современные методы обучения иностранному языку в вузе
Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Дата публикации: 24.05.2016
Статья просмотрена: 15310 раз
Библиографическое описание:
Худайберганова, Эркиной. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе / Эркиной Худайберганова, Б. М. Гулиметова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10430/ (дата обращения: 10.11.2021).
Потребности нашего государства в высококвалифицированных специалистах, способных к установлению деловых контактов и делового сотрудничества с иностранными партнерами, специалистах, владеющих иностранным языком на профессиональном уровне, находят отражение в рабочих учебных программах вузов страны.
Иностранный язык сегодня является не просто частью культуры определенной нации, но это и залог успеха, будущей удачной карьеры студентов. Достижение высокого уровня владения иностранным языком невозможно без фундаментальной языковой подготовки в высшей школе. В большинстве вузов страны студенты овладевают крайней мере два иностранных языка.
Преподавателю важно знать новейшие методы преподавания иностранного языка, специальные учебные техники и приемы, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей, интересов студентов. Ведь методы обучения не являются, какими простыми «алгоритмизированной единицами», их рациональное и мотивированное использование на уроках иностранного языка требует креативного подхода со стороны преподавателя, ведь «педагогика является наукой и искусством одновременно, поэтому и подход к выбору методов обучения должна основываться на творчестве педагога».
Целью данной статьи является обзор современных тенденций развития методов преподавания иностранных языков в высшей школе. Что же вкладывают ученые в понятие «метод»?
Методы обучения — это «упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное развитие обязательств учебно-воспитательных задач». Метод обучения выступает «инструментом деятельности учителя для выполнения руководящей функции — обучение».
Реализация метода обучения осуществляется через использование ряда приемов обучения, различных подходов и рабочих техник. «Приемы обучения — совокупность конкретных учебных ситуаций, способствующих достижению промежуточной (вспомогательной) цели конкретного метода». К сожалению, в преподавательской практике преподаватели иностранных языков часто применяют проверенные временем стандартные учебные методы. Иногда процесс преподавания языка, как это ни прискорбно, продолжает оставаться «несколько осовремененным вариантом» грамматико-переводного метода. Требования же к уроку иностранного языка со временем меняются, разрабатываются новейшие методы обучения. На современном этапе развития науки в Узбекистане можно определенно сказать, что времена, когда достаточным доказательством освоения языка было умение переводить с иностранного языка и наоборот адаптированных, неаутентичного текстов уже прошли.
Сегодня происходит реформирование учебного процесса в вузах Узбекистане в соответствии с общеевропейскими требованиями к качеству образования: информатизация образовательного пространства, интеграционные процессы в современной отечественной образовании, налаживания вузами сотрудничества с европейским учебными заведениями в сфере учебной и научной деятельности, студенческие международные обмены, возможность получения второго высшего образования и обучение по магистерским программам за рубежом.
В условиях реформирования высшей школы должны меняться также и образовательные технологии преподавания иностранных языков. Само языковое образование тоже постепенно модернизируется путем внедрения модульно-рейтинговой системы обучения иностранным языкам, междисциплинарная интеграция, демократизация и экономизация образования вызывает к жизни инноваций составляющие преподавания иностранных языков.
Все это ставит к преподаванию и преподавателя иностранного языка в вузах новые требования.
Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами коммуникативными компетенциями, которые позволят реализовать их знания, умения, навыки для решения конкретных коммуникативных задач в реальных жизненных ситуациях. Иностранный язык выступает как средство коммуникации, общения с представителями других наций, так что в образовании продолжает развиваться и в дальнейшем культурологический или интеркультурный подход в обучении в рамках концепции «диалога культур», с целью формирования полимерной грамотности студентов.
Итак, по моему мнению, в современном вузе не должно быть места для таких процессов, как зазубривание, бездумное заучивание текстов на иностранном языке, не имеющие практической ценности для будущей жизнедеятельности студентов. Студенты должны быть подготовлены на основе качественного современного аутентичного учебного материала к сознательному использованию иностранного языка в дальнейшей жизни и работе. Ведь хорошее знание иностранных языков сейчас и будет продолжать оставаться в дальнейшем одним из ведущих требований работодателей.
В этом плане именно на вузы возлагается ответственность в качественном обеспечении студентов комплексом языковых знаний, умений, навыков, это требует, прежде всего, от учебного заведения систематически создавать условия для повышения квалификации своих педагогических работников, обеспечить заведение надлежащей материально-технической базой.
Качественная языковая подготовка студентов невозможна без использования современных образовательных технологий. Современные технологии в образовании — это профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, занятость в обучении, применение информационных и телекоммуникационных технологий, работа с учебными компьютерными программами по иностранным языкам (система мультимедиа), дистанционные технологии в обучении иностранным языкам, создания презентаций в программе PowerPoint, использование ресурсов интернета, обучения иностранному языку в компьютерной среде (форумы, блоги, электронная почта), новейшие тестовые технологии (создание банка диагностических материалов по курсу учебного предмета «Иностранный язык» для проведения компьютерного тестирования с целью контроля ЗУН студентов).
На данном этапе развития методической науки основными методами обучения иностранным языкам является коммуникативный и конструктивистский методы.
Учебная цель: овладение коммуникативной компетенцией.
Учебное содержание: тексты должны показывать конфликты, которые побуждают студента к высказыванию собственного мнения. Управление обучением осуществляется не через грамматику, а направляется коммуникативными интенциями (намерениями). Студент оказывается в центре обучения.
Языковая плоскость: доминирование языковой выработки над языковой правильностью, корректностью, ошибки допускаются. Язык становится средством коммуникации.
Упражнения: упражнения коммуникативного направления. Студенты учатся «коммуникации в процессе самой коммуникации. Следовательно, все упражнения и задания должны быть коммуникативно оправданными дефицитом информации, выбором и реакцией».
Преимущества метода: студенты совершенствуют навыки устной речи, преодолевается страх перед ошибками.
Недостатки метода: не предоставляется должного внимания качеству языка, коммуникативная компетенция довольно быстро достигает своих пределов.
Конструктивистский метод.
Учебная цель: в основе метода находится собственно активное обучение студентов. Задача преподавателя не научить, а способствовать учебному процессу. Урок выступает ориентированным на действие. Учебное содержание: близость к действительности студентов, студентов побуждают самостоятельно конструировать свои знания (например, в рамках проектной деятельности).
Языковая плоскость: как можно шире.
Упражнения: продуцирование языка находится в центре обучения. Преимущества метода: подготовка студентов к реальной жизни, реальным жизненным ситуациям.
Недостатки метода: на современном этапе еще не проявились достаточно четко.
Примером конструктивистского метода может служить проектное обучение.
В методике различают традиционные и альтернативные методы обучения. Под понятием альтернативные методы группируется целый ряд различных подходов, приемов, способов передачи языка. Существуют такие альтернативные методы, как метод полной физической реакции (Total Physical Response), суггестивный метод, драматико-педагогический метод, молчаливый метод, групповой метод.
К инновационным методам обучения можно отнести: обучение с компьютерной поддержкой (CALL), метод сценария (story line method), метод симуляций, метод карусели, метод обучения по станциям, метод групповых пазлов, метод ролевой игры, метод «Кейс-стади» (работа над проблемными ситуациями, студенты рассматривают проблему, анализируют ситуацию, представляют свои идеи и варианты решения проблемы в ходе дискуссии).
Методсценария (story line method).
Данный метод основан на сочетании запланированных учебных смыслов — например, магазины-товары-продажа — с интересами и идеями учеников. Получая «импульсы» от учителя (так называемые ключевые вопросы), ученики делают свой вклад в создание истории. Этот метод обходится без текстовых учебников. Речь идет о креативном планировании, подборе гипотезы, переживаниях, систематизации и презентации работы. Спроектированная история содержит также элементы из драмы и ролевой игры. Учитель задает лишь рамки действия и представляет отдельные эпизоды. Ученики ставят свои вопросы и находят сами на них ответы.
Проектное обучение.
Организация урока как работы над проектом.
Признаки проектного метода:
− Ориентация на действие
− Ситуативная направленность, соотнесенность с реальной жизнью
− Интердисциплинарность (межпредметные проекты)
− Целостность — проект рассматривается как целое
− Ориентированность на продукт, результат.
Традиционно выделяют следующие основные фазы проекта:
Метод обучения по станциям.
Учебная техника, при которой студенты выполняют работу над учебным материалом, который упорядоченный в виде станций (студенты получают рабочие планы с обязательными и выборочными задачами). При обучении по станциям у учащихся есть возможность выбора по распределению времени, последовательности выполнения задач и социальной формы, используемый (индивидуальная работа, парная работа, групповая работа).
Таким образом, студенты при использовании данного метода учатся планировать свое время, учатся самооценке, анализа собственного учебного успеха, планированию и проведению этапов работы. Работа по станциям позволяет осуществлять дифференциацию по способностям, интересам студентов, по степени сложности задачи.
Метод симуляций.
Особенно в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей вузов можно с успехом применять метод симуляций. В кибернетике данный термин используется для моделирования и имитации реальности.
В обучении речь идет о различных симуляционных бизнес-играх, которые предоставляют студентам возможность отрабатывать свои навыки, применять знания с целью решения той или иной задачи в так называемом «безопасном среде», которое имитирует реальные ситуации, например, в бизнесе, в работе в компании.
Симуляция предоставляет возможность студентам попробовать себя в определенной роли — руководителя, президента компании, дает возможность исследовать систему работы данного предприятия. Перед участниками игры ставят определенные задачи — достичь прироста прибыли фирмы, заключить договор, выгодно продать акции компании и тому подобное.
Симуляции характеризуются высокой степенью заинтересованности участников, вполне погружаются игру, воплощаются в свою роль, болеют за результат работы, поскольку от командного духа, скорости принятия решений зависит общий результат игры.
Благодаря симуляции формируется навык стратегического планирования студентов, развивается умение работать в команде, проводить переговоры, убеждать делового партнера. Симуляции упорядочивают знания учащихся, готовят их к необходимости принятия в будущей деятельности быстрых и мотивированных бизнес-решений.
Существуют компьютерные симуляции, где участники работают с компьютерной программой, управляют мнимой компанией и настольные симуляции, где участники, компании, предприятия «существуют» в виде фишек, карт.
Метод ролевой игры.
Ролевая игра является активным методом обучения, средством развития коммуникативных способностей студента. Ролевая игра связана с интересами студентов, является средством эмоциональной заинтересованности, мотивации учебной деятельности. Ролевая игра выступает активным способом обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра помогает преодолеть языковые барьеры студентов, значительно повышает объем их речевой практики. Это обучение в действии.
Существует большое количество форм, типов ролевой игры на уроках иностранного языка. Так, например, можно использовать ролевую игру «На собеседовании», где студенты берут на себя роль работодателя и работника.
Из всего выше сказанного, следует сделать вывод, что для преподавателя сегодня важно постоянно совершенствовать свои знания о методах обучения иностранным языкам, внедрять в свою преподавательскую практику новейшие образовательные концепции, идти в ногу со временем.
Похожие статьи
Использование методов проблемного обучения иностранному.
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной.
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент.
Современные методы и технологии преподавания иностранных. иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык.
Инновационные методики обучения иностранным языкам
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Метод проектов как эффективный метод преподавания.
Применение активных и интерактивных методов обучения на.
Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.
Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.
Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку.
Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе
Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей.
Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному. У студента формируется умение ответить на вопрос партнера и развить свою мысль.
Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения.
иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.
Проблемы обучения языку специальности студентов.
Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей представляет собой одну из актуальных задач современной методической науки.
Подходы и методы преподавания английского языка: устный.
язык, устный подход, ситуативное обучение, английский язык, аудиоречевой метод, навык, иностранный язык, преподавание языка, обучение, аудиоречевой подход.
Похожие статьи
Использование методов проблемного обучения иностранному.
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной.
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент.
Современные методы и технологии преподавания иностранных. иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык.
Инновационные методики обучения иностранным языкам
иностранный язык, ролевая игра, метод обучения, студент, высшая школа, обучение, метод симуляций, конструктивистский метод, интерес студентов, язык. Метод проектов как эффективный метод преподавания.
Применение активных и интерактивных методов обучения на.
Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.
Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.
Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка. Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку.
Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе
Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей.
Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному. У студента формируется умение ответить на вопрос партнера и развить свою мысль.
Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения.
иностранный язык, группа, студент, метод обучения, активное обучение, сотрудничество, работа, обучение, учащийся, групповая работа.
Проблемы обучения языку специальности студентов.
Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей представляет собой одну из актуальных задач современной методической науки.
Подходы и методы преподавания английского языка: устный.
язык, устный подход, ситуативное обучение, английский язык, аудиоречевой метод, навык, иностранный язык, преподавание языка, обучение, аудиоречевой подход.
«Современные методы обучения иностранному языку».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Одной из центральных проблем в современной методике преподавания иностранного языка является проблема повышения эффективности обучения.
Интенсификация обучения иностранному языку предполагает использование современных форм и средств обучения, применение в преподавании новых методов познания: использование компьютеров, аудио, видео и электронно-вычислительной техники.
Требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с привычной передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Итак, цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться»
Анализ методической литературы по данному вопросу показывает, что возрос интерес к методам обучения коммуникативной деятельности, формированию у учащихся навыков аудирования и говорения. Таким образом, коммуникативная методика является на сегодняшний день наиболее популярной и эффективной в обучении иностранному языку.
Коммуникативная методика это соединение традиционного и интенсивного методов, но с рядом своих особенностей. Данный метод помогает преодолеть языковой барьер, избавляет человека от боязни говорить на чужом языке. На занятиях учащиеся имеют возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях.
Коммуникативный метод развивает все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика изучается в процессе общения на языке: ученик сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбирать, что они из себя представляют в смысле грамматики. Занятия проходят в раскрепощенной обстановке. Общение происходит только на иностранном языке.
Новые правила, слова объясняются преподавателем только при помощи знакомой лексики, грамматических конструкций, жестов, мимики, рисунков и прочих наглядных пособий.
Формирование навыков проходит несколько стадий:
1. усвоение стандартных навыков;
2. автоматизация их применения;
3. развитие умений в свободных ситуациях общения.
Актуальные методы преподавания.
Очень актуальны на сегодняшний день информационные технологии. Компьютеры, электронные материалы, учебники, энциклопедии позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы. Обучающиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей студентов: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет.
Интерактивные методы обучения.
В отличи и от традиционных методик, где преподаватель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель в данной ситуации – активный помощник. Усвоение реалий – вот что дают интерактивные формы обучения.
Но главное – развить способности студента, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Применение тестов в процессе обучения.
Использование тестов является перспективным средством обучения в вузе, поскольку применение персональных компьютеров позволяет автоматизировать процесс обработки результатов и сократить временные затраты на проверку решений. В системе подготовки специалистов тесты выполняют следующие функции: информационные, деятельностные, контролирующие, актуализирующие, диагностирующие, развивающие, учебно– тв орческие и учебно–тренировочные. Непосредственным результатом практических занятий по разработанной методике тестирования является формирование умений: уяснять точный смысл темы; применять материал к конкретным отношениям; правильно определять характер и структуру темы.
Разнообразие современных педагогических технологий помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, повысить мотивацию и обеспечить дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся.
Ярким примером сочетания сразу нескольких педагогических технологий — таких, как проблемное обучение, метод проектов, работа в сотрудничестве, является сюжетно-ролевая (творческая) игра. В Новом словаре методических терминов и понятий под редакцией Азимова Э.Г и Щукина А.Н. дается следующее определение ролевой игры: «Ролевая игра — форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой ролевой игры и ролями учащихся»
Одной из самых интересных является ролевая игра проблемной направленности, где участникам предстоит решить некую проблему, столкнуться с конфликтом интересов, целей, точек зрения, критическим осмыслением поставленной задачи. Е.С. Полат выделяет характерные признаки ролевых игр проблемной направленности: 1) обязательное наличие проблемной ситуации; 2) заранее подготовленный сценарий (сюжет) ролевой игры; 3) наличие и распределение ролей (каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду); 4) наличие общей цели у коллектива; 5) коллективное принятие решений участниками игры; 6) многоальтернативность решений. Ролевая игра мобилизует всех обучающихся независимо от языковой подготовки, в ходе игры появляется увлеченность процессом, раскрывается творческий потенциал, снимается языковой барьер в непринужденной обстановке, каждый участник ощущает свою значимость и проявляет активность, что, безусловно, создает благоприятную психологическую ситуацию. Первоочередным становится необходимость решения поставленной проблемы, и иностранный язык и общение на нем превращаются в реальное средство достижения цели игры.
Линия УМК «Английский в фокусе» придерживается коммуникативной направленности в обучении английскому языку, органично осуществляется обучение всем видам речевой деятельности, ярко выражен деятельностный, личностно-ориентированный характер в обучении. Аутентичность текстов и включенность родного языка и социокультуры позволяют активизировать знания лексики и грамматики в реалиях повседневной жизни. Наиболее ярко, на мой взгляд, это отражается в разделе «Фокус на Россию», который позволяет строить обучение таким образом, чтобы обучающийся, сравнивая и анализируя материал, мог сопоставлять и проводить параллели между историческими фактами и культурными реалиями изучаемого иностранного и родного языка. Принимая во внимание тот факт, что проведение урока в форме игры — это всегда увлекательно, оживленно и захватывающе, то многие разделы УМК «Английский в фокусе» можно использовать для проведения сюжетно-ролевых игр проблемной направленности с элементами профориентации, что сейчас представляет большую актуальность и значимость. Примеряя на себя ту или иную роль, обучающийся ненавязчиво знакомится с профессией, ее спецификой, самостоятельно анализирует и осознает возможность реализации именно в этой отрасли, достаточно ли его характер и способности подходят для нее, осуществляет слаженную работу в команде на благоприятной соревновательной основе, принимает конструктивное решение заданной проблемы, что помогает ему понять насколько правильным и подходящим для него будет выбор такой профессии.
Список использованной литературы: 1. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина «Современные педагогические иинформационные технологии в системе образования»: Учебное пособие. — М.: Академия, 2007. 2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. «Новый словарь методических терминов и понятий», М.: Икар, 2009. 3. Соловова Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов иучителей», 4-е издание, М.: Просвещение, 2006. 4. Титаренко Н.В. «Методика организации ролевых игр проблемной направленности при дистанционном обучении иностранным языкам: на материале английского языка», М.: МГОУ, 2007. 5. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. 6. Ю. Ваулина, О. Подоляко УМК «Английский в фокусе», 5–9классы, М.: Просвещение, 2017.