наутилус кто еще о чем песня
10 фактов о песнях Nautilus Pompilius
Песня «Взгляд с экрана» написана Ильей Кормильцевым по мотивам главного хита поп-трио из Англии Bananarama «Robert De Niro’s Waiting», который поется от лица девушки, мечтающей встретиться со своим кумиром. Кормильцеву было крайне неприятно, когда из оригинальной строчки «Ален Делон не пьет тройной одеколон» Бутусов убрал слово «тройной».
Когда в студии Аллы Пугачевой музыканты записывали песню «Доктор твоего тела» для альбома «Князь тишины», профессиональный архитектор Бутусов, не учивший сольфеджио, с ходу спеть ничего не смог. И чем больше было попыток перезаписать вокал, тем хуже они получались. Работавший с «Наутилусом» в 1980-х клавишник Алексей Хоменко потом вспоминал, что Пугачева стояла рядом с Бутусовым с карандашом в руках и делала пометки в тексте песни — мол, до этого места все нормально, а дальше перепевай. В одной песне у Бутусова совсем ничего не получалось, и пришлось ей самой встать к микрофону. Так Пугачева оказалась в качестве бэк-вокалистки «Наутилуса».
Песню «Зверь» Бутусов написал лично, без помощи Ильи Кормильцева. Дело было в Питере:
«Я стоял на балконе на Юго-Западе, у себя, и просто смотрел на весь этот никудышный район. Понастроили огромных китайских стен, и там не удосужились никакую инфраструктуру вообще придумать, построить. Потому что такие темпы были бешеные. Там, например, люди ходили по соседним улицам, жили в каком-то доме и в то же время не знали, как называется улица, которая пересекает их улицу в двадцати метрах. В общем, такой, я бы сказал, партизанский район»
Слушайте Зверь — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке
Предполагалось, что в работе над песней «К Элоизе» будет участвовать Глеб Самойлов из «Агаты Кристи». В ней он должен был произнести на немецком языке какие-нибудь ругательства. Специально для этого Глеб консультировался со знакомой студенткой филологического факультета. Но из-за своей меланхоличности Глебу конечный результат не понравился, и эту идею с немецким «Наутилусу» пришлось оставить.
Песня «Князь тишины» написана Вячеславом Бутусовым на стихотворение венгерского поэта Эндре Ади «Впереди доброго князя тишины» в переводе на русский язык Леонида Мартынова.
Песня «Синоптики» была написана Кормильцевым и Бутусовым после первого приезда в Ленинград и посещения Ленинградского рок-клуба в 1986 году.
Синоптики — это рокеры, «сумевшие выжить на лютом морозе» советской действительности и сделавшие людскую жизнь «чуть теплей, чуть светлей», а главное самих людей — более активными в политическом смысле: «мы стали подвижней в оттаявших позах». Второй куплет песни посвящён рокерам зарубежным — «заморским», которых Бутусов называет «богами». «Хранители» их «тайны» — это хиппи. Отсюда и «девчонки», уводимые «под белый покров», «растительная пища» (дети цветов).
В конце песни «Чугада» слова «Я тебя прощаю, я тебя люблю…» поет четырехлетняя дочка Вячеслава Бутусова — Ксюша.
Вячеслав Бутусов вспоминал:
«Мы использовали Ксюшу ради определенной окраски. Специально отвели для нее время, чтобы наработать записей почти на час. У нее очень громкий голос. То есть она меня компенсировала в этом смысле. И самое замечательное, что вела она себя очень естественно»
Слушайте Чугада — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке
«Шар цвета хаки» была написана Бутусовым в состоянии дикого невроза в 1985 году, когда он учился в Свердловском архитектурном институте и находился на волосок от того, чтобы стать солдатом Советской армии. Как раз в то время в разгаре была война в Афганистане. К счастью, знакомство с армией ограничилось для него лишь военными сборами.
Изначально композиция «Негодяй и ангел» писалась специально для дуэта Бутусов-Гребенщиков. Но совместное творчество по неизвестным причинам так и не осуществилось.
Слушайте Негодяй и ангел — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке
Цитата из песни «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» была выбрана в качестве эпитафии, написанной на памятнике Илье Кормильцеву, установленном на его могиле на Троекуровском кладбище в Москве.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Кто ещё» (В.Бутусов — И. Кормильцев)
Входит в альбом «Крылья» (1995)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
И. Кормильцев, пресс-релиз, подготовленный к презентации альбома «Крылья», 1995 (текст приводится по книге А. Кушнира «Хедлайнеры»):
…»Кто еще» — попытка с помощью девушки спасти нарождающееся капиталистическое общество;
***
В 1995 г. на песню был снят клип.
Вячеслав Бутусов, 30 лет под водой, г. Орел
_______________________________________________________________________
Em9 С
Если ты хочешь любить меня, полюби и мою тень.
Em9 Am6
Открой для нее свою дверь, впусти ее в дом.
Тонкая длинная черная тварь прилипла к моим ногам.
Она ненавидит свет, но без света ее нет.
C Em C D
Если ты хочешь, сделай белой мою тень.
C Em C D H
Если ты можешь, сделай белой мою тень.
Em C
Кто же, кто еще, кроме тебя.
Em Am6
Кто же, кто еще, если не ты.
Если ты хочешь любить меня, приготовь для нее кров.
Слова ее все ложь, но это мои слова.
От долгих ночных бесед под утро болит голова.
Слезы падают в чай, но чай нам горек без слез.
Если ты хочешь, сделай белой мою тень.
Если ты можешь, сделай белой мою тень.
Кто же, кто еще, кроме тебя.
Кто же, кто еще, если не ты.
_______________________________________________________________________
Наутилус кто еще о чем песня
По теме песни «ястребиная свадьба» нашёл отрывок из алхимического трактата (http://levity.com/alchemy/lambspring_russian.html)
Книга Лэмбспринка. Рисунок VIII.
Есть в Индии прекрасный лес,
В нем птицы связаны две вместе.
Они клюют друг друга, и вторая
Оказывается съеденной товаркой.
Им суждено стать голубями,
А из голубей возникнет Феникс,
Жизнь обретая полную чудес.
На это силы дал ему Господь,
Так что он может вечно жить, не зная больше смерти.
Он нам дает богатство, жизнь нашу хранит,
И с его помощью творятся чудеса,
Что истинным Философам известны.
Марат, спасибо вам большое за столь познавательную лекцию, но можно было остановится и на ртути, не вдаваясь в подробности о золоте и прочих металлах. Правда, я думаю, что вы примеряете смысл песни на свои глубокие познания, думаю, все несколько проще.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Зверь» (В.Бутусов)
Входит в альбом «Титаник» (1994)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
Песня «Зверь» была вторым номером альбома, написанным Бутусовым лично, без помощи Кормильцева. Дело было в Питере…
Бутусов:
Я стоял на Юго-Западе у себя — в «Кораблике», так называемом, и просто смотрел на весь этот некудышний район под названием Юго-Запад, где в своё время, засыпав болота, понастроили таких огромных китайских стен и там не удосужились никакую инфраструктуру построить. Такие темпы, видимо, были бешенные. Там, например, люди ходили по соседним улицам, жили там в каком-то доме и не знали, как называется улица, например, которая пересекает их улицу в 20 метрах. В общем, потайной какой-то, партизанский район, я бы сказал.
***
Из ответов В. Бутусова посетителям сайта www.u-piter.ru в разделе «Доска сообщений»:
— А какие чувства вызывает у Вас сегодня композиция «Зверь», которую многие причисляют к своего рода «эмоциональным загадкам»?
В.Б.: — Чувство бессмысленного страха.
В. Бутусов: — У меня есть отдельные песни, которые я считаю своим достижением. Я очень люблю, например, «Зверя», «Берег», «Мою звезду». Потому что мне близок масштаб трагедии и драматизма, который в них заложен. При этом я склонен похулиганить, что мои близкие не очень одобряют. Мол, чего ты дурачишься, тебе очень не идет, когда ты поешь про триллипутов. А во мне это еще с институтских времен. Я всегда любил браваду всякую бесшабашную и ничего с этим поделать не могу.
Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» — Зверь (2016)
_______________________________________________________________________
Hm Em
Я смотрю в темноту, я вижу огни.
F#7 Hm
Это где-то в степи полыхает пожар.
F#7 Hm
Я вижу огни, вижу пламя костров.
F#7 Hm
Это значит, что здесь скрывается зверь.
Я гнался за ним столько лет, столько зим.
Я нашел его здесь в этой степи.
Слышу вой под собой, вижу слезы в глазах.
Это значит, что зверь почувствовал страх.
F#7
Я смотрю в темноту, я вижу огни,
Hm
Это значит, где-то здесь скрывается зверь.
G D
Он, я знаю, не спит, слишком сильная боль,
Em Hm
Все горит, все кипит, пылает огонь.
Я даже знаю, как болит у зверя в груди,
Он идет, он хрипит, мне знаком этот крик.
Я кружу в темноте, там, где слышится смех,
Это значит, что теперь зверю конец.
Я не буду ждать утра, чтоб не видеть, как он,
Пробудившись ото сна, станет другим.
Я не буду ждать утра, чтоб не тратить больше сил,
Смотри на звезду — она теперь твоя.
Искры тают в ночи, звезды светят в пути,
Я лечу и мне грустно в этой степи.
Он уже крепко спит — слишком сладкая боль,
Не горит, не горит, утихает огонь.
Когда утро взойдет, он с последней звездой
Поднимется в путь, полетит вслед за мной.
Когда утро взошло, успокоилась ночь,
Не грозила ничем, лишь отправилась прочь.
Он еще крепко спал, когда слабая дрожь
Мелькнула в груди, с неба вылился дождь.
Он еще крепко спал, когда утро взошло.
Он еще крепко спал, когда утро взошло.
_______________________________________________________________________
Смысл песни Наутилус Помпилиус – Зверь
Лирика Вячеслава Бутусова – это загадка даже для заядлых любителей русского рока, который, как известно, был и остаётся наиболее глубоким музыкальным жанром, когда речь идёт о текстах песен. Чего стоит один только «Гибралтар»! Но сегодня мы поговорим о другой не менее популярной композиции «Наутилуса» – песне «Зверь», в которой поётся о противоборстве лирического героя – охотника и неведомого Зверя.
Образы Зверя и Охотника в песне Наутилус Помпилиус – Зверь
Хотя песня посвящена Зверю (позволим себе называть его именно так – с большой буквы, ведь иного имени у Зверя нет), лирический герой (назовём его Охотником) играет в сюжете не меньшую роль. А точнее, в тексте есть довольно прозрачные намёки на то, что Охотник и Зверь – это если не одно целое, то, во всяком случае, очень близкие, родственные друг другу образы. Охотник точно знает, что переживает Зверь в тот или иной момент: он прямо говорит «это значит…» о его чувствах – именно так, а не «мне кажется», «наверное». Ближе к середине текста эта уверенность прямо проявляется в речи Охотника: «Он, я знаю, не спит», и наконец: «Я даже знаю, как болит у зверя в груди». А в заключительных строках пропадают даже и эти вводные слова. Теперь Охотник не говорит «это значит» или «я знаю» – он прямо рассказывает об ощущениях Зверя так, как если бы они были его собственными.
Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь
Что или кого могут символизировать Охотник и Зверь? Круг ассоциаций практически безграничен. Это нормально: если бы весь смысл песни Наутилуса «Зверь» можно было свести к одной простой метафоре, то этот текст не казался бы поклонникам таким глубоким, не вызывал бы столь сильных переживаний и мысленных образов. Я назову лишь несколько вариантов того, кем (или чем) могут быть на самом деле Зверь и Охотник.
Роль огня в смысловой картине песни Наутилус Помпилиус – Зверь
Огонь, свет, в том числе небесных светил играет важную роль в поэтике текста «Зверь». Уже в первых четырёх строках «огненные» образы употребляются целых четыре раза:
Я смотрю в темноту, я вижу огни.
Это где-то в степи полыхает пожар.
Я вижу огни, вижу пламя костров.
Это значит, что здесь скрывается зверь.
Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь
Поначалу можно подумать, что костры – это дело рук людей, которые охотятся на Зверя. И далее по тексту слышим: «Я кружу в темноте, там, где слышится смех». Чей это смех – не тех ли, кто загнал Зверя в угол и окружил пламенем костров? Но дальше становится ясно, что это не так. Огонь – это атрибут Зверя, а охотится на Зверя не дозволено никому, кроме самого Охотника. Никто другой не смог бы побороть этого противника.
Искры тают в ночи, звёзды светят в пути.
Он уже крепко спит – слишком сладкая боль.
Не горит, не горит, утихает огонь.Он ещё крепко спал, когда слабая дрожь
Мелькнула в груди, с неба вылился дождь.
Что мы видим в этих строках? Зверь уснул – считать ли это завуалированным обозначением смерти, пока непонятно, но одно ясно: он потерял свою силу, Охотнику больше не нужно его преследовать. И вместе с потерей этой силы «утихает огонь». Утренний дождь заливает последние искры. Итак, мы убедились в том, что огонь – это не дело рук людей-охотников, это неотъемлемый атрибут самого Зверя. Теперь Зверь приобретает черты мифологической птицы Феникс, которая погибает в огне и вновь возрождается из пепла.
Мифологичность текста песни Наутилус Помпилиус – Зверь
Так что же случилось со Зверем в финале песни? Погиб ли он, настиг ли его Охотник? Почему Охотник неожиданно проникся таким сочувствием к своей жертве и отпустил её? Давайте проанализируем заключительные строки песни «Зверь», чтобы найти ответ на эти вопросы.
Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь
«Я лечу и мне грустно в этой степи», – поёт Охотник. Почему лирический герой песни вдруг полетел? Что это означает? Это становится понятно дальше:
Когда утро взойдёт, он с последней звездой
Поднимется в путь, полетит вслед за мной.
Охотник и Зверь вознеслись на небо вместе, стали звёздами. Да, именно так: наши герои превратились в небесные светила. Здесь мы подходим к одной важной особенности текста песни «Зверь»: он глубоко мифологичен, а сюжет, в котором герой или пара героев превращается в небесные светила, широко распространён у народов мира. Но есть и другая мифологическая особенность этого текста: замкнутость в круг, циклическое развитие. В финале песни становится понятно, что борьба Охотника и Зверя не закончена, да и не борьба это, а скорее гонка по кругу. Охотник преследует Зверя, Зверь – Охотника. И на земле, и на небе они вечно будут гнаться друг за другом, потому что эти образы не имеют отношения к реальности, это сугубо метафорические, мифологические сущности.