сознание мышление язык и мозг соотношение понятий
Сознание и мозг. Проблема идеального. Мышление и язык.
Сознание-это способность соотносить,осознавать предмет(Гегель)
Сознание- высшая форма отражения действительного мира,свойственная только человеку.Оно связано с членораздельной речью,логическими обобщениями,абстрактными понятиями.
«ядром сознания является знание»
-формирование связано с трудом.
Гераклит: «душа-это тонкий огонь»
Демокрит- «восприятия возникают в мозгу человека,в результате того,что от предметов отдаляются тонкие атомы,проникающие в голову»
Человеку нужны:разум и сознание.
-знание–память-уметь выделять опред.область(внимание)
Идеалистический подход: «Сознание психика душа-могут существовать не зависимо от тела»
Материалистический подход « не могут существовать не зависимо от тела»
•В вопросе звучит о проблеме идеального…мне совершенно не понятно о чем изъясняться…
•Диалектич. материализм рассматривает взаимоотношение Я. и м. как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как «непосредственная действительность мысли» (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления).
Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка.
Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
— служить средством общения;
— служить орудием мышления.
Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.
Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.
Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических средств.
Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных знаковых форм.
Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.
Знаковые системы — это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.
В них входит вся сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые побуждения.
Среди неязыковых знаков выделяются:
— знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);
— знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник приближения дождя и т. п.);
— знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);
— знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).
Структура и функции сознания.
29.Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
Структура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Чувства, эмоции суть компоненты сознания.
К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная. Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.
Сознание и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании. Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.
Проблема познаваемости мира в различных философских традициях (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм). Субъект и объект познания.
Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний. Важнейшим условием ориентации человека в мире явл. адекватное (правильное) познание действительности. Два вида ф-фов: признающих познаваемость мира (оптимисты), и тех,кто отриц. познаваемость (агностицизм). В кач-ве агностиков ранее традиционно называли Канта и Юма. Также есть скептики (да,но…чел.свойственно сомневаться). Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего чел. с его потребностями, способностями, интересами. Субъектом познания выступ. и соц.группа, а также общество в целом как носитель опред. знаний и соц. отнош. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом. Выделение объекта познания, подвергающегося исследованию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект —без субъекта. Непосредственная цель познания есть знание. Знание есть продукт обществ., матер. и дух. деятельности людей, идеальное отраж. свойств и связей объектов материальн. действ-ти. Знание — это и предпосылка познания.
Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их специфика, взаимосвязь и основные формы.
Выделяется две ступени познания: чувственная и рациональная. В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания).
Чувственное и логическое познания взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.
Тема 3 Сущность и взаимосвязь понятий сознание — деятельность — мозг — мышление — язык — речь
Основная идея: показать, что процесс познания окружающего мира и самого себя осуществляется человеком в процессе мышления. Сознание, являясь функцией мозга, формируется под воздействием социальных условий.
1. Сознание, деятельность и мозг:
а) сознание — функция мозга; сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции;
б) мозг как сложная саморегулирующаяся система;
в) взаимосвязь сознания и мозга;
г) мышление — продукт социального развития;
2. Аналитико-синтетическая деятельность человеческого мозга.
Основные понятия: сознание, деятельность, мозг, мышление, язык, речь.
Управление человеком процессом своего мышления, мыслительной деятельности невозможно без понимания сущности таких понятий, как сознание, мозг, мышление, язык, речь. Рассмотрим и проанализируем сущность данных понятий.
Сознание, деятельность и мозг
«Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу» (4, с. 368).
Благодаря сознанию человек раскрывает секреты окружающего мира.
Изучением сознания заняты ученые различных специальностей — философы, логики, психологи, кибернетики, физиологи, математики. Каждая из наук внесла определенный вклад в расшифровку тайны сознания. Особая роль принадлежит философии, рассматривающей взаимоотношение материи и сознания. Философы говорят «о сознании как свойстве самой материи и о познании как отражении (субъективном образе объективной действительности)» (3, с. 5).
Сознание есть функция мозга. Между развитием мозга, психики, сознания существует тесная связь. Мозг осуществляет программирование поведения человека. Он представляет собой сложную систему, состоящую из определенных блоков. Мозг человека — это особым образом организованная материя. Это центральный отдел нервной системы человека, главный орган психики. Мозг — это саморегулирующаяся система. В головном мозгу человека выделяются три основных блока:
1. Блок тонуса коры (энергетический блок мозга), источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды.
2. Блок приема, переработки и хранения информации включает в свой состав аппараты, расположенные в задних отделах коры головного мозга и, в отличие от аппаратов 1-го блока, имеющие модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация). Каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически, включает три уровня: первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны несут функцию объединения (синтеза) или сложной переработки доходящей до субъекта информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов.
3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отделы большого мозга. Этот блок также построен иерархически: первичные двигательные поля несут импульсы к определенным группам мышц; вторичные (премоторная область) подготавливают пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных «мелодий» (двигательных навыков); третичные отделы лобной коры (хорошо развиты только у человека) играют решающую роль в создании намерений, формировании программы действий, которые осуществляют эти намерения и контроль деятельности (1).
Людей делят на левополушарных и правополушарных. Левое полушарие — центр речи, в нем реализуется рационально-логическое мышление на основе обработки абстрактных символьных конструкций. В правом полушарии реализуется интуитивное мышление на основе образного восприятия. Степень образного мышления и интуиции в основном влияет на эффективность познавательной деятельности.
При нарушении каких-либо отделов мозга, в особенности коры головного мозга, происходят серьезнейшие расстройства в психических функциях, поведении, сознании человека. Если глазу не дать возможность двигаться, то он не сможет «снять» слепок с предмета и в мозгу человека не возникнет образа предмета.
Мышление — сложная кибернетическая система, развивающаяся на основе переработки поступающей информации. Мышление есть продукт социального развития. Известны случаи, когда дети попадали к животным, когда их держали закрытыми на цепи их родители и не общались с ними. У этих детей не было развито мышление, они не умели ни разговаривать, ни осуществлять элементарные человеческие действия. У таких детей мозг в биологическом отношении был нормальным, но их нельзя было назвать людьми.
Таким образом, наличия нормального мозга и здорового тела еще недостаточно для возникновения сознания. Сознание формируется под воздействием социальных условий. «Чтобы мыслить, быть людьми, надо овладеть общественным опытом, знаниями, навыками» (3, с. 13).
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Способность мышления — есть результат активного отношения человека к внешнему миру. При овладении способами, формами деятельности в мозгу человека происходят изменения, у него формируются системы подвижных нервных связей. Мозг отражает не только внешние предметы, но и саму деятельность человека. Но сознание не сводится к физиологическим процессам мозга, оно представляет собой сложное явление, относящееся к сфере психических процессов, и свойственно только человеку. «Мир сознания недоступен непосредственному восприятию потому, что образы предметов не обладают ни одним из физических свойств, которые принадлежат отражаемым им предметам» (3, с. 21).
Сознание — специфическая форма отражения действительности, присущая только человеку. С помощью сознания человек не только познает законы внешнего мира, но и самого себя. Только человеку свойственно в процессе жизнедеятельности осуществлять целеполагание и предвидение. Предвидение — важнейшая способность человека, его сознания. Процесс предвидения — сложная мыслительная деятельность субъекта. Различают разные уровни предвидения. В обыденной жизни — предсказания на основе простой повторяемости событий. Вслед за молнией последует гром. Предвидение на основе умозаключения по аналогии: М. Фарадей предсказал, что магнитные и световые явления имеют волновую природу.
Наиболее ценно предвидение, опирающееся на закон.
Особую роль в развитии предвидения играет способность воображения, которая позволяет устанавливать мостик между старым и новым.
Воображение — это построение субъектом наглядных образов ранее не воспринимаемых предметов и явлений.
В научном познании образы воображения всегда формируются на основе прошлого опыта.
Воображение является особой формой мыслительной деятельности человека. Как только в процессе решения задач у человека встречаются трудности, так сразу логический ход мыслей, протекающий в виде умозаключений, анализа и синтеза, принимает характер фантазирования. Выход из затруднения находится быстрее при развитой способности воображения. Только поставив цель (сформулировав результат) своей деятельности, составив план действий, индивид спрогнозирует изменения, которые произойдут вне и внутри его самого. И здесь уже разговор пойдет о самосознании, то есть познании человеком самого себя, познании отношения личности и общества, личности и личности, познании социальных явлений.
Особая роль в развитии мышления принадлежит языку и человеческой речи. Слова выступают в качестве носителей чувственных и мысленных образов, служат развитию познания, являются средством социальной коммуникации. Слово стало средством человеческого общения. «Как языка нет без мышления, так и мышления нет без языка» (3, с. 42).
Таким образом, психологическое общение человека возможно только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова следует рассматривать «как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления» (6, с. 157).
Для того чтобы мыслить, не обязательно владеть звуковой речью. Глухонемые используют язык жестов. Современные исследования позволили установить взаимодействие слова и мысли, языка и мышления. Мышление всегда опирается на внутренний речевой процесс. Быстрота и внезапность рождения мысли становятся возможными именно в силу наличия сокращенной внутренней речи. Свертывание внутренней речи происходит по мере создания обобщенной логической схемы материала, выделения ключевых слов, в которых концентрируется смысл фразы, текста. Благодаря сокращенному выражению мыслей во внутренней речи создается возможность оперирования целыми комплексами понятий, из сопоставления и обобщения которых возникают новые идеи. Даже в случае «интуитивного озарения» мышление всегда опирается на внутренний речевой процесс.
Словесные знаки выступают орудием осуществления самого процесса мышления. Неясность в выражениях свидетельствует о неясности в мышлении. Язык — мощное познавательное средство.
Аналитико-синтетическая деятельность человеческого мозга
«Процесс мышления — процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга; проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.
Созерцание или наблюдение, фактофиксация — начальный момент познания, анализа… Факты — это воздух аналитика, лица, принимающего решение… Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных «кирпичиков» сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне» (5, с. 144).
Аналитико-синтетическая деятельность мозга определяется параметрами, характеризующими индивидуальность мыслительной деятельности конкретного человека. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей.
Глубина мышления — выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
Можно выделить индивидуальные стили мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора — «Что, если…».
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходства в различных позициях. Классический вопрос идеалистов: «Куда мы идем и почему?»
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат, практический выигрыш. Девиз прагматика: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает».
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной манере решения проблем.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов; «реально» только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.
Краткий словарь дефиниций
Деятельность — 1) основная форма проявления активности человека, его социального назначения; 2) специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей (А. Н. Леонтьев).
Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.
Мозг — это саморегулирующаяся система.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.
Вопросы для самоконтроля понимания текста
1. Дайте определения понятий «сознание», «мышление», «деятельность», «мозг», «речь», «язык» и проанализируйте их сущность.
2. Из каких блоков состоит мозг человека, как они построены и какие функции выполняют?
3. Оцените роль сознания в развитии мышления.
4. Обоснуйте наличие взаимосвязи между развитием языка, речи и мышления.
5. Назовите основные качества мышления и дайте краткую характеристику каждого.
6. Дайте характеристику различных стилей мышления.
Задания для размышлений
1. Обращаясь к представленной в тексте характеристике различных стилей мышления, укажите, какой из них присущ вам и как он проявляется в конкретной ситуации в вашем поведении и при принятии решения.
2. Какое качество мышления необходимо прежде всего развивать человеку, чтобы стать личностью с развитой культурой мышления? Обоснуйте свое утверждение.
3. Возможно ли в принципе повлиять на процесс аналитико-синтетической деятельности другого человека? Если «да», то на какой стадии? Обоснуйте свое утверждение.
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. Л., 1988. 560 с.
2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1989. 319 с.
3. Коршунов А. М. Познание и деятельность / А. М. Коршунов. М., 1984. 142 с.
4. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. 494 с.
5. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения : учебник / Р. А. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 283 с.
6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. 400 с.