современные стратегии чтения теория и практика смысловое чтение и работа с текстом
Современные стратегии чтения теория и практика смысловое чтение и работа с текстом
КНИГИ ПО БИБЛИОПСИХОЛОГИИ
Название: Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом.
Автор: Пранцова Г.В., Романичева Е.С.
Жанр: практическое руководство
Описание: Описаны различные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить современные стратегии чтения и понимания научных, учебных и художественных текстов.
В пособии также представлен глоссарий (краткий словарь по чтению), включающий необходимые термины и понятия, связанные с исследованиями читательской грамотности в формате, предложенном PISA.
Пособие адресовано самому широкому кругу читателей: студентам, магистрантам, аспирантам, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов и стать квалифицированным читателем.
Также может быть также использовано учителями-предметниками, работающими по новым ФГОСам, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся.
Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом
Скачать книгу
О книге «Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом»
В книге изложена система необходимых знаний и практических умений в области чтения и письма для дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности. Описаны различные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить современные стратегии чтения и понимания научных, учебных и художественных текстов. В пособии также представлен глоссарий (краткий словарь по чтению), включающий необходимые термины и понятия, связанные с исследованиями читательской грамотности в формате, предложенном PISA. Пособие адресовано самому широкому кругу читателей: студентам, магистрантам, аспирантам, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов и стать квалифицированным читателем, также может быть использовано учителями-предметниками, работающими по новым ФГОСам, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся.
Произведение было опубликовано в 2019 году издательством Неолит. Книга входит в серию «Высшее образование (Неолит)». На нашем сайте можно скачать книгу «Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом» в формате pdf или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Современные стратегии чтения, Теория и практика, Смысловое чтение и работа с текстом, Пранцова Г.В., Романичева Е.С., 2015
Современные стратегии чтения, Теория и практика, Смысловое чтение и работа с текстом, Пранцова Г.В., Романичева Е.С., 2015.
В книге изложена система необходимых знаний и практических умений в области чтения и письма для дальнейшей успешной учебной и профессиональной деятельности. Описаны различные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить современные стратегии чтения и понимания научных, учебных и художественных текстов.
В пособии также представлен глоссарий (краткий словарь по чтению), включающий необходимые термины и понятия, связанные с исследованиями читательской грамотности в формате, предложенном PISA.
Пособие адресовано самому широкому кругу читателей: студентам, магистрантам, аспирантам, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов и стать квалифицированным читателем. Также может быть также использовано учителями-предметниками, работающими по новым ФГОСам, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся.
Чтение и образование в информационном обществе.
Вызов.
1. Принято считать, что основными причинами информационных революций было изобретение качественно новых средств накопления, хранения, передачи и производства информации. Исходя из этого утверждения попробуйте определить, сколько информационных революций пережило человечество и с каким изобретением связана каждая из них?
2. Какие требования к образованию выдвигает информационное общество? Попробуйте прокомментировать основные положения концепции образования в течение всей жизни, продолжив высказывания из первого столбика таблицы. Свой ответ кратко запишите во второй столбик.
Оглавление.
Введение,
или Зачем овладевать стратегиями чтения?.
Раздел 1.
Тема 1 Чтение и образование в информационном обществе.
Тема 2 Современные образовательные технологии как способ совершенствования читательской грамотности.
Тема З Учебный и научный тексты как объекты чтения и понимания.
Тема 4 Стратегии чтения научного и учебного текстов.
Тема 5 Стратегии послетекстовой деятельности: от чтения учебного и научного текстов к письму.
Тема 6 Чтение как диалог автора и читателя. Чтение «как труд и творчество». Понимание и смысл.
Тема 7 Текстовая читательская деятельность при работе с художественным произведением: основные стратегии.
Тема 8 Послетекстовая читательская деятельность: от чтения к письму.
Тема 9 Литература non-fiction и комиксы в круге чтения человека XXI века.
Раздел 2 ПРАКТИКУМ.
Занятие 1 Мой читательский профиль.
Занятие 2 Источники информации в современном обществе: основные разновидности и способы работы.
Занятие 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо: фазы работы с текстом и стратегии читательской деятельности.
Занятие 4 Графические организаторы информации. Работа с несплошными текстами.
Занятие 5 Предтекстовые стратегии при работе с учебными и научными текстами.
Занятие 6 Стратегии текстовой деятельности в работе с научными текстами.
Занятие 7 Стратегии текстовой деятельности в работе с учебными текстами.
Занятие 8 Формализованные вторичные тексты.
Занятия 9 и 10 Практикум: создание вторичных текстов.
Занятие 11 От заголовка к диалогу с автором: стратегии предтекетовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением.
Занятия 12 и 13 Стратегии текстовой деятельности при работе с художественным произведением.
Занятие 14 Стратегии текстовой деятельности при работе с художественным произведением: «Бриллиантовая карта рассказа», постановка вопросов к тексту.
Занятие 15 От текста к тексту: виды и жанры письменных работ на основе художественных произведений.
Занятие 16 Практикум по созданию эссе.
Занятие 17 Стратегии работы с текстами литературы non-fiction и изотекстами.
Занятие 18 Итоговое зачетное занятие.
Глоссарий по чтению.
Источники.
Литература.
И вновь о списках, или Что читать по проблемам чтения.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.
Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.
Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8 классах с разными типами текстов. Они используются всеми учителями-предметниками.
Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами чтения.
— Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип: просмотровое чтение — это общее знакомство с любым текстом.
-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)
— Хорошо, тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.
А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом .
— Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»
— Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Перед вами примеры утверждений:
— Купил себе человек новый дом. (Да)
— Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
— Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
— Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
— Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».
(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
— Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
В своей работе пользуемся и другими приемами:
— приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);
— приём «Закладки – подсказки» ( помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);
— приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);
-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете) помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Опыт работы на тему «Стратегия смыслового чтения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Стратегия смыслового чтения»
Выполнила: Кирш Дарья Андреевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
1. Введение. Актуальность темы.
2. Стратегия смыслового чтения.
3. Стратегия работы с текстом.
4. Педагогические технологии для развития стратегии смыслового чтения
Опыт работы на тему «Стратегия смыслового чтения»
Цель работы: определить эффективность используемых методов и приемов при обучении учащихся смысловому чтению.
-изучить теоретический материал по смысловому чтению;
-познакомить с основными методами и приемами обучения смысловому чтению;
— создать системы по формированию универсальных учебных действий смыслового чтения и работе с текстом на основе предметного содержания русского языка и литературы.
Чтение всегда было значимым элементом культуры общества, средством воспитания, образования и развития личности. Чтение оказывает непосредственное влияние на формирование эмоциональных и ценностных отношений, обогащает личный опыт и интеллект.
Обучение литературе в школе показывает, что чтение художественной литературы у современных подростков занимает низкую позицию, интерес к литературе и желание читать заметно снижается. В большинстве случаев это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя один на один с книгой, и требует от него интеллектуальных усилий, так как чтение – это речевая работа, творчество, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу воображения и памяти, мыслей и чувств. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Эта тема актуальна и очень значима для меня.
Федеральные государственные стандарты установили определенные требования к результатам обучения, которые вызывают необходимость изменить содержание обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Стратегия смыслового чтения
В наше время умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само значение слова «чтение». Чтение необходимо рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Вместе со многими УУД выделяют действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе .
Осознанность — это основное, ведущее качество чтения. Следует применять такие методы и приемы, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте, значение каждого предложения и текста в целом.
Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
На основе этого определения можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами .
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.
Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.
Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
переносить информацию текста в виде кратких записей;
различать темы и подтемы научного текста;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как
наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.
Стратегия работы с текстом .
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения
приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий),
в процессе чтения (выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение других коммуникативных задач),
после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст, рефлексия прочитанного).
Стратегии предтекстовой деятельности.
Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами. Прогнозирование и формулирование новой темы самим учащимся высвечивает область неизвестного ученику. Обнаруженный дефицит знаний пробуждает желание узнать новое, перейти от незнания к знанию, от неумения к умению. Имея спрогнозированный результат деятельности на уроке, школьники по окончании работы получают возможность самостоятельно подвести итог урока, оценить свою деятельность и реализовать свои творческие способности.
С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения —обучающийся забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.
Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтения.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся с писателем».
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Атмосфера: строение, значение, изучение. География.
Злаки – хлеб человечества. Биология.
Следы во времени. Литература.
«Алфавит за круглым столом»
Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.
«Соревнуемся с писателем».
Цель: мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.
На уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Морфология» использовала прием « Ориентиры предвосхищения».
1. Учащимся необходимо прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).
После чтения текста
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие.
Ученые до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять
2. Затем отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа. Если ответ изменился, объяснить, почему это произошло.
Целью стратегии « Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Например, учащимся 5 класса при изучении темы «Имя существительное» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки.
Учащимся необходимо прочитать текст и на основе имеющихся знаний выявить ошибки.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы кто? что? и в предложении является только подлежащим.
Существительные изменяются по родам, числам и падежам. Имена существительные имеют 3 склонения, которые можно различить по окончаниям и родам.
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.
Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение про себя с остановками».
«Чтение про себя с пометками».
Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии: научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
«Чтение про себя с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий послетекстовой деятельности является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии послетекстовой деятельности
«Отношение между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста»
«Отношение между вопросом и ответом»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
«Вопросы после текста»
-фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;
— подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
-концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.
-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и в группе.
Например, учащимся 8 класса при изучении темы «Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании» предложено было прочитать самостоятельно про себя параграф текста. Дальше ребята работали в парах, затем задавали друг другу вопросы уточняющего характера, отвечали на них. Если у учащихся не было уверенности в правильности ответа, то им необходимо было вынести свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.
Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Приёмы формирования читательской грамотности
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов не ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В 5-6 классах у учащихся уже сформирован навык чтения, и тогда главным становится литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.
Оценка уровня сформированности читательской грамотности
Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
В своей работе для определения уровня сформированности читательской грамотности использую методику Л.А. Ясюковой (результаты можно увидеть в приложении).
Педагогические технологии для развития стратегии смыслового чтения
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.
Наиболее эффективными, на мой взгляд, в данном случае являются технологии:
-развития критического мышления,
-информационно- коммуникационные технологии и др.
Технология критического мышления
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Здесь необходимо использовать следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками или с пометами ».
. Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке
Графическое структурирование информации позволяет учителю: во-1, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
— во-2, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.
Систематическая и целенаправленная работа по преобразованию учебной информации в графический образ, способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается
построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Море вопросов». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно найти ответы в тексте (поверхностные вопросы), те, на которые ответить определенно невозможно, необходимо искать ответ между строк (подводные вопросы) и те, на которые можно дать ответ, опираясь на свой жизненный опыт (глубинные вопросы).
Примеры ключевых слов поверхностных, подводных и глубинных вопросов
Как текст связан с
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Технология проблемного обучения
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
На уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа Л. Андреева «Кусака» перед учащимися была поставлена проблема: «Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к братьям нашим меньшим». В течение всего урока пятиклассникам необходимо в ходе дискуссии и на основе имеющегося жизненного опыта решить данную проблему.
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint ). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости!).
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом вместе с использованием коммуникативно-деятельностного подхода позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений (читательской грамотности).
В заключение хочу отметить, что при правильном подборе и использовании методов, приемов и форм работы у учащихся будут сформированы навыки мышления и рефлексии, которые являются одними из важных составляющих понятия «читательская грамотность».
Также у учащихся повысится интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и понимание прочитанных текстов.
Эффективность работы по развитию смыслового чтения зависит прежде всего от самого педагога, задача которого быть организатором учебной деятельности, заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда и учащимся будет интересно открывать для себя новые художественны миры и возможности литературы.