современные формы обучения в высших учебных заведениях
Очное, заочное, дистанционное обучение в вузе: плюсы и минусы
Ходить на все пары и получать стипендию, совмещать учёбу и работу или учиться из дома — выбор за вами.
Чтобы учиться в вузе, не обязательно каждый день присутствовать в аудитории. Диплом о высшем образовании можно получить разными способами. Большинство школьников стремятся поступить на очную форму, но иногда стоит рассмотреть и другие варианты. Рассказываем о преимуществах и недостатках разных форм образования.
Очная форма
При очной форме обучения студент посещает все лекции и семинары в течение семестра. В день обычно несколько пар — сдвоенных уроков по 45 минут. Обучение начинается с 9 или 10 утра. На вторую половину дня тоже ставят пары, семинары и лабораторные работы, но большая часть студентов-очников всё же учится в первую смену.
Заочная форма обучения
Студент-заочник не ходит на лекции и семинары. Он самостоятельно учится дома по плану от вуза. В течение семестра ему задают контрольные или рефераты по всем предметам, а очная учёба начинается в период сессии. В это время заочники сдают экзамены, слушают лекции и участвуют в практических занятиях.
Очно-заочная форма
Сочетание очной и заочной формы. Раньше такая форма обучения называлась вечерней. Студенты посещают лекции и семинары, но в вечернее время и не каждый день. Экзамены и зачёты сдают очно, много времени уделяют самостоятельной подготовке: пишут контрольные, курсовые, рефераты, готовят доклады.
Дистанционное обучение
Новая форма, возникшая с распространением технологий. Студент посещает занятия онлайн и так же взаимодействует с преподавателями и однокурсниками. Сдача сессий возможна в удалённом режиме.
Как выбрать
Выбирайте форму образования, исходя из своих целей, приоритетов, финансовых возможностей. Прежде чем принимать решение, изучите условия, сроки и стоимость получения образования в конкретном вузе. И помните: диплом о высшем образовании вам дадут на любой форме обучения. А какие знания и навыки вы получите и какую карьеру сделаете напрямую зависит от ваших усилий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как выбрать форму обучения в вузе?
помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Поступление в вуз — серьёзный шаг к взрослой жизни. И каждый школьник задается как минимум двумя вопросами: «На какой факультет пойти?» и «Как выбрать форму обучения в вузе?». О плюсах и минусах разных форм обучения и пойдёт речь.
Что дает высшее образование на настоящий момент?
В России высшее образование стремится получить абсолютное большинство выпускников школ. Почему? На настоящий момент диплом вуза дает возможность освоить будущую профессию, определиться с делом жизни и получить огромное количество навыков и знаний, которые могут понадобиться в будущем.
Конечно, бывает и так, что выпускник вуза работает не по профессии. Нередко это связано с кризисом в каких-то сферах и невозможностью заработать достаточное количество денег для безбедного существования. Однако чаще всего диплом выпускника любого вуза любой специальности может понадобиться для получения выгодных условий у работодателя.
Как выбрать форму обучения в вузе?
Какие формы обучения бывают?
Очная форма обучения
Это самая распространенная форма обучения, которая предполагает посещение студентами лекций и семинаров. Студенты могут получать образование на бюджетной и платной основе.
В чем плюсы?
В чем минусы?
Какие профессии можно осваивать с такой формой обучения?
Очная форма обучения универсальная для всех профессий и любых сфер. Конечно, сейчас есть возможность пройти курсы и получить необходимые прикладные навыки во многих специальностях, однако высшее образование дает возможность стать высококвалифицированным специалистом.
Заочная форма обучения
При такой форме обучения студент вуза не посещает лекции и семинары. Он обязан присутствовать лично только во время сессии на сдаче экзаменов. Однако есть и промежуточный контроль в виде рефератов, сдачи зачетов в формате эссе и так далее.
В чем плюсы?
В чем минусы?
Какие профессии можно осваивать с такой формой обучения?
Студенты заочной формы обучения сами организуют время обучения и формат. Поэтому многие сложные темы они могут проходить не очень тщательно или вовсе не понять. К примеру, для таких форм обучения подходят многие профессии, связанные с маркетингом, рекламой, связями с общественностью.
Однако на заочном отделении сложно осваивать естественные и гуманитарные науки. Кроме того, медицинское образование также необходимо изучать с профессорами.
Oчно-заочная (или вечерняя) форма обучения
Такая форма обучения включает в себя лекции, семинары и самостоятельное освоение дисциплин. Обычно пары проходят вечером несколько раз в неделю или по субботам. Студентам также необходимо сдавать промежуточный контроль и экзамены в сессионные недели.
В чем плюсы?
В чем минусы?
Какие профессии можно осваивать с такой формой обучения?
Так как вечерняя форма обучения предполагает практические занятия, это позволяет не только обсудить не пройденный еще темы, но и поучаствовать в проведении опытов (к примеру, в естественно-научной сфере), однако для полноценного изучения сложных профессий этого может быть недостаточно. К примеру, для многих творческих профессий такая форма образования может не подойти.
Дистанционная форма обучения
Эта форма обучения предполагает наличие у студента компьютера и возможности выходить в интернет, так как все материалы, лекции и семинары проходят в дистанционном режиме, а материалы можно получить по почте или в специально предусмотренной для этого системе.
Такая форма обучения уже широко распространена во всем мире. Россия в последнее время тоже открывает возможности для вузов с дистанционным обучением:
Организационные формы обучения в вузе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 09.10.2015
Статья просмотрена: 7633 раза
Библиографическое описание:
Сорокина, Е. И. Организационные формы обучения в вузе / Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8728/ (дата обращения: 10.11.2021).
Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование — это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники.
Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.
На протяжении всей истории высшей школы — с момента зарождения до наших дней — ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем — в Средние века.
По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой — все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас — план, которому необходимо строго следовать.
Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.
Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный уровень); доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств; эмоциональность при изложении учебного материала; активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.
— вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;
— информационная — традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;
— завершающая — не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Цели практических занятий:
углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивать научное мышление и речь; контролировать процесс усвоения знаний студентами.
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium — «рассадник».
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
На семинарских занятиях решаются следующие задачи: развитие творческого профессионального мышления; познавательная мотивация; овладение профессиональной терминологией; приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач; отстаивание своей точки зрения.
В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.
Семинар — это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.
Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского labor — «работа», «труд». Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов. Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.
Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д. Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.
Обычно выделяют пять этапов практикума:
1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;
2) инструктаж по технике безопасности;
3) пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;
4) выполнение работы каждым студентом самостоятельно;
5) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.
Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей.
Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще — в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.
В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе — выполнение выпускной квалификационной работы.
Отношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.
Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы: мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); четкая постановка познавательных задач; владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:
1) репродуктивный (тренировочный) — тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д… Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков;
2) реконструктивный — в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;
3) творческий, поисковый — творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).
Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны. Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
1. Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание — проблемы современного образования в России. / Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. — М.: 1998. — 233с.
2. Луковцева А. К. Психология и педагогика Курс лекций Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева — М: КДУ; 2008 г.-192 с.
Формы обучения в ВУЗе: какие формы бывают и чём их отличия?
Только вчера вы выбирали специальность и предметы на ЕГЭ, а уже пора подумать про формы обучения. Какую выбрать — зависит от жизненной ситуации и возможностей будущего студента.
Если вам придётся совмещать учёбу и работу, проводить всё время в университете не получится. Современная система образования учитывает это, поэтому существуют классические формы обучения в ВУЗе: очная и заочная, и есть относительно новые — очно-заочная и дистанционная. У каждой из них есть преимущества и недостатки.
Очная
Очное обучение — самая популярная форма получения высшего или среднего образования. Студент ходит на занятия в дневное время с утра до обеда. Ежедневно бывает от 3 до 5 пар, которые длятся по полтора часа. Посещение лекций, семинаров и прохождение практики — обязательные условия очной формы обучения. Её длительность составляет 4 года для программ бакалавриата и 5 лет — для специалитета.
Плюсы
Минусы
Заочная
Все формы обучения в ВУЗе включают в себя и заочную форму. При заочной форме обучения студенты ходят в университет во время сессий 2 раза в год. Сессия длится около месяца. В это время студенты посещают занятия и в конце сдают экзамены. Заочники самостоятельно изучают 80% материала, пишут курсовые и контрольные работы. Срок обучения зависит от вуза и специальности.
Плюсы
Минусы
Очно-заочная
Если студент выбирает очно-заочную форму обучения, он ходит на занятия по вечерам 2 — 3 раза в неделю или в выходные. Точное время зависит от специальности и вуза, но обычно пары начинаются после 18, чтобы студент мог совмещать учёбу и работу. Очно-заочное обучение длиннее очного на полгода или год, но учебная программа для обеих форм остаётся одинаковой.
Плюсы
Минусы
Дистанционная
Дистанционная форма обучения — то же самое, что и онлайн-обучение. Студенту нужен только компьютер, быстрый интернет и камера для общения с преподавателем. Некоторые вузы даже сессии проводят в онлайн-формате. Как и в случае с заочной формой, срок обучения определяет университет.
Плюсы
Минусы
Чтобы доучиться и получить диплом, на любой форме обучения вам придётся писать учебные работы: рефераты, курсовые и, в конце-концов, сам диплом. Круто, если вы сможете всё сделать сами. Но если вы вдруг не справляетесь, мы с радостью подберём специалиста, который поможет вам написать уникальную учебную работу.
Формы обучения в вузе и их особенности
Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу. Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе. Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.
Традиционная очная
Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.
Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире. Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами. Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.
Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.
Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.
Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.
Положительные и отрицательные стороны
Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:
Рассматривая минусы обучения на очном отделении, можно отметить:
Заочная
Еще одна весьма распространенная форма обучения студентов в вузе – заочная форма, при которой большая часть учебного материала осваивается учащимся самостоятельно, посещается учебное заведение обычно во время экзаменационной сессии. Обычно получение образования по такому методу обучения немного дольше и составляет 5-6 лет. При получении второго образования по профильной специальности срок обучения может сократиться до 3-4 лет.
Вузы с заочной формой обучения могут организовывать его по-разному. Тут все остается на усмотрение администрации. Например, во многих вузах Москвы с заочной формой обучения приняты так называемые «группы выходного дня». Занятия в этом случае проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего года, по изучению курса предмета проводят «срез знаний» в виде экзамена или зачета.
Еще чаще встречается классический вариант заочного обучения, когда во время сессии, длящейся обычно несколько недель, в вузах с заочной формой обучения преподаватели на установочных лекциях выдают учебный материал в сжатом виде, а затем принимают зачеты и экзамены. Обучаясь заочно, между сессиями студентам задаются контрольные задания, рефераты, список литературы, подлежащей изучению и т.д., которые они обязаны подготовить к началу сессии.
Недостатки и преимущества
Многие ошибочно предполагают, что на заочном отделении достаточно оплачивать обучение и посещать экзамены. Но на самом деле, если ваша настоящая цель – это получение знаний, а не «корочек», то придется уделять время самоорганизации и самостоятельному обучению.
Заочно могут обучаться не только молодые люди, но и люди с достаточным опытом, для которых встал вопрос получения высшего или второго высшего образования.
Среди очевидных достоинств заочной формы обучения в вузе можно привести:
Недостатками заочной системы обучения могут быть:
Очно-заочно
В нынешнее время вечерняя форма обучения в вузах представляет собой смесь очной и заочной формы обучения, когда в вечернее время около 2-4 дней в неделю студенты посещают лекции с последующими контрольными, экзаменами и зачетами. В большинстве это будние дни, но преподаватели могут перенести занятия и на выходные, согласовав это со студентами. Начинаются занятия в 18-19 часов, а заканчиваются не позднее 22-00.
Также как и заочникам, студентам очно-заочной системы дают для самостоятельного выполнения рефераты и контрольные работы. В связи с тем, что академических часов при такой форме обучения все же меньше, чем на очном отделении, срок обучения увеличивается примерно на полгода и выше. При этом возраст студента не важен при поступлении в вуз на вечернюю систему обучения.
Плюсы и минусы
Прежде чем решить пойти учиться на очно-заочном отделении, необходимо тщательно сопоставить положительные и отрицательные моменты такого обучения. Как показывает опыт, вечерняя система обучения потребует от студента множество физических и моральных сил. Ведь нужно многое успеть и по работе, и по учебе. Необходимо подготовиться к тому, что график учебы и работы могут не совпадать. Не все работодатели готовы отпустить сотрудника на час пораньше для сдачи зачета. Лучше согласовать этот вопрос с работодателем и заранее предупредить его о вашем желании учится на вечернем.
К минусам такой системы обучения можно отнести:
Но, к счастью, существуют и плюсы получения образования на вечернем отделении. К ним относятся:
Дистанционно
Следующая современная форма получения образования – это дистанционное обучение с применением современных средств связи. Проще говоря, для обучения студенту нужен персональный компьютер с выходом во всемирную сеть интернет. Вузы с дистанционной формой обучения обычно выдают студентам учебный материал в виде лекций, специальных программ, а также вебинаров.
Современное развитие высоких технологий постепенно приводит к тому, что такая форма образования все больше пользуется спросом и популярностью. В последнее время стало появляться много коммерческих и государственных вузов с дистанционной формой обучения. Больше всего привлекает абитуриентов при выборе такой системы обучения гибкий и удобный график обучения. Также почти отсутствует проблема поиска источников учебной литературы – весь учебные пособия и материал студент может получать на свою электронную почту.
Благодаря дистанционным технологиям доступными стали любые вузы с дистанционной формой обучения, находящиеся в любой точке стране и даже мира. Однако многие думают, что обучаться дистанционно – это означает, что обучение будет не очень качественным по сравнению с другими формами обучения, и знания, поученные через интернет, будут лишь поверхностными. Это далеко не так. На государственном уровне приняты постановления, уравнивающие дистанционное обучение с другими системами получения образования.
Конечно, такая форма обучения достаточно нова и поэтому еще только развивается в нашей стране, но уже с 2013 года в структуру государственных образовательных стандартов включаются требования о создании условий для использования электронного обучения.
Достоинства и недостатки
Как уже говорилось выше, дистанционное образование многих устраивает удобным графиком. Можно учиться в любое время дня и ночи. Но это еще не все достоинства такой системы обучения. К ним также относятся:
Рассматривая минусы такого обучения, можно отметить:
Интерактив
Противоположные дистанционным системам обучения – этоинтерактивные формы обучения в вузе. Само понятие «интерактивный» обозначает взаимодействие, проведение активных бесед и обсуждений. Это диалоговое обучение, предусматривающее интенсивное общениемежду преподавателем и студентом.
Отличаются интерактивные методы от традиционных тем, что на таких занятиях происходит раскрытие и развитие личностного и профессионального потенциала через систематизацию и анализ информации. В ходе интерактивного обучения студент учится формулировать свое мнение, высказывать свои мысли, вести дискуссию, выслушивать остальных и уважать чужую точку зрения.
Интерактивность проявляется в таких видах обучения, как совместная работа (парами, группами или коллективом), ролевых и деловых играх, дискуссиях, работа с разными источниками информации (лекции, книги, музеи, интернет и т. д.), презентации, тренинги, различные опросы и интервью.
Интерактивные формы обучения в вузе отвечают требованиям современного информационного мира и являются необходимыми формами обучения для эффективной подготовки конкурентоспособных и интеллектуальных специалистов разных областей.
Экстернат
Существует еще одна форма обучения в вузах – это прохождение ускоренного курса обучения, называемое «экстернат». Экстернат предполагает, что студент должен осваивать самостоятельно образовательную программу учебного заведения, которое впоследствии проводит аттестацию и выдачу диплома. То есть учебное заведение полностью освобождает себя от выдачи студенту лекционных часов и учебного материала.
За год студент может сдать не более двадцати дисциплин согласно требованиям государственного стандарта образования. Большим плюсом такого обучения является быстрый способ получения квалификации или образования. Но существенный недостаток экстерната – это высокая сложность самостоятельного изучения учебной программы.