современные методы обучения математике в средней школе

Современные эффективные методики преподавания математики и физики в средней школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конкурс «Образование: будущее рождается сегодня»

Номинация «Методика преподавания предмета: находки и достижения»

«Современные эффективные методики преподавания математики и физики в средней школе»

Выполнила: Чеботарева Ксения Сергеевна
учитель математики и физики
МОУ СОШ №2 имени 37 Гвардейской стрелковой дивизии Красной Армии
Московская область, городской округ Люберцы

Согласие между учителем и учеником,
легкость учения и возможность для ученика думать самому
и составляют то, что зовется умелым наставничеством…

Школа. Что такое школа в понимании учащегося? Это место, где можно найти друзей, встретить любовь, узнать что-то новое и интересное. Зачастую, дети относятся к школе как к чему-то негативному. Нужно что-то учить, что-то делать. Необходимо вставать рано, сидеть на уроках и запоминать скучную и неинтересную информацию тогда, когда в это время можно дома поспать подольше, поиграть на компьютере, погулять на улице. И только вот последний урок закончится, приходится идти домой, делать уроки (опять сидеть и что-то делать).

Нежелание детей учиться в школе объяснимо. Нет, есть дети, которые с удовольствием ходят в школу, делают домашние задания и получают от этого удовольствие. Но их, к сожалению, мало. Как же «заставить» детей полюбить школу? Полюбить учиться? В этом и заключается, на мой взгляд, основная проблема современной педагогики.

Сейчас, в эру интернета и мобильных телефонов, ребенку не нужна школа для нахождения интересной или необходимой информации. Школа воспринимается как некое необходимое условие для продвижения по жизни – получить аттестат и распрощаться с этим местом.

Я считаю, что с такой тенденцией отношения нужно что-то решать. А что можно сделать? Как учитель может повлиять на желания ребенка? Ответ напрашивается только один – заинтересовать его. Вот постепенно мы подходим, собственно, к главной теме моего рассуждения, какие же эффективные методики преподавания можно применять на уроках? Как построить урок так, чтобы ребенку было не только интересно на уроке, но он мог легко запомнить нужную и сложную информацию? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Я математику преподаю относительно недавно, 4 года. За эти 4 года я вела уроки с 5 по 9 классы. В процессе накапливания опыта, я заметила, что просто рассказать детям теорему или правило, показать, как пользоваться тем или иным свойством или формулой не эффективно. Они увидят, повторят все по алгоритму и справятся с задачей, но, как только задача будет хоть на малую толику «закавыристее», то есть, не подходящая под алгоритм, то все – сделать не получится. Собственно, на этом и построен ФГОС: дети должны разобраться в правиле сами, а не повторять алгоритмы за учителем.

Всегда на уроках математики надо задавать проблему. К примеру, относительно недавно, я в 6 классе давала тему «Длина окружности и площадь круга». Конечно, формулу для нахождения длины и площади дети сами вывести не могут, а вот столкнуться с проблемой вычисления длины и площади без нее – всегда пожалуйста.

Для этого, в начале урока, я организовала парную работу учащихся. Им были выданы деревянные круги и поставлена задача: с помощью подручных средств измерить длину окружности данного круга и вычислить его площадь.

современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школесовременные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школе

С вычислением длины окружности сложностей не возникло. Ученики без проблем, с помощью нитки и линейки справились с задачей. А вот с площадью было сложнее. В тетрадь круг не перечертишь и по клеточкам не посчитаешь. Ребята измеряли все, что только можно: и радиус, и диаметр, и, даже, толщину данного круга.

современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школесовременные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школе

Некоторые ученики пытались возвести в квадрат диаметр, или радиус, проводя аналогию с квадратом. Но все равно проблема подсчета осталась открытой. Тогда уже я остановила работу и задала вопрос – как найти длину окружности? Площадь круга? С площадью круга дети никакого общего ответа найти не смогли, а на первый вопрос мне дали однозначный ответ: обмерить ниткой и приложить к линейке. На что я поставила другую проблему: а что, если мы ищем не длину окружности небольшого круга, а длину окружности, например, круглого поля, чтобы вычислить длину забора для него? Соответственно, ответы были в меру детской фантазии.

Так, через не просто словесную постановку проблемы, а дав ребятам лично столкнуться с вопросом на практике, мы и подобрались к формулам длины и площади. Дальше я включила презентацию, рассказывающую об открытии данных формул, а на дом задала не задание из учебника, а практическую работу: найти дома любой предмет круглой формы, измерить длину его окружности и площадь круглой поверхности. Наверное, следует добавить, что ребята на следующем уроке рассказывали о длинах и площадях тарелок, кружек, стульев, и, даже раковины и коврика у двери. Так что дети не только с удовольствием поработали на уроке, но и с интересом применили полученные знания на практике.

Конечно, дать что-то в руки покрутить, попробовать измерить и так далее не всегда получается. Некоторые темы рассматриваются только теоретически, но и здесь можно проявить фантазию.
В 9-м классе у ребят возникает первое сложное для них испытание – экзамен по математике (ОГЭ). Одним из самых сложных заданий (по результатам выполнения прошлых лет) оказался номер, где необходимо соотнести графики и функции. Столько правил с этими графиками… И как же в них не запутаться? Разберем пошаговую подготовку детей к решению данного номера на экзамене.

С самого начала нужно запомнить виды возможно попавшихся функций: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность, корень. Мы на подготовке с учениками делали таблицы для каждой функции: записывали вид, функцию, суть (расскажу чуть ниже). И рассматривали «поведение» графика в зависимости от знаков коэффициентов.

Суть – это «главная мысль» функции. Грубо говоря, что происходит с х. Для линейной функции главной мыслью было, что с нашей переменной ничего не сотворили. Она не в корне, над ней нет степени, она не находится в знаменателе. Соответственно, для квадратичной функции – х в квадрате, для обратной пропорциональности – в знаменателе, и для корня – в корне. Да, возможно, глуповато отдельно проговаривать очевидные вещи, но это помогает запомнить. В последствии дети сами называли главную суть каждой функции по видам. От них лишь требовалось зрительно запомнить, как выглядит та, или иная функция.

Зрительная память – еще одна сложность современных детей. Они прекрасно помнят, как выглядит тот или иной киногерой, а вот параболу от гиперболы отличить не в состоянии. Здесь, опять же, можно подходить нестандартно.

Во-первых, мы сразу легко запомнили корень, сам вид которого напоминает график, сравните сами:

современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школесовременные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школе

Дальше легко запоминается линейная функция, прямо по названию: линейная – линейка – прямая. После этого выучили параболу и гиперболу. Здесь работает как зрительная память, так и логика. Если х в знаменателе, то и 0 не будет. А единственная «порванная» функция – гипербола. Еще одной сложной функцией стало меньше. Соответственно все строится на повторении и запоминании. На уроках мы определяли графики по функциям, восстанавливали функцию по графику. Ребятам больше всего нравились игры по командам на скорость расстановки названий и функций по графикам. Наградой для победившей команды было освобождение от домашнего задания, так что ребята трудились на славу.

Теперь перейдем к наиболее сложному заданию для учеников 9 класса в этой теме – определение знаков коэффициентов, определение смещений функции и т.п. Опять же, нужно выработать определенный рефлекс действий с такой ситуацией. Первый шаг – понять, с какой функцией мы имеем дело. А после игр на скорость, такой проблемы не возникает. Затем определить, в какой ситуации коэффициенты положительны, а в какой отрицательны. Запоминать по свойствам возрастания и убывания функций на промежутках сложно и скучно. Здесь помогает практика – потрогать, провести пальцем, и т.д.

В линейной функции просто – провели ручкой по прямой слева направо и поняли первый знак. Если ручка «едет» вниз, то «-». Если вверх, то, соответственно, «+».

С обратной пропорциональностью поступаем практически также, только прикладываем ручку по диагонали, через центр системы координат. Если ручка «смотрит» вверх, то «+», если вниз – «-».

А с параболой мы смотрели на ее «настроение». Если она нам «улыбается», то «+». Если же парабола находится «в печали», то «-»

Корень еще проще: выше оси х то «+», ниже оси – значит «-».

Соответственно второй коэффициент смотрим на пересечение оси у. Если выше 0, то «+», ниже – соответственно «-».

Еще есть одна заковырка с параболой – это определение знака перемещения по оси х. Очень сложно запомнить все хитрости и премудрости. Я, когда сама училась в школе, не могла запомнить, сложно было. Но, когда начала преподавать сама, придумала некое «правило» поведения параболы. Если парабола «в хорошем настроении» (а>0), то она с нами играет и обманывает нас (движение параболы противоположно логике знака), а если парабола «в печали» (а

Таким образом, у ребят не возникает особых сложностей с темой графиков. Я поняла, что мой метод работает, когда на пробном экзамене, проходившем в школе, учащиеся моего класса показали почти 95% выполнения задания такого типа. Молодцы!

Физику я преподаю тем более недавно, по сравнению с математикой – всего 1,5 года. Но, наглядность также играет огромную роль в понимании данного предмета. Конечно, огромным плюсом является возможность проведения различных лабораторных работ, предусмотренных программой, и не только. Здесь опять же вступает в работу фантазия педагога и умение перевести сложную тему на доступный детям язык. Также полезно сотрудничество с другими педагогами. Например, труда и технологии. Тогда можно показывать применение полученных знаний на практике дальше, чем лабораторные работы. Кроме того, ребята очень любят сами готовить уроки, разбираться в темах, показывать эксперименты.

Когда мы с учениками 7го класса прошли тему «Сообщающиеся сосуды», мы первым делом начали конструировать поилки для птиц и кормушки. Весной, когда снег растает, мы планируем провести акцию «Накорми бездомных животных». Сделать большие поилки и кормушки своими руками и расставить в местах скоплений бездомных животных (у нас около школы живет целое семейство кошек), а также развесить на деревьях для птиц. К сожалению, зимой поилки расставить не получится, по причине замерзания воды, а кормушки заносит снегом. Приходится ждать потепления. В этом нам поможет педагог по технологии (на уроках технологии ребята уже сейчас из дерева выпиливают и конструируют будущие кормушки).

Также, сотрудничество с учителем технологии помогает ребятам из 8го класса лучше понять тему «Электричество». После того, как на уроках мы прошли эту тему и проделали несколько лабораторных работ, на уроках технологии, педагог рассказывал мальчикам, как устроена проводка в доме, как можно безопасно заменить провода, поменять розетки и выключатели. Таким образом, ученики видят не только теоретическую часть физики и специальную практическую часть предмета, а и реальное применение полученных знаний в повседневной жизни.

Еще очень полезно на уроках физики, вне задуманных авторами учебников лабораторных работ проводить предварительные лабораторные работы по будущей теме. Не рассказывать ребятам физические законы, а чтобы они делали работу и строили гипотезы по проведенной работе, а потом уже педагог объясняет, где они были правы, а где нет. К примеру, можно рассмотреть тему «Маятники» в 9 классе начав с практической работы. Ребятам нужно установить закономерности колебаний в зависимости от массы груза и длины подвеса. Они могут лишь замерить время колебаний и посчитать их количество. Учащиеся 9 класса с удовольствием провели эксперимент и вывели зависимости (частота и период колебания зависит от длины повеса и не зависит от массы груза). Один из учеников признался, что если б не увидел это собственными глазами, то никогда бы не поверил в такую закономерность.

Более старшие ученики (10-11 классов) очень любят строить и проводить уроки самостоятельно. Практически после каждого урока у меня собирается очередь из желающих поработать самим. Причем главный смысл их работы сводится к простому и доступному объяснению материала как одноклассникам, так и более младшим товарищам.

современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школесовременные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школе

А, иногда, и старшим. Так, ученица 9 класса подготовила презентацию о планетах Уран и Нептун и провела урок по астрономии в 11 классе.

современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть фото современные методы обучения математике в средней школе. Смотреть картинку современные методы обучения математике в средней школе. Картинка про современные методы обучения математике в средней школе. Фото современные методы обучения математике в средней школе

В конце своей работы и своего небольшого рассуждения/демонстрации опыта, хочу сказать следующее: работа педагога – это призвание. Самое главное – найти общий язык с ребятами, найти к ним подход. И, конечно, успех работы – наглядность, простота и возможность «потрогать» объект изучения. Очень помогают презентации, видео-ролики в конструировании уроков. Если уроки проходят на ура, с детьми полное взаимопонимание, то и они рады ходить на уроки и стараются порадовать педагога хорошими успехами в учебе и прочими «приятностями»

Источник

Современные формы и методы преподавания математики

Цель современного урока — формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.

Основные задачи современного урока:
— личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
— социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
— общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
— интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
— коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский

Принципиальным отличием современного подхода к урокам является ориентация на результаты освоения образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. И сегодня я приглашаю вас вместе поразмышлять над вопросами: Каковы плюсы и минусы традиционного урока?
Предлагаю познакомится с утверждения и поставить + и –
Плюсы и минусы традиционного урока.
+ Организация урока проста, время не меняет лучшее в уроке.
— Высокая утомляемость учителя, т.к. большую часть урока проводит сам учитель. Надоедает бесконечное повторение с целью лучшего усвоения готового материала.
+ Со средним учеником работать проще. Все нормы чётко расписаны.
— Много учеников в классах, непонимание требований учителя, несоответствие нормативных документов и учебников, программ.
Послушаем ваши примеры.
? Что бы вы хотели взять из традиционного урока в современный урок?
? От чего вы хотели бы навсегда отказаться?
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

В чем же новизна современного урока математики?
Теперь же нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот, – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Приёмы создания мотивации (вопрос к слушателям)
1) связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;
2) показ недостаточности имеющихся знаний;
3) создание проблемной ситуации;

Пример. 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии».
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: «Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. Впоследствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?».
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) · 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства;
5) экскурсы в историю;
6) использование сравнений;
7) привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
8) использование игровых ситуаций и др.
9)Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
 Пример. 5 кл. Тема «Длина окружности»
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πD, D это диаметр окружности.
Вопрос: а что же такое π?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1. Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.
С1 С2 С3 С сред. D π

2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3. Найдите значение π, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.
4. Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.
Полученные значения π
1 пара 2 пара 3 пара

среднее арифметическое = (1 пара +2 пара +3 пара):3 Значение π от 3,1 до 3,2
π это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
π=3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно».
В дальнейшей работе мы будем использовать значение π =3,14.
Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли желаемый результат. Проблема решена.
Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать исследовательскую компетентность.

В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности:
— групповые (для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);
— коллективные (это самая сложная форма организации деятельности учащихся; она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга; типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава);
— парные (это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один).
Групповая форма работы имеет множество, как плюсов, так и минусов. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых методик на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Хочу поделиться опытом использования на уроках технологии групповой работы. Эта технология позволяет не только успешно усваивать учебный материал, но и развивать коммуникативные навыки, дает возможность детям учить и слушать одноклассников, работать в коллективе. Используя данную технологию, педагог достигает главной цели.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы и минусы групповой работы. (предложить выполнить слушателям задание 2)
Плюсы:
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
2. Учитывать особенности состава группы.
3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
4. Распределять роли между участниками группы.
5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Виды групповой работы.
Назову несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.
• Работа в парах.
• Мозговой штурм.
• Игра «Продолжи».
• Охота за сокровищами.
• Снежный ком.
• Мозаичная группа или Пазлы.
• Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Мозговой штурм.
• Используется для генерации идей.
• Соблюдается жесткий регламент.
• Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
• После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
• сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
• воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
• уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
• исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
• оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
• нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
• нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
• не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
• и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
• задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
• задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
• задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В средних и старших классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Критерии эффективности групповой работы. (Приложение 1)

Советы учителю.
В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:
• нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
• следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
• групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
• нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
• нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Рефлексия
Вернемся к началу занятия.
28k + 30n + 31m = 365
Кто увидел? Кто догадался? Кто решил?
“Смотреть – не значит видеть!”
Ответ: 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365.

Заключение
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме.
Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.
Изменилась стратегия обучения.
На смену девизу
«Прочитай, запомни, перескажи»
пришел девиз
«Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».
Рождение урока – чёткое определение конечной цели:
• чего учитель хочет добиться;
• что поможет учителю в достижении цели;
• как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Новым при рождении урока является определение ожидаемых результатов.
Современный учитель – это учитель, открытый новшествам, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным.
Современный учитель – это учитель, мотивированный на работу с обучающимися, относящийся к своей работе как к призванию, способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.
Современным урок делает только заинтересованный учитель.
Я надеюсь, что информация и полученные умения будут вам полезны и пригодятся в работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *