создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка (Сан-Марко)

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Собор Святого Марка

Новая базилика – специально для хранения мощей

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.

Источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д’Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Адрес: Италия, Венеция, площадь Святого Марка
Начало строительства: 1063 год
Окончание строительства: 1094 год
Архитектор: Доменико I Контарини
Святыни: мощи апостола Марка и Исидора Хиосского
Координаты: 45°26’04.4″N 12°20’23.6″E

Краткое описание

В историческом центре Венеции, на площади Сан-Марко, крылатый лев, вознесённый на колонну, неусыпно охраняет Собор святого Марка и Дворец дожей.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Вид на собор святого Марка и кампанилу собора святого Марка с площади святого Марка

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка — небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка, похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.

По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Собор святого Марка с часовой башни Святого Марка

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Собора святого Марка с кампанилы собора святого Марка

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами. Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи — Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Собор святого Марка — шедевр византийской архитектуры

Среди памятников византийского зодчества базилика Сан-Марко приравнивается по значению к Собору святой Софии в Стамбуле. Собор святого Марка представляет собой крестовокупольную базилику, возведенную по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов. За годы перестроек в нём переплелись элементы различных архитектурных стилей — византийского, романского, готического и восточного.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Фасад собора святого Марка

Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя. Мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа, а другие четыре изображают историю похищения и прибытия мощей апостола Марка в Венецию.

Центральный портал венчает позолоченная квадрига — античная колесница, запряжённая лошадьми (ныне копия, оригинал хранится в музее собора). Эта квадрига получена венецианцами после разграбления Константинополя в Четвёртом крестовом походе в 1204 году. Ансамбль базилики завершается пятью огромными куполами, облицованными свинцовыми пластинами, с крестами на вершине.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Вид собора со стороны набережной

Собор святого Марка — золотая базилика

Внутреннее убранство Собора святого Марка поражает изобилием цветных мраморов, церковной утвари и мозаик на библейские сюжеты, занимающих площадь 4000 кв. метров. Стекольные фрагменты различных цветов выложены на тончайшем листовом золоте. Под престолом главного алтаря, сверкающим золотом и драгоценными камнями, хранится рака с мощами святого Марка. Над алтарём установлен Пала д’Оро («Золотой алтарь») — иконостас, выполненный византийскими мастерами по заказу венецианцев в 1343 году. Готическая рама, изготовленная из позолоченного серебра, состоит из 250 эмалевых миниатюр, инкрустированных 2000 драгоценных и полудрагоценных камней. На алтаре изображены сцены из Нового Завета и события из жития апостола Марка.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Фрагмент фасада собора

Из-за обилия золота Сан-Марко иногда называют «золотой базиликой». Английский искусствовед Джон Рёскин писал, что «Венеция — единственный город, обладающий столь прославленной Библией. Храм-книга мерцает издалека, подобно Вифлеемской звезде».

Источник

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государстваmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Собор Святого Марка в Венеции является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров. Со времени создания, поразительной красоты здание собора никого не могло оставить равнодушным. Знаменитый австрийский писатель Франц Грильпарцер, описывает свои впечатления от созерцания собора следующим образом: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв. Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».

«Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Всю красоту и уникальность кафедрального собора можно описать фразой знаменитого английского искусствоведа Джона Рёскина (John Ruskin), который в 1851 году сказал примерно следующее: “Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный – никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”. Сегодня спустя столько лет ничего не изменилось. Люди из всех концов света не перестают любоваться красотой строения, с восхищением осматривая собор.

Кликабельно 2200 рх

Кликабельно 2200 рх

Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).

Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства Кликабельно 3000 рх

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Многие мастера вложили свой труд, умения и талант в строительство и украшение «золотой базилики» (названной так из-за обилия здесь золота). Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.

Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. По своим художественным достоинствам они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробно.

Кликабельно 1600 рх

Часть рельефов была привезена из Византии. Некоторые из них представляют различные ремесла, сцены охоты или рыбной ловли. Очень интересны бронзовые двери входов: две двери по краям представляют собой прекрасные работы Бертуччи, выполненные в 1300 году, о чем свидетельствует подпись мастера и дата прямо на дверях. Средняя дверь переделана из византийской. Богат декор мозаичными украшениями. Первые сделаны в XIII веке. Мозаичные композиции главного портала воспроизводят сцену Страшного суда, другие посвящены истории похищения и прибытия в Венецию тела святого Марка.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

В 1204 году дож Энрико Дандоло во главе крестоносцев взял Константинополь. В качестве трофея он вывез оттуда коней, снятых с арки византийского императора. Кони сначала стояли на постаменте около Дворца дожей, но в 1797 году по приказу Наполеона, войска которого заняли Венецию, коней отправили в Париж и установили на площади Карусели напротив Лувра, где знаменитая квадрига пробыла восемнадцать лет.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Через главный вход собора вы попадете в атриум, предназначавшийся сначала для нефритов (непосвященных). Стены облицованы мрамором и мозаикой, на них изображены события из Ветхого Завета. Особенно впечатляет мозаика «Сотворение мира и человека». Отдельные сцены расположены концентрическими кругами. Очень подробно изложена вся история Адама и Евы, а каждый день творения обозначен белым ангелом.

Русский художник Суриков, увидев эту мозаику, был так восхищен ею, что написал: «Я в старой живописи, да и в новейшей не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана легенда».

Многочисленные мозаики покрывают купола и арки собора. Огромные композиции созданы неизвестными мастерами по крупицам, из кусочков стекла и камня.

С искусством мозаики венецианцев познакомили византийские мастера, которые приезжали в Венецию. Мастера из Византии передали секреты мозаичной техники: степень светопроницаемости и светоотражаемости стекла, камня и металла, сочетания золота с красками. В IX-XIV веках складывается венецианская школа мозаичной живописи.

Постепенно мозаики расположились на стенах собора в строгом порядке, начиная с образа Христа и сцен из жизни 12 апостолов и заканчивая образами всех святых и покровителей Венеции.

Кликабельно 3600 рх

Летом 1177 года в Венеции противники заключили мир, а около собора Святого Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем. Император сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».

Нельзя покинуть атриум, не остановившись перед гробницей Фелиситы Микиель, украшенной великолепным мраморным кружевом. Весь интерьер собора производит неизгладимое впечатление грандиозности и величия: огромные купола, уходящие ввысь своды, мозаики, сверкающие позолотой, богатый рисунок каменного пола.

Кликабельно 3000 рх

Эмали сами по себе являются величайшей ценностью, а украшенные золотом, алмазами, рубинами и жемчугом представляют собой не только произведение искусства, но и ценнейшее сокровище.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Но самое прославленное из изображений, хранящихся здесь, это фигура Саломеи в красных одеждах, с головой Иоанна Крестителя на блюде. Это произведение вдохновило А. Блока на такие строки:

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства
Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Рядом с алтарем расположена капелла Исидора. В ней помещен саркофаг, в котором находятся реликвии этого святого.

Есть в Сан-Марко музей из трех помещений. В нем хранятся мозаики, фламандские и персидские ковры, собрания мраморных фрагментов IX-XIV веков.

создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Смотреть картинку создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Картинка про создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства. Фото создавая собор св марка в венеции архитекторы находились под влиянием искусства какого государства

Наборный мраморный пол собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.

Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.

Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.

Кликабельно 5000 рх «Моление о чаше»

Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.

В крипте (место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.

В южной части собора находится баптистерий (помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.

Кликабельно 3000 рх

В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.

Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.

Собор Святого Марка тесно примыкает к Дворцу дожей, с которым соединен внутренним переходом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *