созвездие большой медведицы миф
Легенды и мифы о звездах и созвездиях. Мерцанье мириадов звезд…
О, звезд прекрасное мерцание! Тысячелетиями ты завораживаешь людские взгляды, заставляешь замирать сердца и загадывать желания, глядя в след падающей умирающей звезде… Фантазия глядящих в ночное небо астрологов безгранична. С помощью своего воображения они увидели в звездных группах очертания сказочных животных и птиц, мифических персонажей и храбрых героев. Почти с каждым из созвездий связана какая-нибудь древняя легенда или миф, их-то мы и поведаем вам в этой книге. Вас ждут Андромеда и Геркулес, Дракон и Журавль, Кассиопея и Орион, Персей и Северная корона.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенды и мифы о звездах и созвездиях. Мерцанье мириадов звезд… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Это созвездие является околополюсным и наблюдается над горизонтом в любое время. Но выше всего над горизонтом это созвездие находится весенними и летними ночами, тогда оно и видно лучше всего. Вокруг него расположены созвездия Волопаса, Гончих Псов, Малого Льва, Рыси и Малой Медведицы.
В этом созвездии семь самых ярких звезд, и именно они образуют знакомую каждому характерную фигуру этого созвездия: глубокий ковш с длинной изогнутой ручкой. Но только богатое воображение помогает увидеть в этой фигуре огромную медведицу, как рисуют это созвездие в старинных звездных атласах и на картах созвездий.
По представлениям древних греков, в самой северной части Земли жили только медведи. Поэтому в северной части небосклона расположены созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.
Предпоследняя звезда в хвосте Большой Медведицы называется Мицар. На угловом расстоянии над ней видна слабая звезда Алькор. Названия этим звездам даны арабами, и обозначают они соответственно «конь» и «всадник». По этим звездам арабы проверяли силу зрения: тот, кто мог разглядеть звезду Алькор, имел нормальное зрение.
В созвездии имеются две самые яркие звезды — Алиот и Дубхе. По двум крайним звёздам этой фигуры можно найти Полярную звезду.
По поводу возникновения Большой Медведицы существует множество легенд.
А жестоко наказана Каллисто за непослушание и потерю девственности была именно Артемидой, чьей спутницей являлась будущая Большая Медведица.
Есть еще одна легенда о Большой Медведице. Когда-то очень давно проживал один человек. И было у него семь дочерей — смелые и красивые девушки. Везде и всюду держались они вместе. Никто не оставался к ним безразличным — все восхищались ими.
Однажды, когда девушки гуляли у подножья горы, наткнулись на царя дэвов. Не раздумывая, устремились они наверх, к вершине горы. Дэв — за ними. Казалось, вот-вот он их настигнет. Но в это время девушки сделали отчаянный прыжок ввысь и вознеслись в небо. Чтобы не разлучаться, встали неподалеку друг от друга.
Так эти девушки стали светиться семью звездами. С тех пор и называют их «Етэгэн йондоз», что означает семизвездье (Большая Медведица).
У башкир существует своя легенда. В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо — с чашку. Человеческий род постепенно преумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.
В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришел откуда-то Великан (Алып) и до дна опорожнил котел. Что делать? Решили сделать котел побольше. А к котлу и ковш нужен. Котел отлили из серебра, а ковш — из золота. Поднял Великан котел, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком легок», — промолвил Великан, — и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звездам, да так и застрял между ними.
Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три — ручку. Вечером ковш — вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.
Красивое созвездие Большой Медведицы привлекало внимание и болгарского народа, который дал ему имя Повозка. Это название связано с такой легендой. Как-то один юноша отправился в лес нарубить дров. Пришел в лес, распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно из лесу выбежала медведица и съела одного вола. Юноша был большим храбрецом, он схватил медведицу и впряг ее в повозку вместо того вола, которого она съела. Но медведица не могла тянуть повозку, дергалась из стороны в сторону, и поэтому в созвездии повозка кажется искривленной.
В созвездии Большой Медведицы старые люди уподобляют отдельные звезды так: звезду η — Вознице, звезду Мицар ζ — Медведице, звезду ε — Волу, звезду Алькор — собаке, которая лает на медведицу. Остальные звезды образуют саму Повозку.
Из-за подобных геометрических фигур в созвездиях Большой и Малой Медведицы болгарский народ называет и созвездие Малой Медведицы Малой Повозкой.
Существует и другой вариант этого мифа. Вечно юная богиня Артемида, одетая в охотничьи одежды, с луком, колчаном и острым копьем долгое время бродила по горам и лесам в поисках хорошей дичи. Вслед за нею двигались ее спутницы и служанки, оглашая смехом и песнями горные вершины. Девушки были одна красивее другой, но самой очаровательной была Каллисто. Когда Зевс увидел ее, он восхитился ее молодостью и красотой. Но служанкам Артемиды было запрещено вступать в брак. Чтобы овладеть ею, Зевс пошел на хитрость. Однажды ночью в образе Артемиды он появился перед Каллисто…
От Зевса Каллисто родила сына Аркада, который быстро подрастал и стал непревзойденным охотником.
Ревнивая супруга Зевса Гера, узнавшая о любовной связи мужа, обрушила на Каллисто свой гнев, превратив ее в безобразную неуклюжую медведицу.
Однажды сын Каллисто Аркад бродил по лесу, и неожиданно навстречу ему из кустов вышла медведица. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву, и стрела полетела в медведицу. Но Зевс, который зорко оберегал свою любимую Каллисто, в последний момент отвел стрелу, и она пролетела мимо. В то же время Зевс превратил Аркада в маленького медвежонка. После этого он схватил медведицу с медвежонком за хвосты и перенес их на небо. Там он оставил Каллисто блистать в виде красивого созвездия Большой Медведицы, а Аркада — в виде созвездия Малой Медведицы.
На небосклоне в виде созвездий Каллисто и Аркад стали еще более красивыми, чем на Земле. Не только люди восхищались ими, но и сам Зевс. С вершины Олимпа он часто устремлял взгляд на созвездия Большой и Малой Медведицы и наслаждался их красотой и непрерывным движением по небосклону.
Гере было неприятно, когда она видела мужа, любовавшегося своими любимцами. Она обратилась с горячей мольбой к морскому богу Посейдону, чтобы он никогда не допустил того, чтобы Большая Медведица коснулась моря. Пусть она умрет от жажды! Но Посейдон не внял мольбам Геры. Неужели он мог дать умереть от жажды возлюбленной своего брата — громовержца Зевса?! Большая Медведица продолжает кружить около полюса, при этом раз в сутки она спускается низко над северной стороной горизонта, прикасается к морской глади, утоляет жажду и после этого снова поднимается вверх, привлекая своей красотой взгляды людей и богов.
Полярная звезда и легенда про созвездия Большой и Малой медведицы
Народы Месопотамии, северной Азии, финикийцы, персы видели в очертании этого созвездия фигуру медведя. Поэтому легенда о созвездии Большая и Малая медведица у каждого народа была своя и передавалась из уст в уста.
Удивительно, что и североамериканские индейцы видели очертания медведя в контурах этого созвездия. Случайно ли подобное совпадение или индейцы привезли это название с собой, когда переселялись из Азии в Америку через Берингов пролив?
Ответа на этот вопрос мы не знаем как и про многие созвездия и звезды на небе.
Древние предания о самом заметном созвездии
Объясняя возникновение легенды о созвездии Большая и Малая медведица, греки рассказывали следующую историю: Царица Аркадии, Каллисто, слыла красавицей. Это возбудило ревность Геры, жены самого главного из богов — Зевса. Разгневанная богиня превратила царицу Аркадии в медведицу и прогнала в лес. Тщетно молила Каллисто богиню вернуть ей человеческий облик. Гера была непреклонна. И вот бывшая царица блуждала по лесам, боясь диких зверей, потому что забывала, что теперь и сама она стала диким зверем. А вскоре она узнала, что такое страх перед охотниками и их собаками. Однажды она увидела среди преследующих ее своего сына Аркаса. Она приблизилась к нему и хотела его обнять. Защищаясь, Аркас занес над матерью копье. Но тут вмешался Зевс и, чтобы предотвратить несчастье, превратил в медвежонка и сына.
А так как он любил обоих, то перенес на небо – так появились Большая и Малая Медведицы.
Но существуют и другие варианты легенды о созвездии Большая и Малая медведица. В них рассказывается история о том, как медведи заботились о маленьком Зевсе, когда он скрывался от своего отца Крона на острове Крит. Крон правил Олимпом и, страшась предсказанной ему судьбы, проглатывал всех своих детей. Его жена Рея, опасаясь, что ее сына Зевса ждет подобная участь, спрятала его на острове, поручив заботам двух медведей. Позднее Зевс в знак благодарности сделал их бессмертными, перенеся на небо.
Самый известный объект созвездия
Самым известным объектом в созвездии Малой Медведицы является Полярная звезда, которая удалена от Северного полюса менее, чем на один градус (почти два диаметра Луны). Поэтому она описывает вокруг полюса малый круг. В этом можно убедиться, если направить объектив фотоаппарата на Полярную звезду и в течение нескольких часов экспонировать.
Следует отметить, что даже полюс (точка, вокруг которой якобы вращаются все небесные тела) не остается неподвижным. Он описывает круг каждые 26 000 лет (так называемый «год Платона»). Через 13000 лет полюс приблизится к Веге в созвездии Лиры. Это так называемое собственное движение звезд.
Тогда Вега станет «полярной» звездой, а через следующие 13000 лет северный полюс снова вернется на то место, где он находится сейчас. Это перемещение полюса называется прецессией.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
Созвездие Большая Медведица. Легенды о созвездии.
Созвездие Большая Медведица
Легенды, связанные с созвездием Большой Медведицы
Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различных названий в легендах разных народов.
Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар — «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой:
Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями.
Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:
Большая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Вот ещё одна легенда об околополярных созвездиях:
Опасаясь Кроноса, который пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы Амальтеи, две медведицы — Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.
В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.
Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери. В шаманских гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.
Гренландские эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами
В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, «Бедро, живущее в великом Озере северного неба» (ср. представление о барке Ра).
В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.
В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.
Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы — семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.
У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.
В Древнем Двуречье это созвездие носило название «Грузовая Повозка» (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица — «колесница, указывающая на юг»), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan — «колесница»; древнеримское Septemtriones — «Семизвездие»; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen — «повозка Вотана»; согдийское ‘nxr-wzn — «круг Зодиака»; митаннийское арийское uasanna — «круг на ипподроме»; древнеиндийское vahana — «животное, на котором ездят боги» — и ratha — «колесница»; тохарское A kukal, B kokale — «колесница»; немецкое Grosser Wagen — «Большой Воз».
В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.
Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав,
Из валежника все тело,
Ноги смастерив из кольев,
Уши из цветов озерных,
А глаза же — из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:
Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки…
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах — это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.
Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы) у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.
Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных народов.
Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созвездии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.
Александрова Анастасия
отсюда
Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям