спас на бору московского кремля

Собор Спаса на Бору

спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремля

Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882)СтранаРоссияГородМоскваКонфессияПравославиеЕпархияМосковскаяТип зданияСоборДата основания1330 годДата упразднения1933 годСостояниеуничтожен

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Содержание

Деревянный храм

Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал». [1]

В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.

Собор Ивана Калиты

10 (18) мая 1330 года [1] Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, [2] размером примерно 11 на 11 метров. [3] Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию [4] из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре.

Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи.

Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

Второй храм

Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…

В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. [5] Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год. [2]

Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

Третий храм

спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремля

спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремля

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. [6] Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника. [7]

Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». [6] В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

Археологические раскопки

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Москва, которой нет. Собор Спаса Преображения, что на Бору в Кремле

спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремляNADYNROM все записи автора спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремля

Фотография из альбома Найденова

Само название собора Спаса Преображения, что на Бору, казалось, говорит о его древности. Будто бы во время строительства первого деревянного собора вокруг него еще шумел дикий лес, вековой бор. Однако археологические раскопки выявили, что в том месте уже в XI веке существовал поселок с торжищем, так что можно сомневаться в существовании рядом с Кремлем дикого леса два века спустя.
С большей вероятностью можно предположить, что собор был построен на месте древнего торга, ведь слово «бор» означает еще и налог, а также место, где этот налог собирали. Тогда церковь действительно стояла «на Бору», то есть там, где находилась торговая застава, у слияния рек Москвы и Неглинной, двух дорог древности.
Есть версия, что первая деревянная церковь появилась в том же году, когда Даниил, младший сын Александра Невского, получил в удел Москву. Но с датами в этом случае все очень спорно. Известно, что в 1319 году в той старой церкви было временно положено тело князя Михаила Ярославича Тверского, потерпевшего в борьбе за власть с Юрием Московским поражение и убитого по повелению хана Узбека. Именно Юрий привез из Орды тело поверженного врага и не сразу передал его Твери.
Зато истории каменного собора Спаса Преображения мы можем смело отсчитывать от другого сына основателя московской династии.
По летописному известию в 1330 году князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора…». Каменное строительство в некогда окраинном городе должно было в очередной раз продемонстрировать богатство и могущество московского князя. После строительства собора Иван Данилович «сотвори ту монастырь, и собра в он черноризцы, и возлюби его паче инех монастырей, и часто приходи в он молитвы ради».

Монахов он перевел из-за Москвы-реки, из Данилова монастыря, основанного его отцом. Кремлевский Спасский монастырь стал любимым детищем князя, он «многу милостыню даяше мнихом ту сущим, ясти же, и питии, и одежа, и оброки и всяко требование нескудно подаваше им, и заборонь велику творяше им, не обидимым бытии никим же». Саму же церковь он «украси иконами, и книгами, и сосуды и всякими узорочьем».
Монастырь получил статус дворцового. В нем Иван Калита принял схиму перед смертью, последовавшей в 1340 году, но упокоен был в Архангельском соборе. Позже, по примеру отца, постриг в Спасском монастыре принял и Симеон Гордый.
Спасский собор монастыря считался одним из самых уважаемых, ведь в нем до основания кремлевского Вознесенского монастыря хоронили великих княгинь. Первое погребение состоялось в 1332 году, когда скончалась жена Ивана Калиты Елена. В 1345 году в нем была похоронена первая жена Симеона Гордого Анастасия, незадолго до этого затеявшая роспись собора: «а мастера старшины и начялницы бысть России родом, Гречистии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван, и прочие их ученицы и дружина». В Спасском соборе нашли свое упокоение мать Дмитрия Донского великая княгиня Александра 1364 году, сын Дмитрия Донского Иван в 1393 году и великая княгиня Мария, третья жена Симеона Гордого (не до Ивана Грозного великие князья вызывал нарекания церкви брачными делами) Мария в 1399 году.
Губительным для Спасского собора был разгром, учиненный ханом Тохтамышем, взявшего Москву в 1382 году. Погиб настоятель монастыря и многие монахи. Дмитрий Донской возобновил Спасский храм и завещал ежегодные пожертвования в пользу монастыря с немалой по тем временам суммой – 15 рублей. Многие князья жаловали монастырь деревнями, землей и иными угодьями.
Спасский Преображенский собор стал первым домовым храмом московских правителей, поскольку деревянный Благовещенский появился лишь в 1397 году. У Спаса на Бору крестили детей, венчались, служили молебны о семье великого князя, архимандриты Спасской обители были духовниками великих князей и членов их семей. Так, один из настоятелей – Михаил (Митяй), претендент на митрополичью кафедру, был духовником Дмитрия Донского. В 1395 году у собора появилась святыня – гробница святителя Стефана Пермского, просветителя зырян, канонизированного в 1549 году. Он приехал сюда к митрополиту Киприану, внезапно занемог и умер. Его погребли в Спасе на Бору, несмотря на то, что зыряне просили отдать им тело своего любимого епископа.
Но пришло время Ивана III и грандиозной перестройки Кремля, при которой места для Спасского монастыря не осталось. Тем более уже появились Чудов и Вознесенский монастыри. Спасский Преображенский собор оказался стеснен обширными дворцовыми постройками, а монастырь был перенесен за территорию Кремля и стал называться Новоспасским.
Спас на Бору остался дворцовой церковью для мирян. Домовым для великих князей уже был Благовещенский собор, и прихожанами Спаса на Бору стали многочисленные дворцовые слуги. Для них специально служили раннюю литургию, чтобы они успевали вовремя приступить к исполнению своих обязанностей. Но в престольный праздник службу здесь совершал всегда сам патриарх. В храме оставались святыни: чудотворная икона «Похвала Богородицы», оклад с образа Спаса Нерукотворного, которым Фома Палеолог благословил свою дочь, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, привезенная в Москву, по преданию, самой Софьей Палеолог.
Церковная жизнь в храме не затихала, он по-прежнему имел высокий статус кремлевской дворцовой церкви, соответствующий статус имели и его настоятели. Так, в середине XVI века его настоятелем был протопоп Ермолай (в монашестве Еразм), переведенный в Москву из Пскова, который написал знаменитую «Повесть о Петре и Февронии». По приглашению митрополита Макария он участвовал в создании Великих Четьих Миней и даже обращался к Иоанну Грозному с предложениями о преобразованиях: например, он призывал не платить денежного жалования служилым, а лишь обеспечивать их поместьями, освободить крестьян от денежных податей и тяжелой ямской повинности. А позднее в протопопы Спаса на Бору прочили будущего расколоучителя Аввакума Петрова.
В XVIII веке Спасский собор, как, впрочем, и весь Кремль, стал ветшать, лишась бдительного ока царя. Много раз собор осматривали архитекторы и неизменно доносили о всех новых ветхостях, которые надо было исправлять. Вот в 1730 году сообщалось, что сквозь своды шла течь, черепица во многих местах обвалилась и «поросло лесом, березы, осины, и рябины». В итоге в конце XVIII века собор был фактически перестроен заново. Возможно, перестраивал Матвей Казаков. До сих пор остается загадкой, были ли использованы при перестройке старые части древней постройки Ивана Калиты.
В 1812 году в храме находились склады сена и овса для личных лошадей Наполеона, но после войны чудом уцелевший собор был приписан к дворцовому храму Спаса Нерукотворного при Теремном дворце (Спас за Золотой решеткой). После же строительства Большого Кремлевского дворца Спас на Бору оказался вписанным в его внутренний двор. Это обстоятельство способствовало его новой реставрации в 1850-1860-х годах, для которой был приглашен маститый архитектор и реставратор Ф. Ф. Рихтер. Особенное внимание при подновлении храма было обращено на место захоронения Стефана Пермского.
Спас на Бору оставался действующей церковью до самой революции. В 1907 году в нем венчались дочь сенатора, поэтесса Мария Сергеевна Лопухина и князь Владимир Петрович Трубецкой, родственник философа Сергея Трубецкого и скульптора Павло Трубецкого. Его отцу принадлежало знаменитое имение «Узкое» под Москвой, где скончался философ Владимир Соловьев. А Мария Трубецкая-Лопухина стала самым популярным в дореволюционной России переводчиком произведений Эдгара По.
Революция в Москве началась с закрытия кремлевских храмов и монастырей, но Спас на Бору держался сравнительно долго. К тому времени Спас на Бору считался древнейшим храмом Москвы (поскольку его предшественник, храм Рождества Иоанна Предтечи, был снесен задолго до революции), но при поспешно проведенных в 1932 году исследованиях выявили перестройку XVIII века. Получается, что попытки спасти собор тогда фактически обрекли его на гибель в 30-е годы XX века? Хотя…
Есть новейшее любопытное, но мало достоверное предание, будто Сталин как-то ехал по Кремлю в автомобиле и указал рукой на Спасский храм: «Убрать!» На следующий день от храма не осталось и следа. И Сталин, вновь проезжая на машине, спросил: «А где же та красивая церквушка?» – «Вы же приказали ее снести»! – ответили ему. «Дураки! – молвил вождь. – Я имел в виду кучу мусора, которая валялась перед ней».
Гораздо вероятнее, что участь Спаса на Бору была предрешена его расположением во дворе Большого Кремлевского дворца. Когда дворец стали перестраивать, к его северному фасаду пристроили новый корпус с обслуживающими помещениями. Чтобы освободить место для строительства этого корпуса собор Спаса на Бору и был уничтожен 1 мая 1933 года.

Текст цитируется по книге: Романюк С. К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО «Центр», 1992. 336 с., ил. и статье Елены Лебедевой

Рубрики:По России/Москва и москвичи
история
архитектура

Метки: Москва кремль утраты собор спаса на бору архитектура

Процитировано 9 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

Российские древности: собор Спаса на Бору

До 1 мая 1933 года в Кремле стояло протяженное приземистое здание храма, как будто вросшее в землю. По легенде, Сталин, проезжая по территории Кремля, увидел валяющуюся рядом кучу дров и бросил: «убрать». Что именно убрать, уточнить не решились и убрали дрова, одновременно снеся храм. Конечно, это только легенда, но факт остается фактом: несмотря на протесты знаменитого Петра Барановского, один из древнейших храмов Москвы перестал существовать.

Храм Спаса на Бору (справа). Акварель Дж. Кваренги

Правда, в предыдущем предложении нужно сделать важнейшую оговорку. Дело в том, что сам термин «храм» имеет два значение. Одно архитектурное — постройка религиозного назначения, другое — церковно-юридическое понятие, престол, который может переноситься из здания в здание.

На акварели Ф. Я. Алексеева

Вот что пишет о Спасе на Бору первый том фундаментального издания «Памятники архитектуры Москвы»:

«Полагают, что самый древний деревянный его предшественник появился в конце XIII века. Построенный при Иване Калите (1330) белокаменный собор Спаса (тогда центр одноименного монастыря), включенный затем в состав Великокняжеского двора, перестраивался в 1527 году и после пожара 1554 года. К концу XVIII века храм обветшал, был разобран и вновь сложен из кирпича под наблюдением Матвея Казакова в формах XVI века и с учетом изменений, внесенных в него в течение XVII столетия. Документы, графически фиксирующие эту работу, не найдены.

Изображение на плане «Кремленаград»

Изображение собора на плане Кремля начала 1600-х годов («Кремленаграда») хотя схематичное, но пока единственное, по которому можно судить о виде здания, которое оно приобрело в конце XVI века. Сопоставление данного рисунка с планами середины XVIII века, включенными в обмер дворцового комплекса (архитекторы А. П. Евлашов, К. И. Бланк и Д. В. Ухтомский), убеждает, что изображение собора на «Кремленаграде» не лишено правдоподобия. Членения храма здесь, где он показан с востока, и на обмерах XVIII века совпадают. Одинаково и количество глав в его основной части. В общих чертах структура здания определяется: к одноглавой с тремя апсидами центральной части собора примыкали приделы — южный, более крупный и маленький, северный; третий придел, вероятно, помещался в северной апсиде основного храма».

Рисунок Матвея Козакова

Кстати, разборка храма XVIII века все же принесла некую пользу для науки — при этом были найдены фрагменты резного белого камня, относящиеся к собору XIV века. Позже, в 1997 году, при раскопках в Кремле была найдена стена храма и захоронения, относящиеся к Спасу на Бору. Впрочем, в 1836 году при работах в храме тоже были найдены захоронения XIV в.

Источник

Спас на Бору

Между Кремлёвскими соборами обращает на себя особенное внимание Спасо-Преображенский собор. Он своим простым устройством представляет разительную противоположность с другими соборами Кремля. На месте, где он теперь находится, был, по преданию, некогда холм, окружённый лесом, в котором жил один ришельник, по имени Букала. На этом месте первоначально заложена была Московским Князем Даниилом дубовая церковь во имя Спаса Преображения. Но еще прежде этого, церковь Спаса Преображения находилась в нынешнем Даниловом монастыре, основанном тем же Великим Князем. В 1330 году Великий Князь Иоанн Калита перенёс монастырь Спасо-Преображенский в город на то место, где прежде стояла хижина пустынника Букалы и построил здесь каменную церковь. С того времени эта церковь называлась Спасскою обителью, при которой находилось и кладбище. Впоследствии, когда производимы были постройки, находимы были человеческие остовы, каменные гробы и остатки дубовых свай, свидетельствовавшие о бывших здесь монастыре и кладбище.

В Спасо-Преображеском соборе находятся замечательные иконы:

а) Храмовая икона преображения Господня, написанная в XVI столетии; б) икона Боголюбской Богоматери, принесённая, как полагают, из Боголюбова, в) Собор Архангелов Михаила и Гавриила и г) Похвалы Богородицы. Здесь же почивают под спудом мощи Св. Стефана Епископа Пермского.

Св. Стефан, Епископ Пермский родился в Великом Устюге, происходил из духовного звания. С ранних лет он начал подвизаться в духовной жизни и изучать священное писание. Когда он достиг совершеннолетия, то пострижен был в монашество в Ростовском Григорие-Богословском монастыре. Имея случай выучиться Пермскому языку, Св. Стефан возымел намерение отправиться в Пермь, для просвещения тамошних народов, известных под именем Зырян, – светом Христианского учения. Воодушевлённый Благодатию Божиею, он преуспевал в проповеди Христианского учения Пермским народам, поклонявшимся в то время кумирам. Проповедь Божественного учения, подкреплённая кротостию и смирением Св. Стефана, явила самую благотворную силу. Язычники сначала со вниманием слушали проповедь христианского учения и с любопытством смотрели на обряд Христианского Богослужения, потом, пленённые силою учения Христова и убеждённые в истине Христианской веры, они целыми толпами стекались к Св. Стефану для принятия св. крещения. Видя успехи своей проповеди, Св. Стефан начал строить церкви, заводить школы, переводить Богослужебные книги на Пермский язык и на нём отправлять Богослужение Православной церкви. Митрополит Пимен, узнавши об успехах Св. Стефана, поставил его Епископом Пермской епархии. В 1396 году Стефан, по делам церкви, прибыл в Москву, где в скором времени и скончался и погребён был в церкви Спаса, что на Бору. Память Св. Стефана церковь празднует 26 апреля.

Церковь Спасо-Преображенская, или обитель, была прежде усыпальницею Великих Князей и Княгинь, когда ещё не были сооружены Архангельский собор и Вознесенский монастырь. В этой церкви совершались крещение и пострижение Князей и она была свидетельницею обетов, даваемых Великими Князьями, и их молельнею.

Источник: Москва, типография С. Орлова, по Пречистенскому бульвару, д. Забелина, 1874

Источник

Тверской. Кремль. Собор Спаса Преображения, что на Бору.

Спаса на Бору, Преображенский собор

Карта и ближайшие объекты

спас на бору московского кремля. Смотреть фото спас на бору московского кремля. Смотреть картинку спас на бору московского кремля. Картинка про спас на бору московского кремля. Фото спас на бору московского кремля

Статьи

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.

Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».
В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.

Собор Ивана Калиты

10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год. Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника. Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П.Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются. Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Осенью 1997 г. во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 г. постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два поврежденных захоронения XIV в., принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря.
Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля».

Существовавший ранее Спас на Бору или Преображенский собор. Находился собор на дворе Большого Кремлевского Дворца, построен был в 1330 г. великим князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите св. Феогносте. Западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 г. великим князем Симеоном Иоанновичем Гордым.

Значительные обновления происходили при Дмитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем, были пристроены юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самсона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу.

При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный – муч. Прокопия, южный – Стефана Пермского; придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта.

В главном иконостасе находятся храмовые иконы Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г.

Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом № 14.

В 1328–1330 гг. великий князь московский Иван Данилович Калита возвел в Кремле Спасский храм и вскоре учредил при нем обитель, в которую перевел иноков из Данилова монастыря. Настоятель Спасского монастыря имел сан архимандрита. Западный притвор и северо-западный верхний придел были построены в 1350 г. при Семене Гордом. В XIV в. Спасском соборе были похоронены: первая супруга Ивана Калиты великая княгиня Елена, супруга Ивана II Ивановича великая княгиня Александра, сын Дмитрия Донского Иван (в монашестве Иоасаф), святитель Стефан епископ Пермский.

В 1490 г. великий князь Иван III, расширяя свои палаты, перенес монастырь на другой берег Москвы-реки, ниже по течению, где он существует до настоящего времени под именем Новоспасской обители. Кремлевский Спасский храм был превращен в придворный собор. В XVI в. к его южной части пристроили придел мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а с севера – придел Трех Святителя (упразднен после 1812 г.). С XVII века Спасская церковь стала приходским храмом дворцовых служащих. С переносом столицы в Петербург придворный собор Спаса на Бору пришел в запустение. В конце XVIII века обветшавший храм был в значительной части разобран под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова и вновь сложен из кирпича в формах XVI–XVII века. Тем не менее храм сохранил фрагменты первоначальных стен. В 1812 г. он пострадал от французов, забравших все серебро из храма и устроивших в нем конюшню и склад для фуража. После освобождения Москвы церковь была обновлена и освящена.

В середине XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца древний Спасский собор оказался скрыт со всех сторон высокими стенами. В 1856–1863 гг. он был отреставрирован под руководством архитектора Ф.Ф. Рихтера. Южный верхний придел освятили во имя святителя Стефана Пермского, северный – во имя великомученика Прокопия. Тогда же храм расписал иконописец Рогожкин по образцу ярославского собора Иоанна Предтечи. Главной святыней храма были хранившиеся под спудом мощи святителя Стефана Пермского, апостола зырян, современника и друга преподобного Сергия Радонежского. Над местом его погребения была устроена гробница-рака, на крышке которой находилось украшенное серебряной ризой изображение святого. В 1890 г. гробницу оковали позолоченным серебром, а над нею была устроена новая художественная сень из бронзы. В трехъярусном главном иконостасе XVIII века находились Царские врата XVI – начала XVII века, храмовая икона Преображения Господня XVI века, чудотворная икона Всемилостивого Спаса, Боголюбская икона Божьей Матери, Сретение Господне, Собор архангелов Михаила и Гавриила, Похвала Пресвятой Богородицы, святителя Стефана Пермского с деяниями. В алтаре нижнего придела хранился храмовый образ святителя Спиридона Тримифунтского (в Средние века в храме был его придел).

После Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли, и в 1933 г. он был снесен. Часть икон передали в музеи Кремля, а старинные Царские врата ныне украшают иконостас кремлевской Ризположенской церкви. На месте Спасского храма во дворе Большого Кремлевского дворца сооружена пристройка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *