созидающий подход в обучении это

Основные методологические подходы в педагогике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные методологические подходы в педагогике

В педагогике выделяют следующие методологические подходы:

Системный
— рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом;

— выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);
— выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.

Личностный
— утверждает представление о сущности человека как личности;
— ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности;

— требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;

— использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.

— утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;

— ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;

— позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.

Культурологический
— требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре;

— предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.

В ходе развития общества появлялись различные парадигмы (модели, образцы) образования и воспитания, имеющие как научно-педагогическую, так и общекультурную ценность.

Основные методологические подходы в педагогике:

Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.

2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).

3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.

4. Выявить свою личностную позицию.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

4. Полисубъектный (диалогический);

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация антипедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К. Д.Ушинский (1824–1870 г. г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К. Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Источник

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в начальном образовании.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на интерпретации (раскрытии) сущности и развития этих явлений.

Подход- это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.

Учитель начальных классов может эффективно использовать следующие подходы.

Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать явления и процессы не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он требует реализацию принципа единства педагогической теории, эксперимента, практики, отражает всеобщую связь и взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности и предусматривает необходимость подходить к ним как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход, в котором относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

В педагогической практике задача преподавателя- учитывать взаимосвязи компонентов. Подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным.

Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого, предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурном подходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементах, а также связей между ними. На основе выявленной структуры делаются заключения о других характеристиках системы.

Функциональный подход направлен на выявление функций (задач) каждого элемента системы и самой системы в целом. Эвристические и практико-преобразующие возможности системного подхода в исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям «педагогическая система», «целостность», «взаимодействие».

Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему.

Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение.

Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход основан на деятельности как основе, средстве и условии развития личности. Задачи преподавателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

А.Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, – писал он, – каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Деятельностный подход требует перевода обучающегося в позицию субъекта познания, труда и общения. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.

Полисубъектный (диалогический) подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Полисубъектный (диалогический) подход вызван тем, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается ею, не может быть сведена к деятельности и отождествлена с нею.

В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание.

Личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т. е. интерсубъектное образование. Значение деятельностного подхода аргументированно показал в своих работах А.Н. Леонтьев.

Он писал: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».

Реализация системно- деятельностного подхода осуществляется через: ролевые игры, работу с разными источниками информации (СМИ, Интернет-ресурсы, тексты, карточки и др.), решение экономических задач, рефлексию.

Ролевые игры на уроках экономики позволяют сделать урок насыщенным и интересным.

Работа с разными источниками информации включает разнообразные ресурсы: СМИ, Интернет, тексты, карточки и т. д. Во время данного вида деятельности обучающиеся делятся на группы, самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, делают выводы, обосновывают суждения, дают определения, приводят доказательства.

передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Главная задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить обучающихся учиться. А сделать это возможно только через деятельность.

Индивидуальный подход- это психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе учитель организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника, т. к. обучающиеся индивидуальны, а значит и способности у них тоже разные.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим имеют особое значение установление и учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование. Достоверность фактов – необходимое, хотя и недостаточное условие достоверности выводов.

Среди дидактических принципов построения урока в рамках системно- деятельностного подхода можно выделить следующие принципы применимые в начальном образовании:

1. Принцип целенаправленности

2. Принцип систематичности и последовательности

3. Принцип наглядности

4. Принцип сознательности и активности

5. Принцип прочности

6. Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям.

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам

Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям

Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся

Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Пример 4 класс окружающий мир

Урок по теме: «Куликовская битва».

Практическое занятие по теме: «Составление отчетной документации по сражениям».

На следующем занятии проводится опрос по пройденной теме.

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т. к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель

Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически

Объём наглядности должен определяться целенаправленно

Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом

Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого

Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям

К оформлению наглядности должны применяться психологические требования

Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З. Александровой. В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:

— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?

— Яблоки (ученик не понял вопроса)

— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?

-Покажи на картине снегиря (ученик показывает)

— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?

— Он такой же красноватый.

— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т. п.

Требования принципа сознательности и активности:

Учебный процесс должен быть двусторонним

Педагог обязан вызывать у учащихся делание к самостоятельной и творческой работе

В учебный процесс должны включаться активные формы обучения

Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации

Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Пример Литературное чтение 4 класс:

Перед чтением рассказа Л. Н. Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»

Пример: математика 1 класс

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя

Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу в о п р о с ы с о с л о в о м «с к о л ь к о». – Сколько жёлтых? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат? – Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков?

(Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи)

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы

Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике

Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений

В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Пример русский язык:

Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и повторить правило, написать несколько раз это слово «Я пошел». Ученик выполнил работу правильно

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная

В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение

В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм

В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность

В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т. д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т. д. и т. п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика»

Пример 2 класс английский язык

Учитель читает образец и объясняет значение слова brother. Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель просит детей прочитать слова под картинками, а затем учащиеся говорят предложения по образцу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *