создателем учения русского общинного социализма был

Тест по истории России Общественное движение при Александре II и политика правительства 9 класс

Тест по истории России Общественное движение при Александре II и политика правительства 9 класс с ответами, Тест включает 2 варианта, в каждом по 13 заданий.

Вариант 1

1. Какой государственный деятель консервативных взглядов занимал одновременно две должности до 1880 г. — обер­прокурора Синода и министра народного просвещения?

1) С.Ю. Витте
2) Д.А. Толстой
3) М.Н. Катков
4) М.М. Сперанский

2. Как называлась теория, на которую по-прежнему опира­лось консервативное направление общественной мысли во второй половине XIX в.?

1) теория малых дел
2) теория вопроса-ответа
3) теория вызова-ответа
4) теория официальной народности

1) увеличение возможностей получения образования разными слоями населения
2) сохранение крестьянской общины
3) появление парламента
4) изменение формы правления

4. Какое название получило учение А.И. Герцена о путях развития России?

1) утопический социализм
2) западный бунт
3) русский (общинный) социализм
4) русский прогресс

5. Назовите создателя организации «Народная расправа» и автора «Катехизиса революционера».

1) П.И. Пестель
2) Н.М. Муравьёв
3) П.Л. Лавров
4) С.Г. Нечаев

6. Как рассматривали крестьянскую общину представители народничества?

1) полагали, что крестьянская община должна быть не­медленно разрушена
2) считали, что крестьянская община должна полностью контролироваться государством и строгими законами
3) считали общину основой будущего социализма
4) выступали за свободный выход крестьян из общины и постепенное разделение членов общины на богатых и бедных

7. Установите соответствие между течениями в народничестве и их идеологами.

Течения в народничестве

А) пропагандистское
Б) заговорщическое
В) бунтарское

Идеологи

1) М.А. Бакунин
2) П.Л. Лавров
3) П.Н. Ткачёв

8. В каком году была создана новая организация «Земля и воля»?

1) 1862 г.
2) 1870 г.
3) 1874 г.
4) 1876 г.

9. Отметьте название организации, которая появилась вследствие распада «Земли и воли».

1) «Воля и право»
2) «Земля и свобода»
3) «Народная воля»
4) «Чёрный террор»

1) А.К. Соловьёв
2) С.Н. Халтурин
3) С.Л. Перовская
4) А.И. Желябов

11. Какое решение принял суд присяжных по делу В.И. Засулич после покушения на петербургского градо­начальника Ф. Ф. Трепова?

1) признал её виновной и потребовал высшей меры нака­зания
2) признал её виновной и ходатайствовал об условном на­казании
3) оправдал подсудимую
4) отказался рассматривать дело

12. Кто из перечисленных государственных деятелей возгла­вил Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия?

1) Д.А. Толстой
2) М.Т. Лорис-Меликов
3) А.М. Горчаков
4) М.Д. Скобелев

13. Когда был убит народниками император Александр II?

1) 1 ноября 1879 г.
2) 1 апреля 1880 г.
3) 1 марта 1881 г.
4) 12 мая 1884 г.

Вариант 2

1. Публицист, литературный критик, возглавлявший издание консервативного направления — газету «Московские ведомости» в пореформенный период, — это

1) Д.А. Толстой
2) М.Н. Катков
3) Д.А. Милютин
4) А.А. Аракчеев

2. Какие слои населения оказывали поддержку представите­лям консервативного направления общественной мысли?

1) исключительно дворяне и помещики
2) крестьяне, состоявшие в крестьянской общине
3) сторонники консерваторов были среди всех сословий
4) у консерваторов почти не было поддержки в обществе

3. Выходцы из разных сословий, «разного чина и звания», представлявшие в XIX в. межсословную категорию насе­ления в России, — это

1) либералы
2) мещане
3) люмпены
4) разночинцы

4. Назовите одного из самых ярких выразителей идеологии нигилизма в истории России пореформенного периода.

1) Д.И. Писарев
2) А.И. Герцен
3) М.М. Сперанский
4) М.Т. Лорис-Меликов

5. Создателем учения русского (общинного) социализма был

1) К.П. Победоносцев
2) Д.А. Толстой
3) А.И. Герцен
4) М.А. Бакунин

6. Основной целью народничества было достижение в России

1) капитализма
2) социализма
3) парламентской монархии
4) просвещённой монархии

7. Кто из лидеров народничества был идеологом бунтарского направления?

1) М.А. Бакунин
2) П.Л. Лавров
3) С.Г. Нечаев
4) А.И. Ульянов

8. Отметьте год, который считается началом народнического движения «хождения в народ».

1) 1861 г.
2) 1869 г.
3) 1874 г.
4) 1885 г.

9. Выберите из списка трех участников организации «Земля и воля». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Г.В. Плеханов
2) П.Н. Ткачёв
3) В.Н. Фигнер
4) С.Г. Нечаев
5) А.И. Желябов
6) А.И. Герцен

10. Назовите одну из организаций, которая появилась вследствие распада «Земли и воли».

1) «Чёрный передел»
2) «Союз борьбы»
3) «Народная расправа»
4) «Воля народа»

11. Назовите участницу народнической организации, которая совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Трепова.

1) С.Л. Перовская
2) В.И. Фигнер
3) В.И. Засулич
4) И.К. Крупская

12. Какой пост занял М.Т. Лорис-Меликов после ликвидации Верховной распорядительной комиссии?

1) министра внутренних дел
2) министра финансов
3) председателя Государственного совета
4) государственного советника

13. Какая народническая организация подготовила убийство императора Александра II?

1) «Путь к террору»
2) «Земля и свобода»
3) «Народная воля»
4) «Народная расправа»

Ответы на тест по истории России Общественное движение при Александре II и политика правительства 9 класс
Вариант 1
1-2
2-4
3-1
4-3
5-4
6-3
7-231
8-4
9-3
10-2
11-3
12-2
13-3
Вариант 2
1-2
2-3
3-4
4-1
5-3
6-2
7-1
8-3
9-135
10-1
11-3
12-1
13-3

Источник

Проверочный тест по истории «Общественное движение при Александре II и политика правительства». 9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по истории России: «Общественное движение при Александре II и политика правительства».

1. Какой государственный деятель консервативных взглядов занимал одновременно две должности до 1880 г. — обер-прокурора Синода и министра народного просвещения?

1) С.Ю. Витте 2) Д.А. Толстой 3) М.Н. Катков 4) М.М. Сперанский

2. Как называлась теория, на которую по-прежнему опира­лось консервативное направление общественной мысли во второй половине XIX в.?

1) теория малых дел
2) теория вопроса-ответа
3) теория вызова-ответа
4) теория официальной народности

1) увеличение возможностей получения образования разными слоями населения
2) сохранение крестьянской общины
3) появление парламента
4) изменение формы правления

4. Какое название получило учение А.И. Герцена о путях развития России?

1) утопический социализм
2) западный бунт
3) русский (общинный) социализм
4) русский прогресс

5. Назовите создателя организации «Народная расправа» и автора «Катехизиса революционера».

1) П.И. Пестель 2) Н.М. Муравьёв 3) П.Л. Лавров 4) С.Г. Нечаев

6. Как рассматривали крестьянскую общину представители народничества?

1) полагали, что крестьянская община должна быть не­медленно разрушена
2) считали, что крестьянская община должна полностью контролироваться государством и строгими законами
3) считали общину основой будущего социализма
4) выступали за свободный выход крестьян из общины и постепенное разделение членов общины на богатых и бедных

7. Установите соответствие между течениями в народничестве и их идеологами.

Течения в народничестве

8. В каком году была создана новая организация «Земля и воля»?

1) 1862 г. 2) 1870 г. 3) 1874 г. 4) 1876 г.

9. Отметьте название организации, которая появилась вследствие распада «Земли и воли».

1) «Воля и право» 2) «Земля и свобода» 3) «Народная воля» 4) «Чёрный террор»

1) А.К. Соловьёв 2) С.Н. Халтурин 3) С.Л. Перовская 4) А.И. Желябов

11. Какое решение принял суд присяжных по делу В.И. Засулич после покушения на петербургского градо­начальника Ф. Ф. Трепова?

1) признал её виновной и потребовал высшей меры нака­зания
2) признал её виновной и ходатайствовал об условном на­казании
3) оправдал подсудимую
4) отказался рассматривать дело

12. Кто из перечисленных государственных деятелей возгла­вил Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия?

1) Д.А. Толстой 2) М.Т. Лорис-Меликов 3) А.М. Горчаков 4) М.Д. Скобелев

13. Когда был убит народниками император Александр II?

1) 1 ноября 1879 г. 2) 1 апреля 1880 г. 3) 1 марта 1881 г. 4) 12 мая 1884 г.

14. Чьи взгляды отражает отрывок из документа?

Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… утвердившаяся со времен французской революции идея, что всякая власть исходит от народа… Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции и проникла, к несчастью, в русские безумные головы. На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для общего блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение.

1) марксистов 2) либералов 3) республиканцев 4) консерваторов

15. Рассмотрите изображение и выполните задание:

Изображение посвящено событиям, произошедшим:

1) 11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 19 февраля 1861 г. 4) 1 марта 1881 г.

создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть фото создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть картинку создателем учения русского общинного социализма был. Картинка про создателем учения русского общинного социализма был. Фото создателем учения русского общинного социализма был

16. Общественный деятель, сын дворянина, был арестован за участие в студенческом кружке и отправлен в ссылку. Через несколько лет после возвращения из ссылки он эмигрировал из России. За границей этот общественный деятель разработал теорию «русского социализма» (существуют и другие названия данной теории), в соответствии с которой Россия, где сохранился сословный институт, руководивший всей жизнью деревни, достигнет социализма, минуя капитализм.

1) Назовите общественного деятеля, о котором идёт речь.

2) Назовите сословный институт, который, по мнению этого общественного деятеля, позволит России достичь социализма.

3) Укажите название общественного движения в России, идеология которого была основана на теории «русского социализма», разработанной этим деятелем.

Источник

Теория «Русского общинного социализма» А.И. Герцена

Данный пост продолжает цикл, характеризующий различные направления общественной мысли 1840-х, 50-х годов, касающиеся отмены крепостного права. В предыдущем представлены взгляды Б.Н. Чичерина.

В 1830-е Александр Иванович вполне разделял идею единства исторического развития России и западной Европы. После эмиграции в 1847-м он стал свидетелем европейских революций 1848-49 гг. Увиденное подтолкнуло его к переосмыслению прежних воззрений, итогом которого стала собственная теория перехода России к социализму, во многом отличная как от западных коммунистических учений, так и от проектов петрашевцев, Чернышевского, Огарёва и др. мыслителей.

создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть фото создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть картинку создателем учения русского общинного социализма был. Картинка про создателем учения русского общинного социализма был. Фото создателем учения русского общинного социализма был

Основой теории является характеристика крестьянской общины, сформулированная Герценым ещё в конце 1840-х:

1. «Русская сельская община существует с внезапамятных времён и похожие на неё формы встречаются у всех славянских народов».

То есть в самой основе концепция не совпадает с мнением Чичерина, который подчёркивал государственное участие в генезисе общинного строя.

2. Земля общины распределяется между её членами и каждый из них обладает неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько имеет любой другой член общины. Она предоставляется в пожизненное владение, её нельзя оставить по наследству.

В работе «Русский народ и социализм», «Крещеная собственность» (1851) рассмотрены прогрессивные и консервативные стороны общинного быта:

+ Обеспечение защиты общинников от произвола чиновников, помещиков, природных невзгод;

+ наделение крестьян землёй в количестве, как правило, достаточном для прокормления;

+ наличие мирского самоуправления, подотчётность выборных лиц сельскому сходу.

— Незаинтересованность в улучшении земледелия;

— отсутствие конкуренции, создающей движение и разнообразие.

Консервативные стороны общинного уклада Герцен объясняет

Во-вторых, использованием общины с круговой порукой в качестве основы обеспечения людьми и ресурсами, т.е. власть возвела народный быт в государственный институт, тем самым законсервировав его.

Такая консервация, считал Герцен, давала возможность для возвышения русского народа за счёт сохранения трёх стародавних начал крестьянского мира (работа «Русские немцы и немецкие русские»):

1. Право каждого на землю.

2. Общинное владение землёй.

3. Мирское управление.

«На этих началах и только на них может развиваться будущая Русь».

При этом, он отмечает, что внесение принципов индивидуализма («личной воли»), не сходных, однако, с капитализмом, в патриархальную жизнь может вывести её из застоя.

— создаётся свободными людьми на добровольной основе с целью удовлетворения экономических интересов;

— имеет выборную администрацию и управляется общим собранием артельщиков;

— не стремится к монополии;

— распределение доходов на общем собрании;

— коллективный труд и круговая порука.

Такие отношения способствуют развитию личностей работников на коллективной основе. Через развитие коллективного начала общество, по замыслу Герцена, должно перейти на стадию социализма.

Социализм по Герцену синкретичен, он учитывает отечественные условия (общинный уклад) и устроен согласно передовым Западным теориям:

«Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, и идёт вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

6 этапов по построению социализма в России:

1. После реформы все земли становятся общественными. Происходит наделение равными участками с учётом плодородия почв. Упразднение сословий, обусловлено исходным материальным равенством. Происходит выкуп земли общинами у помещиков.

2. Установка разных видов пользования (не владения!) землёй: бессрочная общинная, частная пожизненная, аренда общественной земли, государственная, общественная областная.

При этом сохранены запреты передачи земли по наследству и найма рабочей силы.

3. Создание местных банков для организации выкупа земли, развития общин и частных предпринимателей. Постепенно каждый проживающий в данной местности становится вкладчиком и заёмщиком банка – образуется коллективная собственность.

Общины могут получать большие суммы кредитов, т.к. выплаты по ним обеспечивает круговая порука.

4. Общины развиваются до стадии артелей, затем до ассоциаций.

5. Черты мирского устройства распространяются на всё общество: общины объединяются в области, а те составляют конфедерацию с выборными органами управления на всех уровнях – происходит пересоздание гос. строя.

6. Законы составляются с учётом местных обычаев, включают в себя все неотъемлемые права, существующие на западе, также устанавливается равенство полов, общий доступ к образованию.

Своеобразие воззрений Герцена.

Александр Иванович считал концепции петрашевцев и Чернышевского теориями «чисто западного социализма»: те говорили о пропуске стадии капитализма на пути к социализму в России, Герцен же определял русский социализм как параллельную альтернативу западному капитализму.

Более того, он не считал коммунизм конечной формацией социального развития на основании того, что видел в Европе во время революций: это «учение о принудительном отчуждении собственности, учение возвышающее индивидуум при помощи общества, граничащее с деспотизмом и освобождающее между тем от голода», «Коммунизм пронёсся бурно, страшно, кроваво, несправедливо, быстро».

Необходимо отметить: то, что сейчас воспринимается в качестве единой теории, формулировалось в течение 40-х, 50-х, начале 60-х годов. Различные аспекты концепции содержатся в десятках работ, вышеизложенное – один из вариантов их синтеза, представленный С.И. Павловым в вестнике МГТУ, в статье «Теория русского социализма А.И. Герцена».

создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть фото создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть картинку создателем учения русского общинного социализма был. Картинка про создателем учения русского общинного социализма был. Фото создателем учения русского общинного социализма был

создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть фото создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть картинку создателем учения русского общинного социализма был. Картинка про создателем учения русского общинного социализма был. Фото создателем учения русского общинного социализма был

Крепостное право для чайников

создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть фото создателем учения русского общинного социализма был. Смотреть картинку создателем учения русского общинного социализма был. Картинка про создателем учения русского общинного социализма был. Фото создателем учения русского общинного социализма был

У каждого из нас есть какое-нибудь мнение о крепостном праве; в конце концов, почти каждый из нас является потомком крепостных. Однако, как я заметил, что многие плохо понимают, а что такое русское крепостное право в поздний период. Пожалуй, надо дать пояснения, в которых кто-то увидит новое для себя. Вообще–то, именно это надо рассказывать детям в школе, но не складывается.

Обратите внимание на то, что я пишу только о помещичьих крестьянах – на момент освобождения таковыми являлись 48% крестьян Европейской России. У государственных и удельных крестьян все обстоятельства были совершенно другие.

1. Классическое полное рабство, как в раннем Риме, в России не сложилось. Не существовало помещичьих хозяйств, в которых бы крепостные крестьяне обрабатывали поля помещика без платы, под бичом надсмотрщика, не имели бы ничего своего, жили бы в общем бараке, и получали бы еду и одежду от помещика по физиологическому минимуму, не располагая собственными деньгами. Все попытки ввести такой строй (так называемая «месячина») кончались плохо для всех.

2. Крепостное право в России – это как римское рабство в момент перехода в колонат, у всякого раба есть пекулий, то есть такое имущество, которое в чистой теории принадлежит хозяину, но на деле раб пользуется им как собственным; хозяйственные отношения раба и хозяина представляют собой отчасти принуждение, а отчасти добровольные сделки; у рабов есть на руках собственные деньги. Это не буква закона, но фактическое сложение обстоятельств, сильнейшим образом вошедшее в обычай, только дворяне бешеные, безрассудные могут решиться идти против данного обычая, принимая на себя большие риски.

3. Закон формулировал власть помещика так, что он вправе заставить крепостных безвозмездно работать на себя не более трех дней в неделю, то есть помещик располагал половиной трудового потенциала крестьян, и, в теории, половиной создаваемого ими продукта. На самом деле, так дело не шло – надо было еще разобраться на что при этом будут существовать крестьяне. Сложилось два хозяйственных уклада, барщинный и оброчный, из которых в первом к концу крепостной эпохи находилось две трети крестьян.

Оба уклада подразумевали, что помещичье имение поделено на две примерное равные части, крестьянскую запашку и барскую запашку.

4. Барщинная система выглядит следующим образом:

— помещик ведет хозяйство на своей части земли самостоятельно, крестьяне обязаны работать на барской запашке бесплатно; в теории, такой труд занимает половину их рабочего времени;

— поскольку крестьянам не платят, ни натурой, ни деньгами, они существуют своим трудом на предоставленной им помещиком земле (крестьянская запашка), крестьяне пользуются своей половиной земли бесплатно;

— конец барщинной системы настает тогда, когда у крестьян хватает ума вызнать у управляющего цифру дохода помещика, устроить раздражающую саботажную компанию в его хозяйстве и одновременно предложить ему оброк (см. далее) в размере чуть высшем по отношению к текущему доходу; помещик склонен принять это предложение, так как денег станет больше, а крестьяне надеются, что они потом как–то еще поддавят помещика, их же много, а барин один;

— с жестким и бестолковым помещиком барщинное хозяйство легко сваливается в штопор; крестьяне требуют облегчить их условия, притворяясь бедными и укрывая доходы – помещик не верит и больше нажимает на крестьян – крестьяне начинают с ленцой вести своё хозяйство, так как разбогатеть им все равно не дадут – ближайший неурожайный год действительно разоряет крестьян, не считавших нужным накапливать запасы – озлобившиеся крестьяне работают на помещика безобразно плохо, но их уже не прижать, так как они разорены.

5. Оброчная система выглядела так:

— крестьяне хозяйствуют на выделенной им части земли как желают, обычно приусадебными участками и домами они владеют как полной частной собственностью, а полевой землей пользуются общинным порядком, регулярно переделяя ее между дворами по каком–либо рациональному принципу; статус этой земли очень неопределенный, помещик является ее полным хозяином, но де–факто не решается отнять ее у крестьян, даже если ему это нужно; крестьяне могут переделять землю между собой, но не могут продать посторонним; помещик может продать всё имение вместе с крестьянами, но и новому владельцу будет непросто сократить крестьянскую часть земли, он столкнется с саботажем; в чистой теории, помещик имеет право отобрать у крестьян даже их избы, но никто не удивится, если после такого его прирежут.

— за пользование своей частью земли крестьяне платят оброк; никаких правил для установления оброка нет, но он в целом всегда приближается к половине годовой платы наемному работнику; если помещик нанимает крестьянина обрабатывать его землю (это отнимает у крестьянина половину времени, так как земля поделена между помещиком и крестьянами пополам), то заработная плата обычно покрывает весь оброк, и еще немножечко остается крестьянину наличными – чтобы у него был стимул;

— иногда оброк налагается на все крестьянское общество как единое лицо, а крестьяне распределяют его между собой как хотят; но помещик имеет право также и налагать индивидуальные оброки на домохозяйства – обычно это происходит тогда, когда в составе крестьян есть лица, имеющие большие внеземледельческие доходы, то есть торговцы или ремесленники.

— крестьяне не могут оспорить слишком высокий оброк, так как правил тут нет, основным методом их борьбы за улучшение своего положения является саботаж – помещик ведь либо сдает свою часть земли крестьянам, либо нанимает их, и в обоих случаях крестьяне, обиженные слишком высоким оброком, начинают вести себя агрессивно, непредсказуемо, работают плохо, платят плохо; помещик, в теории, может вообще отдать всю землю крестьянам и соответственно удвоить оброк, но так никто не делает – крестьяне на этих условиях просто взбесятся, вообще перестанут платить, помещику тоже нужен рычаг экономического давления, типа «ты плохо платишь оброк, я тебя не найму и ничего тебе не сдам».

— своей половиной земли помещик распоряжается в режиме свободных добровольных сделок – иногда сдает в аренду целиком всей крестьянской общине как единому лицу, иногда сдает в аренду по частям отдельным крестьянам, иногда обрабатывает самостоятельно, нанимая работников за деньги, или же как–то сочетает все эти способы.

7. Кроме крестьян, занятых полевым хозяйством, имеются две специальные группы:

— дворня, то есть домашняя прислуга помещика; если человек взят в дворню, у него нет полевого надела, он работает на барина целый день, не получает заработной платы, но барин обязан кормить и обеспечивать его жильем, одеждой и т.п. вещами, в том числе и тогда, когда он заболеет или состарится; на практике многие дворовые получали также и небольшие приплаты, более похожие на премии, так как без стимулов они работали плохо;

— крестьяне, занятые торговлей, промыслами и ремеслами; эти люди платили индивидуальный оброк, связанный с доходностью их промыслов; разумный помещик устанавливал оброк на том максимуме, при котором для крестьян сохранялся стимул развивать свое дело; такие крестьяне могли жить где–то далеко, в городах, присылая оброки с оказией; иногда такие крестьяне настолько богатели, что сами себя выкупали у помещиков за огромные деньги.

8. Важно понимать, что индивидуальные экономические отношения с каждым крестьянским двором были очень трудозатратны для помещика, особенно если речь идет о крупном поместье. В теории, помещику было бы выгодно индивидуально поощрять лучших крестьян, а худших продать на колбасу (сдать в рекруты), купив вместо них новых. На практике же крестьянское сочетание эмоциональной манеры поведения, общей невнятности мыслей и речи, тотальной ненадежности в исполнении обещанного и низкого уровня гигиены отвращало бар от идеи договориться с каждым дворохозяином индивидуально. Помещики предпочитали общаться с крестьянами как с общиной, представленной более или менее чистым, связно изъясняющимся старостой. Это обстоятельство затем дало огромные последствия, так как правительство восприняло общину как необходимейший институт, и не только сохранило при освобождении крестьян, но и принудительно организовало и зарегулировало.

9. Личный гнет в русском крепостном праве парадоксальным образом более тяжел, чем экономический; крестьян можно принудительно женить, можно продать их детей, оторвав их от родителей, можно наказать телесно без формального разбирательства. Не всё это разрешалось законом, но всё было возможным на практике. Наконец, у крестьян не было хороших средств для противодействия и явной уголовке со стороны помещика: изнасилования, безмотивные избиения или истязания должны дойти до очень высокого градуса, прежде чем в дело вмешаются власти. Регулярно проявления личного садизма со стороны помещиков заканчиваются их убийством, после чего крестьяне массой идут на каторгу.

10. Общая экономическая динамика помещичьего хозяйства была такова, что там, где крестьяне богаты и сыты, там высок доход и у помещика, и обратное. Если подробнее, то помещикам для максимизации своего дохода в многолетней перспективе (а они как раз и владели землей поколениями) было выгодно устанавливать такой уровень изъятий у рабов, при котором хозяйство худших крестьян было бы устойчивым, а хозяйство лучших развивалось. Заметим, что мы говорим о максимуме прибыльности для помещиков, а не максимуме общей экономической эффективности хозяйства.

К сожалению, эти общеизвестные соображения не могли помочь многим помещикам – они, ровно как и крестьяне, были предпринимателями поневоле, привязанными к своему роду деятельности по рождению. Разумеется, значительная их часть не имела агрономических познаний, деловой хватки, выдержки, спокойствия, расчетливости, такта, необходимых для успешного ведения дел с непредсказуемой толпой неандертальцев. Многие не умели удержаться от соблазна насилия, особенно сексуального, порождаемого самой природой отношений раба и хозяина.

В результате, отношения между помещиками и крестьянами регулярно омрачались по причинам не экономического, а личного свойства. Старые распри и счеты, борьба дурного нрава и коллективного упрямства, смешение личных мотивов с хозяйственными постоянно уводили экономику помещичьего имения от того весьма скромного оптимума, которого она могла достигнуть в идеале.

Именно многолетнее накопление этого раздражения я и считаю основной причиной крестьянской реформы. Стремление перейти от напряженных, эмоционально заряженных отношений с крестьянами к более безличным и хозяйственным; стремление распустить дворню и окружить себя более мотивированной и лояльной наемной прислугой; желание отказаться от бесплатного, но раздражающего домашних секса с крестьянками к платному, но засекреченному сексу с проститутками; желание сдать всё в аренду и, наконец, переехать в город – вот настоящий набор сильных стимулов, побуждавших дворян отказаться от экономического преимущества, даваемого им рабством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *