении заказа также потребуется согласиться с условиями пользовательского соглашения и правилами покупки билетов.
Покупая билет в музей-памятник Спас на Крови через официальный сайт, Вам также понадобится указать фамилию, имя и отчество получателя билетов, контактный номер телефона и адрес электронной почты, который необходимо подтвердить. После заполнения предложенной формы следует нажать на кнопку «Заказать» и осуществить оплату. Следует помнить, что совершить оплату можно в течение двух часов, в противном случае Ваш заказ будет аннулирован.
Оформление заказа
Чтобы попасть в музей по электронному документу, Вам понадобится распечатать его (документ присылается на электронную почту) либо сохранить в электронном формате.
Таким образом, сайт Спаса на Крови позволяет Вам не только посмотреть режим работы, но и купить билет, благодаря чему Вы сможете отправиться посмотреть объект в нужный для Вас день, не беспокоясь о том, сможете ли Вы насладиться пребыванием в соборе-музее.
Рядом с храмом располагается Иверская часовня-ризница (часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери), которая в наши дни также используется как объект музея. Здесь организуются выставки. Эта часовня является частью комплекса Спаса на Крови и признана памятником истории и культуры федерального значения. Также она известна как Музей камня. Информацией о ней в числе прочего располагает официальный сайт государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Иверская часовня-ризница
На веб-ресурсе Вы сможете посмотреть режим работы Музея камня, а также приобрести входной билет, дающий право на посещение объекта. Билет оформляется через сайт аналогично тому, как это происходит при заказе билета в Спас на Крови. А вот расписание работы несколько отличается.
Музей камня открыт для посетителей каждый день в 10 до 18 часов (при этом касса закрывается на полчаса раньше). В период с 1 мая по 30 сентября объект работает без выходных, а вот с 1 октября по 30 апреля здесь имеется один выходной день в месяц, таковым является вторая среда каждого месяца.
Музей камня — Режим работы
Следует учесть, что режим работы и Спаса на Крови, и Музея камня (часовни-ризницы) в дни школьных каникул (кроме летних) и государственных праздников (кроме 1 января) не предусматривает выходных. В то же время по техническим или иным причинам график работы музейных объектов может быть изменён.
Спас-на-крови: режим работы и стоимость билетов в 2021 году
Спас-на-крови, или собор Воскресения Христова на Крови, был построен в 1907 году. Он был сооружен как памятник царю Александру II, которого смертельно ранили в марте 1881 года, на том же месте где и возвышается храм. Для строительства потребовалось 24 года, ныне же церковь имеет статус музея.
Посещение собора Спас на Крови в Санкт-Петербурге – обязательная часть туристического маршрута в Северной столице. Ведь примечателен не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство, над созданием которого работали более 30 художников, включая Васнецова, Нестерова, Беляева и других. Коллекция мозаик, которые украшают стены собора, является одной из самых крупных в Европе.
Режим работы собора Спас на Крови
Музей «Спас на Крови» работает с 10:30 до 18:00 ежедневно, кроме среды.
Во время школьных каникул, за исключением летних, а также в дни государственных праздников, кроме 1 января, музей работает без выходных.
С середины июля до конца сентября музей работает и вечером, с 18:00 до 21:30, но без экскурсионного обслуживания. Точные даты начала сезона вечерних программ меняются каждый год, поэтому необходимо уточнять информацию перед посещением.
Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.
В соборе по выходным дням проводятся богослужения в 7:30 и 18:00, актуальное расписание можно узнать на официальном сайте.
Цена билета в собор Спас на Крови
Стоимость стандартного билета для посещения музея – 350 рублей. Держатели удостоверения ISIC – 200 рублей. Льготный билет – 100 рублей. По нему музей могут посетить дети от 7 до 18 лет, студенты и учащееся в России и Беларуси. А также пенсионеры, женщины, старше 55 лет, и мужчины, старше 60 лет, имеющие гражданство России или Беларуси.
Для того чтобы купить билеты в храм Спас на Крови по льготной цене необходимо представить кассиру подтверждающих право на льготу документов. В противном случае работники музея могут отказать в продаже такого билета.
Для посещения собора и Часовни-музея можно приобрести комплексный билет, его стоимость – 350 рублей.
Билет для посещения Спаса на Крови в вечернее время, в период, когда это опция предоставляется, стоит 400 рублей. Льготы не распространяются на вечернее посещение.
Бесплатно музей могут посетить Герои СССР и РФ, члены многодетных семей России и Беларуси, дети до 7 лет, инвалиды I и II групп с сопровождающим.
Каждый третий четверг месяца для несовершеннолетних школьников, а также других учащихся – билеты в спас на крови в Санкт-Петербурге бесплатны.
Будьте внимательны, приобрести входной билет можно только за полную стоимость. Льготные билеты приобретаются в кассах музея. [/su_note]
Экскурсии и цены
Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.
Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.
Спас на Крови: снаружи и внутри
Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы. Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник. После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.
Тип: групповая, пешеходная.
Продолжительность: 2 часа.
Стоимость: 590 рублей.
Евангельские сюжеты в мозаиках храма
Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.
Мозаика храма-памятника «Спас на крови»
На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.
Архитектура и наружное убранство
Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.
Правила посещения
На территории музея нельзя заходить за ограждения, а также прикасаться к элементам внутреннего убранства. С собой нельзя проносить и употреблять напитки или еду, проезжать на велосипеде, роликах и других средствах передвижения. Исключение составляют только лица с ограниченными возможностями здоровья.
Лица, находящиеся в состоянии опьянения не допускаются в музей. С собой нельзя брать чемоданы и другие крупные сумки.
Фотосъемка может осуществляться только без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.
Как добраться
Спас на Крови располагается на набережной канала Грибоедова, 2а.
Ближайшая станция метро – «Невский проспект».
Рядом расположены остановки общественного транспорта «Летний сад», где останавливается трамвай №2, а также автобусы №46 и 49, маршрутка № К-76.
Добраться можно от остановки «Площадь искусств», на ней останавливаются маршрутки К-107 и К-289. До остановки «метро Невский проспект» можно добраться на автобусе № 191, троллейбусах №1, 7, 10 или 11.
Официальный сайт храма: http://spas.spb.ru/
История храма
Возвести памятник на месте нападения на императора было решено уже на следующий день. Сначала это была небольшая часовня, которая простояла до 1883 года. Собор возводилась на собранные со всех губерний пожертвования.
С самого начала, как и Исаакиевский собор, храм был на государственном содержании, а не на деньги прихода. В нем проходили только проповеди и службы в честь погибшего императора.
После революции 1917 года собор перестали финансировать, и даже хотели разобрать. Однако начавшаяся война эти планы были отложены. В долгие дни блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранили декорации оперного театра. С 1968 года он начал охраняться как государственный памятник, и только в 1997 году открылся для посетителей.
Что посмотреть
Главная ценность собора – мозаика. Она украшает не только стены, но и своды с куполами. Здесь можно увидеть драгоценные самоцветы и другие необычные породы. Обратить внимание следует на иконостас, украшенный полудрагоценными камнями, а также на иконы, выполненные по эскизам Нестерова и Васнецова.
Спас на Крови : режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Спас на Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Он построен в память об Александре II, погибшем 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (ранее Екатерининский канал).
По указанию Александра III и решению Синода на месте гибели императора набережная была перекрыта массивом здания собора (храм построен на месте гибели), более того — пришлось засыпать часть набережной и сузить канал, что хорошо видно, если смотреть с Невского проспекта.
Над участком мостовой, где был смертельно ранен император Александр II, была сделана сень — резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы. Здесь хранится звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, а также плиты тротуара и часть булыжной мостовой, где пролилась его кровь.
В народе Александра II называли Царем-Освободителем. Среди многих его реформ и достижений — отмена крепостного права в России и победа в русско-турецкой войне 1877–1878 годах, которая принесла освобождение балканским народам от турецкого ига.
Особенность храма Спаса на Крови — для оформления, кроме богатого мозаичного убранства, использовались полудрагоценные камни. Так, мраморный иконостас украшает изумительная резьба, имитирующая деревянную.
Мраморный пол итальянской работы, как драгоценный мозаичный ковер, покрывает всю площадь храма.
Тёмный цоколь из ревневской яшмы внизу и ярко красный орлец из Сидельниковского месторождения
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота составляет 81 метр, вместимость собора — 1600 человек.
Режим работы в 2021 году
Стоимость билетов в 2021 году
Адрес
Как добраться
Ближайшее метро — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».
Внешний вид
Спас на Крови имеет асимметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три полукруглые алтарные апсиды с медными позолоченными куполами — центральная и две малые боковые. С западной части, словно своеобразный монумент, выдвинутый в русло канала, — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом.
Значительная часть фасадов собора оформлена элементами каменного храмового зодчества: аркады (ряд одинаковых по форме и размеру арок) и кокошники, пояски и ширинки (квадратные углубления в стене, внутри которых помещаются изразцы или резные украшения).
Белокаменный декор на фоне красно-коричневого облицовочного кирпича выглядит сказочным затейливым кружевом.
Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).
Одна из самых знаменательных досок — восьмая, об освобождении в 1861 году крестьян от крепостной зависимости.
Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. Впечатление нарядности усиливают синяя, желтая, белая и зеленая черепица, а также золоченые и эмалевые кружева. При всей вычурности и пестроте наружного убранства декор Спаса на Крови отличается самым высоким мастерством исполнения.
На фоне строгой архитектуры Северной столицы храм кажется игрушкой. В этом и прослеживается сходство с собором Василия Блаженного в Москве.
Купола
Устремленность храма вверх создают его девять куполов с высокими ажурными крестами. В живописной композиции особенно выделяется центральный шатер, завершенный небольшой главкой. Именно он, за счет своей высоты (81 метр), усиливает впечатление ориентированности Спаса на Крови ввысь.
Число 81 соответствует году гибели Александра II — 1881. Второй по величине купол Спаса на Крови возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра — возраст императора на момент гибели. Историки считают это простым совпадением, поскольку цифра 81 получилась случайно. Высота храма в то время измерялась аршинами, и она составляла 38 аршин, как и высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Купол колокольни и малые главы апсид покрыты золоченной медью.
Во внешнем оформлении автор проекта, архитектор Парланд использовал мотивы убранства русских церквей XVII века. Одно из его смелых и необычных решений — использовать ювелирную эмаль для оформления куполов Спаса на Крови. Ей были покрыты пять глав площадью около 1000 кв. метров.
Шатры, скаты крылец и алтарные апсиды выложены глазурованной черепицей четырех цветов. Барабан центрального шатра украшают 120 изразцов.
Кресты на главах созданы из золоченной бронзы, а крест над колокольней увенчан царской короной.
Колокола
На звоннице храма Спаса на Крови было установлено 14 колоколов разных размеров. 13 из них, весом 593 пуда, были отлиты на Колокольно-литейном заводе П.Н. Финляндского в Москве. Самый большой колокол весом 1100 пудов приобретен в 1896 году на Нижегородской выставке.
Колокола были сняты в январе 1931 года, затем их переплавили. Согласно легенде, жители Ленинграда беспокоились, что кресты, как и колокола, тоже отправят на переплавку и спрятали их на дне канала Грибоедова. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты долго не могли найти. Об их местонахождении реставраторам, по преданию, рассказал случайный прохожий. Кресты подняли со дна канала и вернули на свое место.
Мозаика
Мозаика Спаса на Крови — одна из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма более 7 тысяч квадратных метров.
Интересно, что в конкурсе на выполнение мозаичного убранства приняли участие многие известные компании, в том числе европейские, но победила Первая частная мозаичная мастерская Александра и Владимира Фроловых. Образцы мозаик, набранные в мастерской братьев Фроловых, выдержали испытание в зимних условиях Санкт-Петербурга. А кроме того, Александр Фролов предложил быструю, удешевленную технологию мозаичного набора и обеспечивающую высокое качество работ.
Над созданием роскошного убранства Спаса на Крови трудились лучшие художники — Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие, более 30 человек.
Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А.Ф. Афанасьева на кокошнике
«Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А.Ф. Афанасьева на кокошнике
Западный фасад
Западный фасад храма обращен к каналу Грибоедова (ранее Екатерининскому). С этой стороны к основному массиву собора примыкает колокольня. Особый акцент при оформлении сделан на иконе «Распятие», выполненной по рисунку Парланда.
«Распятие» мозаика по оригиналу А.А. Парланда
Образ спасителя стал аллегорией жертвенного подвига царя-мученика. Фигура Христа беспомощна, его глаза опущены, на лице — страдание. Драматизм мозаики усугубляет минорная гамма цветов — тёмно-серого, оливкового и жёлтого.
По рисункам художника Михаила Нестерова выложены мозаики, обрамляющие западное окно колокольни. Над окном в полуовале мы видим несомый ангелами платок со Спасом Нерукотворным.
Мозаика «Нерукотворный лик, несомый ангелами» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова
Слева от окна изображена молящаяся Богоматерь, справа — Святой Иоанн.
«Богоматерь» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде
«Святой Иоанн» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде
Над крыльцами колокольни в треугольных фронтонах мозаичные панно, созданные Василием Васнецовым, посвященные евангельским сюжетам, а именно — самым страшным моментам земной жизни Христа. На тимпанах представлены сцены «Несение креста» (северное крыльцо), «Распятие» (северо-западное), «Снятие с креста» (южное) и «Сошествие во ад» (юго-западное крыльцо).
«Несение креста» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова
«Распятие» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова на фронтоне северо-западного крыльца
«Сошествие во ад» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова
В квадратных углублениях колокольни с трёх сторон основания 134 мозаичных герба всех губерний и областей Российской империи и некоторых уездов, что подтверждало скорбь всего народа и то, что здание строила вся Россия. Мозаичные гербы создавались по эскизам художника Петра Черкасова.
Гербы городов России
Гербы городов России
Южный фасад
Со стороны Невского проспекта расположен южный фасад Спаса на Крови. В его кокошнике хорошо видна мозаичная композиция «Христос во славе», созданная художником Николаем Кошелевым. Эта мозаика — одна из лучших в храме.
«Христос во славе» мозаика по оригиналу Н.А. Кошелева
Фигура Христа занимает центральное место в композиции. В левой руке Спаситель держит Евангелие, правая поднята для благословения. Справа от Господа — святой Николай Мирликийский (небесный покровитель императоров Николая I и Николая II), слева — святой Александр Невский (небесный покровитель императора Александра II) с моделью Спаса на Крови в руке.
Центральную часть южного и северного фасада колокольни занимают сцены прославления Богочеловека. С южной стороны в окружении гербов — мозаика «Богоматерь с Предвечным младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной», созданная по оригиналу художника Н. А. Бруни.
Мозаика «Богоматерь с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной» по оригиналам Н.А. Бруни
Северный фасад
Со стороны северного фасада расположен современный вход в храм. Первоначально вход, как и полагается в православной церкви, осуществлялся через двери с западной стороны.
В кокошнике северного фасада можно увидеть мозаичную композицию, выполненную Михаилом Нестеровым «Воскресение Христово». В белых погребальных пеленах с высоко поднятым крестом идет Господь от виднеющейся вдали открытой гробницы. Слева — фигура ангела с развернутыми крыльями.
«Воскресение Христово» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на северном фасаде
Центральную часть колокольни занимает мозаичная икона «Деисус» («Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей») по эскизу Василия Беляева. Христос здесь представлен на троне, в величии славы, в архиерейском облачении.
«Деисус» мозаика по оригиналу В.В. Беляева
Восточный фасад
Глядя на восточный фасад Спаса на Крови от Михайловского сада наиболее сильно ощущается его устремленность ввысь. Восточный фасад образуют три полукруглые алтарные апсиды с небольшими главками, покрытыми золоченной медью.
Вид на собор из Михайловского сада
В центральной апсиде расположена мозаика, созданная по эскизу Парланда «Благословляющий Спаситель». В тимпанах кокошников — иконы русских святых, мучеников и иерархов Церкви.
Частью архитектурного ансамбля является и причудливая кованая ограда, отделяющая территорию храма от Михайловского сада. Полукруглая ограда длиной 250 метров — одна из самых красивых в Санкт-Петербурге. Её создали на заводе Карла Винклера.
С одной стороны, ограда Михайловского сада соответствовала стилю начала XX века, а с другой стороны, она напоминает древне-русские «травные» росписи. Кажется, что чугунное кружево решетки парит в воздухе, не опираясь на гранитный постамент.
Внутренне убранство
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это повлияло на его убранство, поражающее своей красотой. В Спасе на Крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой внутреннего оформления. Внутри она почти полностью покрывает стены, пилоны, своды и купола.
Мозаики центрального нефа
В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов (керамической плитки), выполненных лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Мозаичные композиции и орнаменты чередуются в определенном ритме, заполняя пилоны и стены храма, плавно переходят на изогнутые поверхности его арок, сводов и плафонов куполов.
Узоры ни разу не повторяются
Особенность мозаичного убранства храма — неповторимость узоров. Декоративная композиция состоит из геометрических фигур, восточных арабесок, но более всего здесь растительных мотивов — фантастических деревьев и букетов из экзотических растений. Изобразительным началом этих рисунков является стебель — символ жизни.
Орнамент на стенах притвора
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова и В.В. Беляева.
В придании храму торжественного и нарядного облика исключительную роль сыграло и каменное убранство. Для декоративного оформления интерьера использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Талант и мастерство камнерезов позволили показать всю красоту и особенность природного камня и сделать постройку настоящим музеем камнерезного искусства.
В храме Спаса на Крови два композиционных центра. В восточной части — алтарь, где сосредоточены мозаики с изображением деяний Спасителя после Воскресения, в западной части — мемориал с тематикой Голгофской драмы.
Алтарь
Центральное место в оформлении алтаря занимает величественный образ Иисуса Христа, представленный в мозаиках «Евхаристия» и «Христос во славе», выполненные по эскизам Николая Харламова.
Мозаика «Евхаристия» заполняет всю алтарную стену центральной апсиды. В центре — Спаситель, ангелы, склонили над ним опахала и серафимы — орудия страстей (серафимы — самые сильные и могущественные ангелы). Две группы апостолов идут навстречу Господу. Совершается таинство Евхаристии, символизирующее жертву Спасителя. Оно связано с основным обрядом литургии — причастием, когда хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Господа.
Эту мозаику посетители могут увидеть, когда приоткрыты алтарные ворота.
Мозаика «Христос во славе» заполняет поверхность алтарного свода. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира Божественного и земного.
Мозаика «Христос во славе» по оригиналу Н.Н. Харламова в центральной апсиде
Иконостас
Иконостас своей формой напоминает древнерусские невысокие алтарные преграды. От него и солеи (солея — возвышение пола перед алтарем) широкий центральный неф ведет к мемориальной зоне — месту смертельного ранения императора Александра II и возвышающейся над ним шатровой сенью.
Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена так мастерски, что создается полное впечатление резьбы по дереву.
Центральное место в иконостасе занимают две иконы, выполненные Васнецовым, это «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», расположенные по обе стороны от Царских ворот. В глазах Богоматери печаль, предчувствие утраты, тревога коснулась и лика Младенца. Спаситель величаво сдержан и сосредоточен, в левой руке Господа — раскрытое Евангелие со словами обращения к людям — возлюбить других, как себя. Правая рука застыла в благословляющем жесте.
Царские врата, мозаики Богоматерь и Спаситель по оригиналам В.М. Васнецова
Эти иконы, а также иконы клиросных киотов «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христово» набраны особой смальтой, краски которой отличались глубиной цвета и богатством оттенков.
Рядом с иконами Васнецова в иконостасе расположены мозаики, созданные по эскизам Нестерова «Вознесение Христа» и «Воскресение Христово».
Иконостас: «Спаситель» — мозаика по оригиналу М.В. Васнецова и «Воскресение Христово» — мозаика по оригиналу М.В. Нестерова
Цоколь иконостаса сделан из красно-коричневого с белыми прожилками мрамора, выше — более светлый камень и затем использованы оранжевый и жёлтые тона. Завершает иконостас ажурный орнамент из белого мрамора.
Это место особенно значительно в храме после алтаря. Над фрагментом булыжной мостовой по проекту Парланда была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II
Своды сени выполнены в византийском стиле: на тёмно-синем фоне звёзды, напоминающие цветы, снежинки, полумесяцы, которые набраны кантарелью (золотой смальтой).
Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо
Тёмно-синяя мозаика сводов сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева, увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками.
Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками
Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
В нижней части сени воспроизведён фрагмент ограды Екатерининского канала, колонны из серо-фиолетовой яшмы и балюстрады из орлеца
В тематике мозаичных икон у сени проведена параллель между Христом, искупающим своими страданиями грехи человека, и погибшим во имя спасения России Александром II. В северной арке над сенью находится мозаика «Распятие», созданная по оригиналу Беляева. Ключевым в мозаичном оформлении мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», автором которого является также Беляев.
Своды и купола
На всех сводах Спаса на Крови присутствует голубой цвет. Он акцентирован и в плафоне центрального купола с изображением Пантократора.
Плафон центрального купола с изображением Пантократора — благословляющий жест рук Господа и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме
Благословляющий жест рук Пантократора и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме. Вседержатель окружен восемью серафимами (ангелами высшего чина). Кажется, что господь, подхваченный их крыльями, парит над посетителями.
Живописный оригинал этой мозаики создал Николай Харламов. В центре юго-западного купола — «Иоанн Креститель», мозаика, созданная также по его оригиналу.
Пол площадью 600 кв. метров покрыт 45-ю мозаичными коврами из итальянского мрамора. Причем, декоративные мотивы ни разу не повторяются. Общим фоном, объединяющим каменные орнаменты, служит темно-зелёный серпантин. Узоры и арабески набраны мозаичным способом из разноцветных мраморов ярких и сочных тонов в Генуе фирмой «Нови».
Полы из разноцветных мраморов созданы в 1903-1905 годах фирмой «Нови» в Генуе, воссозданы в последние годы
История
1 марта на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) было совершено очередное покушение на Александра II. Раненого императора привезли в Зимний дворец, где он скончался.
Эта трагедия так потрясла все слои населения, что уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Александр III высказал пожелание воздвигнуть на набережной Екатерининского канала храм-памятник, напоминающий о мученической смерти императора и вызывающий чувство скорби.
Звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, плиты тротуара и часть булыжной мостовой были сохранены в часовне на Конюшенной площади.
Строительство
Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Именно архимандрит Игнатий и предложил назвать собор «Во имя светлого Воскресения Христова».
Спас на Крови возводился 24 года с 1883 по 1907 год. При строительстве применялись новейшие технологии того времени:
Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга не использовался свайный фундамент. Чтобы вода из канала не проходила под храм, по контуру будущего здания были устроены деревянные шпунтовые перемычки, ограждающие фундамент и находящиеся на расстоянии 6,5 метров от котлована. Пространство между рядами шпунта заполнили гидроизолятором (сухой кембрийской глиной). Образовавшийся глиняный замо́к надежно защищал котлован от потопления грунтовыми водами со стороны Михайловского замка и фильтрационными со стороны канала.
После проведения земляных работ было построено сплошное бетонное основание толщиной 1,2 метра. Выше этой «подушки» выполнили сплошную бутовую кладку на цементном растворе. Фундаменты под стенами выкладывались из особого известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены возводились из кирпича завода «Пирогранит», удостоенного за свою продукцию серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, сверху их облицевали зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Германии. Для облицовки цоколя использовался гранит.
В июле 1897 года на центральную главу подняли крест.
Чтобы построить колокольню, на набережной был устроен выступ шириной 8 метров. В 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины.
19 августа 1907 года состоялось торжественная церемония освещения храма, на которой присутствовал Николай II и его супруга Мария Федоровна.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. Вход осуществлялся по пропускам.
Во время блокады в соборе размещался морг. После прорыва блокады строение приспособили под картофелехранилище, поэтому в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.
После войны в здании хранились декорации Малого оперного театра (в настоящее время Михайловский театр).
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении.
В 1971 году храм Спас на Крови передается на баланс музея «Исаакиевский собор», и через год начинается его масштабная реставрация, продлившаяся 25 лет. Леса очень долго стояли вокруг собора, и в народе говорили, что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение, но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.