спарта миф или реальность
Миф о супервоинах-спартанцах: Историки разоблачили ложь о военном превосходстве Древней Спарты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Царь Леонид
Миф об особой воинской доблести Спарты появился в большей степени благодаря легендарному героическому подвигу, совершённому Леонидом. Он был царём Древней Спарты и героем знаменитой битвы при Фермопилах (480 г. до н. э.). В этом историческом сражении армия персов одержала победу. Многие люди ошибочно полагают, что в битве участвовали лишь 300 спартанцев против многочисленного, как саранча, персидского войска.
На самом деле в этом бою участвовали другие греки. Около семи тысяч из них было убито. Триста спартанцев входили в их число. Подвиг Леонида и его воинов состоял в том, что они были полностью окружены врагами, но стояли действительно насмерть. Персы абсолютно безнадёжно превосходили их числом, но спартанцы не собирались сдаваться. Они сражались как львы, полностью воплотив в жизнь слова Геродота о том, что они «не сойдут с места и там победят или умрут».
Спарта — такая же, как все
Сквозь века прошла слава о героическом подвиге Леонида и его солдат. Благодаря им практически каждый считает, что такими были все спартанцы. Конечно же, это далеко не так. Это настолько далеко от истины, как и то, что показано в небезызвестном голливудском блокбастере «300». Настоящая феерия дорогих спецэффектов, 36-летний красавчик-атлет в роли шестидесятилетнего на тот момент Леонида. Всё это несколько заслоняет неприглядную правду.
Правда же состоит в том, что спартанцы были не лучше, но и не хуже других людей. Они были такими как все. Могли тоже оказаться трусами и бежать с поля боя, коррумпированными или просто подлыми. Жители древней Спарты были обычными людьми из плоти и крови, которые тоже совершали ошибки и принимали неверные решения. В результате всего этого Спарта пала.
Неумение прогибаться
У воинской стратегии Спарты было множество выраженных недостатков. Здесь присутствуют и героизм, и военная хитрость и смелость, и доблесть, но также и слишком уж человеческие ошибки. Многие цари Спарты одерживали блестящие победы, но они также и терпели сокрушительные поражения.
Брасид — истинный герой Спарты
Брасид должен был освободить осаждённый греческий город. С этой целью он предпринял отчаянно смелую и невероятно глупую атаку. На своём корабле он протаранил берег и атаковал врага. Отлично вооружённые афиняне не дали пройти спартанцам по земле и нескольких метров. Сам военачальник был тяжело ранен и лишился сознания. Свой щит Брасид уронил в море. Многие знают знаменитое высказывание: «Вернись со своим щитом или на нём». Выжить в бою и потерять щит — бесчестье для воина.
Весьма рискованная затея состояла в том, чтобы завоевать союзные Афинам города. В состав войска входил разного рода сброд. Рабы, опозоренные воины, илоты. Идея вооружить подобную публику была опасной. Брасид был уверен в успехе. Теперь он никуда не спешил. Все намеченные города он взял хитростью. Всю грязную работу сделали за полководца сами афиняне. Недовольство собственных граждан спартанец умело оборачивал против врага. Практически без боя Брасид совершал своё победное шествие.
Города сдавались один за другим. Величайшей победой полководца стало взятие города Амфиполиса. Это был могущественный бастион, державший под контролем переход реки Стримон. Брасид атаковал и осадил город, затем предложил весьма необычный для того времени выбор. Те, кто хотел, могли беспрепятственно уйти. Остальные могли остаться и их обещали не грабить. Этот шаг мог стоить Брасиду полную потерю репутации воина.
Шаг был рискованным, но итог стоил того. Город сдался. Слава супервоина не досталась Брасиду. Зато победа была на его стороне. Кроме того, остальные афиняне, прослышав о действиях спартанцев пожелали точно так же сдаться. Со всех концов к военачальнику были отправлены послы с предложениями.
Царь Леонид в итоге всё равно проиграл. Брасид же потерпел поражение, но не сдался. Он пошёл другим путём. Может не всё складывалось так удачно, как он того хотел, но спартанец продолжал борьбу. Брасиду посчастливилось выжить и из своего горького опыта он извлёк необходимый урок. Исход битвы всегда не определён, а смелость — не всегда победа. Война — это не сцена для славы, а всего лишь политика. Главное не побить врага, а навязать ему свою волю.
Конечно, Брасид совершит на своём пути ещё много ошибок. Одна из них будет стоить ему жизни. Кампания должна была стать реваншем афинян за все их поражения. Атака обещала победу, но быстро обернулась отступлением. Брасид решил обратить его в бегство. Слишком смело он выступил во главе преследователей и был убит. Полководец похоронен в Амфиполе. В местном археологическом музее хранятся его останки.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайны хранит затопленный древний город Шичен в Китае
Спартанцы тоже смертны
Обычные люди, учась на своих ошибках, могут достичь поистине великих целей. Именно это и есть тот самый вдохновляющий урок, который может преподать нам истинная история древней Спарты. Выбирая героический яркий миф, а не реальность, люди совершают две огромные ошибки. Первая – отказ от настоящего прошлого. Вторая же, ещё более вопиющая и страшная: человеческое право на ошибки.
Это лишает людей возможности видеть не только то, как спартанцы стояли в бою насмерть. Гораздо более важно, что они боролись, терпели поражение, но восстанавливались, потом шли и побеждали. Если у них всё получалось, значит на это способен каждый. Это и есть самое ценное.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии
Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.
Начиная разговор о Спарте, стоило бы отметить, что самоназванием этого древнегреческого государства было «Лакедемон», а его жители называли себя «лакедемоняне». Появлению названия «Спарта» человечество обязано вовсе не эллинам, а римлянам.
Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную, систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь каждая из категорий делилась на сословия. Илоты хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.
Этот миф укоренился, благодаря описанию спартанского общества, созданного еще Плутархом. Так, в одном из своих трудов он описывал, что слабых детей решением старейшин сбрасывали в ущелье в горах Тайгета. Сегодня учёные по данному вопросу к единому мнению не пришли, однако, большинство из них склоняется к версии о том, что такая необычная традиция в Спарте места не имела. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что греческие хроники, грешат преувеличениями и преукрашиваниями фактов. Доказательство чему было обнаружено историками после сравнения одних и тех же фактов и их описаний в греческой и римской хрониках.
Безусловно, в Спарте на протяжении всей ее описанной истории существовала очень жесткая система воспитания детей, в частности, мальчиков. Называлась система воспитания агогэ, что в переводе с греческого означает «увод». В спартанском обществе дети граждан считались общественным достоянием. Поскольку сама по себе агогэ была достаточно жестокой системой воспитания, не исключено, что процент смертности действительно был высок. Таким образом, убиение слабых детей сразу после рождения маловероятно.
Как утверждают историки, в спартанском обществе высоко ценилась дисциплина, мужество и доблесть на поле брани, почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях). И хотя порой лидеры спартанцев в вопросах политики отличались коварством и вероломностью, этот народ был одним из величайших представителей эллинской группы.
В Спарте была демократия. Во всяком случае, все наиболее важные вопросы решались общим собранием граждан, на котором те просто перекрикивали друг друга. Само собой, в Спарте жили не одни лишь граждане, и власть хоть и народа, принадлежала далеко не всему демосу.
Домашнее хозяйство спартанцев мало чем отличалось от хозяйства большинства других греческих городов-государств. На полях Лакедемона выращивались те же продукты. Спартанцы занимались скотоводством, разводя преимущественно овец. В большинстве своем труд на земле был уделом илотов – рабов, а также неполноправных граждан.
В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.
Общественные связи и устои играли весьма важную роль в повседневной жизни спартанцев. Среди историков существует даже теория о том, что спартанцам, было, запрещено принимать пищу у себя дома, независимо от своего статуса и положения в обществе. Вместо этого, спартанцам полагалось принимать пищу исключительно в общественных местах, своеобразных столовых того времени.
Образ спартанцев, как и образ викигов, которых многие представляют как воинов в рогатых шлемах, безусловно, не избежал романтизации. Тем не менее, в лакедемонянах есть много того, чему не будет лишним поучиться и современному человеку, и того, что вошло в нашу повседневную жизнь. В частности, слово «лаконичный» имеет именно греческие корни и означает сдержанного, умеренного и не многословного человека. Именно с этим, словом в Пелопоннесе и за его пределами и отождествлялись спартанцы.
почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях).
Скромность и умеренность означает, что в обычное время ели столько, сколько требуется, а не от пуза, а дома не заполняли лишней мишурой и показушностью, лишь нужное и требуемое. «Спартанское жилище» даже фразеологизм есть.
А пиры и оргии есть дело общественное, привязанное к задабриванию богов, к праздникам, победам и чествованиям.
Безумие? НЕТ, ЭТО ЛАКЕДЕМОН!
Да вашу ж мать! Ебучие андройдо-войны!
Знали мы одного спартанца.
Одни мифы развенчиваем, другие придумываем
Не были гипомейоны умственно или физически неполноценными детьми. Это было сословие пораженных в правах граждан Спарты из-за утраты ими земельного надела и неспособности делать взнос в общественные обеды (сисситии).
«Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!».
я как не наткнусь на 300 спартанцев так смотрю до конца. круто снято
Правда ли, что спартанцы сбрасывали слабых детей в пропасть?
Распространено убеждение, что в античном государстве младенцев, которые не смогут вырасти здоровыми, вскоре после рождения сбрасывали со скалы. Мы проверили, существуют ли подтверждения этой легенды.
(Спойлер для Лиги Лени: пока нет точных данных, позволяющих это подтвердить или опровергнуть. Актуальную информацию в посте привёл)
История про избавление от нездоровых младенцев упоминается не только в нескольких художественных произведениях разных жанров, но и в ряде учебников: например, по теории государства и права под редакцией Поповой и по педагогике под редакцией Крившенко и Юркиной. При этом научно-популярные порталы Arzamas и «Русская семёрка» утверждают, что археологические раскопки опровергли широко распространённое убеждение. В 2020 году о странном по нынешним меркам спартанском обычае во время одного из совещаний вспомнил президент России Владимир Путин: «Говорят, что в Древней Спарте больных, увечных детей сбрасывали со скалы Тайгет. Правда, сегодня историки, археологи полагают, что это только легенда, миф».
О шокирующей для современного человека практике писали ещё античные авторы. Например, Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывал о незавидной судьбе слабых младенцев в книге, посвящённой полулегендарному спартанскому законодателю Ликургу (VIII век до н. э.). Как утверждает Плутарх, новорождённого относили к старейшинам, которые осматривали его и «если ребёнок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».
При этом в биографиях других известных античных деятелей, написанных Плутархом, есть противоречащие этому утверждения. Например, в рассказе о спартанском царе Агесилае (V–IV века до н. э.) автор сообщает, что тот с детства был хромым (хотя «красота его в юные годы делала незаметным телесный порок»). Как пишет британский специалист по античной истории Пол Картледж, царь был хромым с рождения, а вырос по спартанским меркам очень низким, так что проблемы со здоровьем явно не были следствием травмы. Тем не менее Агесилай прожил более 80 лет и руководил спартанской армией в нескольких войнах и походах.
Отметим, что Плутарх жил в I–II веках н. э., то есть на несколько столетий позднее многих героев его «Жизнеописаний». Как замечают некоторые историки, другие античные авторы не сообщают о подобном обычае в Спарте, а сам Плутарх заинтересован скорее в создании образа своего героя, нежели в его точном жизнеописании.
Э. Дега. Юные спартанцы (около 1860 года, Национальная галерея в Лондоне)
В 2007 году несколько изданий (в том числе российские Lenta.ru и «Новые известия», а также австралийское ABC) со ссылкой на AFP сообщили, что греческие учёные «опровергли легенду о спартанских детоубийствах». В этих публикациях сообщалось о работе Теодороса Пициоса из Афинского университета, который проанализировал человеческие останки, обнаруженные в ущелье Апофеты, и пришёл к выводу, что умершим там людям было от 18 до 35 лет. Всего антропологи исследовали останки 46 мужчин, которые жили в VI–V веках и, вероятно, были военнопленными, преступниками или предателями.
Хотя нам не удалось обнаружить публикацию AFP, на которую ссылались СМИ по всему миру, исследование Пициоса действительно существует. Правда, посвящено оно раскопкам, которые проходили в пещере Каэдас. Пициос изначально проверял гипотезу о том, что в ущелье сбрасывали взрослых людей. Более того, антрополог прямо называет слухи о том, что детей кидали именно в ущелье Каэдас, «маловероятным, неподтверждённым вымыслом, тем не менее широко распространённым и в наше время». Схожей точки зрения придерживается в том числе и греческое министерство культуры. Отождествление ущелья Каэдас с Апофетами действительно распространено (так считал, например, и литературовед Михаил Гаспаров), однако точной уверенности в этом нет.
Таким образом, про спартанский обычай сбрасывать нездоровых младенцев с обрыва нам известно из сочинений относительно позднего античного автора, достоверность которых находится под вопросом. Более того, существуют свидетельства того, как уроженцы Спарты с врождёнными недугами не только избегали ранней смерти, но и достигали весьма существенных успехов.
При этом растиражированная несколько лет назад информация о том, что антропологи и археологи исследовали упомянутое Плутархом ущелье и опровергли детоубийства, не вполне соответствует действительности — мы не знаем наверняка, где располагались Апофеты, и не можем с уверенностью отождествить их с ущельем Каэдас. Как пишет в своей докторской диссертации об инвалидности в Древней Греции археолог Дебора Снид, «пока мы не обнаружим надёжное свидетельство такой практики, например детские останки в окрестностях Тайгета, мы не можем делать даже предварительные заявления».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Битва на острове Сфактерия 425 г. до н.э
Автор: Владислав Добрый.
Технически уже шесть лет идет Пелопоннесская война. Я намеренно её не разбираю – фактически, там была череда войн, с постоянно создающимися и рассыпающимися союзами, внутрисоюзными коалициями; все это историки разделяют на пару этапов и несколько отдельных военных компаний. Думаете, Игра Престолов запутанная? Нет, греки так сплелись в своей, фактически, гражданской войне, что тут, действительно, надо быть профессиональным историком, чтобы этот клубок сцепившихся змей и скорпионов разобрать.
Если вкратце, битва на острове Сфактерия считается поворотным моментом в искусстве войны древних греков, потому что в ней спартанские гоплиты были побеждены теми, кого раньше даже не принимали во внимание – пельтастами. Легковооруженными пехотинцами.
На картинках их обычно изображают с луками и дротиками. Но в источниках я, раз за разом вижу рассказы о том, что пельтасты зачастую были в буквальном смысле голозадые и тупо метали подобранные прямо на месте камни. Иногда на этом заостряется внимание, иногда это говорится вскользь и непонятно. Может, имеется в виду, что пельтасты обстреливают врагов из пращи. Если почитать краткую выжимку про битву на острове Сфактерия, то можно подумать, что суть в том, что тяжелые гоплиты не могли догнать легконогих голозадиков, устали и сдались.
Люди любят простые и понятные объяснения, но у меня таких для вас нет.
Ну, что же, давайте смотреть. Итак, у нас есть остров Сфактерия, вот как описывает его Фукидид, заодно объясняя необходимость его захвата:
“. Ведь находящийся вблизи от Пилоса остров под названием Сфактерия, протянувшийся вдоль побережья, защищает гавань и суживает входы в нее: через один вход со стороны Пилоса и афинских укреплений одновременно могли пройти только два корабля, а через противоположный — со стороны материка — не более восьми или девяти кораблей. Остров, длиной около 15 стадий, был необитаем, покрыт лесом и непроходим…Опасаясь, что афиняне предпримут с острова против них какие-либо враждебные действия, лакедемоняне высадили на него гоплитов и расставили отряды других воинов по побережью…”.
Общее командование над Афинскими союзными силами осуществляет Демосфен. Кто такой Демосфен? Да вы наверняка слышали о Демосфене! До нас дошли в основном трижды перевраные байки, о том что Демосфен был застенчивым юношей с тихим голосом, невнятной речью и привычкой смешно дергать вверх плечом. Демосфен набивал рот мелкими камнями, чтобы говорить членораздельно, и декламировал поэтов у моря, шум которого надо было переорать, как шум толпы. Ну, и еще он тренировался в мимике и позах, стоя под мечом, который колол его в плечо, всякий раз, когда Демосфен, забывшись, им дергал.
Тогда Демосфен отправляет своего командира, Клеона, решить вопрос.
Клеон набирает в команду в основном пельтастов и ловко всех тупых гоплитов побеждает.
На самом деле нет. Сотнями лет вопросы решали гоплиты. Выбор именно пельтастов обусловлен личным опытом Демосфена. Дело в том, что он сам однажды уже огреб от голозадых. Во время похода в Этолию. Этолия это такая область в Греции, которая в тот момент тяготела к Спарте, но позже оформилась в де факто независимую территорию. Больше вам в жизни, скорее всего, про Этолию никогда слышать не придется.
Ладно, это все же не компьютерные игры, тут все сложнее.
Был разработан план операции. Афиняне регулярно патрулировали воды вокруг острова, приучая спартанцев к тому, что в одно и то же время мимо них проходит несколько кораблей. И в один из таких “патрулей” корабли Афин пристали к острову и высадили первую волну десанта, которая уничтожила боевое охранение гарнизона на непросматриваемой от лагеря главных сил стороне. Как только плацдарм был обеспечен, на остров высадились основные силы, причем с подавляющим преимуществом. После чего, очевидно, следуя четко разработанному плану, заняли господствующие высоты:
Фукидид, 4.32: “. На заре и все остальное войско, кроме гребцов нижнего ряда, высадилось на остров с 70 или немного большим числом кораблей, с разного рода оружием: всего было 800 лучников, столько же пельтастов, вспомогательные отряды мессенян и все отряды, стоявшие еще под Пилосом, кроме воинов гарнизона, охранявших укрепления. По приказу Демосфена афиняне разделились на отряды по 200 человек и более (а иногда и с меньшим числом воинов) и заняли самые высокие пункты на острове, чтобы неприятель, взятый со всех сторон в кольцо, оказался в безвыходном положении, не зная, против кого обратиться. Если бы враги стали отражать нападение с фронта, то их обстреливали бы с тыла, если же — с одного фланга, то каждый раз подвергались бы обстрелу с другого. Куда бы лакедемоняне ни обратились, всюду в тылу у них должны были оставаться афинские легковооруженные воины. Это были именно те воины, против которых труднее всего было бороться, так как их сила была в том, что они поражали врага издали, стреляя из луков и пращей и бросая дротики. При попытке к ним приблизиться они отходили, получая преимущество, и были еще опаснее, поражая отступающих врагов. Таков был план высадки, задуманный Демосфеном еще раньше, который ныне был приведен в исполнение.”
Фукидид утверждает, что спартиатов и их союзников на острове было ровно 425 (но это без илотов).
Дальше Фукидид рисует почти кинематографическую картину боя спартанцев и их союзников, среди затянутых дымом от горящего леса теснин, где гоплиты не только терпят, но и пытаются контратаковать. Без особого успеха. Упоминаются некие “войлочные” панцири спартанцев, которые пробиваются стрелами, но дротики о них ломаются. В конце концов, гоплиты изнемогают под постоянным обстрелом легкой пехоты:
Фукидид 4.35: «Наконец, когда множество воинов уже получило ранения, так как борьба происходила все время на одном и том же узком пространстве, лакедемоняне, сомкнувшись, начали отступать к ближайшему укреплению на самой крайней оконечности острова и к своим постам. Легковооруженные афинские воины, осмелев, стали с громким кличем еще сильнее теснить врагов отступающих и убивать каждого захваченного при отходе лакедемонянина. Большинству лакедемонян все же удалось благополучно достичь укрепления, соединиться с его гарнизоном и занять все наиболее уязвимые пункты. Преследуя лакедемонян, афиняне не могли окружить их вследствие естественной неприступности укрепления и пытались яростной лобовой атакой выбить врага из крепости. Долгое время, почти целый день, противники выдерживали тяготы битвы, страдая от жажды под палящими лучами солнца: одни стремились при этом вытеснить противников с холма, а другие — удержать позицию. Все же лакедемонянам уже было легче защищаться, так как им не грозило нападение с флангов.»
Тут бой зашел в тактический тупик. Однако, союзники Афин, некие мессенцы, уверяют, что смогут обойти укрепление и подняться по кажущимся неприступными утесам. Им выделяются лучники в поддержку, и они вполне справляются со своей задачей – снова оказавшись под обстрелом с двух сторон, спартанцы, в конце концов, сдаются.
Уже Диодор пишет: 12.63 “Из сдавшихся: 120 были спартиатами, 180 – их союзниками.”
Как видите, бой совсем не укладывается в “легконогие пельтасты закидывали спартанцев кизяком и убегали от неповоротливых гоплитов, пока, наконец, те не расплакались от бессилия и не сдались”.
Автор: Владислав Добрый.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Устоявшееся мнение VS Реальность
«Упав, рыцарь не мог самостоятельно подняться, становясь легкой добычей для более легких противников. И вообще на лошадь его грузили с помощью слуг и полиспастов»». Эдуард Плантагенетыч, ваш выход.
Автор: Виталий Чёлушкин.
Общество древней Спарты было до крайности милитаризовано, именно этот фактор и играл главную роль в развитии всего государства, а насколько важную, можно судить по тому, что спартиатам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Война была их жизнью. Многие хотя бы в общих чертах знают о жизни спартанских мальчишек в военных лагерях, но криптии, о которых сегодня пойдёт речь, не имеют столь широкой известности, а они, на мой взгляд, в воспитании будущих машин для убийства значили не меньше сна на крапиве, постоянного голода и непрерывных тренировок.
Сегодняшняя история будет о том, как в программу воспитания юных спартиатов вписывалась охота на людей. Начинается она приблизительно в XI веке до н.э, когда в Лаконии возникает город-государство Спарта. Захватившие эти земли дорийцы, разделили живших здесь раннее ахейцев на две социальных группы: периэков (живущие вокруг) и илотов (взятые в плен/покорённые).
Статус илотов же достаточно сложно точно сформулировать, прав у них было чуть больше, чем у рабов в классическом понимании этого слова, но и до свободных людей им было так далеко, как пешком до Олимпа. Илоты, как и рабы, работали «на батьку», но имели ряд преимуществ. Илоты имели право вести семейную жизнь, владеть имуществом, то есть у них была своя собственность. Сами же они, кстати, собственностью могли называться с натяжкой. Определённое количество илотов полноправные спартанские граждане получали с земельным участком ( то есть вроде как они были к земле привязаны), но покупать и продавать их, как крепостных, было нельзя. Относительно того, в каком порядке у илотов собирали налоги, я не нашёл точного ответа. В одних источниках говорится, что они отдавали хозяевам половину произведенного, в других сказано, что хозяевам полагалась некая «фиксированная сумма». В обоих случаях подчёркивается, что брать больше положенного спартанцам было запрещено. Так или иначе, если илот произвёл больше, он и оставит себе больше, это не значит, что налог вырастет пропорционально произведённой свыше нормы продукции. Короче говоря, их экономическое положение было не столь плохим как у рабов в соседних Афинах.
Гораздо хуже дело обстояло с их социальным статусом. В головы спартанцев ещё в детстве вкладывалась идея того, что илоты не кто иные как untermenschen люди низшего порядка. Древние греки не оперировали таким понятием, как рабская психология, но именно так называется то, что спартиаты внушали илотам. Все ведь помнят об отношении спартанцев к пьянству? Не подобает воину и всё такое. Так вот. Чтобы воспитать в юных спартанцах отвращение и к алкоголю, и к илотам, вторых спаивали и показывали молодёжи. Так об этом говорит Плутарх: «И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку».
Картина Фернана Сабатте «Спартанец показывает пьяного илота своим сыновьям»
Тут мы начинаем замечать парадокс: некоторые илоты становятся фактически богаче своих бывших господ. Вся эта мешанина, когда настоящих спартиатов осталось не так много, в армии по большей части служат периеки и илотская элита, появляются какие-то почти граждане, граждане на полставки и тому подобное приводит к тому, что Спарта перестаёт быть Спартой. Весь их уклад жизни, вся социальная система начинает ломаться из-за политических, экономических и военных неудач. Одним из самых значимых событий такого рода стало обретение Мессенией независимости в 369 году до н.э. В Мессении же находилась большая часть всех илотов Спарты.
Таким образом, получив независимость, они илотами больше и не являлись. Вот и выходит, что число илотов в стране резко упало, а половина тех, что остались, уже и в армии послужить успели. Отсюда вывод, что илотия к этому моменту прекратила своё существование в своём первозданном виде.