современные средства и методы развития физических качеств методические принципы тренировки кратко
Методические принципы развития физических качеств.
Понятие о физических качествах.
Просмотр содержимого документа
«Методические принципы развития физических качеств.»
Методические принципы развития физических качеств.
Тема: Понятие о физических качествах.
Физические способности. Классификация двигательных способностей. Физические качества. Факторы проявления и развития двигательных качеств. Основные закономерности развития физических способностей. Стратегические линии развития физических способностей. Педагогические принципы развития физических способностей. Методы развития физических способностей.
В процессе физического воспитания решается ряд проблем, но одной из основных проблем выступает проблема обеспечения оптимального уровня формирования физических качеств человека. На современном этапе развития науки не существует единого термина, который обозначал бы понятие двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия. Так, Л. П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности», а В.П. Ашмарин – «двигательные качества». Термин «физические способности» встречается в работах Ю.Ф. Курамшина. В то же время Л.А. Вейднер-Дубровин, В.Н. Платонов характеристики двигательных возможностей человека обозначают как «физические качества».
Исходя из всех этих определений, двигательные особенности можно рассмотреть, как определенные индивидуальные особенности, которые определяют уровень развития двигательных возможностей человека. К сожалению, пока не разработано единой классификации двигательных возможностей человека, но общепринятым является деление таковых на два класса:
— кондиционные (энергетические) способности – способности, которые в основном зависят от морфологических факторов, а также биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом;
— координационные способности, которые в большей степени обусловлены влияниями ЦНС (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).
Физические качества – это определенная совокупность морфологических и психофизиологических свойств человека, которые соотносятся с требованиями того или иного вида мышечной деятельности и обеспечивают эффективность выполнения этой деятельности. На современном этапе выделяют некоторые ведущие физические качества – сила, выносливость, быстрота, координация и гибкость. Данные качества характеризуются множеством форм проявления в двигательной активности человека.
На уровень развития и проявления физических качеств оказывают влияние две группы факторов:
Наследственные факторы: анатомические, физиологические, и психофизические особенности организма человека, которые детерминируют реакцию организма на различные воздействия.
Средовые факторы: климатические и географические условия жизни, социально-бытовые условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и т.п.
Указанные факторы имеют большое значение в формировании качеств. Однако принято считать, что ведущую роль в развитии физических качеств играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека.
Понятие закономерностей выступает как определенное выражение действий различных законов. Также, закономерности характеризуют общие направленности педагогического процесса, независимо от возможностей здоровья обучающихся. Развитие физических способностей подчиняется определенным закономерностям:
Ведущим фактором развития физических способностей выступает движение, которое присуще всем организмам на различных этапах их организации. Движение является основой жизнедеятельности любого организма и выступает формирующим началом развития организма.
Двигательные умения и физические способности едины и взаимосвязаны. В процессе жизнедеятельности человека физические способности выступают в единстве с двигательными умениями. Взаимосвязь этих показателей характеризуется тем, что улучшение техники двигательных действий зависит от развития физических способностей, и также наоборот – чем более развиты физические способности в процессе реализации какого-либо упражнения, тем более быстро это упражнение закрепляется. Например, у детей с различными дефектами в развитии, практически всегда страдают координационные способности и, следовательно, развитие таких способностей будет идти с опорой на двигательные действия, которые требуют проявления этих способностей.
Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов. Данная закономерность раскрывает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений.
Этапность развития физических способностей. Развитие физических способностей можно разделить на следующие этапы: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.
Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств. Развитие физических качеств проявляется в неравномерно и имеет колебательный характер. Отдельные части двигательной системы, развиваются неравномерно и неодновременно, что проявляется в последовательной смене периодов ускоренного развития и плато. Другими словами, необходимо принимать во внимание естественный ритм двигательной активности и адаптировать к нему параметры нагрузки.
Обратимость показателей развития физических способностей. Прогрессивные структурно-функциональные изменения в организме человека, полученные в ходе регулярных физических упражнений, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий.
Перенос физических качеств. Между уровнями развития нескольких физических способностей существует взаимосвязь. Перенос физических способностей – процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Развитие физических способностей имеет две стратегические линии: 1) развития отстающих физических способностей («укрепления слабого звена»); 2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики, их комплексное применение в физической культуре.
Принципы развития физических способностей характеризуются формированием определенной системы физических нагрузок. Краткая характеристика педагогических принципов развития физических способностей:
1. Регулярность педагогических воздействий. В силу того, что физические способности человека развиваются в процессе деятельности, связанной с их проявлением, регулярные занятия физическими упражнениями являются необходимыми.
2. Прогрессирование и адаптационно-адекватная величина предельности при увеличении эффективности педагогических воздействий. В процессе совершенствования физических способностей нужно сочетать постепенность и предельность нагрузок.
3. Рациональное сочетание и распределение во времени педагогических воздействий различного характера. Поэтапность применения различных по величине и направленность нагрузок должна быть соблюдена и согласована в течение одного занятия и во всей системе занятий.
4. Целенаправленность и адаптивная адекватность воздействий. В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигательной деятельности.
5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Данный принцип обоснует необходимость построения действий педагога по развитию физических способностей в соответствии с уровнем возрастного развития занимающихся.
6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей. Основой развития физических способностей является некоторое опережение внутреннего развитие конкретной способности внешними воздействиями. Создается зона ближайшего развития. В отсутствии сочетания соответствия внешних воздействий с некоторым опережением над внутренними в развитии способностей образуется остановка, застой.
7. Соразмерность в развитии способностей. Данный принцип характеризуется соблюдением пропорциональности степени развития способностей на каждом возрастном этапе. Чем выше соразмерность в развитии тех или иных способностей, тем выше будет результат в отдельных упражнениях.
8. Сопряженное воздействие. Тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения.
Для совершенствования техники необходимо многократное повторение физических упражнений. Также, такое повторение способствует тренирующему воздействию на весь организм. Как уже было сказано выше, выделяются основные физические способности или же качества: силовые качества, координационные качества, скоростные качества, выносливость и гибкость. Эти качества характеризуются определенной структурой, целенаправленностью двигательных действий, особенностями мышечной координации, определенным режимам работы и затратами энергии.
При развитии физических качеств используются определенные методы:
Метод максимальных усилий – используется для развития мышечной силы. Также, для развития данного физического качества, используются методы повторных и динамических усилий, методы изометрических усилий, метод электростимуляции, «ударный метод».
Для развития физических качеств скорости используют повторный метод, метод соревнований, метод игры и вариативный (контрастный) метод.
С целью развития физического качества выносливости применяют равномерный и переменный методы, повторный и интервальный методы, метод игры и метод соревнований. Еще одним фактором выступают оптимальные режимы тренировочных нагрузок, учет медицинских противопоказаний и отслеживание динамических характеристик функционального, психического и физического состояния организма человека.
Для развития физического качества гибкости используют активные и пассивные динамические упражнения, статические и комбинированные упражнения. Данные методы обеспечиваются необходимую амплитуду движений и восстановление утраченной подвижности, полученной в результате определенного заболевания.
Развитие физических координационных способностей определяется применение большого количества метода, которые направлены на коррекцию и улучшение согласованности движений отдельных звеньев тела, разделения усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.
Процесс физического воспитания предполагает обучение различным двигательным действиям для развития способности управления своими движениями и познания закономерностей движений. Когда происходит овладение техникой двигательного действия, вначале возникает умение, а потом, умение, совершенствуясь, переходит в навык. Главным отличием умения от навыка является степень освоенности.
Двигательное умение представляет собой степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением. Двигательные умения обладают огромной образовательной ценностью, потому что задействуют активное творческое мышление, которое направлено на анализ и синтез движений.
Двигательный навык представляет собой оптимальную степень владения техникой действия, которая характеризуется автоматизированным управлением, высокой прочностью и надежностью исполнения. Двигательный навык предполагает направленность сознания на узловые компоненты действия, на восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты.
Переход от умения к навыку, эффективность процесса обучения обусловливаются рядом фактором: 1) двигательная одаренность; 2) двигательный опыт; 3) возраст; 4) координационная сложность двигательного действия; 5) профессиональное мастерство педагога; 6) уровень мотивации, сознательности, активности.
Процесс обучения двигательным действиям состоит из 3 этапов, отличных друг от друга:
Этап начального разучивания направлен на формирование основ техники изучаемого движения и на его выполнение в общих чертах. Задачами этого этапа являются: 1) формирование смыслового и зрительного представления; 2) создание двигательных представлений; 3) стремление к целостному выполнению в общих чертах; 4) предупреждение или устранение значительных искажений в технике;
Этап углубленного разучивания направлен на формирование полноценного двигательного умения. Задачами этого этапа являются: 1) уточнение действия во всех основных опорных точках; 2) стремление к целостному выполнению на основе сознательного контроля; 3) устранение мелких ошибок в технике. Важно помнить, что эти задачи могут решаться параллельно;
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования направлен на переведение двигательного умения в навык, который обладает возможностью его целевого использования. Задачами этого этапа являются: 1) стремление к стабильности и автоматизированности выполнения двигательного действия; 2) доведение до необходимой степени совершенства индивидуальных черт техники; 3) стремление выполнять двигательное действие в соответствии с требования его практического использования; 4) обеспечение вариативного использования действий. Эти задачи могут решаться и последовательно, и параллельно.
Средства и методы развития физических качеств
2. Средства и методы развития физических качеств
2.1 Средства и методы развития силы
Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:
— упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
— упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
— упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
— изометрические упражнения (упражнения статического характера).
Наиболее распространены следующие методы развития силы:
— метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);
— метод повторных усилий (или метод «до отказа») (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);
— метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).
2.2 Средства и методы развития быстроты движений
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
— метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
— игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
2.3 Средства и методы развития выносливости
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
— в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
— в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
На практике различают общую и специальную выносливость.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Для развития выносливости применяются различные методы.
— равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
— переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
— интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).
2.4 Средства и методы развития гибкости
Различают две формы проявления гибкости:
— активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;
— пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).
Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.
Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.
Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.
2.5 Средства и методы развития ловкости
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
— выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
— зеркальное выполнение упражнений;
— усложнение условий выполнения обычных упражнений;
— изменение скорости и темпа движений;
— изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
Физические качества, их характеристика. Средства и методика развития физических качеств
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Физические качества, их характеристика. Средства и методика развития физических качеств
Аннотация: В данной статье рассказывается о физических качествах человека и способах их развития.
Введение: Физическими качествами человеками обычно называют его отдельными двигательными возможностями, например: сила, ловкость, быстрота, выносливость гибкость и другие. Это все природная и генетическая сила движения, которой люди владеют с рождения.
Актуальность: Развитие своих физических качеств всегда будут актуальны для любого возраста. Кто-то перенял эти черты через своих родителей, а кто-то трудиться до получения желаемого результата. Некоторые их этих качеств могут помочь человеку в жизни и даже в непредвиденной ситуации.
Цель: Рассмотрение и понятия физических и двигательных качеств человека. Так же рассмотрим их характеристики и методы развития.
Рассмотреть и проанализировать литературу на эту тему.
Рассмотреть все возможные качеств человека.
Показать каким образом можно развить в себе то или иное качество.
Методы: Была проведена консультация с преподавателем физической культуры, рассмотрена литература и статьи на данную тему.
Основная часть: У человека физические качества притерпевают естественные изменения с возрастом и развитием организма. В спорте, люди, которые хотят достичь каких-либо вершин или заниматься этим спортом на профессиональном уровне, повышают свой уровень физических качеств на максимальный уровень. И делают это постоянно В спорте надо обладать всеми видами физических качеств и развивать их на постоянной основе. В основе всего этого лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки, которые превышают исходный уровень своей работоспособности. В результате постоянных тренировочных нагрузок в организме человека происходит очень много изменений. Определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Деятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических двигательных качеств. О способностях человека судят не только как он быстро может достигнуть каких-либо целей, но и потому, как он легко приобретает эти умения и навыки. Эти все способности результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Для того чтобы развивать двигательные способности человека необходимо использовать соответствующие физические упражнения, такие как на скорость, на силу и тд.
Теория физического воспитания выделяет 5 основных физических качеств:
Сила – это способность человека преодолевать внешние сопротивления либо противостоять ему за счет мышечных напряжений. Развитие силы происходит в процессе его жизнедеятельности, либо при занятиях физической культурой.
Для повышения силы в организме используют силовые упражнения. Рассмотрим несколько:
Упражнения с добавлением веса: гири, штанги, гантели.
Спарринг с партнерами
Природные ресурсы: Бег по песку, воде, снегу.
Так же не стоит забывать о разминке перед силовыми упражнениями.
Для повышения силы используют три метода:
1. Повторные усилия
В этом методе обычно используют простую схему повторения упражнений с тяжелыми и легкими весами.
Ее так же называют скоростной силой. Обычно эти тренировки короткие, но включают в себя тяжелый вес и быструю скорость. В эти виды входят: Прыжки и разные виды метания.
В этом виде обычно работают на максимальном уровне с большими весами: гантели, гири и т.д. Этот метод дает очень много силы.
С детьми этот метод лучше не использовать, либо при контроле тренера.
Быстрота – это качество человека которое позволяет ему выполнять движения с максимальной частотой (скоростью) за минимальное короткое время без утомления. Все это зависит от многих наследственных факторов: физической природы сигнала (свет, звук), возраста, профессии, от состояния мышечного аппарата и двигательных центров коры головного мозга. Тренировка двигательной реакции очень сложная и занимает очень много времени.
Для повышения быстроты есть несколько правил:
Работа и техника движений должна быть не сложной и хорошо изученной.
Скорость выполнения упражнения должна быть низкая, а тем быстрым. Повторять это до усталости.
Отдых между упражнениями для полного восстановления сил.
С маленькой скоростью упражнения лучше закончить.
Лучше использовать упражнения с максимальной скорости до желаемого результата.
Есть ряд требований к этому:
Скорость по окончанию занятия не должна падать.
Упражнение должно быть хорошо понято и освоено.
Для развития гибкости чаще всего используют повторяющиеся упражнения в виде наклонов сторону, вперед и назад.
Выносливость – это физическое качество, которое позволяет человеку очень долго осуществлять какую-либо деятельность без снижения ее эффективности.
Выносливость не может существовать сама по себе, человек ее приобретает после длительных тренировок, организм адаптируется к подобному состоянию.
Ловкость – это физическое качество человека, которое позволяет ему очень быстро ориентироваться в пространстве, овладевать повышенными движениями перестраиваться в соответствие с внезапно меняющейся обстановкой
Способности ловкости так же развиты у многих к ориентации в пространстве и различению динамических усилий.
Для повышения уровня ловкости используют разные методы тренировок
Повороты и вращение телом в быстром темпе
Заключение: Иметь развитые физические качества для человека является неотъемлемой частью. Особенно для тех, кто занимается или планирует заняться спортом. На развитие так же влияют два фактора: Генетическая предрасположенность или же ваша собственная инициатива вырабатывать в себе эти качества если природа не дала вам этого.
Развивать их можно так же простой утренней зарядкой, закаливанием, перестать иметь вредные привычки, прогулки перед сном и в течении дня. Все это поможет нам сохранить свое здоровье на долгие годы.
Вывод: Мы узнали, что развитие своих физических и личных качеств в спорте всегда положительно влияет на наш организм. Он будет благодарен вам за ваше трудолюбие.