спас на ильине улице новгород

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.

Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.

Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.

По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.

Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка. При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков. Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков. Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами. Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.

Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести. Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.

Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.

Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали). В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками. Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.

Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.

Источник

Спас на ильине улице новгород

Среди огромного количества храмов, возведенных во второй половине XIV в. церковь Спаса выделяется исключительной торжественностью и нарядностью. Памятник редкой архитектурной выразительности является одним из лучших образцов этого времени,. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением вверх за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.

В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.

Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.

В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.

В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.

Источник

Фрески Феофана Грека в Новгороде в церкви на Ильине

Спаса Преображенская церковь на улице Ильине в Великом Новгороде – это пример новгородского зодчества, которое было распространено в XIV веке. Кроме того, это уникальный в своем роде храм, где сохранилась фресковая живопись, принадлежащая кисти одного из известнейших художников Византии – Феофана Грека.

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Немного истории, а потом фрески

Первая церковь Спаса была построена из дерева в 1103 году. Ее основателем стал епископ Никита. О небольшой церквушке несколько раз говорилось в официальных документах, однако, по-настоящему узнали о ней, после вызволения Новгорода во время набега суздальцев. В 1169 году, священник Иоанн вынес икону Знамения Божией Матери, которую для запугивания врагов установили на верхней площадке стены Новгородского Кремля. После, икону вернули на ее законное место, а спустя некоторое время, исключительно для иконы была возведена Знаменская церковь.

Православный храм несколько раз восстанавливался после пожаров, и только в 1376 году было решено построить каменный храм. Средства на строительство собирали жители города с улицы Ильина. Характерной чертой храма стало обилие декоративных элементов, которые украшали не только стены, но и барабан, каменные кресты и апсиду. Здесь же мастера впервые использовали новый элемент в украшении внешней стороны стен – композиция состоит из ниш между тремя окнами, объединенными пятилопастной бровкой.

Архитектура церкви Спаса Преображения на улице Ильине

Церковь Преображения – это яркий пример архитектуры, демонстрирующий изысканность и тонкость, которые поражают с первого взгляда. Храм имеет квадратную форму и причисляется к четырехстолпному типу, кроме этого он имеет всего один купол и одну апсиду, венчающую алтарь. Фасад церкви имеет трехлопастное завершение, в то время как крыша состоит из восьми скатов треугольной формы. Такая кровля придает храму динамичность и завершенность.

Крестообразный план и неповторимая атмосфера храма, тем не менее, имеет в своем составе скрытые помещения, которые располагаются в углу на высоте хор. Попасть туда можно поднявшись по лестнице, спрятанной в стене. Хоры – это настилы из дерева, которые соединяют между собой западные углы или приделы храма. Один из приделов носит имя Святой троицы, другой святых Дамиана и Космы. В юго-восточной части храма также есть комора, которая в свое время служила для хранения сосудов и других принадлежностей. Подняться сюда можно по лестнице, которая ведет сквозь междуэтажные перекрытия.

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

В алтарной части церкви внимательный зритель может рассмотреть горнее место и основание престола из камня. Если говорить о наружной стороне храма, то стоит отметить богатство декора. В основе картины лежат поребрик и бегунец. Именно они украшают верхнюю сторону прясел и барабан купола. На стенах можно рассмотреть большое количество крестов, часть из которых вырезана прямо на камне, а другая – рельефно выложена. Последние состоят из ступеней в основе – голгофа. Все они асимметрично располагаются на плоскости стен. Появление резных крестов связывают с молитвами об умерших. Исследователи считают, что их обилие – это дань памяти погибшим в 1372 году новгородцам. Тогда состоялась битва с князем из Твери, Михаилом Александровичем, который разгромил местное войско.

Фасад храма делится на три прясла при помощи лопаток. Каждое прясло сверху украшено «ползучими» арками. Вытянутые, вертикально вверх окошки объединяются в группы и украшены бровками. Кое-где между окнами установлены углубления. Как окна, так и углубления имеют стрельчатое или полукруглое завершение. Окна обрамляют два ряда арок с вертикальной тягой.

Изначально к западному фасаду храму была пристроена небольшая звонница. От ее цилиндрической формы на стене виднеется след. В XIX веке здесь появилась паперть и колокольня, однако, вскоре постройку снесли.

Фрески Феофана Грека

Церковь на Ильине знаменита не только благодаря уникальной архитектуре, но в большей степени благодаря фрескам, принадлежащим Феофану Греку. Фресковый ансамбль появился в 1378 году и это один, что удалось сохранить в первоначальном виде. Ансамбль – пример фресковой живописи. И хотя не все элементы рисунка сохранились, но и оставшаяся его часть дает представление о первоначальной идее, давая возможность сделать оценку неповторимой манере и монументальность.

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Больше всего фрески сохранили целостность в купольной части и на барабане ниже. Если поднять голову, то в самом зените увидишь Спас Вседержитель. Вокруг главной фигуры располагаются фигуры серафимов, херувимов и архангелов. В новгородской манере ангелы нарисованы шестикрылыми. Немного ниже, на барабане виднеются лики праотцев. Это отличает храм от иных, так как на барабане чаще всего изображали пророков.

Храм имеет четыре предела, и один из них предоставили боярину Машкову, который собственно и оплатил роспись. Именно тут сохранились практически все фрески. Прежде всего, Троица, в честь которой и назван предел, нарисована фронтально. За столом расположенные ангелы. Внизу были фигуры Сарры и Авраама, из которых сохранилась только первая. Также здесь сохранились фигуры святых. Над дверью входа виднеется лик Богоматери, который располагается в двух скрещенных ромбах. Рядом Гавриил.

Фрески, которые создавал Феофан, были непривычными для русской земли, ведь он писал святых, так как представлял. Непривычны также выбранные цвета, зачастую монохромные. Странными казались неподходящие акценты, подчеркнутые белилами. Стоит отметить, что художник расписал храм не только внутри, но и с внешней стороны, однако об этом узнали совершенно случайно. Над главными дверями, после того как осыпался слой штукатурки, все увидели образ Богоматери. Южный фасад украшает лик Богоматери «Знамение». Фреска создана в XVIII веке, но исследователи утверждают, что под ней есть более раннее изображение.

Больше всего храм, да и фрески пострадали в период Великой Отечественной войны, так как здесь немцы расположили свой наблюдательный пункт. В последнее время реставраторы прилагают много усилий, чтобы сохранит наследие Феофана Грека и возможно отыскать новые работы.

Источник

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Содержание

История [ править ]

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 годах. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Современное состояние [ править ]

Сегодня храм имеет статус музея, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются.

Открыт для посещения в сухую погоду с 10:00 до 17:00, кроме пн., вт. и последнего чт. месяца.

Архитектура [ править ]

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

Фрески Феофана Грека [ править ]

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород

Посещая Великий Новгород, который, без сомнения, сам является городом-музеем, обязательно следует уделить внимание одному объекту. Это Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, архитектор которой так и остался неизвестным для потомков. Уникальность этой церкви в ее фресках, автором которых является выдающийся художник и иконописец Феофан Грек, учитель самого Андрея Рублева. Удивительно то, что, несмотря на все исторические испытания, до наших дней дошли работы великого мастера, причем в таком количестве. Этот рассказ об этой церкви, ее истории и современности.

Где находится

Как лучше добираться

Доехать до Церкви Спаса Преображения можно на городском автобусе. Подойдут маршруты №№ 2, 13, 12, 17 и 16, выйти следует на остановке «Улица Ильина»

Посещение

История создания

До постройки Церкви Спаса Преображения на ее месте стояла деревянная, носившая наименование Знаменской. К сожалению, история не донесла до наших дней имя автора постройки, но, благодаря летописным сведениям, точно известен год начала строительства. Случилось это в 1374 году.
Судьбоносную роль в истории церкви сыграло то, что для его росписи был приглашен знаменитый живописец из Константинополя Феофан Грек. Он оформил внутреннее убранство храма своими уникальными фресками, ставшими отличительной чертой Церкви Спаса Преображения. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней, а особую ценность им придает тот факт, что это единственные дошедшие до нас подобные работы великого мастера.

Как и многие культовые постройки того времени, Церковь Спаса Преображения ждала нелегкая судьба. Достоверно известно, что уже в 1385 году храм сильно пострадал от пожара. К 1391 году он, по всей видимости, был уже восстановлен, т.к. имеются свидетельства о встрече в нем московского митрополита.
После XVI века нет более-менее достоверных данных о судьбе церкви. Известно, что к 80-м годам XIX века она пришла в совершенный упадок, а в 1885 году здесь были прекращены богослужения. К счастью, горожане не остались безучастны к судьбе Церкви Спаса Преображения, и были собраны средства на ее восстановление. И уже в 1889 году храм был вновь освящен.
После революции, как и большинство храмов, Церковь Спаса Преображения была закрыта для богослужений, ее превратили в музей, а часть пристроек разрушили. На протяжение Великой Отечественной войны церковь находилась в эпицентре активных боевых действий, а в ней была установлена артиллерийская батарея захватчиков.
После войны церковь неоднократно реставрировалась, проводились работы по восстановлению уникальных фресок. Сейчас в ней открыт музей.

Фото Церкви Спаса Преображения на Ильине улице

спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород
Вид на Церковь Спаса Преображения с юго-восточной стороны.
спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород
Фрагмент сохранившейся до наших дней знаменитой фрески «Троица».
спас на ильине улице новгород. Смотреть фото спас на ильине улице новгород. Смотреть картинку спас на ильине улице новгород. Картинка про спас на ильине улице новгород. Фото спас на ильине улице новгород
Роспись внутренней стороны купола Церкви Спаса Преображения.

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на видео

Славный город Новгород Великий богат храмами, и для духовного обогащения вы, наверняка, найдете и более привлекательные церкви и храмы в России. Но для культурного просвещения Церковь Спаса Преображения рекомендую посетить обязательно. В ней есть нечто, что тонкой нитью связывает нас с ушедшей эпохой, когда росписи на стене храма значили для людей, их наносивших и их созерцающих нечто большее, чем просто изображения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *