современные цели и результаты обучения в средней школе
Цели и ценности современного образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Стратегические цели образования
Образование – это целенаправленный процесс по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, реализуемый в интересах отдельной личности и общества.
Образование развивается в соответствии с тенденциями этапа общественного развития. Это обуславливает различия в стратегических и тактических целях образовательной политики на конкретном этапе социально-экономического развития общества.
Цель образования – это результаты, которых требуется достичь в ходе реализации образовательной деятельности в течение определенного периода.
Цели современного образования отражаются в стратегии образовательной деятельности.
Современная политика в сфере образования выдвигает следующие стратегические цели образования:
Реализация данных стратегических целей осуществляется на основе федеральных стандартов организации и ведения образовательной деятельности на разных уровнях и этапах – ФГОС. Они устанавливают требования к итогам образовательной деятельности и формируют портрет учащегося и выпускника, устанавливают перечень компетентностей, которыми должны владеть учащиеся по завершению обучения на дошкольном, начальном школьном, среднем и старшем школьном обучении. Кроме того, ФГОС устанавливают ответственных за достижение конкретных результатов образовательной деятельности и утверждают вариативность образовательных программ.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Ценности образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Ценности образования 21 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ФГОС устанавливают следующие основополагающие компетентности, которые должны быть сформированы у выпускника школы в настоящее время:
Проблемы современного образования
Новые образовательные стандарты, требования и целевые ориентиры предполагают повышение качества образовательной деятельности. Однако, этого не всегда удается достичь.
Образовательная деятельность на современном этапе развития общества сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
Портрет выпускника современной школы
В образовательной политике и ФГОС утверждены основные компетентности выпускников школы на среднесрочную перспективу – 2020-2023 года. Портрет будущего выпускника школы согласно ФГОС выглядит следующим образом:
Цели обучения в средней школе
Цели образования — один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа — требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.
В истории дидактических учений имеется два взгляда на цели обучения. Первый утверждает, что целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности. Это получило название «формальное образование». Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название «материальное образование».
Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний. Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:
обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;
• развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;
• формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств;
формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;
формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
Таксономия целей обучения
С 50-х годов XX века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку. В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.
Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так.
1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
Вот пример формулировки целей обучения в терминах поведения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов.
Такая постановка целей ориентирует педагогов на достижение конечного результата обучения — состояния ученика, достигаемого планируемым учебно-воспитательным воздействием. Это позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы и отдельные уроки. Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.
10.3. Содержание образования
10.3.1. Факторы отбора содержания образования
Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.
Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.
Вторым фактором отбора содержания образования является степень его удовлетворения принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, технике), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов.
Третий фактор — содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.
Четвертым фактором являются потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ об образовании). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандар-
там в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п. 6).
Образовательные программы
Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня и направления. По направлению имеется общее и профессиональное образование. Общее образование имеет уровни: дошкольная подготовка, начальная школа, основное общее образование (неполная средняя школа), полное среднее общее образование.
Образовательная задача начальной школы — обучение чтению, письму, счету и умению учиться, неполной средней школы — формирование знаний по основам наук, полной средней школы — углубление знаний, формирование знаний в соответствии с интересами, способностями, подготовка к профессиональному самоопределению. Этими задачами обуславливается отбор и совокупность предметов в общеобразовательной школе.
Профессиональное образование имеет целью дать знания и умения в какой-либо профессиональной области, деятельности, обеспечить подготовку специалиста соответствующей квалификации. Его содержание составляют специальные дисциплины, хотя имеются среди них и общеобразовательные. По уровню профессиональное образование делится на начальное, среднее, высшее и послевузовское.
10.3.3. Содержание общего среднего образования
Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях. Учебный план общеобразовательной школы — это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Государственные органы разрабатывают варианты учебных планов, в которых имеются федеральный, региональный и школьный компоненты. Первые два в компетенции государства и регионов; школьный компонент — учебные дисциплины, назначаемые школой. Закон об образовании дает школам право делать индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Как правило, все учебные планы школ России в настоящее время предусматривают дифференци-
рованное обучение с 10-го или ранее класса. Это означает наличие обязательных для всех предметов и углубленное изучение ряда предметов, которые выражают некоторую специализацию по направлению: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору, факультативных, хотя они мало распространены. Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку это впрямую влияет на развитие личности и полноту образования.
Учебная программа — документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.
Имеется три принципа расположения материала в программе: линейный, концентрический и спиральный. При линейной структуре части материала расположены последовательно. В концентрической программе отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения. Спиральные программы сочетают последовательность и цикличность.
Учебный предмет — это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки, искусства, деятельности для достижения образовательных целей. Предметы объединяются в циклы: естественно-математический, гуманитарный, художественный, производственно-трудовой, физкультурно-оздоровительный. Каждая группа предметов имеет свои функции и роль в достижении образовательных целей.
Важен вопрос об объеме часов на каждую группу. В учебных планах социалистических стран еще недавно объем естественно-математических дисциплин был значительно больше, чем в странах Запада и соответственно меньше часов на другие циклы. Согласно новым учебным планам в настоящее время в России соотношение объема часов по циклам предметов приближается к западным стандартам. Однако есть опасность потерять глубину подготовки учащихся по основам фундаментальных наук: математике, физике, химии, биологии.
Важной проблемой в дидактике является также вопрос о связях между предметами. Считается, что предметная система преподавания не дает в сознании учащихся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи — видеть общие темы, сквозные, фундаментальные проблемы в разных учебных дисциплинах и строить обучение с опорой на комплекс предметов. Для этого есть также рекомендация делать интегративные курсы — учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных отраслей.
Содержание образования любых курсов подробно представлено в школьных учебниках.
Учебники
Учебник — это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Вместе с тем учебник надо рассматривать не только как носитель информации, но как средство обучения. Выделяется несколько функций учебника. Основная из них — информационная. Учебник представляет информацию не только в виде текста, но и в фотографиях, рисунках, схемах.
Вторая не менее важная функция учебника — обучающая. С помощью учебника происходит управление познавательными действиями ученика. В учебниках и учебных пособиях даны задания, вопросы, упражнения, что должно обеспечить процесс усвоения. Именно поэтому ученые трактуют учебник как информационную модель обучения, как своеобразный сценарий учебного процесса, который отражает теорию и методику процесса обучения. С этих позиций в учебнике должны быть отражены цели обучения, описано его содержание, определена система познавательных действий с материалом, формы обучения и способы контроля. Однако современные учебники в основном только дают учебную информацию и не показывают, как с ней работать, предоставляя это определить учителю или ученику.
Дидактика выделяет еще ряд функций учебника: мотивационную, контрольную, самообразовательную и др.
Задания на усвоение и проверку
1. Выпишите из текста № 10 основные понятия и факторы отбора содержания образования.
2. Постройте из них логическую схему, которую начните так:
3. Обсудите с коллегами проблему дифференциации содержания образования.
4. Представьте, что вы с коллегами создаете школу и разрабатываете учебный план. Какой он будет? Сделайте его проект и дайте ему обоснование.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Понятие о процессе обучения
Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение — деятельность учеников.
В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:
где ДП — дидактический процесс; М — мотивация учащихся к учению; Аф — алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность ученика; Ay — алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обученияих следует осознать, выделить.
Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами применения знаний на практике. Навык — автоматизированное действие, элемент умения.
Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.
Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).
Цели современной средней школы и ее направленность
1. Школа призвана заложить основы для развития научного, нравственного и духовного опыта учащихся. Основная задача воспитания «состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни. » 1.
Школьное обучение предназначено подготовить ученика к гуманной активной жизни в одной из современных сфер духовно-практической деятельности, образовать предпосылки нравственного и социально-коммуникативного уровня его поведения, создать базу для самостоятельного творческого подхода к решению практических задач и задач миропонимания для овладения элементами грамотного творческого приобщения к культуре, обеспечить необходимое развитие для раскрытия свойственных ему творческих способностей социального строительства, а также осуществления его культурных и духовных запросов.
1. Ильин И. А. Путь к очевидности. «Республика». М. 1993. С. 207.
Необходимую полноту и цельность представлений о человеке и мире, о способах освоения действительности, о разных видах миросознания и миропонимания: рациональном, чувственно-образном и (в известной степени) религиозном предназначен обеспечить круг обязательных школьных предметов. Все это невозможно без учета генезиса исторически выработанных взглядов (историзм) и целостного осознания человека и мира. Такой подход необходим, ибо «рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания. Современное научное мировоззрение — не есть maximum раскрытия истины данной эпохи» 1. Новый этап осознания мира не отрицает предшествующих, но в известном смысле является их итогом и продолжением.
Школа должна способствовать формированию определенных качеств личности, человека высоконравственного, духовно богатого, образованного, имеющего представление о самых основных явлениях культуры, способного придерживаться гуманистических принципов, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию, самосовершенствованию и творчеству, физически здорового.
Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями, т. е. вести себя, относясь к людям и трудящемуся обществу со вниманием, пони-манием и сочувствием, принимая участие в общеполезном труде — или готовя себя к нему, нести отечеству — дань ответственной любви. («Школа хороша только тогда, когда сознала те основные законы, которыми живет народ». Л. Толстой).
Формирование личности — не является следствием лишь
Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М. 1988. С. 72.
школьного обучения и воспитания, но зависит от генетических предпосылок и воздействий дошкольного времени, воспитания в семье, «давления» окружающих, произвольных и непроизвольных влияний средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана будущего, известного жизненного идеала, чему школа должна всемерно способствовать.
2. Школа — центр формирования национального самосознания ориентируется на «преимущественное, усиленное изучение родины» (К. Д. Ушинский). Идея национального образования заключается в том, что органическим, естественным является воспитание на традициях национальных, гуманистических, далее же круг идей, воспринятых на национальной почве, расширяется до мировых, общечеловеческих представлений; при этом национальные начала сохраняются.
Непременным основанием современной школы является утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организация воспитания и обучения на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия ими гражданских и высоких патриотических идей, а также гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству (родиноведение, история мировой культуры).
Образование в российских школах опирается на глубинные духовные основы русского национального самосознания. Это:
— идея единения и согласия, «чинности», слаженности, гармонии народного бытия («лад», «мир»), основанного на духовных и общинных началах;
— идея Великой русской земли (великой России);
— ощущение исторического долга и преемственности поколений: служение отеческой вере, государству (державе), народу;
— идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
— идея духовного служения и природного стремления к истине («правде-матушке»);
— идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, жертвенности, служения Высшим ценностям;
— идея святости и почитания подвижников русской земли и жизнетворчества ее народов;
— всечеловечность (антишовинизм, всемирная отзывчивость).
Вместе с тем формирование личности должно быть основано на высоком чувстве национального достоинства, на необходимость воспитания которого указал И. А. Ильин: «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время
сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время должен указать ему все источники национальной силы и славы. Становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. » 1.
3. Характер основных учебно-воспитательных задач и связанных с ними учебно-познавательных и дидактико-воспитательных методов обучения должны основываться на опыте всей истории человеческой культуры и просвещения и исходить из соответствующей педагогической системы, отвечающей целям воспитания и обучения в современном обществе.
Подход к школьному образованию меняется: любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания сколько возможно гармонической личности; при этом должно осознаваться его место, роль и значение среди других предметов, в целостной картине мира, а также для жизнедеятельности человека.
Цель школы — обеспечить овладение учащимися минимальным запасом необходимых каждому представлений, знаний, навыков, умений и одновременно — воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях. Исключается то, что не используется подавляющим большинством населения во взрослой жизни и спустя несколько лет практически забывается. Для формирования основ культуры учитывается при этом необходимость создания известного фонда «избыточной» информации, выходящей за пределы элементарной грамотности.
Обучение подлинному мышлению невозможно без эмоций. «Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий. Говорят одним разумом можно все постигнуть. Не верьте, не верьте! Те, которые говорят так, не знают, что такое разум. » — писал выдающийся мыслитель и ученый В. И. Вернадский 2.
Важнейшим дидактическим принципом современного обучения — является формирование интереса к предмету, жажда знания, основанные на глубоком толковании значения науки, на освеще-
1. Ильин И. А. Путь к очевидности. М. 1993. С. 234, 240.
2. Вернадский В. И. Страницы автобиографии. М. 1981. С. 93.
нии предмета в соответствии с современными представлениями, на умении мыслить «на языке» предмета и подходить к нему «непосредственным жизненным путем» (Л. Толстой), а также
— преподавание на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику наставничества, на тот образ преподавания, «которым довольны ученики» и характерной приметой которого было, есть и будет закономерность: «чем труднее учителю, тем легче ученику»1.
Обучение в школе опирается на сознательное овладение современными представлениями, основами наук, искусства, а также
— на известное приобщение к религиозному опыту, необходимому для цельного представления о мире и для предпосылок воспитания гармонического человека.
Базисом педагогической системы современной русской школы становятся эстетическое воспитание и художественное образование, опирающиеся на систему общеобразовательных дисциплин эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую через литературу, изобразительное искусство и музыку.
Обязательным основанием оздоровления школы является восстановление исторической экологии, т. е. утверждение в сознании учащихся исторических корней, связей с предшествующей жизнью своего народа, своего Отечества и человечества (родиноведение, история мировой культуры).
Итак, воспитание в школе основывается на духовных национальных началах и призвано способствовать формированию у школьников совести, отзывчивости, доброты, социальной коммуникабельности, чувства долга, гражданской ответственности, патриотизма и сознания сопричастности общечеловеческим задачам, бережного отношения к культурным ценностям и стремления к развитию духовного и интеллектуального потенциала.